|
2023. т. 18. №2
Тема номера: Мир на переломном этапе: какое будущее у глобального управления и устойчивого развития?
|
Новая реальность, старые институты
|
7–30
|
Конфликт на Украине затронул большинство стран мира. Цены на товары и услуги растут повсеместно,многие государства переживают энергетический кризис. С политической точки зрения конфликт серьез-но ослабил давно сложившиеся структуры и взаимосвязи, для которых позиции отдельных стран в от-ношении конфликта, продиктованные экономическими, политическими и стратегическими интересами,стали своего рода системным шоком. Совершенно неожиданно Африка попала в центр внимания всего мираиз-за публичных заявлений некоторых стран региона, которые считались союзниками Запада. Вопрекисложившемуся стереотипу, согласно которому многие страны Африки, кроме тех, которые управляютсядиктаторами, должны были принять позицию Запада и оказать давление на Россию с целью принудитьее заключить мир, они выбрали нейтралитет и отказались выступить с прямой критикой в адрес Рос-сии или присоединиться к международному давлению. В статье показано, что позиция африканских госу-дарств продиктована не только негативным отношением к неоимпериалистической политике Запада, нои другими факторами. В качестве аргумента были приведены результаты анализа итогов голосования порезолюциям ООН, а также заявлений лидеров африканских стран, позволившие глубже понять позиции стран региона.
Ajala O. “The Case for Neutrality: Understanding African Stances on the Russia-Ukraine Conflict”.Статья переведена и опубликована с разрешения автора и Journal of Military and Strategic Studies.Впервые статья опубликована на английском языке в Journal of Military and Strategic Studies (2022,vol. 22, iss. 2). Режим доступа: https://www.mapleleafnavy.com/index.php/2023/02/16/journal-of-militaryand-strategic-studies-volume-22-issue-2/.
Перевод статьи выполнен А.А. Игнатовым, н.с. Центра исследований международных институ-тов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Россий-ской Федерации (РАНХиГС). |
|
31–52
|
Изменение климата, утрата биоразнообразия и антропогенное загрязнение представляют собой неот-ложную и экзистенциальную угрозу для всех живых существ на планете. Научные доклады ОрганизацииОбъединенных Наций (ООН) и многие другие источники подтверждают разрушительное воздействие че-ловечества на атмосферу, сушу и водную среду Земли. Они также подтверждают, что изменение клима-та создает новые угрозы и усугубляет существующие социальные и экономические проблемы по всем Целямустойчивого развития (ЦУР), заявленным в рамках Повестки дня ООН в области устойчивого развитияна период до 2030 г. Однако среди 17 ЦУР и 169 задач наблюдается недостаточное количество прямыхсвязей между изменением климата и другими экологическими и социально-экономическими целями. А потем немногим ключевым показателям, которые рассматриваются в рамках исследования “SustainableDevelopment Index Dashboard” в рамках ЦУР 13 по изменению климата, развитые страны значительноотстают от развивающихся, а прогресс по многим ЦУР с 2019 г. обращен вспять. Системно значимыеразвитые и развивающиеся государства «Группы двадцати» выполняют свои собственные цели в областиизменения климата в среднем лишь на 69%. Учитывая охват членства и огромные совокупные ресурсы,«Группа двадцати» обладает значимым потенциалом для усиления прогресса в достижении ЦУР. Улучшаясвои показатели в области изменения климата, «двадцатка» может помочь ООН и всему международ-ному сообществу ускорить прогресс в достижении ЦУР 13, касающейся изменения климата, и, следова-тельно, в достижении других тесно связанных с ней ЦУР и задач. Поэтому лидеры «Группы двадцати» насвоих саммитах должны брать на себя значительно более амбициозные обязательства в области измене-ния климата, четко увязывая их с устойчивым развитием, ЦУР 13, другими социально-экономическимиЦУР и результатами климатических конференцией ООН. Они также должны способствовать усилениюсинергии между встречами высокого уровня ООН по ЦУР, климатическими саммитами ООН и специаль-ными климатическими саммитами, а также признать в коммюнике «Группы двадцати» вызванные кли-матическим шоком уязвимости и их социально-экономическое воздействие на страны «двадцатки» и заее пределами.
Статья поступила в редакцию 07.02.2023 |
|
53–67
|
В Евросоюзе (ЕС) готовятся к реализации механизма трансграничного углеродного регулирования (МТУР).В статье проанализирована взаимосвязь внутренних относительно ЕС и международных аспектов этойинициативы, которые составляют две стороны одной медали: будучи дополнением к европейской систе-ме торговли квотами, МТУР одновременно является внешнеторговой мерой, напрямую затрагивающейотношения ЕС c торговыми партнерами и специализированными международными организациями. Учеттакой взаимосвязи показывает, почему дизайн европейского углеродного сбора далек от оптимума с точкизрения решения задач борьбы с изменением климата.Основой для анализа МТУР послужил концепт многоуровневого управления. Избранный подход нацелен на прояснение институциональной специфики МТУР, важной с точки зрения оценки его реальных перспектив. В частности, с помощью этого концепта вскрывается, как в практике европейского управлениямогут быть размыты грани между регулированием рынка и налоговой политикой.Показано, чем МТУР отличается от импортного налога и в то же время схож с углеродным тари-фом. Проведенный анализ данной гибридной меры позволяет судить о том, что, по замыслу Еврокомиссии(ЕК, Комиссия), она призвана обеспечить в Европе благоприятные условия для инвестирования в финан-сово затратные низкоуглеродные технологии при устранении конкуренции со стороны дешевого высоко-углеродного импорта. В то же время ЕК, чтобы избежать развязывания торговых войн, важно макси-мально возможное соответствие МТУР требованиям ВТО. Совместимость с правом ВТО укрепила быэкологическую легитимность данного регуляторного механизма и гарантировала бы, что международныепартнеры не станут его рассматривать как форму зеленого протекционизма.В статье отмечены нюансы предпочтений по данной инициативе, которых придерживаются самаЕК, государства – члены Евросоюза, Европарламент (ЕП), а также представители углеродоемких от-раслей европейской промышленности. Отдельное внимание уделяется обсуждению в Евросоюзе вопроса оподключении к МТУР экспортных скидок для собственных производителей. Статья поступила в редакцию 27.03.2023
|
|
68–81
|
Для решения экологических и климатических проблем, вызванных эмиссией парниковых газов, Китай ре-ализует политику декарбонизации по нескольким основным направлениям: установление целевых сроковдостижения пика выбросов, связанных с потреблением ископаемых источников энергии; ускорение опти-мизации промышленной и энергетической инфраструктуры; продвижение и совершенствование строи-тельства национального рынка торговли квотами на выбросы углерода; увеличение инвестиций для раз-вития альтернативных источников энергии и ряд других. Государственное стимулирование и управлениеиграет важную роль в развитии низкоуглеродной экономики в Китае. Система торговли квотами на вы-бросы призвана способствовать повышению энергоэффективности и сокращению выбросов и становит-ся важной гарантией сокращения выбросов углерода в стране. При этом функционирование китайскогорынка разрешений на выбросы сталкивается с рядом вызовов и проблем. Для Китая задача сокращениявыбросов парниковых газов только за счет торговли разрешениями на выбросы представляется малореа-лизуемой. В то же время действующие меры в сфере налогообложения углерода недостаточно универсаль-ны для обеспечения сокращения выбросов. Для построения политики декарбонизации Китая оптимальнымвариантом видится одновременная реализация рыночного подхода к ценообразованию и прямого налогообложения.При введении углеродного налога необходимо соблюдать баланс между обеспечением социаль-но-экономического развития и сокращением выбросов парниковых газов, а также выстроить взаимосвязьи взаимодополняемость между двумя инструментами ценообразования по ряду аспектов, включая сферу иобъект налогообложения, налоговые ставки, использование налоговых поступлений и связь между регули-рующими органами этих двух направлений.
Статья поступила в редакцию 27.01.2023 |
|
82–105
|
В последнее десятилетие отмечается резкий рост количества международных структур, создающихся вкачестве вспомогательных площадок для многостороннего политического диалога по вопросам измененияклимата за пределами формальных конференций Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИКООН). Такими структурами выступают, например, Форум крупнейших экономик (MEF), Петерсберг-ский климатический диалог, Министерская встреча по чистой энергии и множество разнообразных пар-тнерств. В научной литературе нет устоявшегося определения для таких форматов сотрудничества ипонимания их места в контексте всей системы международного климатического управления. Эта систе-ма включает и традиционные межгосударственные механизмы сотрудничества, олицетворяемые РКИКООН, негосударственные инициативы, международные институты климатического финансирования,форматы, обеспечивающие постоянный диалог государств, представителей бизнеса, академических кру-гов и НКО по вопросам климатической политики. Таким образом, цель исследования заключалась в уточне-нии сущности информального управления, типологизации и оценке общего направления динамики развитияинформальных структур в контексте международного климатического управления, чтобы лучше пони-мать процессы его формирования и осуществления. Была составлена база информальных структур, соз-данных в период с 2001 по 2022 г., и выявлены три их типа: политические форумы, гибридные партнерстваи переговорные блоки внутри РКИК. Исследование показало, что увеличение количества политическихфорумов и гибридных партнерств происходит на фоне стабилизации или даже снижения переговорныхблоков внутри РКИК ООН. В усложняющейся системе международного климатического управления рольинформальных структур становится все более значимой по мере накопления и обмена знаниями и опытоммежду государствами по вопросам осуществления Парижского соглашения. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, научный проект № 21-514-12001. Статья поступила в редакцию 27.02.2023 |
Новые институты и старые проблемы регионального сотрудничества
|
106–121
|
Когда во второй половине 2010-х годов европейская интеграция Западных Балкан окончательно засто-порилась, Албания, Сербия и Северная Македония выступили с новой региональной инициативой (такназываемый «мини-Шенген»), которая за короткий период переросла в проект со звучным названием«Открытые Балканы». Основная цель проекта – формирование общего рынка с беспрепятственным пере-мещением людей, товаров, услуг и капитала. Несмотря на то что инициатива развивается на самомвысоком государственном уровне (за ее реализацию отвечают лично президенты), на сегодняшний деньпроект по-прежнему остается неясным с точки зрения прикладного наполнения и формирования норма-тивно-правовой базы. Кроме того, можно говорить и об определенном несовпадении интересов ведущихмировых акторов в отношении реализации «Открытых Балкан». Инициативу условно поддерживаютСША, считая тем не менее, что в проект должны быть включены все западнобалканские страны. В из-вестной степени это входит в противоречие с деятельностью Европейского союза, под эгидой которогоеще в 2014 г. был запущен Берлинский процесс, предполагающий очень похожие цели. В этой связи Брюссельлишь осторожно поддерживает «Открытые Балканы».В статье рассматриваются внутренняя и внешняя устойчивость инициативы «Открытые Балка-ны», ее предпосылки и содержательное наполнение. Авторы утверждают, что без поддержки США и Ев-ропейского союза эффективная региональная интеграция на Западных Балканах вряд ли возможна. Средипрочего, Албания, Сербия и Северная Македония обладают скромными институциональными возможно-стями и сравнительно невысокой мотивацией Cтатья была подготовлена в рамках исследовательского проекта “Сербия и вызовы в международных отношениях в 2023 году”, финансируемого Министерством науки, технологического развития и инноваций Республики Сербии и проводимого Институтом международной политики и экономики
Статья поступила в редакцию 28.03.2023
|
|
122–150
|
Региональное всестороннее экономическое партнерство (РВЭП) и Всестороннее и прогрессивное соглаше-ние о Транстихоокеанском партнерстве (CPTPP) – две ключевые мегазоны свободной торговли Азиатско-Тихоокеанского региона. Тем не менее экономические интересы участников соглашений нередко вступаютв противоречия, продиктованные политическими приоритетами и соображениями безопасности.Торговый конфликт между США и Китаем продолжается с 2018 г. Для сдерживания роста влиянияКитая в 2021 г. вместо возврата к переговорам о CPTPP администрация Байдена объявила о запуске но-вой инициативы – Индо-Тихоокеанской экономической структуры (ИТЭС). Статья посвящена вопросамконкуренции и сотрудничества в регионе Восточной Азии, двум региональным мегаЗСТ и проекту ИТЭС.Автор анализирует экономические интересы стран Восточной Азии, обуславливающие их участие в ре-гиональных торговых соглашениях и ИТЭС, а также рассматривает вопрос о противодействии роступротекционизма, вызванного конфликтом США и Китая.
Статья поступила в редакцию 31.10.2022 |
|
151–177
|
Все более расширяющиеся международные требования в сфере противодействия отмыванию преступныхдоходов и финансированию терроризма (ПОД/ФТ) вынуждают государства и финансовый сектор искатьбаланс между растущими издержками по их реализации и санкционными угрозами за неисполнение. В ряденаучных публикаций примером такого баланса называют региональное взаимодействие по ПОД/ФТ в Ев-ропейском союзе (ЕС). Часть стран ЕС координирует свои действия в рамках Группы разработки финан-совых мер борьбы с отмыванием денег (Financial Action Tasks Force on Money Laundering – FATF), котораяявляется методологическим центром мирового антиотмывочного движения. Россия входит в состав FATFи двух ее региональных групп: организованной Советом Европы Moneyval и инициированной самой РоссиейЕвразийской группы (ЕАГ), объединяющей соседние с Россией страны, преимущественно азиатские.Настоящее исследование охватывает результаты проверок соблюдения странами ЕС и ЕАГ тре-бований FATF с целью изучения подходов к региональному взаимодействию в сфере ПОД/ФТ, выявленияпроблем, возникающих в этом процессе, и перспектив международного сотрудничества. В исследованиииспользовались методы сравнительного и графического анализа. Авторы статьи показывают, что глубо-кая региональная интеграция законотворчества сама по себе не является основополагающим факторомдостижения равных высоких показателей соблюдения требований FATF. Индифферентность в вопро-сах контроля за соблюдением утвержденных региональных антиотмывочных норм позволяет отдельнымстранам ЕС действовать в национальных интересах, противоречащих 40 Рекомендациям FATF и целяммирового движения ПОД/ФТ. Напротив, страны ЕАГ демонстрируют поступательный прогресс в им-плементации и практической реализации требований FATF, что указывает на коллективное осознаниеими преимуществ прозрачности финансовой информации и возможности международного обмена такойинформацией.
Статья поступила в редакцию 05.02.2023
|
Стратегические нарративы и формирование новой реальности
|
178–192
|
Власть на международной арене предполагает не только обладание выдающимися материальными ресур-сами, но и дискурсивной гегемонией, то есть способностью предлагать и популяризировать привлекатель-ные идеи, ценности и нормы и контролировать дискурс. Ученые отмечают, что в период председатель-ства Си Цзиньпина КНР включилась в борьбу за идеи и дискурс, что требует систематического изучения.Аналитической ценностью в исследованиях дискурсивной силы КНР обладает концепция стратегическогонарратива, под которым понимается «совокупность взаимосвязанных историй, формирующих опреде-ленные образы прошлого, настоящего и будущего, предназначенных для управления восприятием целевыхаудиторий и направленных на достижение стратегических целей». В статье систематизируется иссле-довательский инструментарий для анализа стратегических нарративов, обобщается опыт исследованийстратегических нарративов в международных отношениях в целом и китайский кейс в частности, а так-же предлагаются направления для будущих исследований.Основной посыл китайских нарративов заключается в том, что КНР является великой державойнового типа, которая сможет изменить существующую несправедливую и конфликтогенную мировую си-стему. Однако Китай не предлагает пересмотреть мировую систему коренным образом, речь все равноидет про деление мира на «великие державы» и всех остальных. В целом для стратегических нарративовКНР характерна дуальность, которая отражает комплексность внешнеполитических интересов Китаяи попытку расширить «поле возможностей». При создании нарративов ключевую роль играют отсылкик истории: как к «веку унижений», так и к недавнему успешному опыту модернизации КНР. Содержаниенарративов говорит о том, что в большей степени Китай пытается сделать ставку на развивающиесястраны Глобального Юга и таким образом сформировать свою группу последователей. При этом для всехэтапов развития стратегических нарративов КНР – создание, распространение и восприятие – харак-терна вариативность. Изучение причин этой вариативности, как и анализ эффективности китайскихнарративов, является перспективным направлением для будущих исследований. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00994,https://rscf.ru/project/23-28-00994/
Статья поступила в редакцию 20.03.2023 |
|
|