Аржанова Ирина Вадимовна -к.т.н.,Исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров, 123022, Россия, Москва, 1905 года, 7-1; E-mail: arzhanova@ntf.ru
Барышникова Марина Юрьевна - к.п.н., Заместитель Исполнительного директора Национального Фонда подготовки кадров, 123022, Россия, Москва, 1905 года, 7-1; E-mail: baryshnikova@ntf.ru
Жураковский Василий Максимилианович - д.т.н.,научный консультантНационального фонда подготовки кадров, 123022, Россия, Москва, 1905 года, 7-1; E-mail: zhurakovsky@ntf.ru
Заварыкина Любовь Валерьевна – MEd, м.н.с., Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: lzavarylina@hse.ru
Лазутина Ирина Викторовна – M.Sc in Cultural Management, м.н.с., Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: Ilazutina@hse.ru
Ларионова Марина Владимировна –д.полит.н., директор Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, д. 20; E-mail: larionova@hse.ru
Лопатина Анастасия Сергеевна – M.Sc in Political Economy, стажер-исследователь Американо-российской программы партнерства для развития гражданского общества Фонда «Евразия», 1350 Connecticut Avenue, NW, Suite 1000, Washington, DC 20036, USA; Е-mail: alopatina@eurasia.org
Нагорнов Виталий Александрович – директор научно-исследовательского Центра содействия международному развитию Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20, E-mail: vnagornov@hse.ru.
Перфильева Ольга Владимировна - к.соц.н., директор Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: Perfilieva@hse.ru
Аннотация
Представляем вашему вниманию проект модельной методологии многомерного ранжирования российских вузов, разработанной и апробированной в рамках проекта «Разработка и апробация модельной методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования», осуществленного Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки РФ в 2011-2013 гг. Апробация методологии состоялась в 2012 году, участниками эксперимента стали более 100 российских вузов (федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, вузы, получившие гранты Министерства образования на разработку программ развития, и другие). В статье описывается подход многомерного ранжирования, позволяющий наиболее точно оценить отечественные вузы с учетом их разнообразных миссий и функций. В рамках методологии выделяется 5 направлений оценки деятельности вузов: научно-исследовательская деятельность, обучение и преподавание, международная деятельность, трансфер знаний и взаимодействие с регионом. Авторы также подробно рассматривают систему индикаторов, позволяющих оценить деятельность вузов как внутри отдельного направления, так и в целом. В статье обсуждаются используемые методы построения ранжирования вузов (агрегирование, нормирование, ранжирование). Показано, что нормирование к референтному значению и линейное агрегирование являются наиболее оптимальными методами построения ранжирования вузов.
Авторами делается заключение о том, что разработанная модельная методология ранжирования может быть использована как для реализации комплексного анализа и оценки деятельности вузов, учитывающей многообразие национальной системы высшего образования, так и для продвижения российских вузов в глобальное образовательное пространство. Методология может служить инструментом оценки и сравнения вузов между собой, повышения их конкурентоспособности и стратегического развития.
Литература
Заварыкина Л.В., Лопатина А.С., Перфильева О.В. (2012) Сравнительный анализ международных методологий ранжирования высших учебных заведений // Вестник международных организаций. № 1.
Ларионова. М.В. (2012) Методология сравнительного анализа международных подходов к ранжированию высших учебных заведений // Вестник международных организаций. № 1.
Van Vught F.A., Westerheijden D.F. (2010) Multidimensional Ranking: a new transparency tool for higher education and research // Higher Education Management and Policy. Vol. 22/3.