|
2022. т. 17. №4
Тема номера: Перестройка многосторонности?
|
|
7–37
|
Социокультурные факторы стали одним из приоритетных направлений в исследованиях в рамках теорийдолгосрочного развития. В статье используются параметры групп стран (ценности выживания-самовы-ражения и традиционные секулярно-рациональные ценности) по карте Инглхарта и Вельцеля вместе сиными показателями социокультурного и социально-экономического характера. Значительное преимуще-ство в развитии трех групп стран – англосаксонской, протестантской и католической – по сравнению состальными группами, выраженное в уровне ВВП на душу населения, уходит корнями в историю мировогопрогресса. Ряд социальных параметров этих стран является, вероятно, отражением их уровня развития,для достижения которого другие факторы сыграли свою роль в долгосрочном плане.В статье поднимается относительно новый исследовательский вопрос: оказывают ли сложившие-ся за долгий период социокультурные факторы значительное влияние на поведение стран в критических условиях современных кризисов, в данном случае на заболеваемость коронавирусом и вакцинацию от него.Для ответа на поставленный вопрос проведен качественный и количественный анализ на данных за 2020–2021 гг. Оценка связей проводилась на массиве 80–94 стран, по которым были доступны релевантные ста-тистические данные. В странах, более продвинутых в направлении ценностей самовыражения по шкалеИнглхарта, более высокие значения уровня вакцинации и низкие показатели заболеваемости, а в странах,ориентированных на секулярно-рациональные ценности, уровень самоубийств выше, чем в странах с пре-обладающими традиционными взглядами.
Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ, а также при грантовой поддержке факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ в 2022 г
Статья поступила в редакцию 13.09.2022 |
|
38–61
|
Парижское климатическое соглашение ООН требует беспрецедентных усилий от мирового сообществадля удержания роста глобальной температуры на уровне не более 1,5–2°С. Несмотря на возникающиегеополитические, экономические и иные разногласия, сотрудничество в климатической сфере остаетсяключевым направлением международного взаимодействия ведущих государств мира. Многие страны раз-работали стратегии декарбонизации экономики и приняли цели по достижению углеродной нейтрально-сти к 2050–2070 гг. Проведенный анализ сценариев развития экономики крупнейших стран показал, что безуглеродные технологии в энергетике, промышленности и ряде других отраслей могут сыграть ключевуюроль в сокращении выбросов парниковых газов. Достижение целей Парижского соглашения будет болееэффективным при использовании заложенных в нем механизмов международного сотрудничества, угле-родного регулирования и ценообразования на выбросы парниковых газов.
Статья подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (Соглашение о гранте от 25.04.2022 № 075-15-2022-325).
Статья поступила в редакцию 08.07.2022
|
|
62–94
|
На Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Глазго 2021 г. многие ведущиеэкономики закрепили намерение достичь углеродной нейтральности к середине века (2050–2070 гг.). Одна-ко геополитический и экономический кризис 2022 г. создает угрозу снижения приоритетности политикидекарбонизации и отсрочки введения более жестких ограничительных мер. В условиях растущих ограни-чений выбор инструментов климатической политики становится еще более сложной и важной задачей.Необходимо анализировать различные опции из инструментария политики низкоуглеродного развития,понимать их сильные стороны и недостатки, потенциал их использования для выстраивания комплекснойполитики. Данная статья анализирует сильные и слабые стороны систем торговли квотами на выбросы(СТК) как инструмента прямого ценообразования на углерод – меры, которая, по мнению экспертов измеждународных организаций, а также академического сообщества необходима для достижения клима-тических целей.Несмотря на то что углеродные налоги (вторая опция прямого ценообразования) проще для импле-ментации и администрирования, многие юрисдикции все равно делают выбор в пользу СТК. На выбор СТКкак инструмента декарбонизации влияют несколько факторов: при оптимальном дизайне рыночный меха-низм обеспечивает экономическую эффективность снижения выбросов, есть потенциал для сопряжения вболее крупные системы, вариативность и гибкость инструмента также может давать дополнительныепреимущества, как, например, в Китае. Важную роль в выборе СТК играют особенности политическо-го и административного устройства (ЕС, Германия, Великобритания, Калифорния), эффекты Киото,Брюсселя и ОЭСР (Мексика и другие юрисдикции).Опыт уже реализуемых комплексных системных стратегий низкоуглеродного развития показывает,что не обязательно ставить СТК в центр, делая ее краеугольным камнем политики. Роль СТК в комплек-се мер по декарбонизации может быть как центральной, так и вспомогательной или поддерживающей.СТК могут иметь различные цели и стимулировать не только непосредственное сокращение выбросов, нои технологическую трансформацию, энергетический переход.Для России как для федеративного государства проведение пилотных проектов с разными инстру-ментами ценообразования на углерод представляется оптимальным решением для ближайшего будущегои наполнения конкретными мерами Стратегии развития с низким уровнем выбросов парниковых газов. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС
Статья поступила в редакцию 01.08.2022
|
|
95–123
|
Европейский союз стремится стать лидером в области зеленой экономики. В том числе с этой целью блок продвигает собственные модели, стандарты, условия и другие позиции по климатической и природоохранной политике в других государствах. Одним из инструментов влияния на политику партнеров и экономические взаимоотношения с ними в климатической сфере стали торговые соглашения, включающие положения по климату и окружающей среде. Включение этих положений имеет прежде всего экономическое, а не политическое значение для блока, особенно в части устранения тарифных и нетарифных барьеров. ЕС разработал главу «Торговля и устойчивое развитие», в которую вошли обязательства по охране окружающей среды и климата. В рамках ее реализации ЕС оказывает финансовую и техническую поддержку партнерам. Тем не менее содержание главы во многом зависит от позиции партнера и проводимой им климатической политики, а в некоторых случаях – от администрации страны. Разрешение споров в рамках имеющегося механизма главы «Торговля и устойчивое развитие» оказалось затрудненным и побудило ЕС включить новые возможности урегулирования, где крайней мерой является введение торговых санкций. Экономическое значение для европейских производителей имеет также статья об устойчивом лесопользовании, а включение ссылок на международные природоохранные соглашения содействует планам ЕС по реформированию ВТО. Соглашения оставляют за рамками ряд направлений сотрудничества и требуют актуализации по мере принятия новых климатических обязательств, на чем сосредотчена работа ЕС в последние годы.
Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государ-ственного задания РАНХиГС
Статья поступила в редакцию 01.08.2022 |
|
124–147
|
24 февраля 2022 г. президент Владимир Путин во время обращения к гражданам России объявил о началеспециальной военной операции (СВО) на Украине. С тех пор изменились не только современная междуна-родная обстановка на евразийском континенте, но и существовавший на протяжении 30 лет после окон-чания холодной войны мировой порядок. Вооруженный конфликт на Украине, произошедший вследствиеполитики Североатлантического альянса (НАТО), в очередной раз выявил расхождения во взглядах России,Китая и стран коллективного Запада на мировой порядок и многостороннее сотрудничество.В статье анализируются принципы деятельности, задачи, механизмы принятия решений двух клю-чевых международных организаций по обеспечению безопасности – Шанхайской организации сотрудни-чества (ШОС) и Североатлантического альянса (НАТО). Таким образом, в данной статье определеныхарактерные черты подходов ШОС и НАТО к обеспечению региональной безопасности.Кроме того, в период приостановки членства России во многих международных организациях, а так-же принятия новой Стратегической концепции НАТО особенно актуальной представляется активизациясотрудничества в рамках тех организаций, в которых сохраняется влияние России. В связи с этим былитакже рассмотрены проблемные вопросы и перспективы развития ШОС и усиления ее роли на мировойарене в контексте текущей геополитической обстановки.
Статья поступила в редакцию 12.07.2022 |
|
148–175
|
Современные технологические тренды, в особенности глобальный технологический раскол, существенновлияют на распределение сил в мировой экономике. Однако проблемы, возникающие в связи с данными тен-денциями, и их возможные последствия для экономического мироустройства остаются малоизученными.Цель данного исследования заключается в оценке влияния глобального технологического раскола на эко-номическое лидерство в контексте противоречий моделей развития стран Запада и Востока с учетомкак межгосударственных конфликтов в инновационной сфере, так и растущей рыночной власти крупныхтехнологических компаний.В данном исследовании для формализации феномена лидерства в мировой экономике использоваласьпроцедура построения композитного индекса, а для оценки влияния на него технологического раскола былапостроена регрессионная модель. Выборка стран в использованной модели содержит данные об основныхмакроэкономических и технологических показателях для 30 западных и 10 азиатских стран с 2010 по2019 г.В итоге авторы пришли к выводу, что наличие у государства четкого плана по внедрению инфор-мационных и коммуникационных технологий может позитивно сказаться на экономическом лидерствестраны, а рост значимости технологических гигантов оказывает на данный показатель негативное воз-действие. Авторы надеются, что данное исследование будет способствовать лучшему пониманию концеп-ции экономического лидерства среди ученых и привлечет внимание политиков к необходимости созданияновых регулятивных норм в технологической сфере.
Статья поступила в редакцию 24.06.2022 |
|
176–192
|
Сегодня в мире активно развивается криптоэкономика, то есть использование криптографических тех-нологий для создания новых цифровых продуктов, в том числе в сфере выпуска финансовых инструментовна основе криптографических технологий, таких как цифровые финансовые активы. Тематика регули-рования цифровых финансовых активов (далее – ЦФА) является актуальной в мире. С 2019 г. некоторыестраны, в том числе Россия, впервые стали вводить специальные правовые нормы в части выпуска циф-ровых финансовых активов, а также продажи и оборота на рынке таких активов. До этого моментастраны не вводили специального регулирования ЦФА, а применяли законодательство о ценных бумагах поаналогии или вовсе не распространяли действующее законодательство на такие операции. Целью статьиявляется сравнение подходов к регулированию цифровых финансовых активов в России и в мире, включаявопросы определения финансовых инструментов, которые будут относиться к цифровым финансовым ак-тивам, аспектам процедуры выпуска, хранению и торговле ЦФА, в том числе основные права и обязан-ности эмитентов и инвесторов в такие активы, особенности работы торговых площадок и площадок длявыпуска ЦФА.В целом можно выделить два подхода в странах к регулированию ЦФА. Первый подход – применениесуществующих правил к токенизированным активам (например, законодательства о ценных бумагах ифинансовых инструментах), такой подход применяется в США. Второй подход – регулирование посред-ством введения новой нормативной базы для применения технологии распределенного реестра в финансо-вых услугах, например, в России, Германии, Люксембурге, ЕС и Швейцарии. В данной статье сравниваетсяименно второй подход, который реализован сегодня в России, для выявления отличий с зарубежным регули-рованием, например, по аспектам использования института кастодиана для учета и хранения цифровыхактивов, конвертации ЦФА в традиционные финансовые активы, создания правил торговли ЦФА и проч. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС
Статья поступила в редакцию 15.07.2022
|
|
193–208
|
В статье рассматривается структура помощи развитию Армении. Учитывая довольно тесное экономи-ческое сотрудничество страны с Россией и странами ЕС, обнаруживается ожидаемая политическая мо-тивация доноров страны в предоставлении и распределении ОПР. Тем не менее секторы, получающие ОПР,преимущественно соответствуют реальному распределению внутристрановых нужд Армении. Основнойвклад в это вносят международные организации и США – исторически наиболее надежные и давние до-норы ОПР страны. Россия, хотя и направляла в Армению значительные объемы ОПР, в рамках двусто-ронней помощи слабо соответствовала реальным внутристрановым потребностям Республики. Можноожидать, что в среднесрочной перспективе существующая структура распределения помощи по секторами донорам в целом останется устойчивой, однако на длительном временном интервале на нее в значитель-ной степени может влиять развитие отношений между ЕС и Арменией
Статья подготовлена в рамках проекта, финансируемого РФФИ, № 20-310-90017
Статья поступила в редакцию 15.09.2022
|
|
|