|
2016. т. 11. №4
Тема номера: Режимы многостороннего управления
|
Инструменты многостороннего управления
|
7–35
|
Международная инвестиционная деятельность является одним из ключевых факторов роста совеременной мировой экономики. Создание благоприятных инвестиционных условий становится непременным условием повышения конкурентоспособности национальных экономик по всему миру в деле привлечения иностранного капитала. Таким образом, актуальность в глобальной экономической повестке дня приобретает тема гармонизации международных инвестиционных режимов. Решение данной задачи возможно лишь при взаимодействии ведущих экономик мира. Катализатором работы в направлении гармонизации регуляторной среды в области инвестиций могут стать международные организации и институты, в том числе неформальные («Группа двадцати», БРИКС). Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) внесла значительный вклад в унификацию международных условий инвестиционной деятельности посредством принятия целого ряда документов в данной сфере: Декларация ОЭСР о международных инвестициях и транснациональных предприятиях (1976 г.), Кодекс либерализации движения капиталов ОЭСР, Кодекс либерализации текущих невидимых операций ОЭСР, Принципы высокого уровня ОЭСР и «Группы двадцати» по долгосрочному финансированию инвестиций для институциональных инвесторов (2013 г.), Рамочная концепция в области инвестиций ОЭСР (2006/2015 гг.). Последний документ стал наиболее полным и исчерпывающим сборником наилучших практик в области инвестиционной деятельности, полноценным руководством по созданию благоприятной инвестиционной среды и рамочной основой для создания международных правил в области регулирования трансграничных инвестиций. В данной статье рассматривается эволюция Рамочной концепции в области инвестиций ОЭСР, а также процесс выработки данного документа, проводится сравнительный анализ его положений с содержанием других аналогичных международных инструментов в инвестиционной сфере. Кроме того, в работе анализируется процесс взаимодействия «Группы двадвати» и ОЭСР при формировании будущей повестки дня в области инвестиционной политики. |
|
36–59
|
Учитывая текущую динамику экономической и финансовой глобализации, национальные налоговые органы зачастую не имеют инструментов для эффективной борьбы с практиками уклонения от уплаты налогов, которые используют существующие пробелы в налоговом законодательстве. Для решения глобальной проблемы размывания налоговой базы и перемещения прибыли сдвига (BEPS) Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и «Группа двадцати» объединили свои усилия на основе равноправного партнерства. Их совместный План действий в отношении BEPS позволила привлечь более 100 стран мира, как развивающихся, так и развитых, к разработке и реализации правил, направленных на обеспечение соответствия мест генерации прибылей и их налогообложения, а также повышение предсказуемости, прозрачности и гибкости международной налоговой среды для бизнеса. В данной статье рассматривается история Проекта BEPS, исследуется процесс взаимодействия ОЭСР и «Группы двадцати» в глобальном управлении в сфере налогообложения, приводятся основные рекомендации, предложенные международными институтами для решения проблемы BEPS, и представлен прогноз дальнейших процессов в этой области. Автор обращает особое внимание на механизмы, направленные на стимулирование участия не являющихся членами ОЭСР и «двадцатки» стран в Проекте BEPS, а также позицию бизнеса по предлагаемым реформам. Он приходит к выводу, что работа борьбе с BEPS далека от завершения. Следует обратить внимание на различные интерпретации стандартов, риски укрепления налоговой конкуренции между странами и опасность возложения избыточного налогового бремени на бизнес. В связи с этим, ОЭСР и «Группа двадцати» должны активизировать свои усилия по обеспечению участия в Проекте развивающихся стран и частного сектора, что стимулировало бы другие реформы в области международного налогообложения для поддержки глобального роста и развития. |
|
60–76
|
В статье проведен анализ эволюции «Принципов корпоративного управления ОЭСР» с учетом экономических условий, в которых происходила трансформация документа, а также контент-анализ ключевых изменений его последней (третьей) версии, принятой в 2015 г. Отмечено, что в третьей редакции принципов отражены важнейшие вызовы последних лет, касающиеся роли фондовых бирж в корпоративном управлении, раскрытия информации, управления рисками и т.д. Однако в целом сохранена ориентация на максимизацию прибыли при недостаточном внимании балансу интересов всех заинтересованных сторон и аспектам корпоративного управления, связанным с качеством жизни. Вовлечение стран «Группы двадцати» в процесс выработки новых принципов корпоративного управления не привело к кардинальным изменениям в структуре или содержании документа. В центре внимания автора находится сотрудничество ОЭСР и стран «Группы двадцати», в особенности тех, которые не являются членами ОЭСР, в процессе пересмотра «Принципов корпоративного управления ОЭСР» в 2013-2015 гг. Выявлены три основных механизма такого сотрудничества: (1) обсуждение вопросов корпоративного управления в рамках региональных круглых столов и прочих международных мероприятий, посвященных проблемам корпоративного управления; (2) участие в онлайн-консультациях и (3) участие в экспертизах ОЭСР. На примере шести стран – Бразилии, России, Индии, Китая, ЮАР и Индонезии – исследовано участие стран «Группы двадцати», не имеющих членства в ОЭСР, в разработке третьей редакции принципов корпоративного управления. Выявлено, что среди выбранных для исследования стран наиболее активным участником обновления документа стала Бразилия, представители которой активно осуществляли взаимодействие с ОЭСР через все перечисленные механизмы сотрудничества. Также значительный вклад внесли Китай, Индия, Индонезия и Россия. Наименее активным участником была ЮАР. |
|
77–105
|
Статья посвящена оценке влияния отдельных стран в системе глобального финансового управления. За основу взята методология международной политической экономии, изучающая взаимодействие политических и экономических процессов на международной арене. Раскрыт дуализм природы международных финансовых институтов, которые, с одной стороны, являются межправительственными организациями, а с другой стороны - это финансовые институты, которые действуют как коммерческие финансовые организации, преследуя финансовые цели. Исследуется соблюдение принципов суверенного равенства, справедливого географического представительства и равного (паритетного) представительства групп государств с несовпадающими интересами в основных международных финансовых институтах (МВФ, «Группа двадцати» и СФС). Проанализирован механизм принятия решений в рамках МВФ, в т.ч. в Исполнительном совете, и перераспределение квот между странами-членами организации в последние годы. Особое внимание уделено формуле расчета квоты, ее критике и возможным направлениям ее реформирования. В статье выявлены основные причины снижения влияния МВФ и формирования новой, распределенной системы глобального финансового управления. Представлена иерархия (как по функциям, так и по страновой репрезентативности) системы глобального финансового управления, сложившейся к 2010 г. Показано лидерство отдельных стран по количеству и по основным показателям (выручка, активы и рыночная капитализация) глобальных системно значимых финансовых институтов (банки и страховые компании). На основе анализа членства в «Группе семи» и «Группе двадцати», СФС, ОЭСР, БМР и МВФ выделено ядро, полупериферия и периферия международной финансовой системы в контексте мир-системной теории. Рассмотрено влияние технических элит, сложившихся в международной финансовой сфере и качественный состав (образование) данных элит. Сделан вывод о существенной поляризации международной финансовой системы (ядро и т.н. «маргинальное большинство»). В отличие от МВФ, во вновь созданных глобальных финансовых институтах («Группа двадцати» и СФС) в полной мере соблюдаются принципы справедливого географического представительства и паритетного представительства государств с несовпадающими интересами. |
|
106–126
|
В статье проанализирована деятельность глобальных регуляторов по принятию мер, направленных на повышение устойчивости мировой экономики к рискам финансовой нестабильности. В статье исследовано содержание и основные направления институциональных реформ в международной финансовой системе. Главная идея статьи - выявить и отразить основные сдвиги во взаимодействии регуляторов финансового рынка в последнее десятилетие. Системный анализ большого объема фактического материала о деятельности международных регуляторов позволил выделить наиболее значимые институты и определить набор мер воздействия на ведущих игроков финансовых рынков. Были изучены принятые международными институтами документы, дана экспертная оценка их релевантности, оценен характер взаимодействия финансовых регуляторов в сопоставлении с институтами других предметных областей, обозначено соподчинение поставленных ими целей, раскрыт порядок функционирования и иерархия рассмотренных институтов. Был сделан вывод о формировании целостной системы глобальных институтов финансового надзора. За десять лет после начала глобального кризиса система стала более разветвленной, но, вместе с тем, осталась консолидированной. Она складывается на базе как давно признанных, так и только утверждающих свою юрисдикцию и легитимность формальных и неформальных международных институтов. В статье выявлено возрастание роли неформальных институтов, которые демонстрируя достаточную гибкость, обеспечивают, вместе с тем, высокий уровень исполнения обязательств. Представляет интерес рассмотренная в работе деятельность специализированных международных институтов финансового надзора, значение которых растет, но не находится в фокусе исследовательского внимания. В статье особенно выделяется банковская деятельность как стержневой объект глобального финансового регулирования, как на уровне отдельных элементов банковского сектора, так и всей системы в целом. В работе выдвигается положение о том, что система международного финансового надзора будет укрепляться и наполняться новыми более эффективными инструментами. |
Региональные инициативы
|
127–148
|
В связи с изменением мировой конъюнктуры на сырьевых рынках все большее значение приобретают возможности нового несырьевого экспорта стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС). В данном исследовании дается оценка последствий экономической интеграции стран ЕАЭС с точки зрения развития новых направлений экспорта. Как показывает анализ данных внешнеторговых потоков, страны ЕАЭС существенно отстают от лидеров мирового экспорта по количеству товарных групп с выявленным сравнительным преимуществом, которые в рамках метода Хаусманна-Клингера могут быть интерпретированы как наиболее эффективная часть национальной экспортной корзины. Наибольшее количество товаров со сравнительными преимуществом среди стран ЕАЭС наблюдается в экспортной корзине Белоруссии, в то время как в России, Армении и особенно Казахстане их существенно меньше. У Казахстана и России экспортные сравнительные преимущества концентрируются в основном в производстве минеральных и химических продуктов, а также металлов, у остальных стран экспортная структура более разнородная, с высокой долей пищевых продуктов в Армении и текстиля в Белоруссии. Казахстан, и в большей мере Белоруссия и Россия, демонстрируют весьма высокие значения сложности эффективной части экспортной корзины, существенно опережая по этому показателю Армению. Для ЕАЭС как для самостоятельного участника внешней торговли индекс сложности корзины выше, чем для стран-участниц союза по отдельности. В ходе исследования были определены товарные группы, в направлении которых вероятнее всего будет происходить структурная трансформация экспорта ЕАЭС. Основное внимание в исследовании уделяется интеграционному аспекту возможного несырьевого экспорта, то есть определению товаров, которые со временем могут стать сравнительным преимуществом ЕАЭС как группы стран. Номенклатура товаров, определенная в ходе исследования, относится к химической продукции, текстилю и прочим товарам. Большинство этих товаров имеют бóльшую экономическую сложность, чем средняя сложность текущей экспортной корзины ЕАЭС, и потому рост их вклада во внешнеторговые потоки в будущем может способствовать улучшению общей структуры экспорта торгового союза. |
|
149–161
|
Создание Шанхайской организации сотрудничества предопределили новая геополитическая реальность после распада СССР и нарастание на мировой и региональной арене новых вызовов и угроз. Проблематика безопасности, в том числе, в связи с нестабильностью в Афганистане сразу же вышла на передний план деятельности «Шестерки». Закрепление сотрудничества в области безопасности всегда составляло краеугольный камень линии России в ШОС, которую она стремилась всемерно закреплять и во время своего председательства в Организации в 2008-2009 и 2014-2015 гг. В 2008-2009 гг. важнейшей целью Москвы было обеспечение дальнейшей консолидации взаимодействия в рамках ШОС, в том числе на основе подписанного в 2007 г. Договора о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве и в направлении противодействия новым вызовам и угрозам. Впоследствии в условиях осложнения своих отношений с Западом, а также в свете дальнейшего осложнения обстановки в мире и регионе восточный вектор внешней политики стал приобретать для Москвы важное дополнительное значение. Это, в том числе, привело и к дальнейшей активизации ее деятельности в ШОС. Проявлением такой тенденции стала интенсификация линии на дальнейшее повышение политического «профиля» Организации как влиятельной и перспективной евразийской структуры. Во время председательства в 2014 – 2015 гг. Россия вновь сфокусировала особое внимание на проблематике региональной безопасности, проведя, в том числе, ряд мероприятий, направленных на совершенствование уже наработанных форм сотрудничества и апробирование новых. Уфимский саммит ШОС стал значительной внешнеполитической победой России. Основное внимание на нем уделялось принятию инициированной ею Стратегии развития ШОС на ближайшее десятилетие. Были рельефно очерчены общности подходов государств – членов к коренным вопросам современного миропорядка, проблематике разоружения, урегулирования международных и региональных проблем, мирного использования космоса, информационной безопасности, формирования более справедливой международной финансовой структуры. Практически сразу после создания ШОС Россия выступала и за расширение Организации. Безусловным достижением ее председательства в 2014 – 2015 гг. стал запуск этого процесса за счет привлечения Индии и Пакистана, а также предоставления Белоруссии статуса наблюдателя, а Азербайджану, Армении, Камбоджи и Непалу – партнеров по диалогу. Поддержав выдвинутую КНР в 2013 г. инициативу Экономического пояса Шелкового пути, и увязав ее с реализацией задач Евразийского экономического союза, Россия послала дополнительный сигнал в этом направлении другим государствам – членам ШОС. Сохранение роли России в качестве одной из основных движущих сил ШОС будет и далее соответствовать ее стратегическим задачам, в том числе и с учетом того, что основным элементом сопряженности интересов стран ШОС в ближайшей перспективе будет оставаться проблематика противодействия терроризму и экстремизму. |
|
162–176
|
В статье представлено исследование полного текста соглашения о Транстихоокеанском партнерстве (ТТП) и систематический анализ охвата и глубины, а также новизны концепций документа. Во-первых, авторы выявляют дополнения, которые содержатся в тексте ТТП через сравнение данного документа с соглашениями о свободной торговле, которые США подписали со странами Азиатско-Тихоокеанского региона, а также с соглашениями о свободной торговле, подписанными другими странами в регионе. Во-вторых, в данной работе обсуждаются методы классификации глав ТТП, а также проводится классификация глав документа по четырем категориям: углубление традиционных вопросов, углубление интеграции, новые вопросы и прочие институциональные вопросы. В-третьих, обобщаются четыре новые концепции, возникшие на основе анализа текста: идеи США в сфере правил международной торговли и инвестиций, реакция на запрос на изменения глобальных цепочек создания стоимости в глобальном управлении торговлей, учет интересов транснациональных корпораций и малого и среднего бизнеса (МСБ), предоставление приоритета интересам США при учете интересов прочих участников. Также проводится подробный анализ влияния ТТП на Китай. |
|
177–204
|
Начиная с1960-х гг. Южная Корея стала развиваться быстрыми темпами. Страна стала одной из четырех экономических азиатских тигров, образцовой моделью для развивающихся экономик. Южная Корея продемонстрировала миру, как развивающаяся страна может обеспечить быстрый рост своей экономики и стать индустриализованной державой. Стратегия развития страны преимущественно опиралась на экспортно-ориентированную торговую политику. В результате объем торговли страны вырос с 1 млрд долл. США в 1966 г. до 1 трлн долл. США в 2011 г., то есть в 1000 раз за пять десятилетий. С 2011 г. Корея стала одной из семи стран, объем торговли которых превышает 1 трлн долл. США. Однако на протяжении этого периода в экономике Кореи наблюдались не только позитивные, но и кризисные тенденции. Страна столкнулась с рядом серьезных экономических кризисов, таких как Азиатский финансовый кризис 1997 г. и глобальный финансовый кризис 2008 г. Экономика оставалась крайне уязвимой перед внешними экономическими условиями, хотя после глобального финансового кризиса она в определенной степени укрепилась. В ходе двух экономических кризисов правительство страны реализовывало продуманную торговую политику и стратегические подходы для того, чтобы улучшить структуру производства и повысить конкурентоспособность страны на глобальных рынках. В данной статье рассматривается торговая политика Южной Кореи и стратегия страны на протяжении последних пяти десятилетий и их вклад в развитие национальной экономики. Также в статье изучается вопрос о том, как правительство определило стратегические ориентиры в Азии и Азиатско-Тихоокеанском регионе. Правительство страны рассматривает два мега соглашения о свободной торговле (ССТ) (ВРЭП и ТТП) как новые возможности для дальнейшего развития Кореи. Вследствие этого автор полагает важным проанализировать данные региональные ССТ для того, чтобы страна могла извлечь их них максимальную выгоду. |
|
205–223
|
В результате российского вмешательства в украинский политический кризис в феврале 2014 г. отношения России со странами Запада резко осложнились. В данной статье автор анализирует, как подобные изменения в отношениях стран сказались на работе Арктического Совета. Арктический совет представляет собой международный институт, включающий восемь государств, располагающихся в арктическом регионе: Канаду, Данию, Финляндию, Исландию, Норвегию, Россию, Швецию и Соединенные Штаты Америки. Кроме того, в состав Совета входят шесть организаций коренных жителей Севера. В задачи института входят защита окружающей среды Арктики и содействие устойчивому развитию в регионе. В настоящее время в средствах массовой информации широко обсуждается степень воздействия внешней политики России на эффективность исполнения Советом функций регионального управления. С одной стороны, высказываются мнения о том, что деятельность Совета не была затронута крымскими событиями, с другой, некоторые наблюдатели указывают на возникающие затруднения, с которыми сталкивается институт. В рамках настоящего исследования предпринимается попытка разрешения данного спора на основе результатов эмпирических наблюдений за деятельностью России в рамках Совета. Данные указывают на то, что охлаждение российско-американских отношений не оказало непосредственного влияния на работу Арктического совета. Для описания характера взаимодействия России с институтом в исследовании используется дескриптивная статистика по трем периодам (1998-2000, 207-2009 и 2013-2015 гг.). В частности, рассматривается участие России во встречах Совета и финансирование инициированных институтом проектов. Результаты анализа свидетельствуют о постепенной интенсификации участия России в работе Арктического совета. |
|
224–248
|
Концепция уровней анализа – прекрасный инструмент для изучения эволюции международных отношений; уровни можно выделить на основе структурного, институционального и тематического подходов. Настоящая статья фокусируется на институциональном подходе, где межправительственный уровень (МПУ) – традиционные контакты глав государств, правительств, министров, трансправительственный (ТПУ) – взаимодействие чиновников среднего и низшего ранга соответствующих стран, а транснациональный уровень (ТНУ) – диалог негосударственных игроков (бизнеса, неправительственных организаций, эпистемных сообществ). ТПУ и ТНУ были выделены в трудах Р. Кеохейна и Дж. Ная о взаимозависимости, но расцвет исследований произошел благодаря постоянной активизации трансграничных связей госслужащих, бизнеса, неправительственных организаций и экспертов. Признано, что связи на ТПУ и ТНУ стабилизируют отношения международных акторов. Настоящая статья предлагает уточнить положения о стабилизирующем потенциале ТПУ и ТНУ. Во-первых, необходим учет того, как государство определяет автономию госслужащих от политического уровня государства. Во-вторых, институты власти регулируют степень самостоятельности бизнеса и неправительственных организаций. Трансправительственные и транснациональные связи выполняют стабилизирующую функцию только там, где обеспечена независимость государственного аппарата в технических вопросах, и где сильны бизнес и гражданское общество. В-третьих, важна реальная экономическая взаимозависимость стран, которая формирует конкретную повестку сотрудничества. Интенсификация торговых и инвестиционных потоков не всегда создает реальную взаимозависимость. В этом случае контакты на ТПУ и ТНУ носят формальный характер, не возникает сотрудничества, позволяющего пройти через фундаментальные потрясения в отношениях на МПУ. Эмпирическая часть демонстрирует, что расширение связей России и ЕС закономерно повлекло уплотнение ТПУ и ТНУ, но они не стабилизировали отношения Москвы и Брюсселя после украинского кризиса 2014 г. Евросоюз способствовал разрушению экономических связей на ТПУ и ТНУ, а Россия играла деструктивную роль в транснациональных некоммерческих отношениях. МПУ также негативно действовал на такую часть ТНУ, как эпистемное сообщество, ведя к ее политизации. Объяснить такое развитие событий можно только предложенными нами уточнениями существующей теории ТПУ и ТНУ. Статья также рекомендует для преодоления сложившегося кризиса восстанавливать целенаправленно ТПУ и ТНУ взаимодействия. |
Обзоры и рецензии
|
|