|
||||
Контакты редакцииПочтовый адрес: Покровский бульвар, д.11, Москва, Россия, 109028 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Редакция журнала "Вестник международных организаций" Фактический адрес: 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, ком. 308 Тел.: +7 495 772-95-90 добав. 23150
|
Сафонкина Е. А.Турция как новый актор политики «мягкой силы»
2014.
Т. 9.
№ 2.
С. 145–166
[содержание номера]
Активизации действий «мягкой силы» Турции в странах евразийского региона способствовали ее история и географическое положение на пересечении путей из Европы в Азию, как и наличие национальной, религиозной и языковой общности народов, проживающих на данных территориях. За два последних десятилетия комплекс внутри- и внешнеполитических факторов привел к значительной трансформации политики «мягкой силы» в Турции, что усилило ее влияние в странах, которые входят в сферу геополитических интересов этой страны, в первую очередь в странах Кавказа и Центральной Азии. Главным внешнеполитическим фактором стало образование новых независимых государств после распада СССР в 1991 г. Изменение подхода к внешней политике Турции было обусловлено приходом к власти в 2002 г. Партии справедливости и развития (AKP), умеренно консервативной направленности, ориентированной на западные ценности. Демократические реформы снизили уровень влияния военных на политику страны и укрепили гражданское общество Турции. Реформы также привели к более тесному вовлечению новых акторов, таких как бизнес-организации и организации гражданского общества, во внешнюю политику Турции. Благодаря Ахмету Давутоглу, министру иностранных дел Турции (с мая 2009 г. по настоящее время), был выработан новый подход в турецкой внешней политике, основывающийся на доктрине «стратегической глубины» (Stratejik Derinlik). Ключевым аспектом нового подхода стала «политика нулевых проблем» с соседними странами, предполагающая наращивание политического диалога, экономическую взаимозависимость и культурное согласие. «Политика нулевых проблем» стимулировала усиление политики «мягкой силы» Турции. Кроме того, после арабских волнений в Северной Африке и на Ближнем Востоке турецкая государственная модель стала рассматриваться как источник подражания, что также усилило турецкое влияние. Немаловажным аспектом наращивания «мягкой силы» стало активное участие Турции в различных международных объединениях. Выработанные турецкими дипломатами и специалистами в сфере международных отношений за этот небольшой период времени стратегии, механизмы и конкретные действия реализации «мягкой силы» в сфере продвижения языка, образования и науки, делового сотрудничества, содействия развитию доказали свою эффективность, что демонстрирует позитивный и привлекательный имидж Турции, сложившийся в общественном мнении большинства стран. Для реализации политики «мягкой силы» Турция использует не только двустороннее, но и многостороннее сотрудничество. Например, с целью усиления взаимодействия со странами Центральной Азии и Кавказа Турция выступила инициатором создания таких организаций, как Совет по сотрудничеству тюркоязычных стран (CCTS), Парламентская ассамблея тюркоязычных стран (TurkPA), Организация по культуре и искусству тюркоязычных стран (TÜRKSOY). Несмотря на достигнутые положительные результаты политики «мягкой силы», перед Турцией стоит задача выработать многомерную стратегию продвижения своего влияния за рубежом с учетом необходимости решения текущих внешнеполитических вопросов, таких как стимулирование переговоров с ЕС и смягчение напряжения в отношениях с Сирией и Кипром. В данной статье представлен исторический обзор и анализ политики «мягкой силы» Турции, ее концептуального содержания и механизмов реализации, которые базируются на конкретных страновых примерах.
Библиографическое описание:
Сафонкина Е. А. Турция как новый актор политики «мягкой силы» // Вестник международных организаций. 2014. Т. 9. № 2. С. 145–166.
|
|||