|
2015. т. 10. №3
Тема номера: Сотрудничество для развития до и после 2015 года
|
Формирование глобальной повестки дня в сфере устойчивого развития после 2015 г.
|
7–32
|
В 2015 г. истечет срок реализации Целей развития тысячелетия и будет утверждена новая глобальная повестка дня в области развития на перспективу до 2030 г. Одним из наиболее знаковых ее отличий эксперты называют планируемое включение проблем обеспечения мира, безопасности и качества управления (Цель № 16 в Итоговом документе Саммита ООН по устойчивому развитию, состоявшегося в Нью-Йорке 25–27 сентября 2015 г.). Однако именно это нововведение стало предметом наиболее продолжительных и ожесточенных дебатов в рамках Открытой рабочей группы Генеральной Ассамблеи ООН по целям в области устойчивого развития (ОРГ – ЦУР), и пока перспективы достижения широкого консенсуса по этому пункту повестки дня остаются неопределенными. Предлагаемая статья призвана раскрыть содержание указанной дискуссии, которая пока не становилась предметом рассмотрения в отечественной международно-политической науке. В статье обозначены ключевые этапы процесса интеграции проблематики обеспечения мира и безопасности в глобальную повестку дня развития до 2030 г., обобщены аргументы сторонников и противников включения Цели № 16 в список Целей устойчивого развития. Далее рассмотрены ключевые вопросы мониторинга ее достижения и проблемы финансирования новых приоритетов. В Заключении дана оценка оправданности алармизма «восходящих держав», включая Россию, в отношении Цели № 16. Сделан вывод о том, что в конечном счете перспективы обеспечения «позитивного мира», в первую очередь в «нестабильных и затронутых вооруженным конфликтом государствах», будут зависеть не столько от точности формулировок задач и индикаторов или от успеха в мобилизации финансовых ресурсов, сколько от соотношения сил на международной арене между развитыми и развивающимися странами и между различными группами влияния внутри стран-доноров. |
|
33–56
|
В данной статье исследуются позиции четырех наиболее влиятельных формирующихся рыночных эконо- мик – Бразилии, Китая, Индии и Южной Африки – в отношении вопросов, требующих глобальных дей- ствий, отраженных в повестке дня ЦУР, с учетом того, что эти страны играют важнейшую роль в реализации новой глобальной повестки в области развития. В статье авторы фокусируются на следующих пяти ключевых вопросах: глобальное финансирова- ние, трансфер технологий, торговля, изменение климата и глобальное управление. Все вопросы, кроме изменения климата, включены в Цель 17 ЦУР и преимущественно отражены в первоначальном проекте обсуждения на третьей международной конференции по финансированию в целях развития в Аддис-Абебе в июле 2015 г. При анализе авторы опираются на четыре базовых материала, подготовленных исследователь- скими институтами каждой из стран, которые провели ряд интервью с лицами, осуществляющими выработку соответствующей национальной политики. Также при подготовке статьи был использован контент-анализ страновых заявлений на различных переговорных площадках, дополнительные интервью с экспертами и обзор литературы. Структура статьи включает раздел, в котором представлен краткий обзор участия стран в пере- говорах и развития национальной политики по вопросам ЦУР на текущий момент в качестве (частичного) показателя их интереса к реализации новых целей. В следующем разделе исследуется, что развивающиеся экономики могут получить и какой вклад их могут попросить внести по каждому из пяти выбранных на- правлений, в последнем разделе представлены ключевые выводы исследования. |
|
57–78
|
В повестке дня в области устойчивого развития на период до 2030 г., которая пришла на смену Целям раз- вития тысячелетия (ЦРТ) ООН, содержится призыв к разработке эффективных средств для реализации данной повестки, в особенности к информационной революции для информирования лиц, участвующих в процессе принятия решений, для мониторинга реализации и усиления подотчетности правительств. В то время как развитые страны, или Север, придавали большое значение информационной революции, развива- ющиеся страны, или Юг, уделяли ей недостаточно внимания, за исключением Африки. В настоящее время дискуссии сосредоточены лишь на технической рациональности, высокие политические риски информаци- онной революции пока умышленно или неумышленно игнорируются. Информационная революция включает в себя не только трансформацию сбора, анализа, распространения и использования данных, она также оказывает серьезное политическое влияние на подотчетность правительств, партнерство в сфере гло- бальных данных, разделение труда в сфере работы с данными между Севером и Югом и даже на культурные стандарты международного сообщества. Для проведения целесообразной информационной революции международное сообщество должно сбалансировать техническую рациональность и политические риски, общие и частные акценты, принцип общей, но дифференцированной ответственности и создать глобаль- ное партнерство в сфере данных о развитии. Китай как растущая супердержава может сыграть роль моста между Севером и Югом в продвижении целесообразной и устойчивой информационной революции через создание глобального партнерства и управление политическими рисками, а также через ускорение внедрения и мониторинга повестки дня на период до 2030 г. |
|
79–96
|
Когда в середине 1940-х годов Вторая мировая война завершилась и государства антифашистской коа- лиции заняли главенствующее положение, США и Великобритания начали реализовывать планы послево- енного восстановления Европы, а также стали создавать то, что должно было стать основой северного дискурса о развитии. Планирование, обсуждение и внедрение послевоенной сети развития осуществлялось на английском языке и с использованием английской философии. Основные институты восстановления и развития, которые были созданы в этот период, например Международный валютный фонд (МВФ) и Все- мирный банк (МБРР), транслировали свои программы и цели практически исключительно на английском языке и продолжают делать это и в настоящее время. С тех пор как около 70 лет назад, во время послево- енного восстановления, первоначально появился северный дискурс о развитии, первичное постулирование, администрирование, реализация программ и коммуникация этого дискурса проводились и проводятся на английском языке и являются процессами английской философии. Это представляет собой основную тему, которая вновь и вновь затрагивается в литературе по этой теме. Однако действительно ли существуют проблемы с лингва франка при широких коммуникациях? Та- кой распространенный язык может выполнять необходимую инструментальную и практическую функции, минимизируя недопонимание среди культур. Тем не менее возникают два важных вопроса: 1) работает ли человеческий язык в таком культурном вакууме? и 2) как использование английского языка в планировании и внедрении будет влиять на глобальную повестку дня устойчивого развития после 2015 г.? Некоторые практики, которые занимаются проблемами развития, изучали эти вопросы, в особенности на примерах формальных дискуссий и форумов в течение последних нескольких лет. Данная работа представляет собой обзор литературы и продолжает исследования, в которых рассматривается влияние использования ан- глийского языка на формирование глобальной повестки дня устойчивого развития на период после 2015 г. |
Экономический анализ
|
97–133
|
В большинстве стран ОЭСР разрыв между богатыми и бедными достиг наибольшей величины за последние 30 лет. На сегодняшний день 10% богатейших граждан стран ОЭСР зарабатывают в 9,5 раз больше 10% беднейших. Неравенство неуклонно росло с 1980 г., когда это соотношение составляло 7 : 1. Однако повы- шение общего неравенства доходов связано не только с ростом доходов богатейших граждан. Зачастую до- ходы малообеспеченных слоев населения росли значительно медленнее в годы экономического благополучия и быстро снижались в периоды кризисных явлений, актуализируя, таким образом, проблему относительной (а в ряде стран и абсолютной) бедности на государственном уровне. В данной работе предпринята по- пытка проанализировать, влияют ли эти процессы на состояние экономики. Проведенный на основе гармонизированных данных по странам ОЭСР за последние 30 лет эконо- метрический анализ позволяет сделать вывод о том, что неравенство доходов оказывает значительное и статистически значимое негативное влияние на последующий экономический рост. Наибольшую важ- ность представляет разрыв в уровне доходов между беднейшими домохозяйствами и остальным населе- нием. В то же время не было найдено подтверждений тому, что опережающий рост доходов богатейших граждан негативно сказывается на перспективах роста. В работе также анализируется «теория на- копления человеческого капитала». Были найдены свидетельства важной роли человеческого капитала в качестве канала воздействия неравенства на рост. Анализ, основанный на микроданных из Adult Skills Survey (PIAAC), показывает, что высокие диспропорции в уровне доходов негативно влияют на развитие навыков и компетенций среди граждан из семей с низким уровнем образования, как с точки зрения продол- жительности образования (годы, проведенные в процессе обучения), так и его качества (приобретенные навыки и компетенции). Уровень образования индивидов с более благополучным социально-экономическим положением, однако, не подвержен влиянию неравенства. Таким образом, меры по сокращению неравенства доходов должны не только решать социальные задачи, но и способствовать долгосрочному росту. Политика перераспределения посредством налогов и социальных выплат является ключевым инструментом в деле обеспечения более равномерного распределения доходов. Согласно результатам исследования, подобные меры не оказывают негативного воздействия на экономический рост. Также представляется важным обеспечение равенства возможностей доступа к качественному образованию. Поддержку необходимо оказывать в первую очередь семьям с детьми и мо- лодежи, содействуя трудоустройству уязвимых групп граждан, поскольку именно в раннем возрасте при- нимаются решения, воздействующие на формирование и накопление человеческого капитала. |
Национальные практики реализации политики содействия развитию
|
134–155
|
Российский механизм международной помощи пока нельзя считать полностью созданным, результатом чего является преимущественное использование каналов доставки помощи, принадлежащих и управляе- мых международными организациями, и слабость собственных каналов реализации программ помощи. Как следствие, при значительных расходах бюджета и частного сектора на цели содействия меж- дународному развитию в последнее десятилетие Россия пока не смогла получить соответствующих этим расходам выгод в виде позитивного развития взаимоотношений с некоторыми ближайшими соседями и соответствующего развития экономических отношений. Основным результатом двух утвержденных президентом Российской Федерации документов кон- цептуального характера 2007 и 2014 гг. в сфере содействия международному развитию явилось понимание того, что эту область необходимо рассматривать в качестве одного из направлений внешнеполитической деятельности. Однако из-за отсутствия необходимого набора распорядительных решений Россия оста- ется единственным государством среди крупных стран-доноров, у которого отсутствует специфический законодательный акт, регламентирующий основные понятия в сфере содействия международному раз- витию, цели и задачи, распределение полномочий государственных органов по регулированию, принятию и исполнению решений, функции национального оператора, принципы планирования расходов. Важнейшие из заявленных в концептуальных документах целей российского содействия между- народному развитию носят глобальный, альтруистичный и размытый характер и вряд ли могут быть достигнуты имеющимися в распоряжении ограниченными ресурсами. В силу значительной накопленной инерции проведения операций двустороннее сотрудничество России со странами – получателями по- мощи осуществляется на основе решений, принимаемых по конкретным потребностям, а долгосрочное программно-целевое планирование не применяется. В статье рассмотрено создание национального механизма международной помощи на основе его важнейших элементов – нормативной базы, терминологии, целеполагания, планирования, способов при- нятия решений, каналов доставки помощи, учета и оценки, а также информационного обеспечения. Пока- зано, что формирование основных компонентов не завершено, несмотря на запущенный в середине 2000-х годов процесс создания национального механизма международной помощи в сочетании с инструментами «мягкой силы». На основании сравнительного анализа нормативных актов сформулированы предложения относи- тельно создания недостающих элементов механизма оказания содействия международному развитию в интересах повышения его эффективности и результативности. |
|
156–169
|
В статье анализируется деятельность Бразилии по содействию развитию, которое подразумевает, на- ряду с гуманитарной помощью и участием в операциях по поддержанию мира, научно-техническое со- трудничество. Научно-техническое сотрудничество включает в себя содействие развитию образования, здравоохранения, сельского хозяйства, применению новых технологий в производстве, ликвидации голода и нищеты в развивающихся странах. Бразильская политика содействия развитию прошла ряд этапов, начиная с поддержки национально-освободительного движения в Африке и Азии, поддержки Движения неприсоединения, расширения своего участия в рамках диалога Север – Юг, предложений по формированию НМЭП. Бразильское содействие развитию становится важным инструментом внешней политики стра- ны, которая строится на принципах равноправного сотрудничества, соблюдения норм международного права, невмешательства во внутренние дела других стран. Совершенствование механизмов сотрудничества в целях развития включает в себя прозрачность процессов оказания помощи, расширение партнерства в содействии развитию, внимание к потребностям развивающихся стран, стремление уходить от прямой передачи денег, привлечение и подготовку кадров страны-реципиента. В процесс международного сотрудничества в Бразилии вовлечены более 100 инсти- тутов федерального правительства, что отражает диверсификацию внешнеполитического курса стра- ны. Бразильское агентство по сотрудничеству (АВС) при министерстве иностранных дел страны играет большую роль в систематизации процесса сотрудничества, определении концепции и реализации проектов в рамках двустороннего, трехстороннего, многостороннего сотрудничества и помощи странам мира, пре- жде всего в Латинской Америке и Африке. Бразилия рассматривает содействие развитию не только как обмен опытом в реализации программ, которые оказались успешными в стране, но и разрабатывает новые модели научно-технического сотрудничества, где основой становятся комплексные проекты инновацион- ного характера, расширяющие возможности для национального роста, транснационализации бразильско- го бизнеса, роста объема внешней торговли. Новая стратегия сотрудничества, которую реализует АВС с 2008 г., позволяет выстроить логическую матрицу каждого проекта, оценить эффективность бразиль- ской модели содействия развитию. Следует отметить тенденцию изменения роли Бразилии в оказании содействия развитию и ее переходе от донора к посреднику в этом процессе. |
|
|