|
2015. т. 10. №2
Тема номера: БРИКС в системе глобального управления
|
Институциональное развитие БРИКС
|
9–38
|
Анализ деятельности БРИКС со старта процесса на полях саммита «Группы восьми» на Хоккайдо в 2008 г. до встречи «Группы двадцати» в Брисбене в ноябре 2014 г. указывает на значительный успех БРИКС, в качестве института сотрудничества, затрагивающего все более широкий круг вопросов, как в отдельном формате, так и в рамках «Группы двадцати», где объединение выступает от имени всех развивающихся стран.. Подобный успех в значительной степени объясняется неспособностью международных институтов поколений 1933-1945 гг. и 1975 г. обеспечить ведущим развивающимся странам равноправное положение и, таким образом, ответить на новые вызовы в финансовой и других сферах, возникающие с 2008 г. БРИКС является многосторонним институтом, развивающимся по таким параметрам как: уровень участия, членство, повестка дня и интенсивность взаимодействия. Показатели эффективности саммитов БРИКС демонстрируют стабильный рост по многим измерениям глобального управления. Среди причин роста эффективности БРИКС можно отметить неспособность организаций, зародившихся в 1940х гг., Хайлигендаммского процесса в рамках «Группы восьми» и первых двух саммитов «Группы двадцати» предоставить крупным развивающимся странам равные права, уровень ответственности и влияние, соответствующие их растущим относительным возможностям и увеличивающейся степени открытости, которые были востребованы для ответа на новые вызовы в меняющемся мире. Еще одной причиной стала усиливающаяся институционализация БРИКС в качестве компактного, ограниченного определенным кругом членов, клуба, в котором рациональные стимулы к сотрудничеству медленно трансформировались в личные связи между участниками. |
|
39–58
|
В статье рассматривается вопрос о том, как страны – члены БРИКС смогли преодолеть институцио-нальные барьеры и достичь прогресса в учреждении Нового банка развития за короткий период времени смомента появления идеи его создания. В статье утверждается, что клубный механизм взаимодействиястран – членов БРИКС помог им избежать конфликта внутри объединения благодаря взаимной заинте-ресованности в определении статуса. Также он создал неформальную институциональную платформу,дающую пространство для маневра между конкурирующими интересами стран – членов БРИКС, черезсимволическое участие в развитии Банка. Клубная дипломатия сглаживает расхождения, одновременноусиливая вопросы, представляющие общий интерес для стран – членов БРИКС. Такой подход подверга-ется испытанию, когда внимание участников группы смещается от запросов, ориентированных вовне, кколлективному действию. Необходимость реформирования глобальной системы, в том числе путем болееобъективного распределения голосов и влияния в международных финансовых институтах (МВФ и Все-мирном банке), способствовала дальнейшему укреплению механизма клуба между странами – членамиБРИКС. В то же время стимул для их собственной смелой инициативы, такой как учреждение Новогобанка развития с перспективой крупных инвестиций в инфраструктуру, отмеченный в других странахглобального Юга, демонстрирует символичную потребность выйти за рамки статус-кво. |
|
59–69
|
Авторы статьи ищут ответ на вопрос, возможно ли засвидетельствовать влияние межгосударственныхдвижущих сил БРИКС на активизацию тех процессов конвергенции политических режимов и практик,которые называются «распространением демократии». В мире уже есть опыт такого «распростране-ния». Однако, поскольку он имел место во время так называемой «третьей волны» демократизации, воснову которой легли однородность стран и структурные условия «привлекательности демократии»,БРИКС вряд ли удастся повторить данный опыт. Напротив, лишь реальная конституционная однород-ность, общая для стран БРИКС, является стандартом невмешательства во внутренние дела каждой изних; невмешательство также означает взаимное воздержание от любых попыток ограничения полити-ческой трансформации при сохранении межстрановой кооперации. Опыт БРИКС показывает, что разныеполитические режимы могут продвигать институционализированные формы межстрановой кооперациибез неотъемлемого взаимного обмена на конституционном уровне. Теории «перехода» и «распространениядемократии» недостаточны для понимания движущих сил БРИКС: по этой причине пример БРИКС под-тверждает существование «серой зоны», которую теория «демократической трансформации» не обеспе-чила внятным анализом за все эти годы. С девизом «разделения в единстве» БРИКС намерена предложитьэволюционный путь развития моделей «неевроцентричной зависимости» в межстрановых отношениях,преодолев который, можно преодолеть «периферийный реализм» роли каждой страны в ее собственнойвнешней политике. |
|
70–88
|
В статье исследуются условия формирования и задаются ориентиры валютного партнерства БРИКСдля целей управления издержками ВЭД, ключевого параметра роста взаимной торговли и инвестиций.Рассмотрены условия включения национальных валют БРИКС в межстрановые платежные отношения.Анализ динамики дополняющих индикаторов конкурентоспособности взаимного экспорта БРИКС (ин-декс сходства экспорта (ИСЭ) и реальный эффективный обменный курс (РЭОК)) позволили показать из-менения в торговых потоках между БРИКС и влияние девальваций валют БРИКС на них. Установленорастущее воздействие КНР на конкурентоспособность стран группы через структуру экспорта и спросна инвестиционные товары. Показатели обменных курсов валют БРИКС артикулируют различия в мак-роэкономической политике. Выявлено, что внешнее обесценение ряда валют БРИКС опережало их вну-треннюю инфляцию (по ИПЦ), создавая условия для демпинга. Отсюда разное воздействие девальвацийна структуру взаимного экспорта БРИКС – у России он рос преимущественно за счет сырой нефти инефтепродуктов, у Бразилии – через расширение торговых связей и диверсификацию товарных потоков.Аргументируются направления и инструментарий перехода БРИКС в торговых расчетах на националь-ные валюты (на базе Пула условных валютных резервов или по аналогии с системами трансграничныхрасчетов между ЦБ Бразилии и Аргентины). |
|
89–105
|
Статья посвящена поиску ответов на вопрос, будет ли Новый банк развития способствовать повышениюроли группы БРИКС в глобальной финансовой архитектуре и развитию стран-членов. На основе сравнения сключевыми многосторонними институтами развития (Всемирный банк, Азиатский, Африканский и Меж -американский банки развития, Европейский банк реконструкции и развития) и национальными банкамиразвития стран БРИКС делается вывод о том, что цель создаваемого банка по мобилизации ресурсов дляпроектов в области инфраструктуры и устойчивого развития в некоторой степени дублирует работусуществующих институтов. Однако создаваемый Банк может дополнить их функции и стать значимыминститутом развития для стран-членов, в первую очередь путем реализации именно многосторонних про-ектов стран БРИКС в указанных областях. Также в статье анализируется текущая роль стран БРИКС вмировой финансовой архитектуре и потенциал ее повышения, который заложен в Новом банке развития.Во-первых, в новом финансовом институте страны БРИКС будут совместно определять размер и на-правление финансовой помощи третьим странам, а во-вторых, страны БРИКС смогут самостоятельноопределять условия предоставления кредитов, в отличие от Бреттон-Вудских институтов, в которыхроль стран БРИКС не соответствует их положению в мировой экономике. Делается вывод о том, чтостраны БРИКС с созданием банка создали потенциал изменения текущей системы финансирования раз-вития, в частности, условий предоставления финансирования и контроля результатов и, таким образом,повышения роли стран БРИКС в глобальной финансовой архитектуре. |
Вклад БРИКС в глобальное управление: направления политики
|
106–118
|
Каким будет будущее влияние Нового банка развития (НБР) и Азиатского банка инфраструктурных ин-вестиций (АБИИ), двух многосторонних банков, созданных в 2014 г. вне сложившейся Бреттон-Вудскойсистемы, на структуру многостороннего кредитования? Будут ли эти новые институты, ведомые Ки-таем и БРИКС, способствовать достижению баланса в многостороннем финансировании развития и сни-жению доминирования Запада? В данной статье ответ на эти вопросы дается в три этапа. Во-первых,рассматриваются стимулы для БРИКС к «выходу» из существующей системы, которые возрастают нафоне прошлого, настоящего и ожидаемого будущего провала реформ прав голоса в существующих между-народных финансовых институтах (МФИ). Во-вторых, избыточный спрос на многостороннее льготноекредитование и, в-третьих, потенциальные объемы кредитов НБР и АБИИ оцениваются количественно,чтобы понять, какую относительную долю деятельности, а значит и политического влияния, существую-щие МФИ могут уступить в пользу новых конкурентов. По имеющимся оценкам, НБР и АБИИ совместнопривлекут достаточное софинансирование, чтобы конкурировать с существующими многостороннимибанками развития по объемам ежегодного кредитования. В статье делается вывод о том, что финанси-рование инфраструктуры получит дополнительный стимул от создания НБР и АБИИ за счет использо-вания значительных ресурсов сбережений Китая и других стран БРИКС. Таким образом, западным прави-тельствам и донорам следует поддерживать деятельность новых институтов, а не препятствовать ей.Поскольку новые многосторонние банки представляют потенциальным заемщикам альтернативу с точкизрения стоимости и механизмов финансирования, в интересах заемщиков как можно быстрее присоеди-ниться к новым институтам. Конкуренция в системе многосторонних банков развития может оказатьнегативное влияние на механизмы, обеспечивающие погашение кредитов. МФИ в рамках существующейБреттон-Вудской системы и новые банки развития должны совместно принять оговорку о перекрестномнеисполнении обязательств в целях обеспечения собственного статуса привилегированных кредиторов. |
|
119–139
|
Группа БРИКС возникла сравнительно недавно и перспективы ее развития в качестве сообщества стран-единомышленников все еще продолжают вызывать весьма бурные споры. И хотя наличие общих целей вобласти реформ международной финансовой и экономической системы не вызывает сомнений у наблю-дателей, вопросы безопасности для БРИКС пока остаются чем-то весьма неопределенным. Между темРоссия, которая в 2015 – начале 2016 г. председательствует в БРИКС, в первую очередь стремится ктому, чтобы наконец-то превратить эту группу из просто платформы для дискуссий в полноценный ме-ханизм экономического и политического сотрудничества. При этом проблемы мира и безопасности вы-зывают определенные разногласия между государствами-членами. Это обусловлено самыми разными фак-торами – географическим и геополитическим расположением, различными политическими традициями,разным политическим статусом на международной арене, тесными экономическими и политическимисвязями и сложными формами сотрудничества/соперничества с развитыми странами Запада, а такжеразличиями в понимании и продвижении собственных глобальных целей и приоритетов. В данной статьерассматривается эволюция взглядов России на важность БРИКС и ее место в иерархии российской внеш-ней политики, а также уделяется более пристальное внимание проблемам политической безопасности,международного права и глобального управления. Одновременно автор показывает, что хотя некоторымиз этих проблем будет уделяться меньше внимания в силу того, что они являются актуальными лишь длянекоторых участников группы (например, борьба с наркотиками, морская безопасность или региональ-ные конфликты), а к другим следует подходить с точки зрения наименьшего общего знаменателя (напри-мер, реформа Совбеза ООН или нераспространение оружия массового поражения), страны БРИКС по-прежнему находят все новые сферы для сотрудничества и предпринимают небольшие, но уверенные шагипо направлению к созданию полноценного механизма для координации своих действий. Дополнительнуюответственность на БРИКС возлагает тот факт, что взаимодействие между ее членами и их дости-жения в сфере реформы глобального политического и экономического управления большинством развиваю-щихся стран рассматриваются как альтернатива доминированию государств с развитой экономикой икак новая модель равноправного и взаимовыгодного сотрудничества. |
|
140–159
|
Создание Банка развития БРИКС стало свидетельством зрелости финансовых отношений между парт-нерами по клубу. Их значимость повысилась с принятием Кейптаунской декларации, в которой министрынауки и технологий стран БРИКС выразили приверженность сотрудничеству в сфере науки, технологий иинноваций (НТИ). Декларация освещает интересные вопросы, в частности, состояние сотрудничества поНТИ внутри БРИКС, обоснование выбора конкретных областей взаимодействия, а также преимуществастран в этих областях. Как эти области соотносятся с приоритетами внутренних стратегий по НТИкаждой из стран? Какие двусторонние соглашения по НТИ уже существуют и каковы их результаты?Каким образом Кейптаунская декларация дополняет или препятствует процессу сотрудничества Индии,Бразилии и ЮАР (ИБСА)? Будет ли рост геополитической напряженности (например, в Черном и Южно-Китайском море) ограничивать масштабы сотрудничества в сфере НТИ? Вторая цель работы состоит вдемонстрации важного значения ЮАР для БРИКС.Рассмотрение этих вопросов требует изучения геополитики, финансов, торговли и других сфервзаимодействия, включая НТИ. Удобной рамкой для исследования является макроуровневый PESTEL-анализ с более детальным рассмотрением компонента «T» (технологии), под которым понимается сфераНТИ в целом. Анализ документов, а также экономических, социальных показателей и индикаторов НТИнаряду с библиометрическими данными обеспечивает эмпирическую основу аргументации. Этот анализ,а также определение национальных императивов, позволяет изучить потенциал Кейптаунской деклара-ции. Утверждается, что ЮАР не только является «воротами в Африку», но и демонстрирует самый вы-сокий уровень научного сотрудничества среди стран БРИКС. |
Интересы и приоритеты сотрудничества стран – членов БРИКС
|
160–171
|
БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южно-Африканская Республика) как группа, образованнаякрупными развиающимися странами, характеризуется наличием прагматической политической стра-тегии, допускающей противоречивые действия ее участников. БРИКС эволюционировала в своем вну-треннем сотрудничестве, повысив уровень институционализации созданием собственных финансовых ин-ститутов, Нового банка развития (НБР) и Договора о создании Пула условных валютных резервов странБРИКС, которые вывели группу на новую ступень ее истории без изменения ее сущности. Новый банкразвития был создан с целью мобилизации ресурсов для проектов по строительству инфраструктуры исодействию устойчивому развитию в странах с формирующейся рыночной экономикой и развивающихсястранах, а Договор о создании Пула условных валютных резервов стран БРИКС был заключен для обеспече-ния ликвидности в странах, сталкивающихся с проблемами в сфере платежного баланса, и предотвраще-ния кризисных явлений в будущем. Многие развивающиеся страны следят за развитием этих институтовс пристальным вниманием. Страны Южной Америки, как представляется, особенно заинтересованы впривлечении инвестиций и получении займов от БРИКС для развития инфраструктуры в своих странахи выстраивания более неформальных, в меньшей степени обремененных политическими обязательствамиотношений с зарубежными партнерами. Для стран Южной Америки БРИКС предлагает прагматическуюформулу сотрудничества, которая отличается от modus operandi традиционных держав. Другими сло-вами, у бедных стран, нуждающихся в финансовой помощи, появится альтернатива МВФ и Всемирномубанку. Отношения между БРИКС и странами Южной Америки характеризуются прагматическим под-ходом, отражающим «способ действия» группы и потребности в модернизации региона. В данной статьеанализируются особые отношения, которые БРИКС устанавливает со странами Южной Америки, ис-пользуя свой институциональный статус и прагматический подход. |
|
172–195
|
Усиление позиций Бразилии, России, Индии, Китая, Южной Африки и других крупнейших стран с быстро-растущей экономикой ставит вопрос о том, вступает ли мир в эпоху в большей степени многосторонне-го управления, или, другими словами, возникла ли новая многосторонность? Проанализировав положениеБразилии как одного из членов БРИКС, можно выяснить, что ее высокие экономические показатели в пе-риод с начала века все же были ниже, чем у Китая и Индии. Тем не менее экономика Бразилии оставаласьотличным объектом для инвестиций в течение первого десятилетия XXI в. И все же возникают вопросы:каково положение Бразилии в сравнении с другими странами БРИКС? какими средствами можно рас-крыть потенциал экономического роста Бразилии? Данная статья отражает одну из точек зрения врамках этой дискуссии. В качестве основного рассматривается вопрос о том, являются ли относительнонизкие темпы экономического роста Бразилии в сравнении с головокружительными показателями Индиии Китая, а также значительный дефицит инфраструктуры препятствиями для отнесения этой странык той же категории, к которой относятся другие члены БРИКС (в первую очередь Китай и Индия). Яв-ляется ли Бразилия достаточно экономически «зрелой», чтобы повысить свою значимость в институтахглобального управления, таких как ВТО, МВФ и «Группа двадцати», или это просто экономически пере-оцененная региональная держава с большими амбициями? Имеет ли Бразилия сравнительные преимуще-ства перед западными и незападными конкурентами? Является ли страна «политически недооцененной»?Данная статья включает несколько разделов. В первом разделе кратко представлена история развитияБРИКС и описана исследуемая проблема. Во втором разделе автор рассматривает параллельные фено-мены «внешнего» расширения бразильской экономики и ее «внутреннего» дефицита инвестиций в инфра-структуру, который, вместо того чтобы способствовать раскрытию потенциала экономики Бразилии иее бурному росту, на самом деле препятствует ему. Третий раздел посвящен анализу «поиска» Бразилиейи БРИКС надлежащего места в институтах глобального управления. В заключительном разделе пред-ставлены основные выводы. |
|
196–205
|
БРИКС является важной растущей силой в современной системе глобального управления. Ранее, с 2009 г.,приоритеты кооперации внутри БРИКС заключались в реформировании ведущих международных фи-нансовых институтов. В последние годы приоритеты расширились и включили вопросы международнойбезопасности и развития. На региональном уровне лидеры БРИКС провели диалоги со своими партнерамииз стран Африки и Южной Америки на двух последних саммитах БРИКС. Тем не менее группа не уделяладолжного внимания проблемам Азии, в том числе экономическим вопросам Азии и вопросам безопасностив Восточной Азии. Слабая и несбалансированная повестка дня БРИКС в сфере проблем Азии является нео-бычной, учитывая значимость региона для членов БРИКС, а также то, что в группу входят три важныхазиатских члена с глобальными амбициями.Отсутствие сильной азиатской повестки дня в БРИКС отражает некоторые тенденции в группе иво всем регионе. Во-первых, приоритетом стран БРИКС является продвижение их глобального статуса,что делает для них глобальные вопросы более важными, чем региональные. Во-вторых, азиатские членыгруппы не были способны справиться с вызовами в области безопасности в Азии на индивидуальной иликоллективной основе. В-третьих, Азия не является высокоинтегрированным регионом, таким как Африкаили Южная Америка, отчасти из-за конкуренции среди ведущих сил, включая азиатских членов БРИКС.Тем не менее группа не может не исследовать свое влияние в определении будущего Азии, учитывая расту-щую важность региона и новые вызовы.Для повышения своей важности в Азии на фоне конкуренции региональных институтов и восстанов-ления интереса США к Азии странам БРИКС следует координировать индивидуальные подходы к Азии,предоставлять больше региональных общественных благ через многосторонние инициативы, предлагатьрешения или идеи по решению проблем региональной безопасности, а также искать более устойчивые путивзаимодействия с регионом. |
|
206–228
|
В статье анализируются проблемы взаимоотношений нового международного актора – БРИКС – состранами Африки. Автор ставила задачу определить политические и экономические интересы в Афри-ке как БРИКС в целом, так и каждой страны-члена, рассмотреть различные аспекты сотрудничестваБРИКС с Африкой и оценить их влияние на африканские экономики и африканское развитие.Внимание БРИКС к Африке обусловлено важной ролью африканского ресурсного потенциала, успе-хами африканских экономик и растущим политическим весом Африки в международных отношениях.На примере Африки БРИКС рассчитывает продемонстрировать преимущества сотрудничества в рам-ках Юг – Юг. Африканская «повестка дня» БРИКС предусматривает содействие странам континентав решении таких проблем, как устойчивое развитие, энергетическая и продовольственная безопасность,взаимовыгодная торговля, развитие инфраструктуры, сельского хозяйства, технологии и инновации,здравоохранение, образование, ответы на кризисы и конфликты. Все эти проблемы жизненно важны дляАфрики. Торговля Африки с БРИКС растет быстрее, чем ее торговля с традиционными партнерами и чемторговля стран БРИКС друг с другом. Страны БРИКС являются значимыми донорами и инвесторами длястран континента. В фокусе их внимания – африканская инфраструктура. В арсенале методов политикиБРИКС важную роль играет «мягкая сила»: БРИКС активно участвует в сферах здравоохранения и об-разования стран Африки, в передаче им технологий, инноваций и опыта. Китай лидирует в вопросах фи-нансовой помощи и инвестиций. Приоритетная сфера деятельности Индии – новые технологии и услуги.Наращивает сотрудничество с Африкой и Бразилия, использующая в своей политике связи, существующиемежду португалоязычными странами. Сфера ее особого внимания – сельское хозяйство. Россия уступаетдругим членам БРИКС по объему сотрудничества с Африкой, однако в последние годы положение меняет-ся. РФ участвует в международных программах помощи Африке; на континенте действуют российскиекомпании. Новый член БРИКС, Южная Африка, позиционирует себя как региональный лидер Африки, «во-рота» на континент. Ее преимущества – богатые ресурсы, сильный финансово-банковский сектор, прак-тический опыт региональной экономической интеграции. Страны БРИКС сближает заинтересованностьв создании справедливого демократического мирового порядка; они вносят заметный вклад в решение проб-лем африканской безопасности. Все страны БРИКС участвуют в миротворческих миссиях ООН на кон-тиненте. Внимание к нуждам Африки, растущая экономическая помощь, не обремененная политическимиусловиями, торговый и инвестиционный бум, защита интересов Африки в международных организацияхсделали БРИКС привлекательной для африканцев альтернативой Западу. Хотя пока страны БРИКС вы-ступают в Африке в роли конкурентов, они стремятся к налаживанию сотрудничества, а их растущийвклад в развитие африканской экономики находит положительный отклик на континенте. |
|
229–247
|
Южная Африка присоединилась к БРИКС в 2011 г., через два года после создания данного блока. Это ре-шение было принято в русле основных принципов внешней политики страны, разработанных первым де-мократическим правительством ЮАР, которое рассматривало БРИКС как ассоциацию независимыхгосударств-единомышленников, а также политическую и моральную силу, способную изменить мир.С другой стороны, принимая в свои ряды одну из ведущих стран африканского континента, четы-ре действующих члена БРИКС стремились устранить географический разрыв и заручиться поддержкойстраны, пользующейся высоким моральным авторитетом и играющей важную роль в поддержании мираи разрешении конфликтов.С помощью БРИКС ЮАР планировала достичь ряда целей на различных уровнях: от решения проблембедности, неравенства и создания рабочих мест на внутреннем рынке труда до получения согласованногосодействия стран – членов БРИКС Африке и обеспечения более широкой поддержки процесса реформиро-вания международных финансовых институтов и Организации Объединенных Наций.Автор статьи анализирует, в какой степени эти планы были реализованы за последние четыре годачленства ЮАР в БРИКС, и приходит к заключению, что ЮАР пусть и является последним вступившим вБРИКС членом, но никак не наименее важным. |
_____________________________________________________________
|
|
С тематикой и графиком выхода следующих номеров можно ознакомиться на странице
|
|