|
2019. т. 14. №4
Тема номера: На пути к новой парадигме глобального управления?
|
|
7–27
|
Содержание статьи можно кратко изложить следующим образом. Во-первых, кризис либерального миропорядка возникает из-за несбалансированности наших областей деятельности в социальной, экономической и политической сферах, а также из-за возникающей вследствие этого дестабилизации нашей физической среды. Интеграция мировой экономики породила проблемы, которые выходят за пределы нынешних границ нашего социального и политического сотрудничества. Во-вторых, расширение нашего социального сотрудничества, на основе которого можно расширить и политическое сотрудничество, требует создания соответствующих моральных нарративов. Эти нарративы должны определять бизнес-стратегии, государственную политику и гражданскую деятельность. В-третьих, эти нарративы должны быть дополнены многоуровневыми структурами управления, которые решают проблемы в масштабах – микро-, мезо- и макро-, – в которых эти проблемы возникают. Наконец, опыт человечества в разработке моральных нарративов, поддерживаемых многоуровневыми структурами управления, позволяет сформировать руководящие принципы будущей формы многосторонности, которая позволит нам справиться с указанной проблемой. |
|
28–47
|
В статье рассматриваются проблемы, стоящие перед субъектами глобального управления, а также последствия функционирования его механизмов для сложившегося международного порядка. Последнему, как социальной конструкции и, в конечном счете, идеологической проекции, основанной на интересах, ценностях и идеях, возникших на Западе, бросают вызов растущие державы, стремящиеся изменить свой статус, а также электорат и движения, направленные против истеблишмента, в западных странах, разочарованные асимметричной формулой глобализации. Основная цель данной статьи – проанализировать влияние двух вышеупомянутых катализаторов изменений на сложившийся международный порядок. Аналитический подход объединяет, в частности, институциональные инструменты из области международных отношений, изучение публичных заявлений, наблюдения и анализ литературы. В нем используются инструменты контент-анализа, особенно метафоры, символизируемые в статье термином «мировая скорбь» (Weltschmerz), которая – как негативный сценарий глобального управления – выражается в неспособности действовать, пессимизме в отношении возможности достижения консенсуса и уверенности в неизбежном возрождении практически «тектонических разломов» между государствами. |
|
48–71
|
«Группа двадцати», созданная для преодоления финансово-экономического кризиса 2008 г., утвердилась в качестве главного форума международного экономического сотрудничества, наиболее репрезентативного и авторитетного механизма согласования позиций и выработки коллективных решений по вопросам экономической политики. В рамках «Группы двадцати» координируют подходы члены «Группы семи» и БРИКС, самого старого клуба развитых индустриальных экономик и самого молодого клуба крупнейших развивающихся стран. Принято считать, что в процессе формирования консенсуса в «двадцатке» развитые и развивающиеся страны объединяются в ad hoc группы по конкретным вопросам, временно замещающие сложившиеся альянсы, такие как «Группа семи/восьми» и БРИКС, и позволяющие им отстаивать решения, соответствующие интересам национальных экономик. В статье представлен анализ позиций членов «семерки» и БРИКС и формирования коалиций в процессе выработки решений по проблемам, исторически являющимся центральными в повестке дня «двадцатки»: реформа международных финансовых институтов, макроэкономическая политика и финансовое регулирование. Авторы пытаются выявить: Какую роль играли альянсы БРИКС и «Группы семи» в продвижении приоритетов их стран через решения «двадцатки»? Действительно ли ad hoc группы, объединяющие развитые и развивающиеся страны, замещали сложившиеся альянсы? Сумели ли страны БРИКС использовать сотрудничество в рамках «Группы двадцати» для пересмотра баланса сил и правил игры в глобальной системе? Удалось ли «семерке» сохранить и закрепить свое влияние в обновленной системе глобального экономического управления? Каков потенциал компенсации дефицита влияния БРИКС на решения «Группы двадцати» для достижения целей формирования более демократического и справедливого многополярного миропорядка и обеспечения устойчивого, сильного, сбалансированного и инклюзивного роста? Результаты анализа показывают, что, несмотря на наличие противоречий внутри альянсов и общих интересов между членами БРИКС и некоторыми членами «семерки» по ряду вопросов, замещения сложившихся клубов ad hoc группами развитых и развивающихся стран не происходит. Члены «семерки» более успешно использовали координацию в рамках своего клуба для разрешения внутренних противоречий, выработки общей позиции и ее совместного продвижения в «Группе двадцати». «Семерке» удалось обеспечить укрепление старой системы и своего влияния в ней на основе сотрудничества с новыми центрами силы при незначительном повышении доли квот и голосов стран БРИКС в МВФ и ВБ; минимальном снижении доли квот и голосов стран «Группы семи»; сохранении контроля за управлением финансовыми институтами. Оба альянса оказали влияние на формирование решений «двадцатки» по стимулированию роста экономики при сохранении стабильности цен и обеспечении финансовой устойчивости. По вопросу управления валютными курсами БРИКС и «семерка» в «Группе двадцати» действовали как партнеры, в то же время лидерство в формировании консенсуса по разрешению проблем конкурентной девальвации оставалось за «семеркой». «Семерка» была движущей силой в формировании повестки дня по финансовому регулированию. Страны «пятерки» формируют новые институты и правила. Новые институты создают общественные блага для своих членов и их партнеров, оказывают давление в сторону более активного реформирования сложившейся системы, являются вкладом БРИКС в создание более справедливой системы глобального экономического управления. Однако БРИКС не удалось изменить баланс сил и правила игры в сложившихся форматах сотрудничества. |
|
72–88
|
Интерес международного академического сообщества к БРИКС постоянно растет. Ученые-международники стараются объяснить феномен трансформации БРИКС из акронима в реальный действующий институт, определить его потенциал влиять на процесс принятия решений по ключевым вопросам глобального управления и трансформировать сложившуюся систему, а также предсказать будущее объединения. На разных этапах развития БРИКС некоторые ученые постоянно предрекали неминуемый распад объединения, другие ставили под сомнение его возможность в серьезной степени влиять на развитие международной системы и ее институтов, третьи подтверждали наличие у БРИКС реальной возможности влиять на трансформацию системы, но считали, что такое влияние является исключительно деструктивным. Однако у БРИКС довольно много сторонников, причем не только среди академического сообщества стран-членов и других развивающихся государств, но и среди представителей западных стран. В связи с этим интересно проследить, как БРИКС воспринимается членами академического сообщества, какие мнения преобладали на разных этапах развития института, какие факторы могли привести к изменению характера даваемых оценок, какие методологические подходы используются, насколько серьезным является влияние общей идеологии, которой придерживается автор, а также выделить основные тренды в проводимых исследованиях. Попытка ответить на эти вопросы является целью данного исследования. Данная статья рассматривает две группы исследований, посвященных месту БРИКС в современной системе международных отношений. В первую входят представители западных стран и университетов. Во второй анализируется позиция незападных авторов. При этом целью исследования является продемонстрировать спектр отношения к БРИКС со стороны международного академического сообщества, используемых методов, преобладающих подходов, а не высказать точку зрения автора данной статьи касательно места, роли и будущего БРИКС. |
|
89–111
|
Режим международной торговли вступил в турбулентную фазу на фоне усиления тенденций торговой войны по всему миру. То, что на первый взгляд выглядит хаотичной политикой, ориентированной на внутренние факторы, на самом деле является битвой за торговое и технологическое превосходство между США и Китаем. Медленное, но устойчивое смещение международной торговли и бизнеса в сторону Азии от Северной Атлантики и Западной Европы создает фон этого конфликта. Также начала проявляться тенденция аналогичного смещения от развитых к развивающимся странам. В этом смысле, битва за превосходство была неизбежной, так как Китай сыграл главную роль в этом сдвиге. При этом «золотая эра торговли», ознаменовавшаяся укреплением ВТО, закончилась, в то время как многосторонность в торговле впала в коматозное состояние. Быстро растущие экономики, в том числе страны с формирующейся рыночной экономикой, будут нести основную часть бремени этого кризиса мировой торговли. Два главных героя этой эпической битвы, Китай и США, каждый по-своему ищут альтернативные источники экономического процветания. В отсутствие многосторонней платформы для торговли план действий для развивающихся стран становится яснее с каждым днем. Эти страны должны искать возможности заключение торговых союзов, в которых каждая из них может получить экономическую выгоду. Для этого каждая из этих стран должна проанализировать свою экономику, а затем выбирать соответствующих торговых партнеров. Неготовность справиться с хаосом в торговле может привести к катастрофическим последствиям для этих стран. |
|
112–137
|
Международная торговля является существенным фактором социально-экономического развития развивающихся и наименее развитых стран, в том числе в контексте достижения принятых в 2015 году Целей устойчивого развития ООН (ЦУР). «Группа двадцати», являющаяся на сегодняшний день ключевым институтом глобального управления может сыграть значительную роль в процессе реализации ЦУР на стыке проблематики развития и торгово-инвестиционной деятельности. В настоящей статье рассматривается вклад членов «Группы двадцати» в реализацию задач ЦУР, связанных с проблематикой международной торговли. Как показал проведенный анализ коллективных решений форума,«Группа двадцати» вносит существенный вклад в реализацию задач содействия международному развитию и Целей устойчивого развития, связанных с осуществлением внешнеторговой деятельности. В то же время, несмотря на существенный институциональный вклад в продвижение политики устойчивого развития, сохраняется несколько факторов, препятствующих реализации членами «двадцатки» задач ЦУР, связанных с проблематикой международной торговли. |
|
138–160
|
Вступление Индии и Пакистана в число постоянных членов превратило Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС) в крупнейшую в мире межрегиональную структуру и изменило траекторию регионального сотрудничества. Тем не менее, вслед за смещением фокуса с Центральной Азии на более широкую евразийскую повестку изменениям подверглась и идентичность ШОС. В настоящей статье приводятся доводы в пользу того, что ШОС находится в состоянии кризиса идентичности. Автор представленной работы описывает уникальные черты, присущие идентичности ШОС и выдвигает сценарии разрешения текущего кризиса идентичности на базе анализа исторического и регионального контекста. |
|
161–171
|
На фоне роста турбулентности и неопределенностей нынешней стадии мирового развития возрастающую роль начинают играть региональные и транс региональные организации и объединения, в связи с чем возникает вопрос и об их взаимодействии на различных направлениях международной политики. К числу таких структур относятся ШОС и БРИКС. Исходя из их во многом совпадающей политической и экономической повесток дня и активного участия таких крупнейших государств мира, как Индия, Китай и Россия, обе имеют достаточно широкие перспективы для развития углубленного сотрудничества и взаимодействия в глобальном, а также в евразийском измерениях. При этом объективные предпосылки для этого создаются начавшимся в последние годы взаимным движением в сторону выравнивания внешнеполитической составляющей деятельности БРИКС и внешнеэкономической – применительно к ШОС. При этом значительный импульс последнему был обеспечен за счет вступления в силу Евразийского экономического союза и движения в сторону реализации китайского проекта Один пояс – один путь. Взаимное движение навстречу может быть реализовано, в том числе, за счет углубления и расширения взаимодействия не только на ежегодных встречах глав государств обеих организаций, но и путем проведения совместных саммитов и выработки «дорожной карты» соответствующего взаимодействия. Вместе с тем, на пути обеспечения определенной сопряженности в деятельности ШОС и БРИКС имеются и значительные объективные трудности, вызванные в том числе неоднородностью конкретных политических задач стран – участников на международной арене и их отношениями с ведущими государствами Запада. |
|
172–186
|
Авторы рассматривают наиболее перспективные области, относящиеся к наднациональной компетенции государств-членов ЕАЭС, в которых имплементация стандартов ОЭСР могла бы привнести наибольшую «добавленную стоимость» в процесс евразийской экономической интеграции. На основе анализа документов стратегического планирования России, ЕАЭС и лучших практик ОЭСР и опыта взаимодействия с интеграционными объединениями в работе проанализирован ряд пилотных проектов, где сферы применения этих стандартов конкретизированы и сфокусированы в наиболее важных областях евразийской экономической интеграции. При этом перечень пилотных проектов (налоговая политика, антимонопольное регулирование, поддержка МСП, торговая политика и цифровая повестка) не является окончательным, а предложения по использованию стандартов и лучших практик ОЭСР в ЕАЭС нуждаются в дальнейшем обсуждении со странами–членами Союза и необходимом политическом согласовании. Наднациональный консультационный механизм по этим темам должен подкрепляться всесторонней оценкой социально-экономических преимуществ использования стандартов ОЭСР для союзных стран, а также интеграционных эффектов для Союза в целом. |
|
187–190
|
Рабочий документ ОЭСР «Измерение влияния бизнеса на благосостояние и устойчивость: обзор существу-ющих систем и инициатив» (Measuring the impact of businesses on people’s well-being and sustainability: Takingstock of existing frameworks and initiatives) за авторством М. Шинвелла и Э. Шамира посвящен рассмотре-нию подходов к анализу воздействия деятельности частных предприятий на изменение уровня доходовнаселения с учетом необходимости перехода к устойчивым моделям социально-экономического развития.В статье проводится обзор основных положений и выводов работы Шинвелла и Шамира. |
|
191–198
|
Обзор посвящен рассмотрению основных положений доклада ВТО «Может ли блокчейн революционизировать мировую торговлю?». В докладе показана многоаспектность влияния технологии блокчейн на различные сферы международной торговли и внешнеэкономической деятельности. Эффекты от внедрения блокчейна – преимущественно в форме ускорения и упрощения международных транзакций – почувствуют многие сферы, в особенности наиболее документоемкие: торговое финансирование, фасилитация торговли, торговля услугами, интеллектуальная собственность, государственные закупки. Однако признавая потенциально положительное влияние блокчейна практически на все аспекты внешнеэкономической деятельности, автор доклада призывает не впадать в цифровую эйфорию. Успех внедрения данной технологии в решающей степени зависит от повышения доверия между участниками внешнеэкономических связей, координации усилий международного сообщества по созданию соответствующей инфраструктуры и преодолению законодательных преград, стоящих на пути широкого внедрения блокчейна. |
|
|