Перфильева Ольга Владимировна - к.соц.н., директор Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики», 101000, Россия, Москва, Мясницкая, 20; Е-mail: Perfilieva@hse.ru
Аннотация
В статье представлена методология комплексного исследования по оценке роли вузов в региональном развитии, адаптированная для изучения опыта Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Аммосова в содействии развитию регионов Дальневосточного федерального округа.
В целях исследования для систематизации и последующей оценки опыта СВФУ в содействии региональному развитию были выделены три ключевых направления, в которых роль университета может быть наиболее заметна: инновационное, научно-образовательное и социо-культурное развитие. Данные направления соответствуют функциям, которые призваны выполнять федеральные университеты, и соотносимы с основными направлениями, в которых ожидается прогресс регионов Дальневосточного федерального округа.
В ходе исследования был проведен анализ состояния социально-экономического развития территории ДВФО и реализации Программы развития СВФУ, осуществлен синтез результатов, сформулированы предложения по проведению оценки потенциала вуза в развитии территории.
В целях исследования разработан инструментарий для анализа реализации Программы развития университета с точки зрения эффективности полученных результатов для достижения целей развития территории ДВФО.
Полученные результаты носят прикладной характер и могут быть использованы для разработки концепции позиционирования университета как агента инновационного развития территории, развития «платформы взаимодействия» университета с региональными стейкхолдерами для содействия развитию территории; внесения корректив в программу развития с более точным учетом потребностей территории на основе выявленных конкурентных преимуществ университета в научно-исследовательской и образовательной деятельности, а также в части реализации университетом социальной функции. Проведенное исследование закладывает основу для дальнейшего изучения потенциала университета в продвижении своих возможностей для более эффективного содействия развитию территории.
Исследование проведено в рамках проекта «Анализ роли СВФУ в развитии территории на основе методики ОЭСР, адаптированной для российских вузов, с целью выработки предложений по оценке потенциала СВФУ для формирования научно обоснованных рекомендаций по позиционированию и усилению влияния университета в инновационном, научно-образовательном и социо-культурном развитии территории», выполняемого в рамках договора № 1537-09/12 от 24.09.2012 г., реализованного в 2012 году Институтом международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ совместно с Институтом перспективных технологий в образовании СВФУ.
Литература
Бараблина С. В., Мехришвили Л. Л. (2012) Социальная ответственность: роль высших учебных заведений // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. №1.
Нагорнов В.А., Перфильева О.В. (2010) Оценка роли вузов в региональном развитии: формирование устойчивых партнерств для развития // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. №4.
Перфильева О.В. (2010) Роль вузов в региональном развитии. Методология оценки социально-экономических эффектов реализации проекта по созданию федеральных университетов в интересах регионов, отраслей, системы образования // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. № 3.
Перфильева О.В. (2011) Университет и регион: на пути к реализации третьей функции // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. №1.
Перфильева О.В. (2012) Формируя партнерство с бизнесом: достижения и проблемы федеральных университетов на современном этапе // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. №1.
Петрякова Е.А. (2004) Роль крупного вуза в формировании и развитии регионального образовательного поля. Автореферат на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Астраханский государственный технический университет. Астрахань.
Университет как социально ответственный партнер территории (2011). По материалам проекта «Университет и сообщество». М.: Фонд «Новая Евразия».
Arbo P., Benneworth P. (2007) Understanding the Regional Contribution of Higher Education Institutions: a Literature Review // OECD Education Working Paper. No. 9. Paris: OECD. Available at: www.oecd.org/edu/workingpapers (accessed 16.10.2012 ).
Charles D.R. (2005) Universities and Engagement with Cities, Regions and Local Communities (eds. C.Duke, M. Osborne, B.Wilson) // Rebalancing the Social and Economic. Learning, Partnership and Place. NIACE. P. 148-150.
Goddard J., Charles D., Pike A., Potts G., Bradely D. (1994) Universities and Communities. London: Committee of Vice-Chancellors and Principals.
Goddard J.B., Chatterton P. (2003) The Response of Universities to Regional Needs // Economic Geography of Higher Education: Knowledge, Infrastructure and Learning Regions (eds. F.Boekema, E.Kuypers, R.Rutten). London: Routledge.
Measuring Third Stream Activities. The Russell Group of Universities Final Report. April 2002.
Reichert S. (2010) Continuing Education in the Context of Universities’ Regional Engagement // Sirus Lille Seminar. 4 June.