@ARTICLE{26583242_78929667_2013, author = {И. В. Аржанова and М. В. Ларионова and Л. В. Заварыкина and О. В. Перфильева and В. А. Нагорнов and А. С. Лопатина and И. В. Лазутина and В. М. Жураковский and М. Ю. Барышникова}, keywords = {, вузымногомерное ранжирование}, title = {Модельная методология многомерного ранжирования российских вузов }, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2013}, volume = {8}, number = {1}, pages = {8-30}, url = {https://iorj.hse.ru/2013-8-1/78929667.html}, publisher = {}, abstract = {Аржанова Ирина Вадимовна -к.т.н.,Исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров, 123022, Россия, Москва, 1905 года, 7-1; E-mail: arzhanova@ntf.ruБарышникова Марина Юрьевна - к.п.н., Заместитель Исполнительного директора Национального Фонда подготовки кадров, 123022, Россия, Москва, 1905 года, 7-1; E-mail: baryshnikova@ntf.ruЖураковский Василий Максимилианович - д.т.н.,научный консультантНационального фонда подготовки кадров, 123022, Россия, Москва, 1905 года, 7-1; E-mail: zhurakovsky@ntf.ruЗаварыкина Любовь Валерьевна - MEd, м.н.с., Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета  «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: lzavarylina@hse.ruЛазутина Ирина Викторовна - M.Sc in Cultural Management, м.н.с., Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета  «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: Ilazutina@hse.ruЛарионова Марина Владимировна -д.полит.н., директор Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, д. 20; E-mail: larionova@hse.ruЛопатина Анастасия Сергеевна - M.Sc in Political Economy, стажер-исследователь Американо-российской программы партнерства для развития гражданского общества Фонда «Евразия», 1350 Connecticut Avenue, NW, Suite 1000, Washington, DC 20036, USA; Е-mail: alopatina@eurasia.orgНагорнов Виталий Александрович - директор научно-исследовательского Центра содействия международному развитию Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20, E-mail: vnagornov@hse.ru.Перфильева Ольга Владимировна - к.соц.н., директор Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: Perfilieva@hse.ruАннотацияПредставляем вашему вниманию проект модельной методологии многомерного ранжирования российских вузов, разработанной и апробированной в рамках проекта «Разработка и апробация модельной методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования», осуществленного Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки РФ в 2011-2013 гг. Апробация методологии состоялась в 2012 году, участниками эксперимента стали более 100 российских вузов (федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, вузы, получившие гранты Министерства образования на разработку программ развития, и другие). В статье описывается подход многомерного ранжирования, позволяющий наиболее точно оценить отечественные вузы с учетом их разнообразных миссий и функций. В рамках методологии выделяется 5 направлений оценки деятельности вузов: научно-исследовательская деятельность, обучение и преподавание, международная деятельность, трансфер знаний и взаимодействие с регионом. Авторы также подробно рассматривают систему индикаторов, позволяющих оценить деятельность вузов как внутри отдельного направления, так и в целом. В статье обсуждаются используемые методы построения ранжирования вузов (агрегирование, нормирование, ранжирование). Показано, что нормирование к референтному значению и линейное агрегирование являются наиболее оптимальными методами построения ранжирования вузов.Авторами делается заключение о том, что разработанная модельная методология ранжирования может быть использована как для реализации комплексного анализа и оценки деятельности вузов, учитывающей многообразие национальной системы высшего образования, так и для продвижения российских вузов в глобальное образовательное пространство. Методология может служить инструментом оценки и сравнения вузов между собой, повышения их конкурентоспособности и стратегического развития.}, annote = {Аржанова Ирина Вадимовна -к.т.н.,Исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров, 123022, Россия, Москва, 1905 года, 7-1; E-mail: arzhanova@ntf.ruБарышникова Марина Юрьевна - к.п.н., Заместитель Исполнительного директора Национального Фонда подготовки кадров, 123022, Россия, Москва, 1905 года, 7-1; E-mail: baryshnikova@ntf.ruЖураковский Василий Максимилианович - д.т.н.,научный консультантНационального фонда подготовки кадров, 123022, Россия, Москва, 1905 года, 7-1; E-mail: zhurakovsky@ntf.ruЗаварыкина Любовь Валерьевна - MEd, м.н.с., Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета  «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: lzavarylina@hse.ruЛазутина Ирина Викторовна - M.Sc in Cultural Management, м.н.с., Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета  «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: Ilazutina@hse.ruЛарионова Марина Владимировна -д.полит.н., директор Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, д. 20; E-mail: larionova@hse.ruЛопатина Анастасия Сергеевна - M.Sc in Political Economy, стажер-исследователь Американо-российской программы партнерства для развития гражданского общества Фонда «Евразия», 1350 Connecticut Avenue, NW, Suite 1000, Washington, DC 20036, USA; Е-mail: alopatina@eurasia.orgНагорнов Виталий Александрович - директор научно-исследовательского Центра содействия международному развитию Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20, E-mail: vnagornov@hse.ru.Перфильева Ольга Владимировна - к.соц.н., директор Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: Perfilieva@hse.ruАннотацияПредставляем вашему вниманию проект модельной методологии многомерного ранжирования российских вузов, разработанной и апробированной в рамках проекта «Разработка и апробация модельной методологии рейтингования образовательных учреждений профессионального образования», осуществленного Национальным фондом подготовки кадров по заказу Министерства образования и науки РФ в 2011-2013 гг. Апробация методологии состоялась в 2012 году, участниками эксперимента стали более 100 российских вузов (федеральные университеты, национальные исследовательские университеты, вузы, получившие гранты Министерства образования на разработку программ развития, и другие). В статье описывается подход многомерного ранжирования, позволяющий наиболее точно оценить отечественные вузы с учетом их разнообразных миссий и функций. В рамках методологии выделяется 5 направлений оценки деятельности вузов: научно-исследовательская деятельность, обучение и преподавание, международная деятельность, трансфер знаний и взаимодействие с регионом. Авторы также подробно рассматривают систему индикаторов, позволяющих оценить деятельность вузов как внутри отдельного направления, так и в целом. В статье обсуждаются используемые методы построения ранжирования вузов (агрегирование, нормирование, ранжирование). Показано, что нормирование к референтному значению и линейное агрегирование являются наиболее оптимальными методами построения ранжирования вузов.Авторами делается заключение о том, что разработанная модельная методология ранжирования может быть использована как для реализации комплексного анализа и оценки деятельности вузов, учитывающей многообразие национальной системы высшего образования, так и для продвижения российских вузов в глобальное образовательное пространство. Методология может служить инструментом оценки и сравнения вузов между собой, повышения их конкурентоспособности и стратегического развития.} }