|
2019. т. 14. №3
Тема номера: Экономические санкции, глобальное управление и контуры будущего миропорядка
|
|
9–26
|
В статье поднимается вопрос о причинах сохраняющегося лидерства США в области применения экономических санкций. Вопрос рассматривается в контексте более широкой дискуссии о структуре мирового порядка после Холодной войны. Санкции понимаются как инструмент властных отношений и средство принуждения «стран-целей» к выполнению требований «стран-инициаторов». Опыт использования санкций говорит о том, что с точки зрения экономической власти современный мир сохраняет признаки однополярности, а полицентричное мироустройство пока остается лишь одним из возможных вариантов будущего. Ключевой исследовательский вопрос – почему США до сих пор обладают значительным запасом влияния в области использования экономических санкций, несмотря на мощь остальных игроков? Помимо доминирования США в мировой финансовой системе, мы выделяем два других фактора, которые поддерживают претензии на гегемонию США. Первый – относительная слабость ООН как основополагающего инструмента глобального управления. ООН хотя и является единственным легитимным источником санкций, значительно уступает США в скорости их использования, а также контроле за их исполнением. При этом сами США небезуспешно стараются использовать ООН как механизм легитимации своих односторонних мер. В вопросе санкций они также играют наиболее активную роль в СБ ООН, пытаясь легитимировать свои программы, а затем дополняют их односторонними мерами. Второй – разница в подходах к выполнению требований США со стороны национальных государств и частного бизнеса. Если правительства часто критикуют действия США, то частный бизнес зачастую подчиняется американским требованиям при наличии иной политической позиции своего правительства. В итоге даже мощные экономические центры силы не могут трансформировать свою экономическую мощь в политическую власть, сопоставимую с американскими возможностями. Большой вопрос состоит в том, как долго Вашингтон сможет удерживать свое превосходство? Кроме того, большим практическим вопросом остается политическая эффективность санкций – их способность привести к реальным изменениям в политике стран-целей. |
|
27–47
|
В представленной статье наглядно продемонстрированно, что в рамках современного международного права введение экономических санкций является допустимым инструментом обеспечения коллективной безопасности только в случае применения по решению Совета Безопасности ООН (меры многостороннего принуждения) или как контрмера в случае, если государство испытывает прямое или косвенное влияние неправомерных действий другого государства или предпринимает действия для защиты своих жизненно важных интересов в соответствии с правилами ГАТТ об «исключениях по соображениям безопасности» (меры одностороннего принуждения). Во всех других случаях, односторонние санкции, особенно если они применяются экстерриториально, являются нарушением национального суверенитета и принципа невмешательства во внутренние дела других государств. Учитывая эти обстоятельства, автор статьи проанализировал сущность понятие «сдерживание» согласно Уставу ООН, произвел структурное сравнение режимов многосторонних и односторонних санкций, а также доказал, что односторонние санкций, вводимые по политическим мотивам, являются одной из основных угроз верховенству международного права |
|
46–68
|
В последние годы глобальная экономика столкнулась с выраженным снижением уровня кооперативности в регулировании международной торговли. Одним из элементов этого «ренессанса некооперативности» стала интенсификация применения экономических санкций. Важный вклад в понимание экономических санкций и противодействия им внес политико-экономический подход и концепция таргетированных («умных») санкций. Под их влиянием произошли важные изменения, относящиеся к меcту санкционной проблематики в повестке дня международных институтов. Во-первых, таргетированные санкции в большинстве случаев воспринимаются вне связи с перспективами военного давления («субститут войны», а не «прекурсор войны»). Во-вторых, увеличились стимулы к использованию санкций без решения Совета Безопасности ООН либо в режиме «ООН+», когда страна-инициатор санкций, опираясь на базовое решение СБ ООН, дополняет его своим собственным развернутым санкционным пакетом. В-третьих, резко усложнилась задача создания контрольных механизмов в случае, если таргетированные санкции применяются группой стран. В-четвертых, таргетированные санкции оказались идеальны для создания иллюзии деятельности, когда не вводить санкции нельзя, но и вредить сотрудничеству со страной-адресатом желание отсутствует. В целом эти изменения привели к росту стимулов для использования инструментов санкционной политики и созданию все более совершенных механизмов контроля за соблюдением санкционных режимов. При этом международных институты все в меньшей степени выступают в роли сдерживающих факторов в рамках санкционного противостояния. В условиях, когда все большее число санкционных решений принимается на национальном уровне без обращения к СБ ООН, а ВТО последовательно дистанцируется от рассмотрения связанных с санкциями экономических барьеров, большинство стран-адреcатов санкций вынуждены вести борьбу за снижение санкционного давления без помощи со стороны международных институтов. |
|
69–98
|
Современный стратегический ландшафт отношений между Россией и Западом омрачён взаимоувязанными экономическими санкциями, несмотря на незначительное число убедительных доказательств их эффективности. Складывается впечатление, что как Россию, так и Запад устраивает ситуация, когда их поведение, связанное с применением санкций, характеризуется высокой частотностью случаев наложения санкций при их низкой эффективности; при этом отсутствуют очевидные развилки для продолжения или эскалации нынешней санкционной политики. Какие факторы стали причиной формирования клубка противоречий между США, ЕС и Россией по вопросу о санкциях и какие шаги могут быть предприняты для их преодоления? Настоящая статья ищет ответы на данные вопросы путём сравнения связанных с санкциями дискурсов российского и западного стратегических сообществ, основываясь на выборке из свыше 1000 академических исследовательских статей, опубликованных с 2010 года. Статистический анализ выпуска публикаций, анализ паттернов цитирования и текстовый контент-анализ данных статей показывают, что российское и западное «мировосприятия» являются противостоящими друг другу: для каждого из этих стратегических сообществ характерно разное понимание значения, целей, процессов и легитимности связанного с применением санкций поведения. Это, в свою очередь, позволяет сделать вывод о том, что, чтобы разрубить этот клубок санкционных противоречий, российское и западное стратегические сообщества призваны углублять своё понимание мировосприятия противоположной стороны, вовлекаться во взаимодействие друг с другом и в процессе этого проводить переоценку своего понимания убеждений, целей и ожиданий, которые лежат в основе существующей практики применения санкций каждой из сторон. |
|
99–116
|
В статье оценивается политико-экономический эффект антироссийских санкций на функционирование Евразийского экономического союза (ЕАЭС), учрежденного в 2015 году. Опираясь в своем анализе на интерпретацию поведения государств-членов ЕАЭС с позиции политического прагматизма, автор приходит к выводу, что наряду с официальной поддержкой евразийской интеграции страны-члены заинтересованы в развитии альтернативных проектов, укрепляющих их национальный суверенитет. Таким образом, основные угрозы Союзу следует ожидать преимущественно из политической сферы в связи с распространением альтернатив, направленных на подрыв отношений государств-членов с Россией. Немаловажную взаимосвязь здесь демонстрируют принятие странами Запада антироссийских санкций и темпы экономического развития ЕАЭС. Поскольку основная задача санкций – ограничение возможностей страны проводить активную самостоятельную политику, включая развитие внешнеэкономических связей, то антироссийские санкции неизбежно должны были повлиять на ЕАЭС и ее ключевых участников. В 2016 году вслед за снижением ВВП России еще большее снижение продемонстрировали Белоруссия и Казахстан. Однако впоследствии страны не только вернулись на исходный уровень, но и смогли добиться роста ВВП. Такая динамика говорит в пользу выдвинутого автором предположения, что участники евразийского объединения имеют поле для маневра в случае внешнего негативного влияния на их политико-экономическое развитие. При этом не следует переоценивать внутренние ресурсы ЕАЭС для его динамичного развития. Среди проблем, стоящих перед Союзом, небольшой совокупный ВВП в сравнении с ведущими экономиками мира, низкие темпы роста ВВП стран-членов, сравнительно низкая динамика роста численности населения Союза. В таком контексте для ЕЭАС крайне важно расширение своего международного экономического влияния. Учитывая наличие различных интересов в рамках ЕАЭС, автор приходит к выводу о том, что для Союза по-прежнему ключевым фактором, поддерживающим его целостность, будет оставаться прагматичная оценка его членами возможностей, которые они получают от участия в ЕАЭС, включая сохранения ими своей государственной идентичности и большая торгово-экономическая маневренность. |
|
117–135
|
В годы холодной войны Советский Союз и Индия, хотя и не состояли в формальном союзе, являлись в полном смысле стратегическими партнерами. Советские военно-морские силы присутствовали в Индийском океане, ограничивая потенциал американских операций, СССР поддерживал политику Индии на ближневосточном направлении. Москва и Нью-Дели создали с участием Ирака треугольник «рубль-рупия», позволявший отвязать двустороннюю торговлю от доллара и создать работающий механизм взаимовыгодной торговли. С распадом СССР сфера влияния России существенно сократилась. Однако в 2000 г. Москва заявила о возвращении в Южную Азию, и с тех пор постепенно восстанавливала свое влияние в регионе, где она имеет стратегические интересы. Там же расширяет свое влияние и новая Индия, претендующая на статус великой державы и роль регионального лидера. В статье рассматриваются перспективы сотрудничества России и Индии в Индийско-Тихоокеанском регионе в условиях введенных против России американских санкций. Автор анализирует перспективные зоны, в которых возможна реализация совместных российско-индийских проектов. В результате он приходит к выводу, что возможности для таких проектов существуют практически во всем Индо-Тихоокеанском регионе, включая малые островные государства, Африку и зону непосредственного соседства Индии. Автор разделяет страны на три категории: потенциальные союзники США с точки зрения Вашингтона, противники США и страны, в отношении которых США не проводят активной политики. По мнению автора, России следует выстраивать отношения со всеми тремя группами стран, поддерживая контакт с Индией. Это поможет консолидировать антиамериканские силы в регионе и будет способствовать размыванию режима санкций. Наиболее перспективными сферами для трехсторонних проектов являются традиционные поля сотрудничества России и Индии, в первую очередь ВТС и энергетика. Помимо этого, автор предлагает обратиться к советскому опыту использования «мягкой силы» в Азии как хорошо зарекомендовавшему себя в годы холодной войны. |
|
136–150
|
Цель статьи – анализ текущего состояния двух ведущих школ теории международно-политической мысли (реализма и либерализма) на предмет их объяснительных возможностей в отношении санкционной проблематики, сложившейся в результате введения санкций в отношении России в 2014 г. и последующих ответных мер. Следуя за выдающимся социологом и историком науки Р. Мертоном, автор отмечает важную роль теорий среднего уровня в изучении феноменов, лежащих на пересечении предметных полей экономики, юриспруденции и политической науки, к которым относятся международные санкции. Вместе с тем, обозначается очевидно назревшая необходимость вписать санкции в более широкий теоретический контекст, что позволит внести вклад в переосмысление характера современного международного взаимодействия. Развивая этот тезис, автор последовательно рассматривает парадигмы либерализма и реализма и приходит к выводу о том, что санкционная проблематика попадает в серую зону их объяснительного потенциала. В итоге, автор делает заключение, что для решения поставленной задачи академическое сообщество должно либо отказаться от идеи изучать санкции в категориях высокой абстракции и вернуться к их инструментальному пониманию, либо адаптировать объяснительные принципы международного реализма и либерализма (что, вероятно, существенно изменит их облик), либо пойти по третьему пути, предусматривающему создание иной онтологии международных отношений. |
|
151–157
|
Обзор посвящен анализу ключевых публикаций Российского совета по международным делам (РСМД) по тематике экономических санкций за 2017 – 2019 гг. Хотя тема санкций является достаточно свежей для российского научного и экспертного дискурса, сами санкции нельзя назвать новым явлением мировой политики. Использование экономического инструментария как средства достижения целей внешней политики и обеспечения национальных интересов – неотъемлемая часть политики большинства стран на протяжении долгого времени. Однако современный этап развития санкционной политики характеризуется рядом ключевых отличий от предыдущих, что выражается не только в росте числа случаев применения санкций, но и в дальнейшей институционализации процесса введения, контроля за исполнением и снятия ограничительных мер, а также неуклонным увеличением случаев т.н. «вторичных санкций» и др. В обзоре рассмотрены два ключевых доклада РСМД, посвященных динамике ограничительных мер США, ЕС и их союзников в отношении РФ, ключевых особенностях санкционных режимов указанных стран, а также прогноз динамики санкционного давления на Россию на ближайшую перспективу. Отдельно рассматривается сборник статей по тематике политики, целей и инструментов санкций. |
|
|