|
2014. т. 9. №2
Тема номера: «Мягкая сила» – ресурс внешней политики
|
Зарубежный опыт применения «мягкой силы»
|
10–27
|
В статье представлен анализ применения Великобританией политики «мягкой силы» по пяти основным направлениям международного культурно-гуманитарного сотрудничества: культура и продвижение языка; сотрудничество в области образования, научно-техническое и инновационное сотрудничество; развитие деловых связей; развитие общественной дипломатии (молодежные обмены, деятельность НПО); содействие международному развитию. Автором были изучены приоритеты, цели и задачи; ключевые ведомства; нормативно-правовая база; система институтов, механизмов и инструментов; система финансирования и механизмы учета расходов; система информации и коммуникаций; система оценки результатов по каждому из направлений. На основании анализа автор приходит к выводу, что сочетание различных направлений международного культурно-гуманитарного сотрудничества способствует достижению основной цели политики «мягкой силы» Великобритании – обеспечению влияния и успешного продвижения национальных ценностей за рубежом. К числу выявленных основных факторов успеха политики «мягкой силы» Великобритании относятся: определение четких целей сотрудничества по каждому из направлений, учет национальной специфики и уровня экономического развития стран-партнеров, устойчивость присутствия в этих странах, эффективная координация деятельности соответствующих ведомств, активное вовлечение НПО в процессы сотрудничества, а также прозрачность и развитые инструменты оценки эффективности политики «мягкой силы». При этом ресурс влияния в странах присутствия формируется в первую очередь за счет осуществления мер по направлениям развития деловых связей, общественной дипломатии и содействия международному развитию, однако реализация политики по другим направлениям также вносит существенный вклад в реализацию Великобританией эффективной комплексной стратегии «мягкой силы». |
|
28–58
|
В статье представлен анализ политики «мягкой силы» Германии. Согласно отчету федерального правительства Германии о внешней политике страны в области культуры за 2010–2011 гг., «внешняя политика в области образования и культуры является несущей опорой немецкой внешней политики» [Auswärtiges Amt, 2011]. Эта установка в значительной степени характеризует повестку дня многих субъектов «мягкой силы». В Германии сложилась уникальная система реализации политики «мягкой силы». Среди исполнителей преобладают негосударственные организации, включая близкие политическим партиям фонды. Основными источниками финансирования деятельности этих организаций являются федеральный и регио нальные бюджеты, их собственные доходы, членские взносы, пожертвования. В основном работа данных организаций сосредоточена в таких областях, как наука, культура, образование, экономические отношения и международное развитие. Их главными целями являются популяризация немецкого языка и культуры, распространение демократических ценностей, развитие научных и экономических связей, выгодное международное позиционирование немецких товаров, услуг и образовательных учреждений. Несмотря на то, что в реализации политики «мягкой силы» принимают участие множество различных организаций, автор признает ее целостной, скоординированной и достаточно открытой. Также «мягкая сила» Германии регулярно получает высокие оценки в международных рейтингах и исследованиях. В статье приводится анализ действий основных субъектов «мягкой силы» Германии в следующих десяти странах мира: Казахстан, Украина, Армения, Азербайджан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Монголия, Вьетнам, Бразилия. Среди указанных стран наибольшее присутствие Германии наблюдается в Бразилии, сотрудничество с которой признается автором многосторонним, сложным и наиболее развитым. Также достаточно большую значимость для Германии представляют Украина, Вьетнам и Казахстан; наименее значимыми являются Монголия, Армения и Азербайджан. Для последних трех стран многие программы и механизмы сотрудничества пока остаются недоступными. В целом в последние годы прослеживается рост интереса Германии к выбранным для исследования странам. |
|
59–71
|
В рамках данной статьи рассматривается деятельность Итальянской Республики по ключевым направлениям применения «мягкой силы» в десяти странах: Азербайджане, Армении, Бразилии, Вьетнаме, Казахстане, Киргизии, Монголии, Таджикистане, Узбекистане и Украине (далее – страны присутствия). К ключевым направлениям относятся: культура и продвижение языка; сотрудничество в области образования, научно-техническое и инновационное сотрудничество; развитие деловых связей; содействие международному развитию. Рассматриваются отличительные особенности, сильные и слабые стороны, приоритеты, основные направления и формы реализации «мягкой силы» Италии. Так, основными приоритетами итальянской политики «мягкой силы» являются распространение национального языка, итальянской культуры, продвижение интересов отечественных предприятий за рубежом и наращивание товарооборота с развивающимися странами. Деятельность по этим направлениям характеризуется взаимодействием широкого круга как государственных, так и негосударственных акторов, при координирующей роли посольств, которые несут ответственность за осуществление мероприятий и программ «мягкой силы» в странах присутствия и самостоятельно распоряжаются выделяемыми им финансовыми средствами. Из десяти рассматриваемых стран – объектов «мягкой силы» выявлены страны, представляющие наибольший интерес для Италии с точки зрения развития культурно-гуманитарных отношений – Бразилия и Вьетнам. Для деятельности итальянских субъектов «мягкой силы» в этих странах характерна наибольшая полнота охвата, последовательность, комплексный характер осуществляемых программ, согласованность и координация между различными направлениями сотрудничества. |
|
72–94
|
В статье рассматриваются концепции, механизмы и практические действия по применению «мягкой силы» в Канаде. Главная особенность этой страны, относящейся к державам «среднего ранга», состоит в том, что инструменты «мягкой силы» стали важнейшими во внешнеполитической деятельности канадского государства. Участие в решении гуманитарных проблем современного мира, миротворчество, содействие международному развитию, – эти и другие шаги, предпринимаемые последовательно сменяющимися канадскими правительствами, позволили стране занять авторитетную «нишу» в современной международной мозаике. Канадские ученые и дипломаты стали основоположниками ряда теорий, ставших основой внешнеполитической деятельности. Среди них теория мультилатерализма, или многосторонней дипломатии, концепция «безопасности личности» и др. Научные разработки и конкретная практика государственного управления позволили создать определенную систему «канадских ценностей», которые ныне продвигаются за рубежами страны, – мультикультурализм, защита прав меньшинств, гендерное равенство, антимилитаризм и т.п. Эта идеология «канадских ценностей» одновременно позволяет цементировать общественные устои многоэтнического общества, принимающего к тому же большое число иммигрантов. Главную роль в продвижении этих ценностей за рубежи страны играет внешнеполитическое ведомство страны, реализующее ряд программ по оказанию экономической и гуманитарной помощи, развитию торговых и научно-технических связей, работе с академическими кругами в различных странах. Активную роль в этом процессе играют и организации гражданского общества, в том числе созданные по решению парламента страны, – они занимаются образованием на местах, научными проектами, предоставлением медицинских услуг, волонтерской деятельностью и т.д. Особое место в применении «мягкой силы» занимают университеты, развивающие свои связи во многих странах, но главным образом привлекающие для обучения значительное число иностранных студентов. Наконец, в Канаде широко используются возможности для применения «мягкой силы», которые дают иммигрантская среда и этнические сообщества, поддерживающие непосредственные связи со своими бывшими странами. В статье рассмотрены особенности и формы деятельности по указанным направлениям применения «мягкой силы» в Канаде. |
|
95–129
|
В статье рассматриваются основные направления политики «мягкой силы» Китая. В целях проведения комплексного анализа выделено семь основных направлений политики «мягкой силы»: распространение и популяризация языка; продвижение традиционной и современной культуры; расширение образовательных контактов; развитие экономических связей и научно-техническое сотрудничество; содействие международному развитию; развитие общественной дипломатии; поддержка соотечественников. При анализе отдельных направлений политики рассмотрены основные механизмы и инструменты их имплементации, особенности функционирования, показатели эффективности, существующие нормативные документы. Отмечены имеющиеся достижения и существующие сложности в их применении. Ключевым инструментом распространения китайского языка является создание сети специализированных организаций – Институтов Конфуция. Популяризация традиционной культуры преимущественно осуществляется посредством создания за рубежом китайских культурных центров и проведения регулярных культурных мероприятий, включающих годы, месяцы, недели и дни китайской культуры. При этом современная китайская культура в настоящее время востребована преимущественно в самом Китае. КНР активно развивает образовательные контакты с зарубежными государствами, привлекая все большее число студентов – в 2013 г. их численность достигла 360–370 тыс. Этому способствует существенное улучшение качества китайского образования, наличие удобных механизмов поступления в вузы и колледжи, а также значительное число грантовых программ. Залогом успеха в распространении китайской «мягкой силы» является развитие экономического сотрудничества между Китаем и зарубежными странами. Для налаживания новых и укрепления старых контактов Китай активно использует конгрессно-выставочную деятельность. Важную роль также играет активная инвестиционная политика Китая, только в 2012 г. инвестировавшего в зарубежные проекты более 87,8 млрд долл. Кроме того, все большее значение приобретает заключение масштабных своповых соглашений. В рамках содействия международному развитию Китай предоставляет значительные объемы финансовой помощи. Несмотря на участие в многосторонних механизмах, Китай предпочитает предоставлять помощь в рамках двусторонних соглашений, условия которых содержатся в закрытом доступе. Общественная дипломатия Китая наряду с традиционными визитами известных персон обладает рядом уникальных механизмов. К ним, в частности, относятся «дипломатия панд» и кризисная дипломатия. В целях поддержки контактов с китайской диаспорой в КНР создана развитая нормативная правовая база, а также учреждены государственные институции, обладающие широкими полномочиями. Вместе с тем, несмотря на наличие определенных успехов, политика «мягкой силы» Китая сталкивается с существенными сложностями, ограничивающими возможности КНР в использовании ее в качестве эффективного элемента своей внешнеполитической стратегии. |
|
130–144
|
Данная статья рассматривает место «мягкой силы» во внешней политике США как в плане теории, так и конкретного внешнеполитического механизма. Отмечается, что в последние два десятилетия «мягкая сила» стала более востребованным инструментом в международных отношениях, так как по разным причинам использование «жесткой силы» сегодня имеет множество ограничений. Авторы выделяют в «мягкой силе» ее пассивную (имманентную стране) и активную (деятельную) составляющие, и представляют свою точку зрения на природу и особенности применения «мягкой силы». По их мнению, применение мягкой силы носит более долгосрочный и менее оперативный характер, ею трудно управлять, и она не предназначена для решения конкретных внешнеполитических вопросов. Вместе с тем «мягкая сила» выгодно отличается от «жесткой силы» тем, что при успехе она приводит к более долговременным и надежным результатам. Статья показывает, что в последние десять лет «мягкая сила» используется США более интенсивно и осознанно. США всегда обладали существенной пассивной «мягкой силой», а также проводили активные мероприятия по распространению американского мировоззрения и созданию за рубежом благоприятного образа своей страны, но особое внимание политике применения «мягкой силы» стало уделяться в США с началом «войны с терроризмом» после известных террористических актов. В настоящее время правительственные ведомства США заняты созданием координации усилий различных агентств по применению «мягкой» и «жесткой» силы. Подчеркивается, что особенно интенсивно инструменты американской «мягкой силы» применяются на постсоветском пространстве, так как общественно-политическая жизнь в этом регионе все еще характеризуется определенным идейным и ценностным вакуумом, который и стараются заполнить США. В этой связи подчеркивается, что России следует знакомиться с опытом США и использовать его не столько для противостояния «мягкой силе» США, сколько для проецирования собственного влияния на постсоветское пространство. |
|
145–166
|
Активизации действий «мягкой силы» Турции в странах евразийского региона способствовали ее история и географическое положение на пересечении путей из Европы в Азию, как и наличие национальной, религиозной и языковой общности народов, проживающих на данных территориях. За два последних десятилетия комплекс внутри- и внешнеполитических факторов привел к значительной трансформации политики «мягкой силы» в Турции, что усилило ее влияние в странах, которые входят в сферу геополитических интересов этой страны, в первую очередь в странах Кавказа и Центральной Азии. Главным внешнеполитическим фактором стало образование новых независимых государств после распада СССР в 1991 г. Изменение подхода к внешней политике Турции было обусловлено приходом к власти в 2002 г. Партии справедливости и развития (AKP), умеренно консервативной направленности, ориентированной на западные ценности. Демократические реформы снизили уровень влияния военных на политику страны и укрепили гражданское общество Турции. Реформы также привели к более тесному вовлечению новых акторов, таких как бизнес-организации и организации гражданского общества, во внешнюю политику Турции. Благодаря Ахмету Давутоглу, министру иностранных дел Турции (с мая 2009 г. по настоящее время), был выработан новый подход в турецкой внешней политике, основывающийся на доктрине «стратегической глубины» (Stratejik Derinlik). Ключевым аспектом нового подхода стала «политика нулевых проблем» с соседними странами, предполагающая наращивание политического диалога, экономическую взаимозависимость и культурное согласие. «Политика нулевых проблем» стимулировала усиление политики «мягкой силы» Турции. Кроме того, после арабских волнений в Северной Африке и на Ближнем Востоке турецкая государственная модель стала рассматриваться как источник подражания, что также усилило турецкое влияние. Немаловажным аспектом наращивания «мягкой силы» стало активное участие Турции в различных международных объединениях. Выработанные турецкими дипломатами и специалистами в сфере международных отношений за этот небольшой период времени стратегии, механизмы и конкретные действия реализации «мягкой силы» в сфере продвижения языка, образования и науки, делового сотрудничества, содействия развитию доказали свою эффективность, что демонстрирует позитивный и привлекательный имидж Турции, сложившийся в общественном мнении большинства стран. Для реализации политики «мягкой силы» Турция использует не только двустороннее, но и многостороннее сотрудничество. Например, с целью усиления взаимодействия со странами Центральной Азии и Кавказа Турция выступила инициатором создания таких организаций, как Совет по сотрудничеству тюркоязычных стран (CCTS), Парламентская ассамблея тюркоязычных стран (TurkPA), Организация по культуре и искусству тюркоязычных стран (TÜRKSOY). Несмотря на достигнутые положительные результаты политики «мягкой силы», перед Турцией стоит задача выработать многомерную стратегию продвижения своего влияния за рубежом с учетом необходимости решения текущих внешнеполитических вопросов, таких как стимулирование переговоров с ЕС и смягчение напряжения в отношениях с Сирией и Кипром. В данной статье представлен исторический обзор и анализ политики «мягкой силы» Турции, ее концептуального содержания и механизмов реализации, которые базируются на конкретных страновых примерах. |
|
167–189
|
В статье рассматриваются государственная система «мягкой силы» и порядок реализации политики влияния Франции. Актуальность анализа определяется растущей значимостью инструментов культурногуманитарного сотрудничества в современной системе международных отношений. Французский опыт обеспечения государственных интересов с помощью ресурсов «мягкой силы» демонстрирует способность добиваться результатов путем формирования международного имиджа страны как миротворца, который утверждает универсальные ценности демократии, учитывающие традиции каждой страны присутствия. Кэ д'Орсэ мобилизует «мягкую силу» внешней политики Франции, чтобы укрепить влияние и утвердить роль страны в качестве ведущей державы, признавая при этом необходимость обновления дипломатических методов для глобального продвижения французских ценностей. Автором изучены основные действия Франции по пяти направлениям политики «мягкой силы»: культура и продвижение языка; сотрудничество в области образования, научно-техническое и инновационное сотрудничество; развитие деловых связей; развитие общественной дипломатии; содействие международному развитию. В статье обсуждаются механизмы международного культурно-гуманитарного сотрудничества Франции, инструменты их применения, существующие нормативные документы. Несмотря на децентрализованное устройство реализации французской политики «мягкой силы», выделены оптимальные инструменты, которые структурированы в систему взаимосвязанных между собой форм организации работы по основным сферам влияния. Схема взаимодействия основных французских организаций, ответственных за международное культурное, научное и техническое сотрудничество, продемонстрирована на примерах семи стран СНГ, Вьетнама, Бразилии, Монголии. На основании анализа автор приходит к выводу, что сочетание различных направлений «мягкой силы» обеспечивает влияние и продвижение национальных ценностей Франции. Самыми действенными проявлениями «мягкой силы» Франции являются ее язык и культура, а феномен Франкофонии – самым явным из ее выражений. |
|
190–208
|
В Японии применение инструментария «мягкой силы» лежит в русле заимствования оправдавшего себя зарубежного опыта, дополненного национальной спецификой и ориентированного в конечном счете на интересы национального бизнеса. В статье рассмотрен опыт Японии по организации использования «мягкой силы» по конкретным направлениям: в сфере культуры и продвижения языка, сотрудничества в области образования, а также участия в программах и проектах официальной помощи развитию. Анализ проводился с использованием доступных документов официальных органов Японии. Актуальность статьи состоит в подробном исследовании основных институтов реализации японского потенциала «мягкой силы», в частности Японского фонда, который осуществляет программы обмена в области культуры и искусства, преподавание японского языка за рубежом, поддержку исследований по Японии и интеллектуальные обмены; японских центров, пропагандирующих вклад Японии в содействие развитию, а также занимающихся подготовкой кадров для бизнеса в принимающих странах; проекта “Cool Japan”, направленного на поддержку внешней экспансии японских предприятий малого и среднего бизнеса, работающих в так называемых творческих отраслях. Проведенный анализ показывает, что, несмотря на историческое и цивилизационное отличие Японии от континентальных государств Европы, Азии и Америки, это государство рассматривает традиционные механизмы проявления «мягкой силы» в качестве важного средства завоевания лидирующих позиций в мировой политике, экономике и культуре. Более того, обогащенные национальными традициями методы использования «мягкой силы» позволяют говорить о нетривиальных решениях государства в этой сфере деятельности. В стремлении достичь своих политических и экономических целей Япония действует путем пропаганды своих ценностей, создания позитивного имиджа гуманитарной Японии, убеждения, а не прямого жесткого принуждения к сотрудничеству. |
Лучшие практики и инструменты «мягкой силы»
|
209–228
|
Целью данной статьи является освещение актуальных проблем маркетинга потенциала «мягкой силы». Авторами рассмотрены вопросы управления национальным брендом на примере сопоставления наиболее продвинутых зарубежных и отечественных моделей. В статье раскрываются факторы формирования образа, а также методы оценки эффективности брендинга отдельных стран. В работе также отражена текущая ситуация относительно российского бренда и содержатся рассуждения на тему возможности применения опыта зарубежных стран по управлению информационными потоками в России. Статья содержит доводы в пользу необходимости формирования бренда России и соответствующей системы управления брендом. Также авторами сделан вывод, что ни один из индексов не способен в полной мере оценить такое сложное явление, как бренд страны. Оценка имиджевого позиционирования стран в мировом культурно-гуманитарном пространстве рассмотрена на примере наиболее авторитетных рейтинговых моделей и индексов оценки «мягкой силы». Авторами описана методология формирования каждого из рейтингов, проанализированы их сильные и слабые стороны. На основе оценки пяти наиболее значимых и регулярно обновляющихся индексов оценки «мягкой силы» создан индекс существующих рейтингов имиджевого позиционирования стран в мировом культурно-гуманитарном пространстве – «рейтинг рейтингов». На основании разработанного рейтинга выбран наиболее проработанный индекс оценки «мягкой силы». В статье также сделан вывод о целесообразности разработки российской системы рейтингования на основе научно обоснованной и открытой методологии, учитывающей российские особенности отечественного потенциала «мягкой силы». |
|
229–245
|
Опыт зарубежных стран демонстрирует многообразие подходов и форм реализации политики «мягкой силы». В этом контексте актуальной задачей является выделение лучших практик, которые могут составить основу политики любой страны, поиск ключевых инструментов, обеспечивающих стабильность и последовательность политики, и интегрирующих элементов, позволяющих координировать действия страны и обеспечивать взаимодополнение различных направлений. В статье представлен анализ оптимальных инструментов нескольких направлений политики «мягкой силы». Авторы опираются на результаты исследования, проведенного в 2013 г. Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики». В рамках работы был проанализирован опыт Китая, США, Германии, Великобритании, ЕС. С помощью метода экспертных оценок были выделены инструменты, обеспечивающие наибольшее влияние страны-субъекта, и оптимальные с точки зрения возможности их применения в различных социально-экономических и политических условиях. В ходе исследования рассматривались зарубежные практики «мягкой силы» по пяти направлениям: 1) культура и продвижение языка; 2) сотрудничество в области образования, науки и техники; 3) развитие деловых связей; 4) развитие общественной дипломатии; 5) содействие международному развитию. Выделенные оптимальные инструменты реализации политики «мягкой силы» были структурированы в систему взаимосвязанных между собой форм организации работы по основным направлениям или «кластерам влияния». Центром устойчивости каждого «кластера» является деятельность одного или нескольких институтов. Целостность структуры обеспечивают такие связующие элементы, как нормативно-правовая база, ресурсное обеспечение, механизмы координации, специальные визовые режимы, коммуникации и PR-стратегия. |
|
|