|
2006. т. 1. №2
|
Актуальная тема
|
4–9
|
В связи с председательством в Группе Восьми, Россия находится под пристальным вниманием мировых средств массовой информации и международного экспертного сообщества. Поэтому большой резонанс получил подготовленный в феврале 2006 г. Информационно-аналитическим центром Группы Восьми при Университете Торонто (Information Center and Research Group of Toronto: http://www.g8.utoronto.ca) отчет об исполнении странами-членами Группы Восьми обязательств, принятых в рамках саммита в Глениглсе. Аналогичные исследования по итогам саммитов проводятся международной группой экспертов Исследовательского центра Группы Восьми с 1996 г. |
Аналитические материалы
|
9–15
|
После завершения периода президентства Великобритании в Европейском союзе 31 декабря 2006 г. обязанности президентства приняла Австрия, которая передаст свои полномочия Финляндии 1 июля 2006 г. Президентство Австрии началось с взволновавших весь Европейский союз событий: отклонения 18 января 2006 г. Европейским парламентом принятого в ходе межправительственных переговоров в декабре 2005 г. бюджета на 2007—2013 гг.; «газовой войны» между Россией и Украиной в начале января, отразившейся также на объемах поставок газа в некоторые страны ЕС, спора вокруг иранской ядерной программы, разгоревшегося с новой силой. Для анализа приоритетов президентства Австрии в Европейском союзе были использованы следующие документы: рамочные и долгосрочные программы, соглашения Европейского союза1, а также официальные заявления и интервью представителей ЕС и правительства Австрии, сообщения российских и зарубежных информационных агентств, а также Делегации Европейской комиссии в России. |
|
15–25
|
Мы начинаем серию публикаций, представляющих анализ нормативной базы развития сотрудничества в сфере образования в ЕЕС, методов и инструментов ее реализации, в период с 1958 по 2005 год. Изучение этих аспектов является актуальным по нескольким причинам. Во-первых, он дает возможность проследить эволюцию сотрудничества в образовательной политике и понять ее взаимосвязь с экономической интеграцией; понять, как трансформировалась роль и содержание образовательной политики за прошедшее пятидесятилетие. Кроме того, согласно «Дорожной карте» по общему пространству науки и образования, включая культурные аспекты, утвержденной 10 мая 2005 года в Москве Президентом России В.Путиным, Премьер-министром Люксембурга Ж.-К.Юнкером, Председателем Комиссии Европейских сообществ Ж.М.Дуран-Баррозу и Верховным представителем ЕС по внешней политике и безопасности Х.Соланой, Россия и ЕС сформулировали общую цель «содействовать интеграции и углублению сотрудничества в рамках создаваемого Европейского пространства высшего образования в соответствии с основными положениями Болонского процесса». |
|
25–34
|
Современная система высшего образования Италии сложилась на фоне, с одной стороны, широкомасштабных государственных реформ, связанных с реструктуризацией политического устройства и изменением приоритетов экономического развития и, с другой стороны, реформ, обусловленных Болонским процессом и стремлением к включению Италии в общеевропейское образовательное пространство. Таким образом, внутренние факторы становления итальянской образовательной системы и внешние стимулы ее развития оказались взаимодополняющими. Борисенкова Анна Валентиновна – научный сотрудник Центра фундаментальной социологии Института гуманитарных историко-теоретических исследований имени А. В. Полетаева Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»; E-mail: ann.borisenkova@gmail.com. |
Саммиты, конференции, семинары
Обзор публикаций
Новые проекты
|
42–46
|
Качество высшего образования лежит в основе построения как общеевропейского пространства высшего образования, так и систем высшего образования в странах-членах ЕС. Сотрудничество по обеспечению качества имеет долгую историю, его основы были заложены Решением Совета Европы от 2 апреля 1963 г. об «Общих принципах реализации общей политики в сфере профессионального образования», направленной на «гармоничное развитие национальных экономик и общего рынка». В Берлинском Коммюнике 12 апреля 2004 г. министры образования европейских стран подчеркнули необходимость разработки общепризнанных критериев и методологий по обеспечению качества. На конференции 19—20 мая 2005 г. в Бергене были приняты Стандарты и принципами по обеспечению качества в европейском пространстве высшего образования, предложенные Европейской ассоциацией по обеспечению качества в высшем образовании. Проект по культуре качества (The Quality Culture Project) представляет собой один из инструментов, направленных на выработку общего понимания качества высшего образования и стратегий его достижения. Проект по культуре качества, финансируемый в рамках программы «Socrates», возник на основании плана действия Европейской ассоциации университетов на 2001—2003 гг. и Меморандума о качестве, одобренного Советом Европейской ассоциации университетов в сентябре 2001 г. В обоих документах подчеркивается, что (1) в вопросах обеспечения качества в роли отправной точки должна рассматриваться способность университетов к развитию жесткой внутренней системы качества, и (2) эта способность связана с институциональной автономией и ответственностью перед обществом. Сотрудничество в рамках Проекта по культуре качества направлено на формирование в вузах гармоничной культуры качества для достижения общих целей создания европейского пространства высшего образования и его связи с европейским исследовательским пространством. |
|
46–51
|
Основой научно-технического сотрудничества между Россией и ЕС является, подписанное в ходе встречи в верхах в Риме в ноябре 2003 г. новое «Соглашение о сотрудничестве в области науки и техники». Предыдущее соглашение о научном сотрудничестве между ЕС и Россией действовало с мая 2001 г. по 31 декабря 2002 г. На саммите Россия — ЕС 25 ноября 2004 г. в Гааге Россия и Европейский союз подтвердили стратегическое партнерство и достигли значительного прогресса в переговорах по вопросам формирования четырех пространств ЕС и России на основе общих ценностей и интересов. Общее пространство в области науки, образования и культуры направлено, в первую очередь, на укрепление контактов между людьми и содействие повышению конкурентоспособности наукоемких отраслей экономики ЕС и России. 15-я встреча на высшем уровне между Россией и ЕС состоялась в Москве 10 мая 2005 г. По итогам саммита были утверждены «дорожные карты» общих пространств, которые содержат согласованные, конкретные задачи сотрудничества, а также меры, необходимые для их реализации. Работа по созданию общего пространства науки и образования, включая культурные аспекты, направлена на взаимовыгодное использование потенциала научных сообществ ЕС и России, а также культурного и интеллектуального наследия. Основные меры по созданию пространства предполагают содействие экономическому росту, укрепление конкурентоспособности, усиление связи между исследованиями и внедрением инноваций, стимулирование тесного сотрудничества в сфере образования, включая сближение форм университетского обучения, содействие мобильности научных кадров, студентов и преподавателей вузов России и стран ЕС, популяризацию культурного и языкового многообразия. |
|
|