|
2020. т. 15. №4
Тема номера: Цифровизация: Влияние на глобальное управление и реализацию целей устойчивого развития
|
|
7–29
|
Распространение цифровых технологий приводит к массовой цифровизации всех видов общественных отношений. Формирующаяся в ходе данного процесса цифровая экономика становится ведущим фактором мирового экономического роста и критерием развитости государства. Основой цифровой экономики является Интернет, обеспечивающий функционирование новых моделей бизнеса, форм социального взаимодействия, инновационного производства, общественной дипломатии. Система управления Интернетом отличается от иных современных международных систем общественно-политических отношений тем, что ведущую роль в ней играют негосударственные организации, в частности, Корпорация по присвоению доменных имён (ICANN) и Общество Интернета (ISOC), а деятельность государств существенно ограничена базовыми свойствами системы, что затрудняет реализацию цифрового суверенитетагосударства. Целью представленной работы является определение способов сглаживания данного несоответствия. Анализируя современное состояние системы управления Интернетом, авторы представленной статьи определяют её ключевые характеристики, обуславливающие конфликтогенность системы – к ним относятся децентрализованность, недостаточный оценочный уровень подотчётности и легитимности. Авторы анализируют инструментарий ICANN и ISOC и выделяют среди них ключевые инструменты, которые фактически закрепляют за организациями статус центральных в системе управления Интернетом. В заключении авторы приводят рекомендации относительно действий международного сообщества для смягчения выявленных диспропорций. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС |
|
30–47
|
Пандемия COVID-19 показала, насколько важны цифровые платформы для функционирования нашей экономики. Крупные технологические компании, вероятно, станут сильнее после этой пандемии из-за значительного роста спроса на государственные, розничные и корпоративные цифровые услуги. Эта мега-тенденция укрепила доминирующее положение цифровых транснациональных корпораций – почти все они из США – на рынках ЕС, подняв важные вопросы, начиная от стремления ЕС к технологическому суверенитету и заканчивая гораздо более насущным вопросом о том, как осуществлять налогообложение прибыли крупных технологических компаний. Проблема «цифрового налога», ставшая предметом оживленных международных дискуссий еще до пандемии COVID-19, сейчас обсуждается еще активнее, поскольку этот налог станет важным инструментом для правительств, остро нуждающихся в средствах финансирования постпандемического восстановления экономики. Ожидается, что с включением цифрового налога в фонд для восстановления после пандемии Будущее поколение ЕС, представленный Европейской комиссией, Союз еще больше укрепит свое мировое лидерство в области технологического регулирования. Однако европейская активность в сфере регулирования также может создать барьеры для трансатлантической торговли и инвестиций, что приведет к росту напряженности в отношениях с США.
Перевод статьи Bilotta N. "Beyond the Digital Tax:The Challenges of the EU’s Scramblefor Technological Sovereignty” выполнен с согласия автора, к.э.н. А.В. Шелеповым, с.н.с. Центра исследований международных институтов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (РАНХиГС). |
|
48–69
|
Представленная статья посвящена особенностям употребления понятия «суверенитет» в реалиях цифровизации. Рассматриваемое понятие всё чаще используется для описания всевозможных форм независимости, контроля и автономии в отношении элементов цифровой инфраструктуры, технологий и данных. Представленный анализ основывается на результатах предшествующих и текущих исследований с привлечением специалистов и экспертов, в рамках которых авторы обнаруживают примеры применения понятия «суверенитет» для описания технологических процессов, которые существенно отличаются от деятельности государств. В рамках представленной работы авторы рассматривают ряд публикаций для того, чтобы продемонстрировать разнообразие существующих подходов, принятых в рамках различных групп и объединений. Авторы наглядно показывают, что хотя в отдельных случаях понятие «суверенитет» используется для установления некой формы коллективного контроля над цифровой информаций и / или инфраструктурой, возможны и совершенно иные подходы к определению рассматриваемого понятия. |
|
70–90
|
Статья посвящена оценке внутристранового межрегионального цифрового неравенства в странах БРИКС. На основании данных за 2014-2018 гг. по использованию интернета и доступу к фиксированному широкополосному интернету рассчитаны показатели неравенства для регионов стран БРИКС, а также выявлены различия между сельскими и городскими территориями и динамика данных различий. На основании проведенного анализа сделан вывод о снижении межрегионального неравенства во всех странах пятерки. В заключении перечислены перспективные направления сотрудничества в области снижения межрегионального цифрового неравенства в странах БРИКС, включая обмен опытом в области реализации национальных стратегий, сбор лучших практик по наиболее эффективным комплексным мерам цифрового развития удаленных территорий и совместное финансирование с использованием средств Нового банка развития. |
|
91–114
|
В статье проведен контент-анализ более 20 предложений относительно политики по преодолению последствий кризиса COVID-19, опубликованных влиятельными международными организациями, правительствами, корпорациями, учеными и группами гражданского общества. Исследована текущая ситуация, роль цифровизации во время кризиса и состав уже принятых крупнейшими экономиками мира антикризисных мер. На основе этого предложены меры долгосрочного характера, направленные на восстановление глобальной экономики и переход к более справедливому и устойчивому развитию. Авторы выявили существенную «зеленую» составляющую в опубликованных предложениях относительно государственной политики после пандемии. Помимо этого, было определено, что многие предложения касаются справедливости и инклюзивности развития, а также удовлетворения потребностей каждого отдельного человека. Авторами обозначены ключевые сферы устойчивого развития, которые требуют действий в ближайшее время и которые могут создать новые возможности для экономического развития: возобновляемая энергетика и чистый транспорт, циклическая экономика, цифровизация и охрана окружающей среды. При этом отмечается, что переход к зеленой экономике носит долгосрочный характер и может вступать в противоречие с некоторыми задачами краткосрочной поддержки экономики при выходе из кризиса. Выявленные приоритетные сферы государственных действий требуют внимания и в рамках российской антикризисной политики. Учитывая резкое падение цен на нефть, ускорение цифровизации и декарбонизации, а также масштабы экономического кризиса 2020 года, России необходимо начать ускоренный переход к низкоуглеродной энергетике, циклической экономике и восстановлению своих экосистем при ускоренной цифровизации. |
|
115–139
|
Проблема бедности была крайне актуальной в течение долгого времени и продолжает преследовать развивающиеся страны. Она остается важной в эпоху стремительного усиления цифровизации. В этой связи в данном исследовании анализируется вклад цифровизации в борьбу с бедностью, с учетом подтвержденного положительного влияния на экономический рост. На основе данных для выборки из 37 развивающихся стран за 2014 и 2016 гг., исследование позволяет сделать вывод, что наиболее бедные слои населения всегда игнорируются и лишены возможности получить свою долю преимуществ, которые предлагает цифровизация. Следовательно, хотя стратегии по дальнейшему продвижению цифровизации безусловно весьма важны для экономического развития, крайне необходима выработка вспомогательных систем и политики, призванной вовлечь самые бедные слои населения в основные процессы развития. |
|
140–162
|
Проблематика устойчивого развития приобретает особую актуальность в контексте изучения проблем развития арктических территорий, поскольку данный регион особенно уязвим к процессам изменения климата, а также, в силу объективных географических факторов, является наименее благополучным с точки зрения социально-экономических аспектов Целей устойчивого развития ООН. В статье рассматривается опыт Канады, как крупного северного государства, имеющего обширные территории и акватории за Полярным кругом, по реализации национальных стратегий и программ развития арктических территорий. Целью статьи является выявление эффективных направлений политики страны по созданию условий для устойчивого социально-экономического развития посредством анализа фактической динамики ключевых показателей устойчивого развития по северным территориям Канады. Социально-экономическое развитие северных территорий - Нунавута, Северо-Западных территорий и Юкона, является одним из ключевых приоритетов в рамках стратегических планов развития Канады. Среди них выделяются Федеральная стратегии устойчивого развития, Северная стратегия Канады и документ «Арктическая и северная политика». Для анализа хода реализации этих документов были отобраны следующие показатели: динамика численности населения, ожидаемая продолжительность жизни, валовый региональный продукт (ВРП), уровень безработицы, уровень образования населения, доля экономически активного населения, производительность труда, баланс региональных бюджетов, федеральные дотации в структуре доходов региональных бюджетов, количество учебных заведений, доля новых возобновляемых источников энергии в структуре производства электроэнергии, выбросы парниковых газов, выбросы парниковых газов на душу населения, объемы добычи углеводородов. |
|
163–188
|
2020 год, который должен был положить начало Десятилетию амбициозных действий по достижению ЦУР к 2030 году, стал годом беспрецедентного кризиса в области здравоохранения, социальной и экономической сфере. Пандемия COVID-19 погрузила мир в самую серьезную глобальную рецессию со времен Великой депрессии и обратила вспять прогресс по всему спектру ЦУР, поставив под угрозу реализацию Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Для повышения качества восстановления крайне важно оценить влияние пандемии COVID-19 на экономический рост и устойчивое развитие и предложить меры для активизации партнерства для реализации ЦУР. Оценка влияния и выработка рекомендаций по международному сотрудничеству и партнерству для «спасения» ЦУР являются целями данной статьи. В статье представлен обзор оценок влияния «тройного кризиса» на достижение Целей. Затем рассмотрены инициативы ключевых международных организаций по поддержке мер реагирования на пандемию и связанные с ней экономические потрясения, предпринимаемых развивающимися странами. В заключении изложены приоритеты для укрепления международного сотрудничества в области устойчивого развития, в том числе интеграция ключевых компонентов цифровизации в ЦУР в качестве конкретных задач и индикаторов, а также комплексная инициатива по облегчению бремени задолженности при лидирующей роли «Группы двадцати», предусматривающая перераспределение освобождаемых средств на реализацию ЦУР, связанных с искоренением бедности и неравенства, здравоохранением и образованием. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках проекта проведениянаучных исследований «Эволюция многостороннего сотрудничества по содействию развитию подэгидой ООН: от декады развития к Целям устойчивого развития (ЦУР)», проект № 18-014-00008 |
|
189–195
|
В обзоре рассматриваются ключевые экспертные доклады 2019 г. по вопросу цифровизации глобальной экономики в контексте реализации Целей устойчивого развития (ЦУР). При общем благоприятном воздействии цифровизации на реализацию ключевых ЦУР в отношении решения проблемы бедности и нищеты, социального равенства и экологического равновесия, авторы докладов акцентируют внимание на вызовах, которые несет собой цифровизация. К числу важнейших из них относится угроза усиления социального неравенства как следствие нового международного разделения труда, гиперконцентрация рынка цифровых технологий, рост цифрового неравенства, угроза информационной безопасности, а также ослабление регулятивных возможностей государства. Авторы докладов отмечают, что цифровизация — это противоречивый процесс, который одновременно может быть подспорьем в достижении ЦУР, так и невольно мешать их реализации. Для того, чтобы цифровизация стала работать на ЦУР важна целенаправленная и скоординированная политика межправительственных, национальных структур и бизнеса
Работа выполнена при поддержке Гранта Президента РФ № МД-59.2019.6 |
|
196–203
|
Онлайн-платформы быстро стали особенно важным для экономики и общества явлением. Они принесли значительные выгоды потребителям, предприятиям и правительствам, например, помогая им с большей легкостью и эффективностью взаимодействовать с большим количеством людей, торговых партнеров и клиентов, предоставлять государственные услуги. В данном обзоре будут рассмотрены доклады Организации экономического сотрудничества и развития о характеристиках цифровых платформ и их влиянии на экономику, общество и политику. Кроме того, автор затронет вопросы регулирования рынка труда, налогообложения, а также проблемы обеспечения конфиденциальности сбора, хранения и использования данных. |
|
204–209
|
Доклад посвящен вопросам налогообложения в цифровой экономике. Основной акцент сделан на концепции «пользовательской стоимости». Авторы утверждают, что широкое распространение этой концепции привело к необходимости выработки новых подходов к расчету такой стоимости и последующему налогообложению компаний, извлекающих прибыль из использования пользовательских данных. В докладе рассмотрены предпринимаемые на страновом уровне шаги по развитию налогообложения на основе пользовательской стоимости и трудности, с которыми сталкивается реализация концепции. Тем не менее, авторы приходят к выводу о неизбежности реформирования глобальной налоговой системы именно в этом направлении. |
|
|