|
||||
Контакты редакцииПочтовый адрес: Покровский бульвар, д.11, Москва, Россия, 109028 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Редакция журнала "Вестник международных организаций" Фактический адрес: 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, ком. 308 Тел.: +7 495 772-95-90 добав. 23150
|
Попова И. М.1Место систем торговли квотами на выбросы в современном инструментарии политики низкоуглеродного развития
2022.
Т. 17.
№ 4.
С. 62–94
[содержание номера]
На Конференции сторон Рамочной конвенции ООН об изменении климата в Глазго 2021 г. многие ведущиеэкономики закрепили намерение достичь углеродной нейтральности к середине века (2050–2070 гг.). Одна-ко геополитический и экономический кризис 2022 г. создает угрозу снижения приоритетности политикидекарбонизации и отсрочки введения более жестких ограничительных мер. В условиях растущих ограни-чений выбор инструментов климатической политики становится еще более сложной и важной задачей.Необходимо анализировать различные опции из инструментария политики низкоуглеродного развития,понимать их сильные стороны и недостатки, потенциал их использования для выстраивания комплекснойполитики. Данная статья анализирует сильные и слабые стороны систем торговли квотами на выбросы(СТК) как инструмента прямого ценообразования на углерод – меры, которая, по мнению экспертов измеждународных организаций, а также академического сообщества необходима для достижения клима-тических целей.Несмотря на то что углеродные налоги (вторая опция прямого ценообразования) проще для импле-ментации и администрирования, многие юрисдикции все равно делают выбор в пользу СТК. На выбор СТКкак инструмента декарбонизации влияют несколько факторов: при оптимальном дизайне рыночный меха-низм обеспечивает экономическую эффективность снижения выбросов, есть потенциал для сопряжения вболее крупные системы, вариативность и гибкость инструмента также может давать дополнительныепреимущества, как, например, в Китае. Важную роль в выборе СТК играют особенности политическо-го и административного устройства (ЕС, Германия, Великобритания, Калифорния), эффекты Киото,Брюсселя и ОЭСР (Мексика и другие юрисдикции).Опыт уже реализуемых комплексных системных стратегий низкоуглеродного развития показывает,что не обязательно ставить СТК в центр, делая ее краеугольным камнем политики. Роль СТК в комплек-се мер по декарбонизации может быть как центральной, так и вспомогательной или поддерживающей.СТК могут иметь различные цели и стимулировать не только непосредственное сокращение выбросов, нои технологическую трансформацию, энергетический переход.Для России как для федеративного государства проведение пилотных проектов с разными инстру-ментами ценообразования на углерод представляется оптимальным решением для ближайшего будущегои наполнения конкретными мерами Стратегии развития с низким уровнем выбросов парниковых газов. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГССтатья поступила в редакцию 01.08.2022
Библиографическое описание:
Попова И.М. Место систем торговли квотами на выбросы в современном инстру-ментарии политики низкоуглеродного развития // Вестник международных организаций. 2022. Т. 17.№ 4. С. 62–94 (на русском и английском языках).
|
|||