|
2009. т. 4. №2
|
От редактора
Аналитические материалы
Определение теоретических подходов
|
5–13
|
Барабанов Олег Николаевич - профессор, д.полит.н., заведующий кафедрой политики и функционирования Европейского Союза и Совета Европы Московского государственного института (Университета) международных отношений МИД РФ Статья посвящена анализу позиции основных теоретических школ по вопросу о глобальном управлении. Рассматривается становление и эволюция термина "глобальное управление" в теории международных отношений. Сопоставляется подход к глобальному управлению со стороны школ реализма и неолиберализма. Рассматривается проблема государственного суверенитета в контексте идей глобального управления. Отдельно разбирается проблема глобального управления с точки зрения функционалистского подхода. |
|
14–20
|
Ларионова Марина Владимировна – д.полит.н., проректор, директор Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики В статье представлена методология разработанная для проведения исследования роли Европейского союза как коллективного участника процессов глобального управления. В качестве аналитической парадигмы был адаптирован функциональный подход, предложенный Джоном Киртоном для оценки деятельности «Группы семи/восьми» и ее роли в глобальном управлении. Используя этот подход, в работе была предпринята попытка проанализировать и измерить вклад ЕС в реализацию основных целей глобального управления: политическое управление на национальном уровне, обсуждение, определение направлений дальнейших действий, принятие решений, реализация решений и развитие глобального управления. Вышеуказанные шесть функций были адаптированы для того, чтобы отразить особый характер ЕС как коллективного члена «Группы восьми». |
|
21–28
|
Медведев Сергей Александрович – к.ист.н., профессор кафедры прикладной политологии Государственного университета – Высшей школы экономики Томашов Игорь Андреевич – студент факультета прикладной политологии Государственного университета – Высшей школы экономики Глобальные общественные блага – это блага, выгоды (издержки) от создания и существования которых распространяются поверх государственных, общественных и поколенческих границ. Ими являются атмосфера, климат, права человека, борьба с инфекционными заболеваниями, международный мир и т.д. Возникновение проблематики глобальных общественных благ – один из главных результатов глобализации. Данная глава изучает историю «глобализации» общественных благ, предлагает различные их типологии и механизмы решения проблемы коллективных действий в глобальном масштабе. |
Ключевые участники
|
29–47
|
Энтин Марк Львович – д.ю.н., профессор кафедры Европейского права Московского государственного института международных отношений (университета) МИД РФ, директор Европейского учебного института при ММГИМО(У) МИД РФ В статье представлен взгляд автора на место и роль Европейского Союза в международном пространстве как коллективного, принципиально нового игрока глобального управления. В ходе детального анализа раскрываются отличительные особенности и специфика ЕС как политического института, его внутренняя структура и система внешних связей и механизмов взаимодействия с другими акторами международного пространства. Особое внимание уделено таким характеристикам как отсутствие территориальных границ и неоднородность суверенных государств, входящих в состав ЕС. Раскрываются факторы, обеспечивающие сплоченность государств-членов ЕС, прежде всего, верховенство права, политическая культура солидарности, механизмы совместного управления суверенитетом. Анализируется правовая и институциональная специфика организации внешней деятельности ЕС, а также особенности его позиционирования на международной арене. Дается оценка будущего развития и укрепления влияния ЕС на формирование глобальной повестки дня, глобальное развитие и решение текущих международных проблем. |
|
48–59
|
Хайнал Питер Иван – научных сотрудник Исследовательского центра «Группы восьми» Университета Тороното, Канада Панова Виктория Владимировна - к.и.н., старший преподаватель Московского государственного института международных отношений (Университета) при МИД РФ, региональный директор по России Исследовательского центра «Группы восьми» Университета Торонто Авторы анализируют предложения по реформе «Группы восьми» с 1998 года, лишь кратко сославшись на более ранние инициативы реформ. В этой главе рассмотрены как предложения по реформированию, так и те реформы, которые на самом деле были проведены или находятся в стадии реализации. Особое внимание уделяется эволюционирующей «пятерке», Хайлигендаммскому процессу (ХП), странам БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай), встречам крупнейших экономик и «двадцаткам», а также отношение «Группы восьми» к этим структурам, равно как и взаимоотношения по линии «ЕС-Группа восьми». Глава завершается предложениями по возможным сценариям дальнейших реформ «Группы восьми». |
|
60–84
|
Ларионова Марина Владимировна - д.полит.н., проректор, директор Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики В статье представлен анализ итогов двух саммитов «Группы двадцати» и вклада ЕС в полученные результаты. Анализ участия, вклада ЕС и стран-членов ЕС в подготовку и достижения двух прошедших саммитов, позволяет выявить некоторые «сдерживающие факторы» развития внутриевропейской институциональной архитектуры, влияющие на качество и уровень эффективности участия ЕС в реализации функций глобального управления через деятельность «двадцатки». Во-первых, качество, устойчивость и последовательность, которую может обеспечить институт постоянного Президентства, значит больше, чем усилия по координации и обеспечению преемственности трех председательств. Эта устойчивость, по мнению автора, имеет значение не только для выработки согласия с партнерами ЕС, но для формирования консенсуса внутри ЕС, как условия эффективной общей внешней политики. Автор считает если, в рамках подготовки Вашингтонского саммита были безусловны лидерство и вклад Президентства и Европейской Комиссии. То в ходе подготовки Лондонского саммита, роль и вклад Председательства значительно уступали роли институтов ЕС, Европейской комиссии (Президент), Совета по экономике и финансам, Совета по общим вопросам и внешней политике, Группы высокого уровня, а также роли лидеров Германии, Франции, Италии (в силу председательства в «восьмерке); вкладу формальных и неформальных саммитов. Это еще один аргумент в пользу постоянного института Президента ЕС. Ратификация Лиссабонского договора, и эффективный постоянный Президент и министр иностранных дел создадут новый институциональный фундамент для вызовов будущего. |
Примеры моделей взаимодействия в ключевых сферах политики
|
85–99
|
Картамышев Виталий Александрович – магистр международной экономики и международных отношений Университета Джона Хопкинса, координатор программ «Оксфам» в Российской Федерации Статья анализирует политику ЕС в области содействия развитию за последние 10 лет. Подчеркивается лидирующая роль ЕС в предоставлении многосторонней, высококачественной помощи, направленной на искоренение бедности и достижение странами-реципиентами Целей Развития Тысячелетия. Рассматриваются различные аспекты политики ЕС в области содействия развитию: ОПР (официальная помощь развитию), бюджетная поддержка, Помощь в целях содействия торговле и т.д. Также рассматриваются проблемы, которые необходимо решить ЕС для того, чтобы продолжать играть эту важную роль в текущей неблагоприятной экономической ситуации, а также предлагаются некоторые рекомендации по повышению эффективности реализации политики в области содействия развитию |
|
100–104
|
Медведев Сергей Александрович – к.ист.н., профессор кафедры прикладной политологии Государственного университета – Высшей школы экономики Томашов Игорь Андреевич – студент факультета прикладной политологии Государственного университета – Высшей школы экономики Международный мир и безопасность являются одними из наиболее значимых глобальных общественных благ, поскольку без их обеспечения невозможно создание условий для устойчивого развития. Вместе с тем сотрудничество в этой сфере зачастую ограничивается «минимальным общим знаменателем» взаимного сдерживания и подавления конфликтов. Новые возможности открываются в связи с более активной деятельностью ЕС и «Группы восьми». Данная глава изучает проблемы и противоречия, связанные с обеспечением международного мира и безопасности, а также историю и перспективы развития общей внешней политики и политики безопасности ЕС. |
|
105–120
|
Бископ Свен - профессор, директор Программы безопасности и мирового управления в Эгмонте Королевского института международных отношений (Брюссель) и приглашенный профессор по европейской безопасности Колледжа Европы (Брюгге) и Университета Гента Европейский Союз (ЕС), а ранее Европейское Экономическое сообщество (ЕЭС), всегда был глобальной экономической силой. Экономическая мощь позволила ему стать и глобальным актором международной дипломатии и обороны. Однако только в 1991 году на основе Маастрихтского договора была сформулирована Общая внешняя политика и политика безопасности (ОВПБ), и объединенная Европа приступила к разработке собственной внешней политики и политики безопасности. И то – очень неуверенно. Цель этой главы – оценить сумел ли ЕС за более чем 15 лет с момента вступления в силу в 1993 году Маастрихтского договора превратиться в глобального стратегического актора, т.е. в актора, который сознательно и целенаправленно определяет свои долгосрочные цели во всех направлениях внешней политики, активно добивается этих целей и находит необходимые для этого средства. Принятие Европейской стратегии безопасности (ЕСБ) Европейским Советом в декабре 2003 необходимо рассматривать как этапное событие в этом направлении. Разумеется, ЕСБ не была «спущена сверху» в виде десяти четко определенных пунктов, выгравированных на двух каменных скрижалях. И не потому, что в ЕСБ написано что-то, что непременно будет выполнено или будет выполнено все, что написано в ЕСБ. Но факт в том, что ЕСБ обсуждается повсеместно – в Евросоюзе, в высказываниях как европейских, так и других политиков, в дискуссиях в мозговых центрах и научном сообществе. А в декабре 2007 г. Европейский Совет, предоставив своему Верховному представителю Хавьеру Солане полномочия подготовить доклад о мерах по реализации Стратегии, подтолкнул широкие дебаты вокруг ЕСБ, длившиеся целый год и показавшие также, что не стоит недооценивать её значение (Бископ и Андерссон, 2008). Европейская стратегия безопасности – это первый стратегический документ, затрагивающий все сферы внешней политики Евросоюза - от помощи и торговли, развития демократии и прав человека до дипломатии и вооруженных сил. По существу Европейская стратегия безопасности является в первую очередь заявлением Евросоюза о своем намерении быть мировым актором, а, следовательно, она становится основой, направляющей деятельность ЕС, а также критерием для ее оценки. В ходе своей деятельности ЕС, в то же время, вырабатывает собственную стратегическую культуру, развитию которой способствует ЕСБ. Что действительно имеет значение для оценки того, является ли ЕС стратегическим игроком, и что способствует укреплению стратегической культуры – это способность ЕС своей политикой достичь результатов и добиваться собственных целей. В статье пересматривается прежняя оценка стратегии ЕС, предложенная автором в 2006 году с учетом итогов дискуссий 2008 года. |
|
121–125
|
Медведев Сергей Александрович – к.ист.н., профессор кафедры прикладной политологии Государственного университета – Высшей школы экономики Томашов Игорь Андреевич – студент факультета прикладной политологии Государственного университета – Высшей школы экономики Рост значимости знаний для развития современных обществ побуждает мировое сообщество обращать все большее внимание на сферу образования и науки. Сегодня общими проблемами являются как преодоление неграмотности в развивающихся странах, так и защита интеллектуальной собственности. Выработке новых подходов к их решению может способствовать анализ знаний и образования как глобальных общественных благ. В данной главе изучаются вопросы, связанные с развитием международного сотрудничества в области образования, при этом особое внимание уделяется инициативам и проектам «Группы восьми» и Европейского Союза. |
Динамика лидерства и моделей партнерства
|
126–130
|
Зуев Владимир Николаевич -профессор, к.э.н., заведующий кафедрой международных экономических организаций и европейской интеграции факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики Статья обращается к рассмотрению возможности применения механизма Европейского Союза в качестве модели для развития глобальных институтов. Подчеркивая уникальность интеграционного механизма ЕС, опирающегося на использование механизма принятия решений, при котором учитываются интересы разных по величине и политическому весу стран-членов, автор раскрывает базовые принципы действия данного механизма. Рассматриваются возможные варианты внедрения некоторых элементов ЕС в практику ведущих международных организаций. Оцениваются негативные и положительные последствия от формирования, использования и укрепления наднациональных элементов в международном регулировании, прежде всего, в экономической сфере. Поднимается вопрос о том, какие формы международного экономического регулирования в рамках международных организаций наиболее эффективны – традиционные межгосударственные или наднациональные. Раскрываются причины популярности ЕС как организации среди европейских стран. |
|
131–165
|
Ларионова Марина Владимировна - д.полит.н., проректор, директор Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики Рахмангулов Марк Ринадович – исследователь Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с «Группой восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики В статье представлены результаты эмпирического исследования роли и влияния ЕС на процессы глобального управления, его вклада в определение и реализацию приоритетов, функций и ценностей «Группы восьми». На основе методологии функционального анализа и количественного анализа документов осуществлена оценка ключевых приоритетов и функций обоих институтов, а также их сравнительный анализ. |
|
|