|
2023. т. 18. №4
Тема номера: Тенденции в глобальном и региональном управлении
|
|
7–33
|
В статье исследуется концепция развития в рамках БРИКС и деятельность Нового банка развития (НБР)с точки зрения ее реализации. Проанализированы документы саммитов БРИКС с 2014 по 2022 г. и проек-ты финансирования, рассмотренные НБР в период с 2016 по 2022 г. Приводятся следующие аргументы:(i) развитие – ключевой приоритет в рамках БРИКС; (ii) развитие имеет основополагающее значение дляэкономического роста и создания инфраструктуры; (iii) концепция развития включает понятие прогресса,тесно связанное с устойчивостью и зеленой концепцией; (iv) НБР, несмотря на свою приверженность пере-довым экологическим, социальным и управленческим практикам (ESG), в полной мере не обеспечивает ихсоблюдение на протяжении всего периода реализации проектов.В первые годы существования форума сотрудничество стран БРИКС рассматривалось как средствообеспечения развития. НБР встроен в эту парадигму, компенсируя дефицит международного финанси-рования. Примечательно, что значительное количество проектов Банка относится к сектору транс-портной инфраструктуры, и большинство из них приходится на Индию и Китай. К сектору социальнойинфраструктуры относится меньшая часть проектов НБР. Высокая скорость оценки проектов НБР необязательно приводит к их быстрой реализации и завершению. В то же время НБР удалось привлечь новыхчленов. Пока Банк сможет эффективно привлекать и предоставлять ресурсы своим членам, а такжебыстро и ответственно реагировать на новые вызовы в постоянно меняющемся международном контек-сте, он будет важным элементом системы многосторонних банков развития, способствующим сотруд-ничеству по линии Юг – Юг. Обеспеченный координацией БРИКС успех НБР способствует наращиваниюфинансирования развития и положительно влияет на актуальность и устойчивость объединения в гло-бальной политике.
Авторы благодарят Исследовательский фонд Риу-Гранди-ду-Сул (FAPERGS/Бразилия) за грант №22/2551-0000605-1, который сделал возможным реализацию данного исследования
Статья поступила в редакцию 02.09.2023 г.
|
Климатическая политика стран БРИКС. Перспективы сотрудничества в условиях фрагментации глобального климатического регулирования
|
34–61
|
Бразилия обладает серьезным потенциалом для достижения национальных климатических целей, а так-же может стать важным партнером других стран по декарбонизации, особенно в сфере поставок зелено-го водорода и критически важного для производства новых климатически нейтральных технологий сырья.Цель статьи состоит в определении основных инструментов и направлений политики декарбонизацииБразилии и определении потенциальных сфер, благодаря которым страна не только сможет достичь на-циональных целей, но и обеспечит инновационный зеленый рост экономики.Низкоуглеродная энергетика позволит обеспечить низкий углеродный след промышленной продук-ции, что, в свою очередь, сделает товары более привлекательными в условиях растущих требований ивведения таких мер, как CBAM ЕС. Обширное внедрение ВИЭ создает возможности для производства встране устойчивого водорода, который будет востребован как на внутреннем рынке, так и на мировом.Главная проблема декарбонизации экономики Бразилии заключается в экстенсивном сельском хозяйстве,а также повсеместном обезлесении, темпы которого увеличились при администрации Ж. Болсонару. Длясельскохозяйственной продукции, которая составляет большую долю экспорта, требования по недопуще-нию обезлесения, подобные принятым в ЕС, станут настоящим барьером и могут закрыть европейский идругие рынки. Потенциально прорывными для обеспечения роста экономики страны благодаря повсемест-ной декарбонизации мировой экономики могут стать добыча и обработка критически важных минералови сырья. Весомым преимуществом представляется низкая углеродоемкость промышленности страны, втом числе горнодобывающей, благодаря ВИЭ.Приход Лулы к власти дал международному сообществу надежду, что, по крайней мере, в сферелесопользования и сельского хозяйства, можно ожидать от Бразилии значительных усилий, в том числе спривлечением международной поддержки, финансирования и аудита.
Cтатья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС
Статья поступила в редакцию 21.08.2023 |
|
62–95
|
Модель экономического развития России, основанная на экспорте углеводородов, определяла изначальноскептическое отношение страны к низкоуглеродной трансформации. Однако растущие негативные эф-фекты от изменения климата, выражающиеся в участившихся природных катастрофах (наводнения, по-жары, экстремальная жара), а также растущее число экстерриториальных мер торговых партнеров,потенциально ограничивающих доступ на рынки, привели к смене курса и принятию целого ряда страте-гических документов и нормативно-правовых актов для формирования и реализации в России политикинизкоуглеродного развития.Поставленные цели и принятые меры подверглись критике за недостаточную амбициозность ижесткость, однако все равно запустили процессы, без которых экономика продолжила бы сталкиваться снегативными эффектами изменения климата и растущими ограничениями на глобальных рынках. Геопо-литический кризис 2022 г. и расширяющиеся санкции значительно ограничили возможности достиженияпоставленных климатических целей. Несмотря на это, продолжилась разработка механизмов, способ-ствующих декарбонизации в ключевых отраслях. Кроме того, не закрылись и возможности сотрудниче-ства с дружественными странами.В статье анализируются стратегические документы и основные меры политики России в сференизкоуглеродного развития, включая деятельность крупных компаний. Рассматриваются возможностиреализации лесных климатических проектов, а также их ограничения, сахалинский эксперимент по до-стижению углеродной нейтральности региона и его наполнение конкретными инициативами, перспекти-вы и ограничения водородной отрасли, задачи и инструменты декарбонизации транспорта, перспективыразвития технологий улавливания, использования и хранения углерода, критерии зеленых проектов и си-туация на рынке зеленых облигаций. Также выделяются две важные сферы, значимость которых растетс масштабированием процессов климатического перехода: атомная энергетика и добыча и производствокритически важного сырья. На основании проведенного анализа предлагаются рекомендации по перспек-тивным направлениям сотрудничества России с партнерами по БРИКС и ЕАЭС. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГССтатья поступила 21.08.2023 г. |
|
96–123
|
Индия является одним из крупнейших эмитентов парниковых газов в мире, что во многом связано с высокойзависимостью от угля. Тем не менее еще с начала 2000-х годов Нью-Дели внедряет различные инструмен-ты, способствующие снижению выбросов парниковых газов. В 2022 г. был принят новый климатическийплан, где впервые зафиксирована цель достижения углеродной нейтральности к 2070 г. Для реализациицели сокращения парниковых газов в энергетике Индия применяет несколько рыночных схем, которыев ближайшем будущем станут основой индийской системы торговли выбросами. Активно развиваетсяэкологически чистый транспорт, проводятся исследования в области декарбонизации промышленности,систем улавливания и хранения углерода, осуществляются программы защиты лесов и облесения. Тем неменее реализация обозначенных направлений сопряжена с трудностями, которые приводят к внедрениюспорных мер со стороны государства, обоснованных экономически, но противоречащих климатическойстратегии. В данном исследовании рассмотрены основные направления климатической политики Индии,перспективы и трудности их реализации для достижения углеродной нейтральности. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС
Статья поступила в редакцию 29.09.2023 г.
|
|
124–146
|
ЮАР является одной из ведущих экономик Африки и, одновременно, одним из ключевых мировых эмитентов парниковых газов. Являясь активным участником международных соглашений и форматов взаимодействия по вопросам климатической политики, ЮАР ставит амбициозную цель достижения углеродной нейтральности к 2050 году. Климатическая политика актуальна для ЮАР в силу наличия системных уязвимостей национальной экономики перед лицом ожидаемых изменений. В рамках настоящей статьи анализируются проблемы и перспективы реализации ЮАР поставленной цели достижения «углеродной нейтральности», а также ресурсов, располагаемых руководством ЮАР, необходимых для решения поставленных задач. Автор приходит к выводу о недостаточности располагаемых ЮАР ресурсов для реализации заявленных приоритетов. ЮАР остается зависимой от загрязняющего атмосферу ископаемого энергетического сырья – угля, в изобилии встречающегося на территории страны. Климатическое финансирование, предоставляемое в рамках международных соглашений, не полностью покрывает оценочные потребности страны и в долгосрочной перспективе способно усугубить международное положение ЮАР вследствие роста внешнего долга. Руководство ЮАР принимает во внимание необходимость принятия мер в сфере климатической политики, однако это нельзя считать определяющим фактором долгосрочного развития страны. Cтатья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС. Статья поступила в редакцию 29.09.2023.
|
|
147–171
|
Проблема изменения климата – глобальный вызов, требующий совместного решения на различных уров-нях: глобальном, региональном, национальном и индивидуальном. Вместе с тем современные глобальные иэкономические процессы определяются двумя значимыми тенденциями: ростом регионализации и усилени-ем деглобализации, что не может не отразиться на архитектуре климатической повестки.В статье рассматривается современное состояние многоуровневой климатической повестки и об-суждаются факторы этой повестки, влияющие на деятельность многонациональных предприятий в ус-ловиях деглобализации. На наш взгляд, следует ожидать дальнейшей фрагментации в системе климати-ческого регулирования на глобальном уровне, что отразится на построении глобальных цепочек ценности(ГЦЦ) компаний. Регионализация ГЦЦ повышает значимость регионального взаимодействия и выстра-ивания отношений между бизнесом и государством по вопросам климатической повестки для обеспече-ния экономической конкурентоспособности по всей цепочке создания ценности – от верхних (upstream) донижних (downstream) звеньев цепи. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда No 22-28-20430 и финансовой поддержки Региона («грант Санкт-Петербургского научного фонда в соответствии с соглашением от «14» апреля 2022г. № 39/2022»), https://rscf.ru/project/22-28-20430 Статья поступила в редакцию 05.09.23 г. |
Аналитические обзоры
|
172–206
|
Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС. Обзор поступил 15.11.2023В обзоре представлен анализ динамики приоритетов и обязательств по вопросам изменения климата иэнергетики в повестке дня «Группы семи/восьми». Анализ выявляет тенденции влияния «семерки/восьмер-ки» на глобальную климатическую повестку. Основной метод исследования – контент-анализ ключевыхдокументов группы, принятых в 2006–2023 гг. Результаты работы показывают, что на всех этапах чле-ны «семерки» стремились обеспечить повышение вклада стран с формирующейся и развивающейся эконо-микой в сокращение выбросов и ускорение перехода к низкоуглеродной экономике. Уже в 2009 г. развитыестраны начали ставить вопрос о необходимости предотвращения «утечек» углерода, в том числе черездостижение всеобъемлющего глобального климатического соглашения в Копенгагене.Основные принципы, приоритеты и задачи обеспечения глобальной энергетической безопасностибыли сформулированы в 2006 г. в Санкт-Петербургском плане действий. Принятые после прекращениядеятельности «Группы восьми» Римская и Гамбургская инициативы «семерки» по энергобезопасности, посути, продолжали курс на построение конкурентоспособной, диверсифицированной, устойчивой и низко-углеродной энергетической системы, но уже без России. Это определило новую иерархию приоритетов:ускоренное формирование интегрированных рынков СПГ, инвестиции в инфраструктуру без учета рыноч-ных правил при регуляторной поддержке и государственном финансировании, разработку и добычу неф-ти и газа из «нетрадиционных» источников, усиление сотрудничества по критической инфраструктуре,транзитным маршрутам, цепочкам поставок и транспорту. Этот курс был закреплен в последующиегоды и вышел на новый этап в 2022 г.С 2021 г. наблюдается наращивание усилий «семерки», направленных на обновление глобальных пра-вил, формирование новых механизмов и институтов в климатическом управлении. Создание климати-ческого клуба, Партнерств по справедливому энергетическому переходу, Партнерства «семерки» по гло-бальной инфраструктуре и инвестициям, принятие Принципов высокой честности углеродных рынков,формирование новых платформ взаимодействия и инструментов сдерживания и противодействия увеличивает риск фрагментации сложившейся системы глобального управления в сфере климата и ее постепен-ного замещения новым порядком, функционирующим в интересах «семерки» и ее партнеров.В этом контексте необходимо углублять сотрудничество по климатической повестке с партнерамипо БРИКС+ и другими странами с формирующимися экономиками и развивающимися странами для со-гласования и продвижения на ключевых площадках, в том числе ООН, «Группы двадцати», БРИКС, ВТО,общей позиции по недопустимости размывания существующей системы глобального управления в сфереклимата с Парижским соглашением и РКИК ООН в центре, использования климатических целей и ре-гулирования как протекционистских и дискриминационных инструментов и обеспечению реализации напрактике принципа общей, но дифференцированной ответственности.
Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государ-ственного задания РАНХиГС.
Обзор поступил в редакцию 15.11.2023. |
|
|