Скрыть
Раскрыть
 
журнал
ВЕСТНИК
МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Образование, наука, новая экономика

Контакты редакции

SCImago Journal & Country Rank

ISSN (Print) 1996-7845

ISSN (Online) 2542-2081


Контакты:

Почтовый адрес: Покровский бульвар, д.11, Москва, Россия, 109028
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Редакция журнала "Вестник международных организаций"

Фактический адрес: 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, ком. 308

Тел.: +7 495 772-95-90 добав. 23150 

E-mail: iorj@hse.ru

Индексирование журнала


      

     
 

Реформы экономической политики: Стремление к росту – Выпуск 2006

2006. Т. 1. № 2. С. 36–40 [содержание номера]
Впервые сборник «Реформы экономической политики: Стремление к росту», изданный в качестве дополнения к таким известным статистическим сборникам ОЭСР как «OECD Economic Outlook» и «OECD Economic Surveys», увидел свет в 2005 г. Второй выпуск сборника, вышедший в феврале 2006 г., содержит сравнительный анализ структурных политических изменений в странах-членах ОЭСР, произошедших за последний год в соответствии с главными приоритетами совершенствования экономической политики, отмеченными в предыдущем номере. В сборнике также представлено описание политических стратегий, стимулирующих инновационные процессы в странах-членах ОЭСР.
Презентация нового выпуска «Реформ экономической политики» стала значимым событием для международного экспертного сообщества. Открывавший презентацию главный экономист ОЭСР г-н Жан-Филипп Котис указал на важность международного сотрудничества при выработке совместных рекомендаций по совершенствованию экономической политики в странах ОЭСР на основе комплексного анализа экономической ситуации в странах ОЭСР, в связи с чем издание ежегодного аналитического сборника «Реформы экономической политики» представляется эффективным механизмом обмена национальным опытом реформирования экономической сферы.
Обращаясь к экономической ситуации, сложившейся в странах ОЭСР и некоторых странах ЕС, г-н Котис отметил, что, впервые за последние 15 лет Япония и большинство стран континентальной Европы продемонстрировали небывало низкие показатели ВВП на душу населения, несмотря на очевидные тенденции к росту и устойчивому экономическому развитию в некоторых странах ОЭСР и ЕС. Кроме того, именно в Японии и большинстве стран Европы в последние годы проявился острейший демографический кризис, вызванный стремительным старением населения, чего нельзя сказать про страны Северной Америки, где данные проблемы явно себя не обнаруживают.
Сборник состоит из трех частей, первая из которых освещает степень выполнения приоритетов экономической политики, намеченных в 2005 г.; вторая – раскрывает существующее разнообразие политических мер по стимулированию инновационных процессов; третья часть сборника представляет результаты проведенных тематических исследований в сфере регулирования финансовых рынков и альтернативных способов измерения национального благосостояния.
В первой главе представлен обзор выполнения приоритетов экономической политики странами-членами ОЭСР, в частности повышение показателей производительности труда и использования рабочей силы. Опираясь на предоставленные страновые отчеты, эксперты ОЭСР смогли указать на общие тенденции, которые можно кратко описать следующим образом:
  • Во многих странах ОЭСР ведется, а в некоторых странах уже завершена работа по выполнению приоритетных политических программ, направленных на повышение производительности труда за счет ослабления контроля за доступом к рынкам товаров и других видов регулирования, сдерживающих конкуренцию, а также сделаны определенные шаги по развитию человеческого капитала и реформированию остальных направлений государственной политики, влияющих на производительность труда.
  • Политические меры, направленные на повышение эффективности использования рабочей силы, в большинстве стран ОЭСР, особенно в странах континентальной Европы, не только не реализованы, но даже не были запланированы. Например, за прошедший период не произошло заметного снижения все еще высокого имплицитного налога на труд людей старше определенного возраста, сокращения налогового разрыва; не были пересмотрены основы трудового законодательства и минимальный уровень заработной платы. Заметный положительный результат имели лишь реформы системы социальных пособий по болезни и инвалидности.
В подтверждение общих выводов, сделанных в первой главе, во второй главе представлены комментарии к реформам экономической сферы в странах ОЭСР и Европейского Союза в соответствии с намеченными в 2005 г. для каждой из них приоритетными направлениями, отражающие достигнутые изменения в национальном законодательстве, этапы, характер и результаты инициированных реформ.
В третьей главе инновационные процессы рассматриваются в качестве основного источника национального благосостояния и повышения жизненных стандартов рядовых граждан. Однако эксперты указывают на неопределенность результатов инновационных процессов и их вклада в развитие общества или, например, частных предприятий. Основным механизмом стимулирования инновационных процессов, с точки зрения экспертов, выступает финансовая поддержка частных проектов НИОКР и финансирование исследовательской деятельности в государственных учреждениях, в том числе и в университетах. Особенный интерес для исследователей в связи с этим представляла оценка степени финансовой поддержки научно-исследовательской сферы. В качестве основного инструмента оценки были использованы показатели государственных расходов на научно-исследовательскую деятельность в частном и государственном секторах, а также показатели развития патентования.
Государственные расходы на поддержку частных проектов НИОКР и финансирование научно-исследовательской деятельности в госучреждениях резко отличаются по странам ОЭСР. Полученные данные свидетельствуют об интенсивной государственной поддержке научно-исследовательской сферы в таких странах, как Швеция, Финляндия, Япония, Исландия, Корея и Швейцария, в то время как в странах Южной, Центральной и Восточной Европы и в Мексике научно-исследовательская деятельность не получает достаточного государственного финансирования.
Эксперты ОЭСР указывают на важную особенность инновационного развития, согласно которой в 2003 г. в среднем по странам ОЭСР около 1.2% от ВВП было израсходовано на развитие частных проектов НИОКР и 0.7% - на финансирование научно-исследовательской деятельности в государственных учреждениях. За последние десять лет расходы государства на развитие частных научно-исследовательских проектов резко увеличились, главным образом, в скандинавских странах (кроме Норвегии), в меньшей степени это отмечено в таких странах, как Австрия и Бельгия.
Различия в государственном финансировании НИОКР, проводимых в частном и государственном секторах, в значительной степени зависит от национальной структуры производства и от ее соотношения со структурой производства высоко развитых в экономическом отношении стран (G7).
В настоящее время среди наиболее интенсивно развивающихся отраслей производства в странах ОЭСР находятся фармацевтика и информационные технологии. Научно-исследовательские разработки в этих отраслях получают государственную поддержку (20% от ВВП на обе отрасли), сопоставимую с расходами государства на развитие машиностроения (10% от ВВП).
Повышенное внимание к инновационным процессам со стороны государства приводит в последнее время не только к усовершенствованию инструментов финансирования НИОКР, но также к внедрению политики, направленной на укрепление взаимодействия между государственными исследовательскими организациями и промышленностью.
Четвертую главу сборника составляют рекомендации экспертов ОЭСР по усилению и совершенствованию инновационной политики, разработанные для каждой страны-члена ОЭСР в соответствии с национальными практиками финансирования научно-исследовательской деятельности и недостатками, препятствующими развитию инновационной сферы.
С точки зрения экспертов ОЭСР, функционирование финансовых систем зависит от множества факторов, в связи с чем структура взаимосвязи финансовых рынков с возможностями экономического роста представляется сложной и разветвленной. Обращаясь в пятой главе к анализу финансовых систем стран-членов ОЭСР, эксперты уделяют особенное внимание национальным системам регулирования и сдерживания конкуренции в банковской сфере и на рынке ценных бумаг. В качестве главных выводов эксперты отмечают существенные различия в размере и структуре финансовых систем стран-членов ОЭСР, значительную разницу между уровнями конкуренции в банковской сфере и на рынке ценных бумаг в разных странах, а также то, что политика государства в сфере регулирования имеет огромное значение для развития национальной экономики.
Шестая глава сборника описывает альтернативные возможности измерения национального благосостояния, когда наряду с использованием показателей ВВП на душу населения для комплексной оценки используются другие показатели национальных счетов, а также не менее важные показатели социального благополучия, среди которых самодостаточность (self-sufficiency), равенство возможностей, здоровье и социальная сплоченность. Важным дополнением при оценке национального благосостояния могут оказаться такие показатели, как бюджет свободного времени, распределение доходов, показатели ухудшения окружающей среды и показатели потребления. Эксперты считают, что только в сочетании с другими показателями, показатель ВВП на душу населения наилучшим образом отражает качество жизни в странах ОЭСР.
BiBTeX
RIS
 
Rambler's Top100 rss