|
||||
Контакты редакцииПочтовый адрес: Покровский бульвар, д.11, Москва, Россия, 109028 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Редакция журнала "Вестник международных организаций" Фактический адрес: 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, ком. 308 Тел.: +7 495 772-95-90 добав. 23150
|
Романова Т. А.Институциональные уровни анализа и эволюция отношений России и Евросоюза: некоторые вопросы теории и практики
2016.
Т. 11.
№ 4.
С. 224–248
[содержание номера]
Концепция уровней анализа – прекрасный инструмент для изучения эволюции международных отношений; уровни можно выделить на основе структурного, институционального и тематического подходов. Настоящая статья фокусируется на институциональном подходе, где межправительственный уровень (МПУ) – традиционные контакты глав государств, правительств, министров, трансправительственный (ТПУ) – взаимодействие чиновников среднего и низшего ранга соответствующих стран, а транснациональный уровень (ТНУ) – диалог негосударственных игроков (бизнеса, неправительственных организаций, эпистемных сообществ). ТПУ и ТНУ были выделены в трудах Р. Кеохейна и Дж. Ная о взаимозависимости, но расцвет исследований произошел благодаря постоянной активизации трансграничных связей госслужащих, бизнеса, неправительственных организаций и экспертов. Признано, что связи на ТПУ и ТНУ стабилизируют отношения международных акторов. Настоящая статья предлагает уточнить положения о стабилизирующем потенциале ТПУ и ТНУ. Во-первых, необходим учет того, как государство определяет автономию госслужащих от политического уровня государства. Во-вторых, институты власти регулируют степень самостоятельности бизнеса и неправительственных организаций. Трансправительственные и транснациональные связи выполняют стабилизирующую функцию только там, где обеспечена независимость государственного аппарата в технических вопросах, и где сильны бизнес и гражданское общество. В-третьих, важна реальная экономическая взаимозависимость стран, которая формирует конкретную повестку сотрудничества. Интенсификация торговых и инвестиционных потоков не всегда создает реальную взаимозависимость. В этом случае контакты на ТПУ и ТНУ носят формальный характер, не возникает сотрудничества, позволяющего пройти через фундаментальные потрясения в отношениях на МПУ. Эмпирическая часть демонстрирует, что расширение связей России и ЕС закономерно повлекло уплотнение ТПУ и ТНУ, но они не стабилизировали отношения Москвы и Брюсселя после украинского кризиса 2014 г. Евросоюз способствовал разрушению экономических связей на ТПУ и ТНУ, а Россия играла деструктивную роль в транснациональных некоммерческих отношениях. МПУ также негативно действовал на такую часть ТНУ, как эпистемное сообщество, ведя к ее политизации. Объяснить такое развитие событий можно только предложенными нами уточнениями существующей теории ТПУ и ТНУ. Статья также рекомендует для преодоления сложившегося кризиса восстанавливать целенаправленно ТПУ и ТНУ взаимодействия.
Библиографическое описание:
Романова Т. А. Институциональные уровни анализа и эволюция отношений России и Евросоюза: некоторые вопросы теории и практики // Вестник международных организаций. 2016. Т. 11. № 4. С.224-248. DOI: 10.17323/1996-7845-2016-04-224.
Категория статьи:
Статья.
|
|||