|
2022. т. 17. №3
Тема номера: Тенденции глобального и регионального управления
|
|
7–22
|
В статье рассматриваются особенности взаимодействия Китая и Всемирной торговой организации (ВТО). Авторы считают, что история взаимоотношений Китая и ВТО включает три этапа: период вступления страны в ВТО, связанный с многочисленными трудностями, затем адаптация и, наконец, выход на позицию лидера по ряду вопросов повестки дня. На всем протяжении истории взаимодействия Китая и ВТО ключевым вопросом оставалась совместимость статусов КНР как рыночной экономики и развивающегося государства. Эта дилемма остается определяющим фактором политики Китая в отношении ВТО. В период подготовки к вступлению в ГАТТ/ ВТО Китай как развивающаяся экономика преследовал цель расширения доступа к зарубежному финансированию, рынку страховых и телекоммуникационных услуг, одновременно используя инструменты рыночного регулирования, включая эпизоды введения протекционистских ограничений и антидемпинговых мер. На этапе адаптации Китай, защищая статус рыночной экономики, пользовался инструментами ВТО для противостояния США, обвинявших Китай в торможении процесса экономических реформ и требовавших отказа от демпинга. В то же время дифференцированный подход к развивающимся экономикам в рамках ВТО обуславливает стремление Китая сохранить за собой статус развивающегося государства. Переход к позиции лидера связан с самопрезентацией Китая как развивающейся экономики, продвигающей интересы развивающихся стран в контексте переговоров в рамках ВТО по новым темам международной повестки дня, в частности содействия инвестициям и регулирования электронной торговли. |
|
23–47
|
В настоящей статье рассматриваются методологические аспекты сопоставительных исследований по проблематике устойчивого развития в целях формирования Индекса устойчивого развития стран БРИКС. Разрабатываемый Индекс может рассматриваться в качестве механизма оценки прогресса «пятерки» по достижению ЦУР в период 2015-2020 гг. Авторы систематизируют накопленный опыт международных исследований, индексов и рейтингов, затрагивающих социальные, экономические и экологические аспекты устойчивости, выделяют ключевые исследовательские проблемы, характерные для этих работ и для методологической рамки ЦУР в целом. Далее, с учетом выводов о применимости имеющегося опыт для целей проводимого исследования, формируется и детально описывается методология построения Индекса устойчивого развития стран БРИКС. В заключительной части приводятся промежуточные результаты построения Индекса.
Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС |
|
48–74
|
Мировой финансовый кризис 2007–2009 гг. и последовавшая за ним фундаментальная реформа международного банковского регулирования вынудили финансовых регуляторов применить к глобальным системно значимым банкам (ГСЗБ) особый режим надзора. Одной из причин такого подхода стал рост системных рисков ГСЗБ и активизация каналов их трансмиссии в условиях нестабильности макросреды. Размеры ГСЗБ, масштаб их деятельности и гетерогенность операционных моделей обусловили двойственность их роли в обострении системной нестабильности: являясь источником системных рисков для макроуровня, они в то же время выступают проводниками кризисных явлений на микроуровень, тем самым усиливая свою подверженность процессам рискообразования. В этих условиях задачи посткризисного восстановления потребовали пересмотра регулятивных приоритетов, которые сместились с обеспечения рентабельности ГСЗБ к обеспечению их стрессоустойчивости, в том числе путем применения к ним более жестких стандартов капитала и требований к ликвидности, что в конечном итоге укрепило экономический иммунитет ГСЗБ к внешним шокам. Вместе с тем вопросы роли ГСЗБ в обострении системной стрессовости все еще остаются нерешенными, что является следствием нерешенности вопросов системной значимости ГСЗБ. Соответственно, остаются неразрешенными дилеммы кризисогенности и ликвидности. При этом, учитывая высокий уровень взаимосвязанности ГСЗБ в международной финансовой среде, их дисфункция может спровоцировать цепную реакцию несостоятельности и банкротств в международной банковской сфере. На основе статистических данных 2011–2021 гг. по всем ГСЗБ, включенным в ежегодные списки Совета по финансовой стабильности, мы выявили некоторое снижение системных рисков ГСЗБ, в том числе за счет дальнейшего укрепления их рыночной дисциплины, что свидетельствует о верном векторе международной регулятивной политики. Мы также пришли к выводу, что стрессоустойчивость ГСЗБ, достигнутая в результате применения к ним дополнительных буферов капитала в рамках Базеля III и стандарта TLAC, стала основным фактором обеспечения финансовой стабильности на уровне, достаточном не только для надлежащей функциональности ГСЗБ в период пандемии COVID-19, но также и для минимизации риска коллапса банковских систем и трансформации «коронакризиса» в полномасштабный кризис. Вместе с тем задача регулятивной реформы по ограничению системной значимости ГСЗБ не была решена, что обусловлено отсутствием надзорных инструментов по минимизации негативных эффектов международной взаимосвязанности ГСЗБ. Данная работа подготовлена при грантовой поддержке факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ в рамках конкурса проектных групп в 2021 г. |
|
75–130
|
Статья посвящена исследованию экономической природы криптоактивов, разработке их оригинальной классификации и определению основных направлений регулирования их оборота. Проблематика криптоактивов является объектом современного дискурса международных организаций (МВФ, МБ, Группа семи, Группа двадцати, ВТО, OЭСР,БМР, СФС и др.). В статье осуществлено исследование современного дискурса международных организаций в отношении криптоактивов, проведен анализ различных подходов к интерпретации и классификации криптоактивов, а также предложена их авторская интерпретация и классификация. В ходе исследования выявлены основные экономические особенности различных видов, подвидов и разновидностей криптоактивов, на основе которых определены основные экономико-правовые направления регулирования их оборота на уровне международных организаций и национальных регуляторов в развитых странах и России. Исследование проводилось с использованием системно-функционального и системно-структурного метода. В результате исследования сделаны выводы о том, деятельность международных организаций сосредоточена на выработке рекомендаций и принципов по регулированию операций с криптовалютами и глобальными стейблкойнами, пруденциальному надзору за их эмитентами, а также унификации подходов к налогообложению и противодействию незаконных операций с использованием криптоактивов. Исследование позволилоустановить, что криптоактивы представляют собой частные активы, которые воплощают ценности или права, записываемые в электронной форме в распределенном реестре, защищенном криптографически, и которые могут использоваться в качестве средства платежа и сбережения и/или для целей инвестирования, и/или для доступа к определенному товару, услуге или платформе. Согласно авторской классификации, криптоактивы могут быть подразделены на два основных вида: виртуальные валюты и цифровые токены. Первые из них выполняют преимущественно платежную и сберегательную функции, а вторые – инвестиционную или утилитарную. Двумя основными подвидами виртуальных валют являются криптовалюты и стейблкойны. Основное отличие межу ними заключается в том, что стейблкойны в отличие от криптовалют привязаны/обеспечены какими-либо низко-волатильными активами, позволяющими стабилизировать их рыночный курс, а также существует идентифицируемый эмитент, к которому держатель цифрового актива может адресовать финансовые требования. Цифровые токены выпускаются с конкретными инвестиционными функциями (инвестиционные токены) или потребительскими целями (утилитарные токены). Основное различие между ними состоит в том, что первые предоставляют своим владельцам различные экономические права, а вторые – доступ к потреблению определенной услуги или функционала, предлагаемого эмитентом. В ходе исследования установлено, что международное регулирование оборота криптоактивов отсутствует, в то время как национальное регулирование значительно дифференцируется между странами вследствие отсутствия общих интерпретационных и классификационных подходов к криптоактивами и разной оценкой экономических рисков и последствий их оборота для национальных финансовых систем. В целом регулирование операций с криптоактивами на национальном уровне, направлено на усиление государственного контроля за оборотом нового класса активов и осуществляется как в денежной, платежной и инвестиционной сферах, так и области налогообложения и противодействия отмыванию денег /финансированию террористической деятельности. В большинстве развитых стран: США, странах ЕС, Великобритании, Швейцарии и др. – преобладает гибкий подход к регулированию различных разновидностей криптоактивов и их эмитентов. Регулирование производится за счет адаптации действующего законодательства (в отношении инвестиционных токенов) или разработки специальных директив, регулирующих оборот отдельных разновидностей криптоактивов (в случае стейблкойнов и криптовалют). Регулирование оборота последних предполагает имплементацию в национальные законодательства процедур ПОД/ФТ в отношении поставщиков услуг виртуальных активов, в соответствии с рекомендациями ФАТФ, а также мер по снижению финансовых рисков и пруденциальному надзору за эмитентами криптоактивов, рекомендуемые ОЭСР, СФС и БМР. В странах с формирующимися рынками, таких как Китай, Турция, Россия и др., регулирование является более жестким и характеризуется широким использованием запретительных мер. Главным недостатком нормативно-правового регулирования криптоактивов в России, является его фрагментарность и преобладание запретительного уклона. Так, в российском законодательстве отсутствует ясная терминология в области криптоактивов. Предлагаемый порядок организации выпуска и обращения криптовалют является чрезмерно зарегулированным, а то время как операции со стейблкойнами, NFT-токенами и др. не регулируются совсем. Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что режимправового регулирования криптоактивов в России слабо связан с ихэкономической природой и не эквивалентен рискам их оборота. |
|
131–154
|
В представленной работе проводится оценка влияния гипотетических ограничений на потребление ископаемого топлива, реализуемых за счет ввода налога на выбросы СО2 в мировой экономике и отдельных регионах на добычу нефти России, ОПЕК и восьми других крупнейших производителей нефти. В первой части исследования приводится обзор литературы, где рассматриваются актуальные работы, посвященные проблеме налогообложения выбросов в мировой экономике. Анализируются подходы к моделированию такой политики, проблема выбора траектории налоговой ставки, а также основные выводы, последствия и рекомендации для экономической политики стран-экспортеров нефти. Отдельно рассматриваются подходы к моделированию ценообразования на рынке нефти. Показывается, что важную роль в моделировании нефтяного рынка играет предпосылка об олигополистическом стратегическом взаимодействии нефтеэкспортеров. На следующем шаге строится модель стратегического взаимодействия стран на нефтяном рынке по модели Курно. Данная модель калибруется в соответствии с данными о параметрах спроса, а также предложения, в том числе издержками производства отдельных стран-экспортеров по данным Rystad. Далее строится 12 возможных сценария налогообложения отрасли вследствие введения налога на выбросы СО2 в размере 25, 50 и 75 долл. на тонну выбросов. Предполагается, что данный налог конвертируется в налог на покупку нефти пропорционально объему выбросов, которые выделяются при использовании каждого барреля нефти. Для каждого начального значения налоговой ставки налога на выбросы рассматриваются случаи, когда ставка остается неизменной или постоянно растет с темпом 1,5% в год. Далее те же варианты налогообложения рассматриваются в случае их применения только развитыми странами. В работе показывается, что постепенный рост налоговой ставки приводит к ускоренной добыче нефти в краткосрочной перспективе по сравнению со сценариями неизменной во времени ставки налога. Также выявляется значимая роль эффекта перелива между рынками в случае введения налога в части стран. Так при введении налога 50 долл. на тонну выбросов с годовым ростом 1,5% во всем мире пиковая цена на нефть оказывается ниже на 29,6 долл./барр. При введении такого налога только в развитых странах падения цены на нефть в пике по сравнению с базовым сценарием без налогообложения составляет 18,4 долл./барр. на рынке, где ввели налог и 7,8 долл./барр. на рынке, где не вводили налог. Также указывается, что из-за введения налога среди всех нефтеэкспортеров у России отмечаются одни из крупнейших потерь в выручке. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 21–18–00126,https://rscf.ru/project/21-18-00126/
|
|
155–174
|
Арктическая научная дипломатия (АНД) является относительно новой и важной темой в российских академических и политических кругах. Не существует ни четкого определения концепции, ни консенсуса в отношении участников, инструментов и видов деятельности научной дипломатии. В работе анализируются основные подходы, которые сложились на сегодняшний день в России в отношении понятия АНД: – Первый подход рассматривает АНД как инструмент «мягкой силы» региональных игроков. Научная дипломатия помогает продвигать позитивный имидж конкретных государств и получать доступ к негосударственным ресурсам, которые обычно недоступны для государственных акторов. – Технический/инструменталистский подход к АНД предполагает использование академического и научно-технического сотрудничества между регионами, странами и обществами для создания надежных международных партнерских отношений на неидеологической основе и решения общезначимых мировых проблем. – Третье направление рассматривает АНД как форму «новой дипломатии», стратегической целью которой является не только построение дружественных отношений и сотрудничества со всеми арктическими странами, но и развитие международного научного сотрудничества и улучшение международного имиджа России. Проведенный анализ позволяет объяснить стратегические мотивы и движущие силы российской АНД, определить её основных участников и ключевые формы. Установлено, что большинство участников АНД разделяют идею о том, что международное научное сотрудничество в целях обеспечения устойчивого развития Арктики может стать эффективным механизмом решения наиболее острых проблем региона, а также улучшения отношений России с западными странами. Авторы полагают, что России в значительной степени удалось сформировать необходимые инструменты для реализации как стратегических, так и тактических целей своей АНД. Эти инструменты включают как национальные платформы (международный форум «Арктика – территория диалога», «Арктика: настоящее и будущее» и пр.), так и активное использование международных форумов («Арктические рубежи», «Полярный круг», «Неделя арктической науки») и научных организаций. Исследование выполнено при финансовой поддержке Российского научного фонда в рамках научного проекта № 22-28-01287 |
|
175–193
|
Для развивающихся стран с низким уровнем дохода актуальным вопросом национальной повестки является выработка собственной стратегии устойчивого развития. Повестка 2030 представляет собой важный ориентир и дорожную карту для достижения Целей устойчивого развития (ЦУР) по основным направлениям решения этой задачи. При этом местная специфика оказывает свое влияние на подходы, методы и возможности реализации заявленных целей в каждом конкретном государстве. Настоящее исследование предполагает анализ «Добровольного национального обзора КНДР по реализации Повестки 2030», официальных северокорейских заявлений, а также российских и зарубежных научных и аналитических материалов с целью изучения подхода Северной Кореи к локализации ЦУР, выявления проблем, возникающих в этом процессе, и перспектив международного сотрудничества. В процессе исследования использовались методы сравнительного и контент-анализа. Автор статьи показывает, что в поисках собственной стратегии руководство КНДР пытается использовать международный опыт, интегрируя ЦУР в национальные планы развития. Северокорейская специфика заключается в «подгонке» глобальных Целей под нарратив строительства «социализма местного образца», упоре на определяющую роль государства при выработке и реализации конкретных планов, формальном подходе к имплементации некоторых ЦУР и фокусе на максимальную самообеспечиваемость экономики как залог устойчивого развития. Несмотря на необходимость внешнего содействия для достижения основных национальных ЦУР, в настоящее время возможности для международного сотрудничества с КНДР существенно ограничены. Для реализации совместных инициатив или проектов помощи требуется как получение разрешения со стороны санкционного Комитета 1718 Совета Безопасности ООН, так и открытие границ Северной Кореи, закрытых в связи с пандемией коронавируса. Однако учитывая глобальный масштаб поставленных в Повестке 2030 задач, в средне- и долгосрочной перспективе высока вероятность возобновления международного сотрудничества КНДР по первоочередным для республики направлениям устойчивого развития – в области сельского хозяйства, здравоохранения, обеспечения доступа к чистой питьевой воде и канализации, борьбы с изменением климата, а также энергетики и модернизации транспортной инфраструктуры. И главными партнерами в этом могут быть как международные организации, так и соседние Россия и Китай. Статья подготовлена при финансовой поддержке МГИМО МИД России в рамках проекта №2023-03-03 |
|
194–211
|
Целью стратегического альянса АУКУС является развитие сотрудничества стран-членов (США, Великобритании и Австралии) в области безопасности и обороны в Индо-Тихоокеанском регионе. Договор предусматривает поставку Австралии подводных лодок, работающих на ядерных реакторах. Появление этого нового стратегического альянса обусловили следующие факторы: возросшая мощь КНР в регионе; ослабление позиций США в ИТР; стремление Великобритании к практической реализации стратегии «глобальной Британии»; необходимость для США иметь надежных союзников для сдерживания Китая. Данные факторы раскрывают истинную цель АУКУС – сдерживание Китая, противостояние его активной политике в регионе. В статье был использован сравнительный метод анализа, который позволил раскрыть различие целей и геополитических интересов стран-участников АУКУС. Системный подход помог описать сущность сложной развивающейся геополитической системы ИТР. Теории нового институционализма и конструктивизма позволили выявить как непрерывность, так и разрывы в политике безопасности и внешней политике региональных акторов. Участие Австралии в АУКУС позволяют ей укрепить свои политические связи с влиятельными партнерами – США и Великобританией; получить от них дополнительные гарантии безопасности в условиях возросшей активности китайской политики в регионе; повысить статус страны в региональной иерархии; укрепить свою обороноспособность. Вступление в АУКУС означает собой формирование новой стратегии Австралии в регионе, которую можно назвать антикитайской. Для Великобритании членство в АУКУС позволяет расширить свое военно-морское присутствие в Индо-Тихоокеанском регионе; укрепить свои особые отношения с США и поправить имидж, пошатнувшийся после выхода страны из ЕС; восстановить традиционные связи с Австралией. Для США АУКУС – это реализация стратегии «поворота» к Азии и создание нового альянса, который обладает большими возможностями военно-стратегического сотрудничества перед лицом угрозы со стороны Китая использовать Тихий океан для вытеснения США с лидирующих позиций. Возможные геополитические последствия создания АУКУС’а для региона: эскалация напряженности и гонка ядерных вооружений противостоящих сторон; новая «холодная война» с Китаем; расширение клуба ядерных держав за счет Австралии; нарушение баланса геополитических сил в регионе; подрыв трансатлантического единства и общей стратегии во внешней политики европейских стран и США. |
Аналитические обзоры
|
212–234
|
Данные не являются новым для экономики ресурсом, однако в настоящее время их объем растет беспрецедентными темпами в результате распространения цифровых устройств и услуг. Анализ складывающихся систем национального регулирования данных показывает значительные различия в страновых подходах, особенно в отношении трансграничных потоков данных, обусловленные экономической спецификой и национальными интересами. Различия в подходах между крупнейшими игроками создают проблемы для других стран, усиливают фрагментированность глобальной регуляторной среды, создают неопределенность и повышают издержки исполнения требований для бизнеса. Эти факторы определяют важность международного сотрудничества в области управления данными. В обзоре представлены подходы стран БРИКС – Китая, Индии, Бразилии и ЮАР – к регулированию данных, прежде всего их трансграничных потоков, а также требований локализации хранения и операций с данными. По итогам обзора выявлены общие тенденции подходов рассмотренных стран к регулированию, которые позволяют сделать вывод о возможности усиления взаимодействия в рамках БРИКС, в первую очередь в отношении взаимного признания адекватности существующих и обсуждаемых мер защиты данных для обеспечения их взаимовыгодного трансграничного перемещения. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС. |
|
|