|
2021. т. 16. №1
Тема номера: Неформальные институты в системе многостороннего сотрудничества
|
БРИКС в системе многостороннего сотрудничества
|
7–28
|
Рационализация моделей производства и потребления ресурсов составляет ядро проблематики устойчивого развития, поскольку определяет уровень антропогенного воздействия на окружающую среду, в конечном счете являющегося предметом международных климатических договорённостей. Данная тема в широком смысле включает в себя не только одноименную Цель устойчивого развития (ЦУР) 12, но и отдельные аспекты ЦУР 7 и 11. Роль стран БРИКС в продвижении концепции устойчивости в мире определяется их местом среди ведущих производителей и потребителей природных ресурсов, эмитентов загрязняющих веществ и участников глобальных соглашений в рассматриваемой сфере. Предметом рассмотрения в настоящей статья является институциональный вклад повестки дня БРИКС в усилия международного сообщества по достижению задач ЦУР, связанных с проблематикой рационализации моделей производства и потребления ресурсов. Кроме того, поскольку социально-экономический кризис 2020 г., вызванный пандемией коронавирусной инфекции рассматривается как один из факторов, препятствующих реализации Целей, в статье освещается также влияние COVID-19 и антикризисных мер правительств стран БРИКС на долгосрочное стратегическое планирование в области устойчивого развития. |
|
29–63
|
Роль ИКТ и высокоскоростной коммуникационной инфраструктуры, цифрового контента и цифровой экономики (ЦЭ) в целом как фактора экономического роста стремительно растет. Одновременно обостряется конкуренция за цифровые технологии и решения, влияние на нормы, стандарты и механизмы регулирования, формирование которых идет на ключевых площадках международного сотрудничества, в том числе, в ООН, МСЭ, ВТО, ОЭСР, ЕС, «Группе двадцати» и БРИКС. В статье представлен анализ текущего состояния сотрудничества по регулированию ЦЭ в рамках международных институтов. Авторами поставлена задача оценки влияния существующих и формирующихся в рамках ключевых международных институтов механизмов коллективного регулирования ЦЭ на распределение сил между субъектами международных отношений. Эта оценка показывает, что связанные с ними выгоды и возможности влияния распределяются неравномерно. Ведущие развитые страны-члены ОЭСР и «Группы двадцати» получают существенные преимущества. Существуют риски, что новые механизмы упрочат баланс сил, закрепленный в Бреттон-Вудской системе, успешно противостоящей усилиям по ее реформированию. Однако регулирование ЦЭ пока не сформировалось как окончательно сложившийся порядок. В первой половине 2020 г. еще существует окно возможностей для того, чтобы не только реализовать поставленную во время кризиса 2008 г., но невыполненную задачу по реформе международной финансовой и экономической архитектуры, но и выстроить новую систему управления глобальной цифровой экономикой, обеспечивающую влияние стран с формирующимися рынками и развивающихся стран. Статья структурирована следующим образом. Во введении сформулирована проблема, описаны ключевые параметры сравнительного анализа и критерии оценки влияния. В основном разделе представлены обзор и оценка влияния существующих и формирующихся механизмов коллективного регулирования ЦЭ на распределение сил между субъектами международных отношений. В заключении предложены выводы и рекомендации по повышению влияния России и развивающихся стран на формирование и функционирование соответствующих механизмов коллективного регулирования ЦЭ. |
|
64–84
|
Цель представленного исследования – выделить основные элементы конкурентоспособности, способствующие расширению торговых потоков между странами БРИКС и странами Африки южнее Сахары. Для достижения поставленной цели авторы работы используют выборку эконометрических данных за период 1995-2018 гг. Авторы используют обобщенный метод моментов Бланделла и Бонда (1998) и тест на сверхидентификацию Саргана (1958) для подтверждения валидности отложенных переменных (их уровня и разнице как инструментов, используемые при оценивании. На базе полученных эмпирических данных авторы показывают, что факторами либерализации торговли между странами БРИКС и странами Африки южнее Сахары являются распределение природных ресурсов и динамика показателя ВВП на душу населения вовлеченных в торговлю стран. Кроме того, было установлено, что для наращивания экспорта промышленных товаров с высокой добавленной стоимостью странам Африки необходимо развивать промышленное производство. |
|
85–106
|
Все больше вопросов освещается странами БРИКС в рамках повестки сотрудничества – неформальное объединение активно вовлечено в решение наиболее острых проблем современности. Именно поэтому выявление возможностей реализации целей устойчивого развития на площадке БРИКС является актуальной темой для исследования. В статье исследуется вопрос достижения наименее развитыми странами (НРС) Цели устойчивого развития (ЦУР) 17.11 в рамках взаимной торговли со странами БРИКС. Цель 17.11 в отличие от других ЦУР должна быть достигнута к 2020 году, однако оценки ВТО показывают, что прогресс идет слишком медленными темпами. На фоне резкого падения международной торговли, которое ожидается в 2020 году ввиду пандемии, вопрос реализации этой цели стоит особенно остро. В статье охарактеризована ситуация выполнения ЦУР 17.11 в текущих условиях, определен характер участия стран БРИКС в достижении целей устойчивого развития и выявлены основные тенденции взаимной торговли между НРС и БРИКС. С использованием расчета двух торговых индексов (склонности к экспорту и интенсивности торговли) выявлены страны, способные нарастить экспорт в БРИКС. К перспективным с точки зрения развития торговли с БРИКС отнесены 13 НРС. Кроме того, страны НРС разделены на кластеры на основании перспективности прямого развития торговли, экономических показателей и структуры экономики. В отдельные кластеры выделены НРС, экономика которых опирается на ОПР и переводы мигрантов, сельское хозяйство, добывающие отрасли, производство, услуги. По итогам кластеризации НРС предположены наиболее действенные для каждой экономики механизмы для увеличения экспортного потенциала. Предложены пути поддержки со стороны БРИКС для основных кластеров НРС. Таким образом, проведенный анализ позволяет странам БРИКС сформировать активную амбициозную повестку в области устойчивого развития, в частности направленную на усиленную поддержку развития торговли в наименее развитых странах для ускоренного вовлечения их в глобальные цепочки добавленной стоимости. |
Евразия в эпоху геоэкономических изменений
|
107–126
|
Центральная Азия имеет чрезвычайно важное значение для безопасности России, Китая и региона Евразии как исторически, так и на современном этапе развития. Нетрадиционные вызовы безопасности, во главе с терроризмом, экстремизмом и сепаратизмом, которые в официальной китайской риторике и официальных документах ШОС обозначаются термином «три силы зла», представляют серьезный вызов для безопасности Китая, России, стран Центральной Азии и Евразии в целом. За 20 лет истории ШОС, исходя из своего «шанхайского духа», страны-участницы создали уникальные законодательные и организационные механизмы для совместного удара по «трем силам зла», также механизмы двухсторонних и многосторонних антитеррористических учений. Самые главные из них – совместные учения «Мирная миссия», которые регулярно проводятся с 2005 г. Эти механизмы сотрудничества внутри ШОС воплощает дух солидарности, взаимодоверия и сотрудничества, отражает способность членов организации к совместному противодействию «трем силам зла» и реагированию на связанные с этим проблемы, а также символизирует решительность ШОС для защиты стабильности в регионе и мира во всем мире. Организация внесла заметный вклад в обеспечение безопасности в регионе. Тем не менее, перед существующими проблемами и новыми вызовами, такие, как потенциальные конкуренции и разногласии внутри организации, проблемы с новыми государствами-членами после расширения состава, и также неэффективность функционирования некоторых инструментов безопасности ШОС, всем участникам ШОС требуется усилить свое сотрудничество и открыть новые пути для организации, чтобы ШОС хорошо исполнила свою уникальную роль для обеспечения безопасности на территории стран-участниц ШОС, также в Евразии в целом. Новая модель отношений «Российско-китайские отношения всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия, вступающего в новую эпоху», лежащая в основе ШОС, придает организации большую устойчивость. ШОС является уникальной организации на территории Евразии и реализовала важную инновацию теории и практики международных отношений, открыло новую модель регионального сотрудничества. Поэтому можно с высокой степенью уверенности утверждать, что многостороннее сотрудничество в сфере безопасности будет постепенно углубляться. |
|
127–144
|
Цифровизация является одним из основных процессов развития экономики как на национальном, так и на глобальном уровне. Активно процесс формулирования и имплементации политики развития цифровой экономики идет в странах-членах ЕАЭС, а в 2017 году были приняты Стратегические направления развития цифровой повестки ЕАЭС до 2025 года. Выявление особенностей и проблем реализации цифровой в контексте интеграционных процессов в регионе является целью данной статьи. Исследование представляет анализ взаимодействия на наднациональном уровне, в рамках институтов ЕАЭС, а также взаимодействие национального уровня с надгосударственным. Автор приходит к выводу, чтфыопроектная часть повестки хоть медленно, но реализуется. Другие предусмотренные механизмы требуют гораздо большего уровня гармонизации, к которому руководители стран-членов ЕАЭС по разным, в том числе вполне объективным, причинам пока не готовы. Основными особенностями реализации цифровой повестки в ЕАЭС являются главенство суверенитета, различный уровень развития на уровне стран-членов как в доступе к инфраструктуре, так и в нормативно-правовой базе, проектных подход к реализации, отсутствие закрепления в Договоре о ЕАЭС, привлечение экспертных сообществ. По итогам анализа нормативно-правовой базы, хода реализации повестки, а также выделения ее особенностей, сильных и слабых сторон, можно дать следующие рекомендации:создать институциональные и правовые основы Цифровой повестки,улучшить координацию между национальным и наднациональным уровнем, обеспечить принятие стратегий развития ЦЭ во всех странах-членах и их максимальную синхронизацию, повышать эффективность отбора и реализации инициатив, перенимать лучшие практики и сотрудничать с международными организациями, развивать сотрудничество с ЕС и странами ЕС для снижения рисков борьбы за влияние на цифровое пространство Союза. Для России развитие цифровой повестки в рамках ЕАЭС и углубление интеграции (или развитие сотрудничества по другим моделям) необходимы для обеспечения реализации национальных интересов в приоритетном регионе – на постсоветском пространстве, особенно с учетом все более активного развивающегося нормативного влияния других акторов, в первую очередь, ЕС. С учетом роста значимости цифровизации как фактора экономического роста и усиления конкуренции за влияние на регулирование ЦЭ, приоритетом для РФ должно быть разрешение противоречия между принципом главенства суверенитета и развитием интеграции. Возможным выходом может быть подход, основанный на интеграции разных скоростей, апробированный в ЕС. Еще одним вариантом может стать полный пересмотр модели взаимодействия с соседями по региону. |
|
145–161
|
В статье рассматриваются современные внешнеторговые отношения между ЕС и странами Центральной Азии. На основе эконометрического анализа определены возможные перспективы дальнейшего развития взаимных торговых отношений в период геоэкономической нестабильности. Будучи одной из важнейших интеграционных группировок в мире, ЕС оказывает значительное влияние на продвижение своих внешнеторговых интересов. Страны Центральной Азии являются членами разных региональных интеграционных группировок и имеют различные приоритеты. Результатом исследования является анализ внешнеторговых отношений центральноазиатских стран и Европейского союза. Характер и перспективы взаимоотношений во взаимной торговле оцениваются с использованием выбранных однофакторных показателей (индекса взаимодополняемости торговли и индекса интенсивности торговли). С помощью модели прогнозирования временных рядов в статье также делается попытка оценить будущее развитие экспорта ЕС, а также импорта ЕС со странами Центральной Азии. В то время как в импорт ЕС из стран Центральной Азии в основном зависит от минералов и топлива, экспорт из ЕС состоит из более сложной и диверсифицированной продукции. Это определяет потенциал для дальнейшего развития деловых отношений и роста взаимной торговли. При благоприятной конъюнктуре можно ожидать продолжения тенденции роста торговли, особенно в части экспорта из ЕС. |
Аналитические обзоры
|
162–171
|
В последние годы статус «Основной союзник США вне НАТО» (ОСВН) рельефнее обозначился в американской внешней политике. Представители СМИ задаются вопросами: кто следующий пополнит список союзников США вне НАТО, какие привилегии получает государство с обретением статуса, является ли он альтернативой вступления в ряды НАТО? Цель статьи – изучитьпредпосылки возникновения статуса, провести анализ его правовых основ, представить краткую характеристику нового инструмента внешней политики США в современных условиях. |
|
172–183
|
В статье рассматриваются ключевые темы и дискуссионные вопросы, затронутые в книге «Гегемония и мировой порядок: переосмысление власти в глобальной политике» (Hegemony and World Order: Reimagining Power in Global Politics / P. Dutkiewicz, T. Casier, J. Aart Scholte (eds). Routledge, 2020). Книга предлагает рассмотреть проблемы, связанные с современным состоянием гегемонии в мире, с позиций различных теоретических подходов: неолиберального, неореалистского, конструктивистского, неограмшистского, мирсистемного и постколониального. Книге удается привнести добавленную стоимость в теорию гегемонии благодаря синтезу этих подходов через анализ современного этапа глобализации и разработку концепции «сложной гегемонии». На более прикладном уровне в книге «Гегемония и мировой порядок» изучаются перспективы мирового порядка и потенциал альтернативных гегемонов, таких как Россия и Китай. Кроме того, подробно раскрывается вопрос о роли негосударственных акторов в мировых гегемонистских структурах управления. На основе материала книги «Гегемония и мировой порядок» авторы анализируют способность ведущих игроков осуществлять «сложную гегемонию» и задаются вопросом о востребованности гегемонии в условиях нового мирового порядка. |
|
|