Скрыть
Раскрыть
 
журнал
ВЕСТНИК
МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Образование, наука, новая экономика

Контакты редакции

SCImago Journal & Country Rank

ISSN (Print) 1996-7845

ISSN (Online) 2542-2081


Контакты:

Почтовый адрес: Покровский бульвар, д.11, Москва, Россия, 109028
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Редакция журнала "Вестник международных организаций"

Фактический адрес: 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, ком. 308

Тел.: +7 495 772-95-90 добав. 23150 

E-mail: iorj@hse.ru

Индексирование журнала


      

     
 

Винсен-Ланкран С., Фотенхауэр С. (Пер. с английского: Шадрикова А. П. , Заварыкина Л. В. ; Научный ред. перевода: Перфильева О. В.)

Исполнение Руководящих принципов ЮНЕСКО-ОЭСР обеспечения качества трансграничного высшего образования: где мы отстаем?

2013. Т. 8. № 1. С. 199–263 [содержание номера]

Винсен-Ланкран Стефан - старший аналитик и менеджер проектов Центра исследований и инноваций в области образования, Директорат по образованию ОЭСР, OECD, 2, André Pascal, 75775 Paris Cedex 16, France; E-mail:  stephan.vincent-lancrin@oecd.org

Фотенхауэр Себастьян - научный сотрудник Массачусетского технологического института (M.I.T.), 77, Massachusetts Avenue, Cambridge, USA; E-mail: pfotenh@mit.edu

Аннотация

Представляем Вашему вниманию доклад «Исполнение рекомендаций Руководящих принципов обеспечения качества в сфере трансграничного высшего образования»: где мы отстаем?», подготовленный Директоратом по образованию ОЭСР.

«Руководящие принципы обеспечения качества трансграничного высшего образования» были разработаны для стимулирования международного сотрудничества по обеспечению качества высшего трансграничного образования. Целью «руководящих принципов» является защита студентов и других стейкхолдеров от недобросовестных поставщиков образовательных услуг низкого качества и развитие качественного трансграничного высшего образования, отвечающего гуманитарным, социальным, экономическим и культурным потребностям общества. Руководящие принципы не связывают страны юридическими обязательствами. Предполагается, что страны реализуют принципы в соответствии с национальным контекстом.

В исследовании анализируется степень исполнения рекомендаций странами ОЭСР и несколькими странами, не входящими в состав ОЭСР. В июне 2010 года опросник был разослан во все страны ОЭСР. Департамент по образованию ОЭСР также взаимодействовал с секретариатом ЮНЕСКО для проведения исследования в странах, не входящих в ОЭСР.

Было получено 23 ответа от 22 стран (Австралия, Австрия, Бельгия (фламандские и французские сообщества), Чешская Республика, Дания, Финляндия, Германия, Венгрия, Израиль, Италия, Япония, Корея, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Словения, Испания, Швейцария, Нидерланды, Турция, Великобритания, США и 9 стран, не входящих в состав ОЭСР, Болгария, Колумбия, Фиджи, Индонезия, Иордания, Кыргызстан, Литва, Оман и Руанда). Представители правительств стран координировали заполнение опросника стейкхолдерами.

Основной вывод исследования заключается в том, что все страны, участвующие в опросе, продемонстрировали высокую степень исполнения рекомендаций. В среднем, степень исполнения рекомендаций правительствами, вузами, аккредитационными агентствами стран, входящих в ОЭСР, составляет 72%. При включении студенческих организаций степень исполнения рекомендаций снижается до 67%, но возрастает количество пропущенных данных, и, следовательно, неопределенность результатов исследования.

Степень исполнения рекомендаций вузами наиболее высока и составляет 80% (0,8). Степень исполнения рекомендаций правительствами и аккредитационными агентствами в среднем составляет 76%. Парадоксально, но степень исполнения «Руководящих принципов» у аккредитационных агентств ниже, чем у правительств и вузов стран, принявших участие в исследовании, и составляет 61%. Степень исполнения рекомендаций студенческими организациями равна 51% - с учетом того, что опросник лишь отчасти затрагивает деятельность данной группы стейкхолдеров. 

К ключевым целям, отмеченным в руководстве, относятся: 1) включение трансграничного образования в нормативно-правовую базу страны; 2) комплексный охват всех форм трансграничного образования; 3) защита студентов и потребителей услуг трансграничного высшего образования; 4) прозрачность процедур аккредитации для поставщиков услуг высшего образования; 5) доступность и распространение информации (для потенциальных студентов); 6) развитие сотрудничества между стейкхолдерами.

По данным исследования, в среднем страны исполняют четыре из шести целей: отмечается наличие нормативно-правовых баз, обеспечение комплексного охвата всех форм трансграничного образования и прозрачности процедур аккредитации. Также отмечено сотрудничество стейкхолдеров на национальном и международном уровне. В настоящий момент слабыми сторонами исполнения рекомендаций остаются обеспечение легкодоступной информации и защита студентов и потребителей услуг трансграничного образования.

В данный момент нет необходимости в доработке рекомендаций, и страны должны продолжать распространять лучшие практики и исполнять рекомендации. Необходимо укрепить меры по защите студентов и потребителей услуг трансграничного образования и повышению прозрачности процедур регистрации и лицензирования для поставщиков услуг трансграничного высшего образования. Также необходима дальнейшая работа по обеспечению легкого доступа к информации для студентов.

Литература

European Association for Quality Assurance in Higher Education (ENQA) (2010) Quality Assurance in Transnational Higher Education. Workshop Report.

OECD (2004a) Internationalisation and Trade in Higher Education. Paris: OECD Publishing.

OECD (2004b) Quality and Recognition in Higher Education: the Cross-Border Challenge. Paris: OECD Publishing.

OECD (2008) Tertiary Education for the Knowledge Society. Paris: OECD Publishing.

OECD (2006) The Internationalisation of Higher Education: Towards an Explicit Policy. Education Policy Analysis 2005-2006. Paris: OECD Publishing.

OECD (2009) Higher Education to 2030, volume 2: Globalisation. Paris: OECD Publishing.

OECD (2010a) Education at a Glance. Paris: OECD Publishing.

OECD (2010b) The OECD Innovation Strategy: A Head Start on Tomorrow. Paris: OECD Publishing.

OECD, World Bank (2007) Cross-Border Tertiary Education: A Way towards Capacity Development. Paris: OECD Publishing.

BiBTeX
RIS
 
Rambler's Top100 rss