|
2023. т. 18. №3
Тема номера: Глобальное управление. Конкуренция и сотрудничество
|
Новые реалии
|
7–31
|
Глобальная инфляция – один из наиболее существенных вызовов для постпандемийной мировой экономики. После нескольких десятилетий низких темпов роста цен и даже элементов дефляционных процессов в развитых странах опасность попадания в новый период Великой инфляции казалась несущественной. Мягкая монетарная политика, реализуемая в 2009–2019 гг., не спровоцировала всплеск инфляции, а замедление экономики в период локдауна усыпило бдительность. Однако пандемия COVID-19 и антикризисные меры запустили, а конфликт, начавшийся 24 февраля 2022 г., санкции и антисанкции закрепили инфляционные процессы по всему миру – как в развитых, так и в развивающихся странах. В статье мы показываем инерционный характер инфляции и в США, и в ЕС и утверждаем, что произошел переход к режиму высокой инфляции, несмотря на снижение инфляции в развитых странах в первом квартале 2023 г., упомянутое в январском отчете МВФ. Выход из режима высокой инфляции потребует намного более серьезных и длительных мер, чем управление инфляцией в низком режиме. В данной научной работе использованы результаты проекта «Оценка последствий антироссийских санкций для мировой экономики», выполненного в рамках конкурса проектных групп факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ в 2022–2023 годах. Статья поступила в редакцию 07.03.2023 |
|
32–47
|
В статье анализируется американский опыт создания и работы виртуального посольства в Иране. Вопрос рассмотрен сквозь призму развития новых информационных технологий и их применимости в сферах внешней политики и дипломатии. В российской экспертной среде эта тема не получила должного внимания и осмысления, хотя могла бы стать самостоятельным направлением в академическом изучении, а главное – быстрым и относительно не затратным решением вполне конкретных задач – как на временной, так и на постоянной основе – в практической части текущей внешней политики. Для России опыт внедрения и управления такой технологической единицей может найти применение в различных направлениях, объединенных невозможностью или затрудненностью осуществления деятельности по традиционным дипломатическим каналам в той или иной политико-географической зоне. Наиболее подходящей локацией для приложения такого рода усилий видится полития Косово, где работа российским дипломатическим ведомством не ведется по понятным, но формальным и отстающим от быстроменяющихся условий международной жизни причинам. В итоге есть риск, что впоследствии всю работу в регионе нужно будет начинать «с нуля» или даже отрицательных значений. Но это лишь один и самый очевидный пример необходимости виртуализации дипломатического представительства. Текущий кризис выявил контуры гораздо большего числа направлений, недоступных теперь для осуществления Москвой традиционной дипломатической активности, но требующих постоянного внимания и планомерной работы. Альтернативой для них могло бы стать виртуальное пространство – в качестве стартовой площадки диалога, затем трансформирующейся в дополняющие и усиливающие инструменты присутствия и влияния. Успешный опыт российских медиа за рубежом говорит о хорошем потенциале и высоких шансах этих направлений. Статья поступила в редакцию 27.07.2023 |
Региональные процессы
|
48–73
|
Целью исследования является оценка влияния участия в ГАТТ/ВТО стран АТР на торговлю в рамках данного субглобального региона в 1993–2021 гг. Показано, что за последние три десятилетия торговля АТР стала преимущественно внутрирегиональной, чему способствовало снижение различного рода барьеров ввиду участия стран региона в ГАТТ и ВТО, а также в торговых соглашениях друг с другом. Полученные оценки указали на долгосрочное позитивное влияние на торговлю стран АТР их участия в ГАТТ/ВТО, объясняя доминирование эффекта глобализации над эффектом регионализации. Установлено, что процессы глобализации и регионализации в АТР не замещали друг друга в явном виде и не являлись конфликтующими по отношению друг к другу. В соответствии с полученными оценками, эффекты участия стран АТР в ГАТТ/ВТО способствовали увеличению торговли в субглобальном регионе на 129%, а заключение торговых соглашений – на 11%. Оценки показали, что двустороннее (непосредственное) участие стран АТР в глобальных торговых форматах привело к увеличению торговли в АТР на 46%, а одностороннее (опосредованное) – на 110%. Полученные оценки доказывают важность участия стран в ГАТТ/ВТО для формирования в АТР сравнительно свободной среды для товарообмена, снижения различного рода ограничительных мер и интенсификации внутрирегиональной торговли. Оценки эффекта границ подтвердили снижение совокупных барьеров во взаимодействиях между странами АТР в долгосрочном периоде. Показано, что обсуждение и создание различных торговых форматов, в том числе крупнейших по охвату стран-участниц, с одной стороны, может способствовать фрагментации торгово-экономической системы АТР, с другой – создает условия для дальнейшей либерализации торговых взаимосвязей, дополняя функции ВТО. Предполагается, что участие в ВТО может позволить России использовать механизмы глобализации для обсуждения смягчения введенных ограничений, а также для наращивания торговли со странами, не придерживающимися жестких ограничений по отношению к российской экономике, в том числе расположенными в АТР. Статья поступила в редакцию 12.06.2023 |
|
74–91
|
В последнее десятилетие понятие суверенитета все чаще используется в общественно-политических дискуссиях. К нему апеллируют самые разные акторы – от системных, ищущих пути преодоления глобального кризиса управления и безопасности, до суверенистов, протестующих против универсализма и ослабления роли государства. В этих условиях трансформация суверенитета в интеграционных объединениях представляет особый интерес. В дискурсе самого продвинутого из них, Европейского союза появилось понятие «стратегического суверенитета». Одним из вызовов этому суверенитету названа политика КНР и России. Последняя также активно апеллирует к понятию суверенитета, и является ядром другого интеграционного объединения – Евразийского экономического союза. С самого создания евразийского Таможенного союза подчеркивалось заимствование им опыта ЕС и нацеленность на то, чтобы стать звеном в сопряжении интеграций в Евразии. В условиях конфликта между Россией и Западом ЕС и ЕАЭС все чаще противопоставляются друг другу. Предлагаемое исследование сфокусировано на выявлении особенностей трансформации суверенитета в интеграционных объединениях на примере ЕС и ЕАЭС. Аналитический фокус сравнению двух моделей задают концепция четырех измерений суверенитета С. Краснера и феномен надгосударственности. Трансформация суверенитета не ограничивается передачей властных полномочий надгосударственным органам. В ЕС суверенитет разделяется между уровнями управления, формируя многоуровневую систему управления и особое политическое сообщество. По поводу ЕАЭС в литературе доминирует мнение о том, что суверенитет стран-участниц непререкаем, а само объединение носит чисто межгосударственный характер. Действительно, на пути передачи его государствами-государствами вопросов организации власти на другие уровни существуют объективные препятствия. Несмотря на это, и в ЕАЭС суверенитет претерпевает определенные изменения. Разные измерения суверенитета здесь были затронуты асимметричными отношениями с Россией еще до формирования ЕАЭС. Союз создан на основе этих связей, но он же их и трансформирует. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда. № 22-28-00682, https://rscf.ru/project/22-28-00682/. Статья поступила в редакцию 20.05.2023 |
|
92–106
|
В статье рассмотрены направления развития общеевропейской и польской политики убежища и контроля нелегальной миграции после пика миграционного кризиса в 2015-2016 гг. Резкое усиление миграционной нагрузки на ЕС в этот период вскрыло системные проблемы политического регулирования миграции в ЕС и спровоцировало конфронтацию интересов национальных и наднациональных акторов в этой сфере. Несмотря на сокращение объемов миграционных потоков из развивающихся стран Африки и Азии, кризис миграционной политики со временем усугубился. Показано, что заметное влияние на направления ее реформирования оказала последовательная позиция Польши вкупе с консолидацией стран Вишеградской группы. Источниковой базой исследования выступают регламенты Европейского Союза, проект нового Пакта о миграции и убежище, диагностический документ польской миграционной политики и другие программные документы, которые позиционируются как основа для готовящихся реформ. Результаты анализа положений, касающихся политики убежища и контроля нелегальной миграции, свидетельствуют о приближении компромисса между интересами Польши и ЕС. В рассмотренных документах отдается приоритет секьюритизации и снижению рисков потенциальных миграционных кризисов. Ключевым механизмом реализации последнего выступает экстернализации миграционной политики за счет создания буферной зоны в Балканских странах, Северной Африке, Турции, на которые будет возложена функция координации миграционных потоков и их сдерживание. Тем не менее эти меры потребуют не только существенного увеличения финансовых затрат, но и еще большее увеличение роли наднациональных акторов, прежде всего Frontex иАгентства ЕС по вопросам убежища, за счет расширения их полномочий. Со своей стороны Польша усматривает в этом вызов для национального суверенитета, а также риски для национальной и региональной безопасности. Конфронтация национальных и наднациональных интересов несет в себе риски для столь необходимой реформы рассматриваемых аспектов миграционной политики и снижает шансы успешного преодоления потенциальных миграционных кризисов для ЕС.
Статья поступила в редакцию 15.06.2023
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 22-18-00123, https://rscf.ru/project/22-18-00123/ |
|
107–119
|
Стремление Африки к интеграции превосходит стремление любого другого континента. Эта цель привела к неустойчивой ситуации, когда африканские страны зачастую входят в состав двух и более региональных образований. Важно подчеркнуть, что независимо от общих целей любого африканского регионального экономического сообщества большинство стран-участниц будут ставить свои национальные интересы превыше всего остального. В результате некоторые страны, например Замбия, избрали стратегию перекрывающегося членства, входя в различные организации региона. Целью исследования является объективный анализ перекрывающегося членства как преимущества и препятствия на пути региональной интеграции. В данной статье в качестве примера использован опыт Замбии в САДК и КОМЕСА. В данной статье с помощью реалистической теории и теории интеграции рассматривается перекрывающееся членство Замбии в региональных экономических сообществах (РЭС) - САДК и КОМЕСА. Автор приходит к выводу, что, хотя Замбия является активным участником обоих региональных сообществ и получает выгоды, двойное членство в САДК и КОМЕСА сопряжено с экономическими и правовыми проблемами
Статья поступила в редакцию 17.01.2023
|
|
120–141
|
Отношения Москвы и Анкары демонстрируют беспрецедентный уровень партнерства на фоне сохранения множества противоречий между сторонами. Им удалось продолжить сотрудничество, не позволяя возникающим разногласиям вызвать кризисы, подобные случившемуся после инцидента с самолетом Су-24 в 2015 году. В данном исследовании рассматриваются российско-турецкие отношения с 2016 года, показано, как возникло это партнерство и как два игрока действуют в его рамках. Проанализировав литературу, в которой подчеркивается ограниченность и хрупкость сотрудничества, авторы рассматривают идейную конвергенцию, которая позволила добиться «выравнивания» позиций России и Турции, и приходят к выводу, что она послужила основой нынешних прагматических и персоналистических отношений между странами. Кроме того, выделяются четыре основные характеристики такого «выравнивания»: 1) неприятие риска как приоритет; 2) опора на персональные отношения между лидерами; 3) сосредоточение на решении проблем между собой, без привлечения нерегиональных акторов; 4) экономический прагматизм. Затем обсуждаются риски, которые потенциально могут вызвать кризис этого партнерства, и подчеркивается угрозы, связанные с накоплением неразрешенных противоречий и политической неопределенностью в двусторонних отношениях. Авторы утверждают, что в нынешних в текущих условиях партнерство хрупко и подвергнется испытаниям предстоящими вызовами.
Статья поступила в редакцию 30.03.20223 |
Тренды развития регулирования
|
142–162
|
Для большинства стран мира формирование регулирования деятельности цифровых платформ – относительно новый и продолжающийся процесс. Это связано со спецификой платформенных бизнес-моделей, характеризующейся сетевыми эффектами, доступом к большим массивам данных, легкостью и мобильность активов, эффектами масштаба и охвата. В данной статье рассмотрены тенденции цифровизации мировой экономики, факторы и направления влияния деятельности цифровых платформ на экономические показатели. Анализ служит основой для концептуальных рекомендаций по совершенствованию регулирования цифровых платформ в России. Ключевые рекомендации связаны с разработкой и закреплением в законодательстве определения цифровых платформ и экосистем, разработкой специальных мер поддержки национальных платформ (на основе определенных критериев их отнесения к национальным), дополнением и развитием антимонопольного регулирования, налаживанием межведомственной координации и взаимодействия с заинтересованными сторонами.
Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Статья поступила в редакцию 28.07.2023 |
|
163–185
|
Цифровые платформы предоставляют эффективную площадку для торговли товарами и услугами, что стимулирует развитие рекламы в Интернете. Платформы предоставляют рекламные места, соединяют рекламораспространителей с рекламодателями, оказывая услуги операторов рекламных сетей, собирают персональные данные с возможностью предоставления персонализированной рекламы и повышения эффективности маркетинга. Целью статьи является выявление особенностей регулирования деятельности платформ при распространении рекламы в Интернете в трёх аспектах. Первый аспект – сравнение подходов в России и за рубежом к квалификации цифровых платформ, участвующих в распространении рекламы, в качестве рекламодателей либо информационных посредников. При этом в России (как и в Китае) зачастую именно платформы ответственны за размещение рекламы, не соответствующей законодательству, потому что платформы осуществляют модерацию такой рекламы, тогда как в ЕС и США реализуется принцип ограничения ответственности платформы как информационного посредника при публикации рекламы, если платформа не влияла на содержание такой рекламы, или если не знала о распространении ненадлежащей рекламы. Второй аспект исследования связан с анализом обязанностей платформ в части обеспечения прослеживаемости рекламы, ведения реестров с информацией о рекламе, обеспечения комплаенса и организации системы анализа рисков для предотвращения антиконкурентного и иного незаконного поведения. Третий аспект исследования посвящен вопросам соблюдения цифровыми платформами режима персональных данных при предоставлении услуг по демонстрации персонализированной рекламы. Методами проведения исследования служат как общенаучные методы, включая синтез, дедукцию, аналогию, так и специальные методы – метод сравнительного анализа правовых актов и правоприменительной практики в России и за рубежом, а также анализ рекомендаций международных организаций, в частности Организации экономического сотрудничества и развития. Cтатья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС Статья поступила в редакцию 11.05.2023 |
|
186–204
|
Доверие к ESG-рейтингам среди инвесторов остается на довольно низком уровне. В исследовании Edelman Insights [Edelman Insights, 2021] сообщалось, что почти трое из четырех институциональных инвесторов не доверяют компаниям в достижении заявленных ими обязательств в области устойчивого развития, ESG или разнообразия, справедливости и инклюзивности (DEI). Одной из причин этого недоверия является дивергенция ESG-рейтингов[1] - различие в рейтингах, которые выдаются различными ESG-агентствами одним и тем же компаниям. Истоки данной проблемы лежат в том, что до сихотсутствует разработанная нормативная правовая база, которая урегулировала бы процесс проведения оценки устойчивого развития компаний. Однако в работу в этой области вовлекается все больше международных акторов, чтобы повысить доверие к оценкам поставщиков ESG-рейтингов[2]. Например, Кодексы поведения для поставщиков данных и ESG-рейтингов уже выпущены Великобританией, ЕС, Индией и Японией. Банк России также выпустил Информационное письмо о регулировании деятельности провайдеров ESG-рейтингов летом 2023 года. Данная статья направлена на изучение проблемы дивергенции ESG-рейтингов и определение способов ее решения через развитие нормативного регулирования. Она также изучает основные тенденции законодательного регулирования этого института с целью их внедрения в российскую нормативную правовую базу. В данной связи был проведен анализ работ российских и зарубежных исследователей о различиях в ESG-рейтингах, а также изучены основные подходы международных организаций и законодательных органов России и других стран в регулировании провайдеров ESG-информации и обязательной нефинансовой отчетности компаний. Были выявлены проблемы, влияющие на снижение корреляции ESG-данных, предложены решения для этих проблем и отмечены основные тенденции в улучшении сопоставимости ESG-рейтингов международными акторами. В исследовании использовался сравнительно-правовой метод. Исследование показывает, что международные акторы решают проблему дивергенции ESG-рейтингов за счет повышения их интерпретируемости, но не через строгое регулирование. Они предлагают разработку базовых рекомендаций в области методик, критериев оценки, весовых коэффициентов и т.д., с одновременным закреплением обязанности рейтинговых агентств в сфере ESG по раскрытию своей методологии, используемой терминологии и определений рейтинга. Задача заключается в создании гармонизированных стандартов и прозрачности процесса ESG-оценки. [1] ESG-рейтинг (рейтинг устойчивого развития) – это широкий спектр публичных информационных продуктов и оценок в области устойчивого развития. Согласно подходу ЦБ РФ, под ESG-рейтингом понимается выраженное публично независимое внешнее мнение о профиле рейтингуемого лица (организации или эмитента) – количественных и качественных характеристиках его деятельности в области устойчивого развития на дату присвоения ESG-рейтинга, а также об управлении и подверженности рейтингуемого лица рискам устойчивого развития на горизонте от одного года до трех лет. [2] Термин «провайдеры (поставщики) ESG-рейтингов» (ESG rating providers) главным образом обозначает юридических лиц, чья деятельность включает в себя присвоение, предложение и распространение ESG-рейтингов или оценок на профессиональной основе. В рамках отчета IOSCO термин поставщики ESG-рейтингов и информационных продуктов используется в отношении тех поставщиков, которые предлагают ESG-рейтинги и/или информационные ESG-продукты (https://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD690.pdf). При этом ESMA обращает внимание на отсутствие четкого понимания критериев, в соответствии с которыми фирмы могут квалифицироваться в качестве провайдеров (поставщиков) ESG-рейтингов. Учитывая это, проблемным становится и учет общего числа субъектов института ESG-рейтингования, действующих сейчас на рынке. Так, согласно подсчетам Sustainability, насчитывается более 600 компаний, занимающихся предоставлением ESG-рейтингов по всему миру. Другие исследования показали что число поставщиков находится в промежутке между 125 и 150 провайдерами, в том числе 10 - 15 крупных. Данная ситуация вызвана главным образом тем обстоятельством, что многие поставщики продают одновременно множество ESG-продуктов, не концентрируясь на одном из них, как корпоративные рейтинги, страновые, рейтинги городов, управления, углеродного риска и т.д. Либо же вовсе совмещая деятельность по присуждению ESG-оценок, например, с кредитной.
Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Статья поступила в редакцию 25.05.2023 |
Аналитические обзоры
|
205–219
|
Разнообразные показатели и рейтинги, призванные оценить и сопоставить государства по множеству критериев, от размера ВВП до уровня свободы слова, гендерного равенства или привлекательности национальной кухни, стали неотъемлемой частью информационного пространства и международной жизни. Ранжирование стран зачастую становится основной для формулирования повестки дня, политического влияния или формирования подходов к глобальному управлению. Правительства могут использовать рейтинги, разработанные международными межправительственными и неправительственными организациями, а иногда и коммерческими структурами в качестве ориентира для развития и разработки собственных систем оценки тех или иных показателей, а могут, напротив, дистанцироваться от некоторых из таких рейтингов, обвиняя их создателей в политической ангажированности. В последнее время внимание исследователей все чаще привлекает само явление рейтингов и индексов, принципы их создания и использования в контексте глобального управления, механизмы их разработки и влияния. В статье рассматриваются существующие теоретические подходы к исследованию самого явления показателей и рейтингов, предлагаются оценки этого явления. Автор анализирует предпосылки роста интереса к разнообразным сопоставительным исследованиям и появления все новых и новых рейтингов, отмечает ограничения и слабые стороны таких исследований, изучает новые тенденции в данной сфере и возможные сценарии ее дальнейшего развития в условиях трансформации современного миропорядка
Статья опубликована в рамках проекта “Посткризисное мироустройство: вызовы и технологии, конкуренция и сотрудничество” по гранту Министерства науки и высшего образования Российской Федерации на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (соглашение № 075-15-2020-783).
Материал поступил в редакцию 02.07.2023
|
|
|