|
2013. т. 8. №1
Тема номера: Тенденции развития высшего образования
|
От редактора
Методология многомерного ранжирования: возможности комплексной оценки деятельности вузов
|
8–30
|
Аржанова Ирина Вадимовна -к.т.н.,Исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров, 123022, Россия, Москва, 1905 года, 7-1; E-mail: arzhanova@ntf.ru Барышникова Марина Юрьевна - к.п.н., Заместитель Исполнительного директора Национального Фонда подготовки кадров, 123022, Россия, Москва, 1905 года, 7-1; E-mail: baryshnikova@ntf.ru Жураковский Василий Максимилианович - д.т.н.,научный консультантНационального фонда подготовки кадров, 123022, Россия, Москва, 1905 года, 7-1; E-mail: zhurakovsky@ntf.ru Заварыкина Любовь Валерьевна – MEd, м.н.с., Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: lzavarylina@hse.ru Лазутина Ирина Викторовна – M.Sc in Cultural Management, м.н.с., Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: Ilazutina@hse.ru Ларионова Марина Владимировна –д.полит.н., директор Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, д. 20; E-mail: larionova@hse.ru Лопатина Анастасия Сергеевна – M.Sc in Political Economy, стажер-исследователь Американо-российской программы партнерства для развития гражданского общества Фонда «Евразия», 1350 Connecticut Avenue, NW, Suite 1000, Washington, DC 20036, USA; Е-mail: alopatina@eurasia.org Нагорнов Виталий Александрович – директор научно-исследовательского Центра содействия международному развитию Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20, E-mail: vnagornov@hse.ru. Перфильева Ольга Владимировна - к.соц.н., директор Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: Perfilieva@hse.ru Аннотация
Представляем вашему вниманию проект модельной методологии многомерного ранжирования российских вузов, разработанной и апробированной в рамках проекта «Разработка и апробация модельной методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования», осуществленного Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки РФ в 2011-2013 гг. Апробация методологии состоялась в 2012 году, участниками эксперимента стали более 100 российских вузов (федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, вузы, получившие гранты Министерства образования на разработку программ развития, и другие). В статье описывается подход многомерного ранжирования, позволяющий наиболее точно оценить отечественные вузы с учетом их разнообразных миссий и функций. В рамках методологии выделяется 5 направлений оценки деятельности вузов: научно-исследовательская деятельность, обучение и преподавание, международная деятельность, трансфер знаний и взаимодействие с регионом. Авторы также подробно рассматривают систему индикаторов, позволяющих оценить деятельность вузов как внутри отдельного направления, так и в целом. В статье обсуждаются используемые методы построения ранжирования вузов (агрегирование, нормирование, ранжирование). Показано, что нормирование к референтному значению и линейное агрегирование являются наиболее оптимальными методами построения ранжирования вузов. Авторами делается заключение о том, что разработанная модельная методология ранжирования может быть использована как для реализации комплексного анализа и оценки деятельности вузов, учитывающей многообразие национальной системы высшего образования, так и для продвижения российских вузов в глобальное образовательное пространство. Методология может служить инструментом оценки и сравнения вузов между собой, повышения их конкурентоспособности и стратегического развития. |
|
31–59
|
Заварыкина Любовь Валерьевна – MEd, м.н.с., Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: lzavarylina@hse.ru Лазутина Ирина Викторовна – M.Sc in Cultural Management, м.н.с., Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: Ilazutina@hse.ru Ларионова Марина Владимировна – д.полит.н., директор Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», директор международных программ Национального фонда подготовки кадров, 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: mlarionova@hse.ru Лопатина Анастасия Сергеевна – M.Sc in Political Economy, стажер-исследователь Американо-российской программы партнерства для развития гражданского общества Фонда Евразия, 1350 Connecticut Avenue, NW, Suite 1000, Washington, DC 20036, USA; Е-mail: alopatina@eurasia.org Нагорнов Виталий Александрович – PhD in Economics, к.э.н., директор научно-исследовательского Центра содействия международному развитию Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: vnagornov@hse.ru Перфильева Ольга Владимировна - к.соц.н., директор Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: Perfilieva@hse.ru. В предлагаемой Вашему вниманию статье анализируются итоги апробации модельной методологии ранжирования российских вузов, разработанной в рамках проекта НФПК «Разработка и апробация модельной методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования», реализуемого Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки РФ в 2011-2013 гг. Авторы рассматривают методологические аспекты проведения ранжирования, описывают используемые инструменты, процедуры сбора и обработки полученных в ходе апробации методологии данных, выделяют группы университетов (лидеры, конкуренты и догоняющие) и их ключевые характеристики, выявленные в результате ранжирования, а также обсуждают возможные направления развития системы образования РФ на современном этапе. В ходе апробации было выявлено, что национальные исследовательские университеты лидируют по пяти направлениям деятельности (научно-исследовательская деятельность, обучение и преподавание, международная деятельность, трансфер знаний и взаимодействие с региональными стейкхолдерами) в исследованной выборке вузов. Помимо этого апробация модельной методологии продемонстрировала, что наименее высокие результаты российские вузы демонстрируют по таким направлениям оценки как научно-исследовательская и международная деятельность. Показано, что детальный анализ результатов ранжирования позволяет сформировать рекомендации по дальнейшему развитию вузов. Также в статье обсуждаются перспективы использования модельной методологии и возможные пути ее совершенствования. Так, методология многомерного ранжирования может быть использована для комплексного анализа и оценки деятельности вузов, учитывающей многообразие национальной системы высшего образования, с целью сравнения, бенчмаркинга, повышения конкурентоспособности, планирования и стратегического развития российской системы высшего образования. |
|
60–79
|
Заварыкина Любовь Валерьевна – MEd, м.н.с., Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: lzavarylina@hse.ru Лазутина Ирина Викторовна – MSc in Cultural Management, м.н.с. Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: Ilazutina@hse.ru Перфильева Ольга Владимировна - к.соц.н., директор Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: Perfilieva@hse.ru Аннотация
В 2012 г. состоялась апробация модельной методологии многомерного ранжирования российских вузов, разрабатываемой в рамках проекта «Разработка и апробация модельной методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования», осуществленного Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки РФ в 2011-2013 гг. В ходе апробации было произведено пилотное обследование более 100 российских вузов по выработанной системе индикаторов. Параллельно собирались и систематизировались комментарии, замечания и предложения в отношении разработанного инструментария, методов сбора и обработки данных, способов представления результатов ранжирования, используемой системы индикаторов. Отношение к разработанной системе высказывалось участниками апробации в процессе заполнения опросников, в ходе экспертных семинаров и конференций, предусмотренных в рамках проекта. Несмотря на высокий уровень транспарентности проекта в целом, участия в нем экспертного сообщества и включенности в разработку самих вузов, требовалось получить дополнительную качественную оценку будущих потребителей результатов многомерного ранжирования вузов. Специально для этого была разработана программа социологического исследования, предусматривающая проведение экспертного опроса основных стейкхоледров на основе серии интервью и фокус-групп. В статье представлены основные результаты опроса экспертов «Отношение, потребности и ожидания потребителей модельной методологии многомерного ранжирования российских вузов». Опрос экспертов - одна из составляющих процесса апробации модельной методологии многомерного ранжирования российских вузов, его результаты стали важным источником для совершенствования системы комплексной оценки деятельности российских вузов. |
Третья роль университетов
|
80–86
|
Михайлова Евгения Исаевна,член-корреспондент РАО, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, ректор Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Амосова, 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Белинского, 58; E-mail: rector-svfu@ysu.ru Предлагаемая Вашему вниманию статья содержит взгляд ректора СВФУ на перспективы развития Северо-Восточного федеральногоуниверситетаимени М.К. Амосова и его роль в регионе. Автором раскрыты миссия университета, описаны цели и задачи его развития. Обсуждаются возможные пути решения возникающих перед университетом вызовов. Автор особое внимание уделяет развитию научно-образовательного потенциала вуза. Становление современного университета, отвечающего мировым стандартам, - длительный процесс, требующий укрепления ресурсной базы, усиления сотрудничества с ключевыми партнерами, обновления содержания образовательных программ, поддержки и развития кадрового потенциала, создания адекватной инфраструктуры и формирования эффективной организационной структуры университета. Стратегическая цель СВФУ – к 2020 году стать признанным на российском и международном уровнях современным научно-образовательным и культурным центром Северо-Востока России с развитой инновационной, научно-образовательной и социально-культурной инфраструктурой, осуществляющим качественную подготовку высококвалифицированных кадров, способных обеспечить разработку наукоемких технологий и модернизацию отраслей экономики и социальной сферы региона. В 2010-2012 гг. университет динамично развивался по всем основным направлениям: исследовательскому, образовательному, международному и социальному. Была решена основная задача первого этапа становления и развития СВФУ - создание системы стратегического планирования и мониторинга научного и образовательного процесса, переход на уровневое образование как основы динамического развития университета и формирования на его базе ведущего научно-образовательного и консалтингового центра Северо-востока России. Впереди еще много работы. Говорят, чтобы создать лучшее будущее, надо его вообразить и сотворить. Думаю, мы сможем. Ведь у нас столько друзей и помощников, добровольных советников и консультантов. |
|
87–99
|
Саввинов Василий Михайлович – к.пед.н., директор Департамента стратегического развития Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Белинского, 58; E-mail: dagasia@mail.ru Стрекаловский Василий Николаевич – руководитель Центра мониторинга и оценки развития высшего образования Департамента стратегического развития Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Белинского, 58; E-mail: dsr_svfu@mail.ru Аннотация
На основе анализа предварительных результатов комплексных исследований, проведенных Северо-Восточным федеральным университетом имени М.К. Аммосова, представлены подходы к учету интересов и требований стейкхолдеров в управлении развитием образования. На примере федеральных университетов показано, что решение задач инновационного развития, учет требований и интересов основных групп стейкхолдеров предполагает значительные институциональные изменения и трансформацию роли вузов в развитии региона. Основываясь на результатах реализованных в республике проектов: “Анализ и оценка роли и потенциала Северо-Восточного федерального университета имени М.К. Аммосова в региональном развитии”, «Оценка состояния региональной системы образования Республики Саха (Якутия) и прогнозирование её развития с учетом различных сценариев», и «Прогноз и сценарии развития высшей школы в России – института, интегрирующего науку, образование и инновации, в горизонте до 2030 года, как основа государственной политики в образовании, научно-технической и инновационной сфере», авторы выделяют основные группы стейкхолдеров (внешние и внутренние) и приходят к выводу, что учет их интересов и требований позволяет университетам получать устойчивые конкурентные преимущества и реализовать свою социальную функцию. Анализ деятельности восьми федеральных университетов показывает, что они могут стать социально значимыми интеллектуальными центрами обсуждения проблем развития регионов, институтами междисциплинарного и широкого общественного диалога и центрами долгосрочного прогнозирования. Однако решение этих задач требует создания особых структур на университетском уровне, которые бы смогли собирать и анализировать информацию о потребностях основных групп стейкхолдеров. |
|
100–114
|
Перфильева Ольга Владимировна - к.соц.н., директор Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: Perfilieva@hse.ru Аннотация
В статье представлена методология комплексного исследования по оценке роли вузов в региональном развитии, адаптированная для изучения опыта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в содействии развитию регионов Дальневосточного федерального округа. В целях исследования для систематизации и последующей оценки опыта СВФУ в содействии региональному развитию были выделены три ключевых направления, в которых роль университета может быть наиболее заметна: инновационное, научно-образовательное и социо-культурное развитие. Данные направления соответствуют функциям, которые призваны выполнять федеральные университеты, и соотносимы с основными направлениями, в которых ожидается прогресс регионов Дальневосточного федерального округа. В ходе исследования был проведен анализ состояния социально-экономического развития территории ДВФО и реализации Программы развития СВФУ, осуществлен синтез результатов, сформулированы предложения по проведению оценки потенциала вуза в развитии территории. В целях исследования разработан инструментарий для анализа реализации Программы развития университета с точки зрения эффективности полученных результатов для достижения целей развития территории ДВФО. Полученные результаты носят прикладной характер и могут быть использованы для разработки концепции позиционирования университета как агента инновационного развития территории, развития «платформы взаимодействия» университета с региональными стейкхолдерами для содействия развитию территории; внесения корректив в программу развития с более точным учетом потребностей территории на основе выявленных конкурентных преимуществ университета в научно-исследовательской и образовательной деятельности, а также в части реализации университетом социальной функции. Проведенное исследование закладывает основу для дальнейшего изучения потенциала университета в продвижении своих возможностей для более эффективного содействия развитию территории. Исследование проведено в рамках проекта «Анализ роли СВФУ в развитии территории на основе методики ОЭСР, адаптированной для российских вузов, с целью выработки предложений по оценке потенциала СВФУ для формирования научно обоснованных рекомендаций по позиционированию и усилению влияния университета в инновационном, научно-образовательном и социо-культурном развитии территории», выполняемого в рамках договора № 1537-09/12 от 24.09.2012 г., реализованного в 2012 году Институтом международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ совместно с Институтом перспективных технологий в образовании СВФУ. |
|
115–136
|
Медушевский Николай Андреевич – к.полит.н, старший преподаватель кафедры культуры мира и демократий (ЮНЕСКО) Российского государственного гуманитарного университета, научный сотрудник Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики», 125993, Россия, Москва, Миусская площадь, 6; E-mail: lucky5659@yandex.ru Аннотация
В статье представлены результаты «кабинетной» части исследования роли Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в инновационном, научно-образовательном и социо-культурном развитии регионов ДВФО - анализа показателей социально-экономического развития регионов федерального округа. Анализ систематизирует процессы социально-экономического развития указанной территории с учетом актуальной задачи по укреплению инновационного потенциала Дальнего Востока и Забайкальского региона в соответствии со стратегией долгосрочного развития. На основе анализа данных официальной статистики производится сравнительный анализ потенциала развития регионов ДВФО в промышленном развитии, развитии сельского хозяйства, развитии исследовательской и инновационной деятельности, инвестиционного развития. Далее на основе сопоставления потенциала инновационного развития территории ДВФО и возможностей региональной системы высшего образования предлагаются выводы по укреплению позиции СВФУ им. М.К. Аммосова в инновационном развитии территории. Автор показывает, что для дальнейшего укрепления своей роли в регионе университету необходимо четко определить свои задачи, а также внести коррективы в механизмы стратегического планирования. Статья подготовлена в рамках проекта «Анализ роли СВФУ в развитии территории на основе методики ОЭСР, адаптированной для российских вузов, с целью выработки предложений по оценке потенциала СВФУ для формирования научнообоснованных рекомендаций по позиционированию и усилению влияния университета в инновационном, научно-образовательном и социо-культурном развитии территории», выполняемого в рамках договора № 1537-09/12 от 24.09.2012 г., реализованного в 2012 году Институтом международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ совместно с Институтом перспективных технологий в образовании СВФУ. |
|
137–162
|
Лазутина Ирина Викторовна – M.Sc. in Cultural Management, м.н.с. Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: Ilazutina@hse.ru Аннотация
В статье представлены результаты полевого этапа проекта «Анализ роли СВФУ в развитии территории на основе методики ОЭСР, адаптированной для российских вузов, с целью выработки предложений по оценке потенциала СВФУ для формирования научнообоснованных рекомендаций по позиционированию и усилению влияния университета в инновационном, научно-образовательном и социо-культурном развитии территории», реализованного в 2012 году Институтом международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ по инициативе Института перспективных технологий в образовании Северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в рамках договора № 1537-09/12 от 24.09.2012 г. Исследование направлено на выявление особенностей развития Республики Саха (Якутия) и вклада Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в социально-экономическое развитие Якутии, Северо-Востока РФ и других регионов ДВФО через реализацию пяти функций университета, способствующих развитию территории: 1) Подготовка кадров для социально-экономического и инновационного развития республики; 2) Осуществление научных исследований и разработок для содействия решению социально-экономических проблем региона; 3) Трансфер знаний и коммерциализация результатов научно-исследовательской деятельности в целях содействия социально-экономическому развитию региона; 4) Усиление инновационного потенциала региона и других субъектов ДВФО за счет консолидации усилий научных и образовательных организаций, бизнеса и органов власти, некоммерческих организаций округа; 5) Привлечение университетом передовых зарубежных научно-технических знаний и технологий и их адаптация к условиям региона. Исследование продемонстрировало, что СВФУ вносит вклад в социальное развитие республики посредством развития системы школьного образования, повышения доступности образования в условиях изолированности населенных пунктов и недостаточно развитого транспортного сообщения. Университет содействует решению проблем в области здравоохранения, связанных с особенностями заболеваний коренного населения республики, стимулирует развитие регионального рынка труда через подготовку кадров по всем основным направлениям, востребованным в республике. |
|
163–198
|
Волкова Татьяна Ивановна -главный специалист Центра мониторинга и оценки развития высшего образования Департамента стратегического развития Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Белинского, 58; E-mail: misssunset@mail.ru Заварыкина Любовь Валерьевна– MEd, м.н.с., Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: lzavarylina@hse.ru Иванов Петр Петрович – заместитель директора Департамента стратегического развития Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Белинского, 58; E-mail: dsr-svfu@mail.ru Лазутина Ирина Викторовна – M.Sc in Cultural Management, м.н.с., Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: Ilazutina@hse.ru Медушевский Николай Андреевич – к.полит.н, старший преподаватель кафедры культуры мира и демократий (ЮНЕСКО) Российского государственного гуманитарного университета, научный сотрудник Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшей школы экономики», 125993, Россия, Москва, Миусская площадь, 6; E-mail: lucky5659@yandex.ru Нагорнов Виталий Александрович - PhD in Economics, к.э.н., директор научно-исследовательского Центра содействия международному развитию Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: vnagornov@hse.ru Перфильева Ольга Владимировна – к.соц.н., директор Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: Perfilieva@hse.ru Саввинов Василий Михайлович – к.пед.н., директор Департамента стратегического развития Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Белинского, 58; E-mail: dagasia@mail.ru Стрекаловский Василий Николаевич – руководитель Центра мониторинга и оценки развития высшего образования Департамента стратегического развития Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова, 677000, Республика Саха (Якутия), г. Якутск, Белинского, 58; E-mail: dsr_svfu@mail.ru Аннотация
В статье представлены основные результаты комплексного исследования по оценке роли Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в инновационном, научно-образовательном и социо-культурном развитии территории ДВФО. Материал синтезирует результаты кабинетного и полевого этапов исследования, в том числе: анализа основных показателей социально-экономического развития регионов Дальневосточного федерального округа; анализа документов стратегического развития ДВФО и его отдельных регионов; самообследования структурных подразделений СВФУ на предмет учета в их работе потребностей социально-экономического и инновационного развития территории; экспертных опросов сотрудников и учащихся университета, а также внешних по отношению к университету стейкхолдеров как на уровне города и республики, так и других регионов ДВФО. Исследование показало, что вклад университета в решение задач социально-экономического развития территории округа в большей степени отмечается на уровне города Якутск, Республики Саха (Якутия) и регионов СВ РФ. Раскрытию потенциала СВФУ в содействии развитию других регионов ДВФО будет способствовать более широкая стратегия дальнейшего позиционирования университета как центра инновационного развития Дальнего Востока. На высокие возможности университета в этом указывают и внешние эксперты, и сотрудники университета. Проведенный анализ еще не решенных проблем и задач социально-экономического развития территории подтверждает необходимость разработки СВФУ такой стратегии, которая совмещала бы в себе меры и мероприятия со стороны университета, направленные на продолжение работы со своим ближним кругом и на укрепление своего потенциала влияния на другие регионы Дальнего Востока. Для реализации такой стратегии СВФУ располагает необходимыми ресурсами. Основные трудности при этом, как представляется, могут быть связаны с ограниченными человеческими ресурсами. Однако при приоритезации основных направлений работы этот сдерживающий фактор возможно преодолеть за счет развития сетевого взаимодействия с другими научно-образовательными центрами рассматриваемой территории. Исследование проведено в рамках проекта «Анализ роли СВФУ в развитии территории на основе методики ОЭСР, адаптированной для российских вузов, с целью выработки предложений по оценке потенциала СВФУ для формирования научнообоснованных рекомендаций по позиционированию и усилению влияния университета в инновационном, научно-образовательном и социо-культурном развитии территории», выполняемого в рамках договора № 1537-09/12 от 24.09.2012 г., реализованного в 2012 году Институтом международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ совместно с Институтом перспективных технологий в образовании СВФУ. |
Тенденции развития высшего образования
|
199–263
|
Винсен-Ланкран Стефан - старший аналитик и менеджер проектов Центра исследований и инноваций в области образования, Директорат по образованию ОЭСР, OECD, 2, André Pascal, 75775 Paris Cedex 16, France; E-mail: stephan.vincent-lancrin@oecd.org Фотенхауэр Себастьян - научный сотрудник Массачусетского технологического института (M.I.T.), 77, Massachusetts Avenue, Cambridge, USA; E-mail: pfotenh@mit.edu Аннотация
Представляем Вашему вниманию доклад «Исполнение рекомендаций Руководящих принципов обеспечения качества в сфере трансграничного высшего образования»: где мы отстаем?», подготовленный Директоратом по образованию ОЭСР. «Руководящие принципы обеспечения качества трансграничного высшего образования» были разработаны для стимулирования международного сотрудничества по обеспечению качества высшего трансграничного образования. Целью «руководящих принципов» является защита студентов и других стейкхолдеров от недобросовестных поставщиков образовательных услуг низкого качества и развитие качественного трансграничного высшего образования, отвечающего гуманитарным, социальным, экономическим и культурным потребностям общества. Руководящие принципы не связывают страны юридическими обязательствами. Предполагается, что страны реализуют принципы в соответствии с национальным контекстом. В исследовании анализируется степень исполнения рекомендаций странами ОЭСР и несколькими странами, не входящими в состав ОЭСР. В июне 2010 года опросник был разослан во все страны ОЭСР. Департамент по образованию ОЭСР также взаимодействовал с секретариатом ЮНЕСКО для проведения исследования в странах, не входящих в ОЭСР. Было получено 23 ответа от 22 стран (Австралия, Австрия, Бельгия (фламандские и французские сообщества), Чешская Республика, Дания, Финляндия, Германия, Венгрия, Израиль, Италия, Япония, Корея, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Словения, Испания, Швейцария, Нидерланды, Турция, Великобритания, США и 9 стран, не входящих в состав ОЭСР, Болгария, Колумбия, Фиджи, Индонезия, Иордания, Кыргызстан, Литва, Оман и Руанда). Представители правительств стран координировали заполнение опросника стейкхолдерами. Основной вывод исследования заключается в том, что все страны, участвующие в опросе, продемонстрировали высокую степень исполнения рекомендаций. В среднем, степень исполнения рекомендаций правительствами, вузами, аккредитационными агентствами стран, входящих в ОЭСР, составляет 72%. При включении студенческих организаций степень исполнения рекомендаций снижается до 67%, но возрастает количество пропущенных данных, и, следовательно, неопределенность результатов исследования. Степень исполнения рекомендаций вузами наиболее высока и составляет 80% (0,8). Степень исполнения рекомендаций правительствами и аккредитационными агентствами в среднем составляет 76%. Парадоксально, но степень исполнения «Руководящих принципов» у аккредитационных агентств ниже, чем у правительств и вузов стран, принявших участие в исследовании, и составляет 61%. Степень исполнения рекомендаций студенческими организациями равна 51% - с учетом того, что опросник лишь отчасти затрагивает деятельность данной группы стейкхолдеров. К ключевым целям, отмеченным в руководстве, относятся: 1) включение трансграничного образования в нормативно-правовую базу страны; 2) комплексный охват всех форм трансграничного образования; 3) защита студентов и потребителей услуг трансграничного высшего образования; 4) прозрачность процедур аккредитации для поставщиков услуг высшего образования; 5) доступность и распространение информации (для потенциальных студентов); 6) развитие сотрудничества между стейкхолдерами. По данным исследования, в среднем страны исполняют четыре из шести целей: отмечается наличие нормативно-правовых баз, обеспечение комплексного охвата всех форм трансграничного образования и прозрачности процедур аккредитации. Также отмечено сотрудничество стейкхолдеров на национальном и международном уровне. В настоящий момент слабыми сторонами исполнения рекомендаций остаются обеспечение легкодоступной информации и защита студентов и потребителей услуг трансграничного образования. В данный момент нет необходимости в доработке рекомендаций, и страны должны продолжать распространять лучшие практики и исполнять рекомендации. Необходимо укрепить меры по защите студентов и потребителей услуг трансграничного образования и повышению прозрачности процедур регистрации и лицензирования для поставщиков услуг трансграничного высшего образования. Также необходима дальнейшая работа по обеспечению легкого доступа к информации для студентов. |
|
264–273
|
Князев Евгений Анатольевич - д.э.н., профессор, директор Центра университетского менеджмента Института развития образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; E-mail: ekniazev@list.ru Дрантусова Наталья Владимировна - к.э.н, с.н.с. Центра университетского менеджмента Института развития образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; E-mail: ndrantusova@mail.ru Аннотация
Продиктованная стремлением сделать высшее профессиональное образование важным фактором социально-экономического обновления государственная политика фокусируется на поддержке выделенного ограниченного круга университетов, на поощрении их амбиций в пространстве глобальной конкуренции, а также на ужесточении системных условий существования для вузов-аутсайдеров. Возникающие на этом фоне побочные эффекты влияния на основную массу государственных вузов создают определенные риски для развития вузовской системы в целом. Опираясь на стейкхолдерскую концепцию анализа системных процессов, авторами обосновывается необходимость перехода в политике государства от иерархии приоритетов к расширению их спектра, и к направленному конструированию нового ландшафта высшего образования. Проведенный анализ различных групп стейкхолдеров российской системы высшего образования (внешних и внутренних) позволяет выделить четыре модели организации деятельности вузов: 1) модель «Университет-исследователь» с федеральной исследовательской миссией, конкурентоспособный на международном уровне; 2) модель «Университет – системный интегратор» с федеральной социально-экономической миссией обеспечивающий высокое качество образования в федеральных округах; 3) модель «Университет – региональный интегратор» с региональной социально-экономической миссией, обеспечивающий массовую подготовку кадров для региональных нужд; 4) модель «Университет – кадровый конструктор» с локализованной миссией,удовлетворяющий массовой спрос на качественное общее и специализированное образование с учетом (бюджетное) или без учета (платное) региональных потребностей в кадрах. По мнению авторов необходимо признать ценность системы высшего образования с многообразием типов и моделей организации деятельности вузов, выполняющих разные задачи и функции. Это позволит университетскому менеджменту действовать более гибко и выстраивать собственный профиль, модель поведения и траекторию развития. |
|
274–286
|
Меликян Алиса Валерьевна – магистр стратегического управления, M.Sc. in Strategic Management, старший преподаватель кафедры архитектуры программных систем Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», н.с. Института статистических исследований и экономики знаний Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; E-mail: amelikyan@hse.ru Железов Борис Валерьевич – к.полит.н., н.с. Института развития образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; E-mail: bzhelezov@hse.ru Аннотация
В статье приведены результаты исследования деятельности международных сотрудников университета (НИУ ВШЭ), направленной на разработку и/или реализацию инновационных инициатив. Исследование было проведено на основе онлайн-анкетирования международных сотрудников и руководителей подразделений. В рамках работы использовалась концепция EDI «Инновация, инициируемая сотрудником», в которой все сотрудники организации рассматриваются как субъекты активной деятельности, потенциальные ресурсы инновационного развития организации, а задачей руководства организации является создание благоприятных условий для эффективного использования и развития инновационного потенциала сотрудников. Исследователями были определены основные направления инновационной деятельности международных сотрудников (научно-исследовательская, образовательная, административная), а также их вклад в развитие этих направлений, проанализированы кейс-стади успешной реализации инновационных идей (разработка магистерских программ, проведение фундаментальных исследований, развитие исследовательских навыков студентов). В статье описаны предложения участников исследования по внедрению новых форм стимулирования и поддержки инновационной деятельности сотрудников вуза (например, создание банка идей). В результате исследования авторы пришли к заключению, что в привлечении иностранных сотрудников к научно-исследовательской и преподавательской работе значительную роль играют создание соответствующих структур, создающих условия для плодотворной работы, обеспечивающих адаптацию иностранных специалистов. Однако было выявлено, что, несмотря на предпринимаемые усилия, необходимо принятие дополнительных мер по ускорению процесса адаптации и интеграции МС во внутривузовскую среду, более активному сотрудничеству МС с российскими коллегами. Проведенное исследование и описанный опыт могут быть полезны для других российских вузов, активно занимающихся международной деятельностью. |
|
|