|
2023. т. 18. №1
Тема номера: ЦУР и конкуренция в формирование мирового порядка
|
|
7–32
|
Данные – неисчерпаемый ресурс, новая форма капитала в экономике знаний. В условиях отсутствия регулирования данных глобальные технологические корпорации стремятся расширить свое влияние на всех этапах цепочек связанных с данными процессов и используют свою рыночную силу для выстраивания монополий. Данные могут быть источником не только прибыли технологических гигантов, но также и социальной ценности. Однако рыночные силы сами по себе не обеспечивают создание общественных благ на основе данных. Для этого на уровне стран требуются усилия государства, а на международном уровне – сотрудничество государств и международных организаций. Несмотря на многочисленные инициативы по созданию механизмов координации и общих подходов к регулированию данных, взаимодействие по вопросам управления данными сильно фрагментировано и находится в тупике из-за противоречий и жесткой конкуренции между ключевыми участниками. Одним из ключевых объектов разногласий является подход к регулированию трансграничного перемещения данных. В статье рассматриваются противоречия между практиками регулирования данных ключевых игроков цифровой экономики, прежде всего США, ЕС и Китая, и подходами, продвигаемыми ими в рамках международных институтов (ВТО, «Группы двадцати», «Группы семи», ОЭСР). Особое внимание уделяется повестке «Группе двадцати» по управлению данными и Инициативе «двадцатки» по «свободному потоку данных с доверием», проблемам ее реализации и рискам стагнации сотрудничества. В заключении представлены риски и перспективы возможных сценариев дальнейшего развития сотрудничества по регулированию данных, в том числе, создания «Группой двадцати» Совета по цифровой экономике и данным, реализации инициативы «Группы семи» по формированию глобального цифрового порядка, усиления сотрудничества членов «Группы семи» и углубления взаимодействия в рамках ОЭСР, реализации предложения ЮНКТАД по формированию многоуровневой распределенной полицентрической модели управления данными при центральной роли ООН. Автором сформулировано предложение по развитию сотрудничества БРИКС, направленного на создание инклюзивного многостороннего регулирования данных. Cтатья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС.
Статья поступила в редакцию 15.07.2022
|
|
33–74
|
Председательство Индонезии в 2022 г. стало критическим этапом в истории «Группы двадцати». Индонезия стала председателем в период, когда рост напряженности в отношениях между США, Китаем и Россией препятствовал согласованным действиям «двадцатки», необходимым для обеспечения устойчивого и справедливого восстановления и долгосрочного роста. После начала специальной военной операции на Украине «Группа семи» оказывала огромное давление на председательство с целью исключить Россию из работы «двадцатки». Страны с формирующимся рынком выступали за сохранение статуса России в форуме и рассматривали давление как попытку усилить доминирование «семерки» в процессе принятия его решений. Они сделали выбор в пользу «двадцатки», которая могла бы обеспечивать сотрудничество как институт, принадлежащий в равной степени странам с формирующимся рынком и развитым странам, продвигая реформы и восстанавливая многосторонность. «Двадцатка» оказалась глубоко расколота. Председательству удалось сохранить свою повестку дня и роль «Группы двадцати» как главного форума сотрудничества между странами с развитой и формирующейся экономикой, где голос последних за столом переговоров был силен и преобладал плюрализм. В данной статье сделана попытка проанализировать, как «Группа двадцати» пережила кризис, вызванный экзогенными и эндогенными потрясениями 2022 г., трансформировалась ли она в ходе этого критического этапа, и если да, то каким образом. Представлено качественное исследование динамики «двадцатки» в 2022 г. и прослеживается взаимодействие взаимозависимых переменных – акторов, институтов, повесток дня. Применяется системный анализ процессов и контент-анализ нарративов ключевых акторов. Статья начинается с обзора ситуации в «Группе двадцати» в момент перехода председательства от Италии к Индонезии и повестки председательства 2022 г. Затем излагаются основные проблемы, с которыми мир и «двадцатка» столкнулись в начале 2022 г., непосредственно перед кризисом. Далее рассмотрены противоречия внутри «двадцатки», а также роли председательства, стран «семерки» и БРИКС. Автор уделяет особое внимание стремлению команды Джоко Видодо обеспечить преодоление «двадцаткой» внешнего давления и внутренней конфронтации, формирование коллективных решений по приоритетам председательства, сохранение института в качестве катализатора восстановления мировой экономики и продвижение повестки, которая отвечала бы интересам развивающихся стран. В заключение рассмотрены переменные, повлиявшие на деятельность и развитие «Группы двадцати» в 2022 г., и факторы ее устойчивости. Cтатья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС
Статья поступила в редакцию 23.12.2022
|
|
75–106
|
В настоящей статье рассматриваются результаты исследования, посвященного формированию Индекса устойчивого развития БРИКС. Авторы описывают методологию составления Индекса, процесс отбора индикаторов, методологические проблемы и вызовы, а также подробно останавливаются на анализе динамики показателей достижения ЦУР в странах «пятерки» в 2015-2020 гг. Результаты проведенного исследования свидетельствуют, как об общем прогрессе стран БРИКС в направлении реализации ЦУР, так и о наличии негативных тенденций по ряду направлений и для ряда стран. Для 53 из 64 показателей, отобранных для анализа, фиксируется положительная динамика в среднем по БРИКС. Тем не менее, Индекс позволил выявить ряд проблемных областей как для отдельных государств, так и для института в целом. Среди них: рост среднего значения показателя распространенности недоедания; рост числа людей, нуждающихся в лечении от тропических болезней; повышение нагрузки на водные экосистемы стран БРИКС на фоне сокращения их площади, снижение доли расходов на НИОКР от ВВП; снижение показателей биоразнообразия. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС
Статья поступила в редакцию 28.12.2022 |
|
107–126
|
Торговля аудиовизуальными услугами позволяет достигать экономические цели и оказывает влияние на социальные ценности принимающих стран. Именно поэтому эта сфера, в которой столкнулись противоположные подходы США и ЕС, традиционно была одним из самых сложных вопросов в переговорах Всемирной торговой организации (ВТО). Автор показывает, что меры, связанные с культурной политикой, могут формировать протекционистские торговые барьеры для поддержки национальных компаний. Стремительное развитие технологий расширило возможности передачи и распространения аудио- и видеоконтента. В то же время существующие многосторонние торговые правила, а также применяемая классификация аудиовизуальных услуг становятся все более нерелевантными. В статье делается вывод о том, что, с одной стороны, растущий рынок аудиовизуальных услуг требует более четких правил для трансграничной торговли; с другой стороны - тенденция к формированию региональных блоков со специфическими правилами усложняет переговоры (или даже общее понимание) о правилах торговли аудиовизуальными услугами в рамках ВТО.
Данная работа подготовлена при грантовой поддержке факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ в 2022 году. Автор благодарит г-жу Руози Чжан, советника Отдела торговли услугами и инвестиций Секретариата ВТО, за вдохновляющие обсуждения вопросов, связанных с классификаций услуг |
|
127–150
|
В связи с текущими тенденциями переформатирования глобального мирового порядка на первый план выходит задача создания региональных зон доверия, в том числе в формате интеграционных торговых объединений между государствами, что приобретает большое значение во внешней политике государств, в том числе и России. В связи с этим авторы статьи предприняли попытку провести анализ стратегий государств постсоветского пространства в отношении региональной экономической интеграции. В статье использован метод построения социального графа. В качестве источника использовались данные о заключенных региональных торговых соглашениях государств постсоветского блока с торговыми партнерами. Модель также прошла проверку и сравнение на основе данных о цепочках добавленной стоимости и инвестиционных потоках. В результате анализа была разработана модель распределения стратегий стран в отношении региональной экономической интеграции по двум параметрам: активная/пассивная и центробежная/центростремительная переменные. Таким образом были выявлены четыре варианта стратегий: активная центробежная, активная центростремительная, пассивная центробежная и пассивная центростремительная. В статье приведены результаты проверки полученной модели, а также делаются выводы относительно перспектив развития региональной экономической интеграции на постсоветском пространстве Статья поступила в редакцию 13.10.2022 |
|
151–169
|
Многовекторность это ключевая черта внешнеполитической стратегии Республики Казахстан. Политика Казахстана внутри международных организаций и интеграционных объединений также проводится в рамках концепции многовекторности. На сегодняшний день реализация данной внешней политики в рамках Генеральной Ассамблеи ООН до сих пор не изучена. Для изучения концепции многовекторности, автор анализирует совпадение позиций Казахстана и позиций России, Китая, США, Турции и Германии при голосовании в ГА ООН в 2007-2022 годах. Помимо прочего, в данной статье анализируются совпадение голосов Казахстана и других исследуемых стран по отдельным темам (разоружение, деколонизация, права человека, вопросы развития, вооружённые конфликты и др.), а также голосование по ключевым резолюциям, касающимся вооружённых конфликтов с участием Российской Федерации. В результате количественного и качественного анализа голосований по более чем тысяче трёхстам резолюций, автор приходит к выводу о том, что КНР является главным «вектором» внешней политики, а не Российская Федерация, которая формально является ключевым союзником Казахстана. Именно с Китаем обнаруживается максимальное совпадение внешнеполитических позиций (меньшее с Россией, Турцией и Германией, а с США – минимальное). Кроме того, при противоположном голосовании Китая и других трёх рассматриваемых стран, голоса Казахстан чаще совпадали с китайскими. Автор утверждает, что Казахстан также избегает эксплицитной поддержки Российской Федерации в голосованиях по резолюциям, связанным с вооружёнными конфликтами с участием России. Это также проявляется и в голосовании Республики Казахстана по резолюциям, связанным с проведением СВО на Украине. Природа наибольшего совпадения позиций Китая и Казахстана при голосовании по резолюциям ГА ООН требует дальнейшего исследования.
Статья поступила в редакцию 12.11.2022 |
|
170–189
|
Последние десятилетия Республика Мали переживает беспрецедентный политический и экономический кризис, связанный с сепаратизмом и терроризмом, рядом государственных переворотов, введением международных санкций со стороны международных организаций. Значительную роль в урегулировании конфликта в Мали играет Экономическое Сообщество Государств Западной Африки (ЭКОВАС). В то же время, ряд действий Администрации ЭКОВАС по урегулированию данного (и некоторых других) кризиса, нанесли серьёзный урон авторитету Сообщества. Статья посвящена рассмотрению правовых и политических аспектов кризиса в Республике Мали с 2020 года, а также действий его основных участников на межгосударственном уровне (ЭКОВАС, Республики Мали и ряда других государств, в частности, Франции). На основе структурных, качественных и количественных методов оценки и сравнительного анализа решений Администрации ЭКОВАС, их правового и политического значения, политической ситуации на местах, истории урегулирования конфликтов в других западноафриканских странах (Республика Кот-д'Ивуар и др.) со стороны ЭКОВАС, АС и ООН, авторы приходят к выводу о том, что Администрация ЭКОВАС действовала за пределами своих полномочий, то есть ultra vires. Предлагаются возможные варианты действий по преодолению возникшей ситуации.
Статья поступила в редакцию 02.11.2022 |
Аналитические обзоры
|
190–203
|
Концепция «климатического клуба» была представлена исследователями как попытка обеспечить прогресс в достижении Парижских целей через принятие более амбициозных целей и ограничительных мер, включая ценообразование на углерод, группой стран, желательно, отвечающих за большую долю мировых выбросов парниковых газов. Теоретические модели практически не реализуемы на практике, поэтому предпринимались попытки разработать конфигурации клубов, которые учитывали бы политические, экономические и институциональные реалии. В том числе на основании этого пласта работ были на официальном уровне представлены первые концепции клубов. Они отличаются по условиям членства, уровням гармонизации политики, амбициозности целей, способам наказания неприсоединившихся. Попытки учесть интересы стран с разным уровнем развития и проработанности климатической политики, а также готовности вводить новые ограничительные меры приводят к ослаблению институциональной структуры, снижению эффективности. Однако в некоторых аспектах сотрудничество все-таки может развиваться для обеспечения снижения выбросов, главным из них, по видимому, станет гармонизация стандартов
Cтатья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС
Обзор поступил в редакцию 31.01.2023 |
|
204–231
|
Одной из ключевых проблем современности является изменение климата, происходящее беспрецедентными темпами. Этот процесс затрагивает в том числе финансовую систему. В ответ на возрастающие финансовые риски центральные банки по всему миру начинают принимать более активное участие в климатической политике. В рамках данной статьи на основе анализа современной научной литературы проводится анализ участия центральных банков в предотвращении изменения климата и стабилизации финансовой системы, а также оценка эффективности проводимой ими политики. В статье определяются потенциальные каналы воздействия глобального потепления на финансовую систему, а затем при помощи анализа эмпирических свидетельств и математических моделей эта взаимосвязь подтверждается. Анализируется роль центральных банков в привлечении зеленых инвестиций. Рассматривается реакция центральных банков на изменение климата и дестабилизацию финансовой системы в развитых и развивающихся странах, проанализирована разница в используемых инструментах. Отмечается, что в настоящее время более активная климатическая политика проводится центральными банками развивающихся стран. Наконец, на основе анализа международного опыта формируются рекомендации для Центрального Банка Российской Федерации, как для страны, подверженной значительным переходным климатическим рискам. К ключевым рекомендациям можно отнести необходимость дифференциации стоимости залоговых активов и регуляторных требований по структуре портфелей активов финансовых организаций, в зависимости от риска снижения их стоимости из-за борьбы мирового сообщества с глобальным потеплением и климатических изменений.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 21-18-00126, https://rscf.ru/project/21-18-00126/ Обзор поступил в редакцию 10.10.2022
|
Обзор публикаций
|
232–237
|
В рецензии представлен обзор результатов уникального международного исследования, посвященного Шанхайской организации сотрудничества. Проект реализован по инициативе крупных российских специалистов, охватывает периоды становления ШОС и поиска новых сфер сотрудничества, перспективные области взаимодействия стран-участниц. Оценка текущему состоянию регионального объединения и ее будущему дана широким кругом авторов (юристами, экономистами и др.), что позволяет составить довольно полное представление о ШОС и складывающихся направлениях ее последующего развития. Вышедшая в авторитетном зарубежном издательстве монография – свидетельство внимания к регионализации, особенной заметной в последнее время на фоне замедления процессов правового регулирования на универсальном уровне. Монография раскрывает вопросы, позволяющие выявить причины объединения усилий государств в рамках ШОС для реализации общих интересов, не ограничена традиционным сотрудничеством в сфере безопасности. Коллектив авторов уделяет внимание специфике правовых систем государств-членов, отношениям стран, а также тому, насколько удачно ШОС реагирует на вызовы в сфере труда и миграции, энергетики, защиты окружающей среды, транспортных и логистических связей. Подобный подход отразил условия национально-правовой имплементации международных обязательств членами ШОС. Сформулированы основные черты евразийской концепции прав человека, существование и значимость которой провозглашается. Исследование снабжено необходимыми схемами, графиками, таблицами. При написании рецензии использованы общенаучные и специальные методы познания. Она раскрывает структуру монографии, отдельные ее выводы и предложения. Обзор научной работы позволил прийти к выводу о постепенной эволюции ШОС, росте гуманитарной составляющей ее компетенции и существующих противоречиях между потенциалом Организации и достигнутыми результатами.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00874, https://rscf.ru/project/23-28-00874/
Обзор поступил в редакцию 28.11.2022 |
|
238–244
|
Настоящий обзор посвящен коллективной монографии «Мировая экономика в период больших потрясений» под ред. Л.М. Григорьева, А.А. Курдина, И.А. Макарова В книге исследуются сложные и противоречивые процессы, протекающие в мировой экономике в настоящее время. Выделяемые авторами устойчивые тенденции в развитии мирового хозяйства позволяют им формулировать прогнозы долгосрочного развития. Монография содержит ряд дискуссионных моментов.
Обзор поступил в редакцию 29.01.2023 |
|
|