|
2015. т. 10. №1
Тема номера: Новые тенденции международного сотрудничества
|
Развитие через сотрудничество
|
7–30
|
В настоящее время исследовательская деятельность организована на основе глобальной научной систе- мы, которая частично включает в себя национальные системы и является источником большинства ин- новаций. Для того чтобы быть эффективными, национальные научные институты должны быть тес- но встроены в эту глобальную систему и вносить свой вклад в нее. Подход «наука и технологии в одной стране» больше не является стратегической альтернативой. Российская наука отличается очень низкими показателями публикаций, цитирования и совместного авторства с иностранцами по отношению к раз- мерам университетов и всей национальной системе в целом. Общее количество работ, публикуемых еже- годно, сокращается. Только Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова (МГУ) входит в число 750 университетов по числу опубликованных научных работ на английском языке. В период с 1995 г. по 2012 г. количество работ с иностранным соавторством выросло по всему миру на 168%, а в Рос- сии на 35%. Закрытые двери на пути к международным связям являются наследием советского периода. Ситуация в России отличается от впечатляющего роста науки в Китае и Восточной Азии, реализуемого активными и сфокусированными усилиями государства, поддерживаемыми стремлением к интернацио- нализации. В статье рассматривается путь развития науки в Восточной Азии. Хотя Россия не может воспроизвести особенности восточноазиатской семьи или политической культуры, энергичная политика интернационализации могла бы придать импульс трансформации национальной научной системы. |
Инструменты «мягкой силы»: СМР и институты влияния
|
31–55
|
Отношения Советского Союза, а позже России, с ОЭСР, в частности с Комитетом по содействию разви- тию (КСР), менялись на протяжении десятилетий в соответствии со значительными сдвигами в мировом экономическом балансе и колебаниями относительной мощи российской экономики. Во время «холодной вой- ны» Советский Союз отверг помощь в соответствии с Планом Маршалла, но позже стремился вступить в ОЭСР. Хотя ОЭСР могла бы стать площадкой для реализации общих экономических интересов Востока и Запада и получения взаимных выгод, политическая напряженность ограничивала возможности для со- трудничества. К концу «холодной войны» советская сторона стремилась к активизации сотрудничества, и эта тенденция продолжилась в 1990-е годы, когда ОЭСР играла ключевую роль в поддержке стран быв- шего Советского Союза, особенно Российской Федерации, способствуя их переходу к рыночной экономике. С тех пор Российская Федерация стала кандидатом на присоединение к ОЭСР, хотя в настоящее время этот процесс отложен из-за политической напряженности, связанной с событиями на Украине. Однако такая отсрочка не исключает более тесного сотрудничества в области содействия развитию. Сотрудничество в сфере содействия развитию являлось областью одновременно конкурентных и партнерских отношений между Российской Федерацией и членами ОЭСР. Комитет по содействию разви- тию ОЭСР обязан своим существованием вдохновленной США попытке противодействия предполагаемой угрозе советского коммунистического влияния посредством помощи за счет расширения и совершенство- вания коллективных усилий Запада в этой области. КСР осуществлял сбор данных о деятельности стран советского блока в сфере содействия развитию, точность которых всегда оспаривается, и лишь отчасти преуспел в продвижении страновой координации между СССР и западными донорами. В конце 1980-х годов ситуация начала меняться: Советский Союз стремился сохранить свои программы содействия развитию и осуществлять еще более тесное сотрудничество. В последующий период члены КСР стали донорами для государств бывшего Советского Союза. Двадцать лет спустя Российская Федерация занимает уникаль- ную двойственную позицию между развитыми и развивающимися странами и возрождает собственные программы помощи. В данной статье рассматриваются вопросы сотрудничества СССР/России с КСР и предлагается модель отношений России и КСР XXI в., которая призвана повысить качество результатов политики в области содействия развитию и в конце концов «вывести возрожденного донора из холода». |
|
56–79
|
Доноры прибегают к оценке эффективности содействия развитию в целях обеспечения подотчетности, а также для улучшения своих программ и проектов. В последнее время оценке все чаще подвергается содей- ствие международному развитию (СМР) страны-донора в целом. В этой связи актуальным становится вопрос о том, что именно следует рассматривать как ожидаемый результат или цель данной деятель- ности с точки зрения страны-донора. Статья обращается к вопросу соотношения основополагающих целей деятельности в сфере СМР и критериев ее оценки на основе обзора целей СМР основных стран-доноров, заявленных в программных документах, а также критериев оценки, изложенных в руководствах по оценке. Большинство доноров целью деятельности в сфере СМР указывают борьбу с бедностью, устойчивое развитие, содействие соблюдению прав человека, обеспечение мира и безопасности, а при оценке оперируют критериями, на- правленными на определение положительного воздействия помощи на социально-экономическое развитие стран-получателей. В то же время ряд научных исследований свидетельствует о том, что политические и экономические интересы доноров никогда не переставали играть важную роль в вопросах оказания помо- щи. Экономический кризис и необходимость обосновывать расходы на СМР перед своими налогоплатель- щиками подтолкнули некоторых доноров к открытому обсуждению своих интересов. Коррекции подверга- ются не только заявленные цели деятельности в сфере СМР, но и критерии ее оценки: предпринимаются попытки оценить политические и экономические результаты СМР для самой страны-донора. Однако дан- ные изменения заметны лишь в ограниченном количестве традиционных стран-доноров, что не позволяет судить об устойчивости этого тренда. В то же время доноры Юг – Юг изначально стремятся строить свои системы оценки результативности СМР на основе принципа взаимовыгодности, но находятся еще в самом начале данного пути. Российская система СМР все еще находится в стадии становления, в последнее время в ней произош- ли изменения: роль национальных интересов стала более заметна в стратегических документах. В то же время система оценки результативности СМР еще не сформирована, что не позволяет судить о том, как достигаются и оцениваются российские приоритеты в данной сфере. |
|
80–117
|
В статье рассматриваются ключевые особенности развития Институтов Конфуция (ИК) и Классов Конфуция (КК) как инструментов распространения «мягкой силы» Китая на примере макрорегиона Боль- шой Восточной Азии. В первой части статьи рассматриваются связи между политикой «мягкой силы» и эволюцией су- ществующей системы международных отношений. Отмечается значение «мягкой силы» для предотвра- щения эрозии государственного суверенитета. Также в данной части статьи рассматриваются модели распространения «мягкой силы» и официальные подходы КНР к разрешению данного вопроса. Следующая часть статьи посвящена рассмотрению основных принципов и особенностей организа- ции системы ИК и КК, а также ключевых задач их развития. Анализируется влияние Штаб-квартиры Институтов Конфуция на их развитие и повседневное функционирование. Далее рассматриваются основные функции ИК и КК, включающие как организацию образователь- ного процесса, так и разрешение ряда иных задач по распространению «мягкой силы» Китая. Затем мы анализируем действующие механизмы финансирования ИК и КК, анализируем основные методы работы ИК и КК, а также причины их высокой эффективности. В завершающей части статьи рассматривается существующее положение вещей с распростране- нием ИК и КК в Большой Восточной Азии и США, отмечаются имеющиеся сложности и достигнутые успехи. В Заключении кратко суммируются достигнутые результаты исследования и выделяются ключевые особенности и аспекты развития сети ИК и КК. |
|
118–142
|
В статье представлен анализ истории, особенностей развития, а также современных форм и методов работы Гете-Института – одного из ключевых субъектов «мягкой силы» Германии. Подробно рассмотре- на деятельность Гете-Института по основным функциям, возложенным на него Министерством ино- странных дел ФРГ: продвижение немецкого языка и поддержка мероприятий в области культуры. Иссле- довано присутствие Гете-Института в 15 странах Европы, Азии, Африки, Северной и Южной Америки, а именно в Аргентине, Бразилии, Великобритании, самой Германии, Италии, Индии, Казахстане, Китае, Мексике, США, Узбекистане, Украине, Франции, ЮАР, Японии. Выявлено, что в целом в формах и ме- тодах работы организации в исследуемых регионах наблюдаются значительные сходства. Специфические особенности характерны лишь для Великобритании, США, Японии, Индии и ЮАР. На основе проведенного анализа разработаны рекомендации по развитию российских культурных центров. По мнению автора, особенно важную роль в их развитии в качестве субъектов «мягкой силы» России может сыграть размещение центров изучения русского языка как иностранного в российских ма- лых городах с богатым историческим и культурным наследием и с хорошей транспортной доступностью, использование оригинальных и инновационных методов взаимодействия в области языка и культуры, а также сотрудничество с другими организациями науки и культуры – библиотеками, университетами, культурными центрами других стран и т.д. |
Развитие форм коллективного управления
|
143–158
|
Целью данной статьи является выявление основных достижений и неудач неформальных институтов, таких как «Группа семи/восьми», «Группа двадцати» и БРИКС, в области глобального и регионального управления энергетической отраслью. Несмотря на то, что существует множество профильных органи- заций и институтов общей направленности, которые либо отстаивают интересы определенной группы участников мирового рынка энергоресурсов (например, МЭА и ОПЕК), либо занимаются проблемами от- дельных элементов структуры энергетики (углеводороды, альтернативные или возобновляемые источники энергии), ни одна из существующих формализованных международных организаций не способна гармони- зировать зачастую противоположные интересы заинтересованных сторон. Единственной организацией, которая теоретически могла бы исполнять подобную функцию, является Международный энергетический форум, который, однако, остается в значительной мере неэффективным и не имеет необходимых полно- мочий. В то же время неформальные объединения «клубного» типа, хоть и не способны восполнить этот пробел, могут содействовать достижению консенсуса по необходимым приоритетным шагам заинтересо- ванных сторон, направленным на создание стабильной, справедливой и всеобъемлющей архитектуры гло- бального управления в области энергетики. В связи с исключением России из «Группы восьми» данный форум утратил потенциал, необходимый для достижения этой цели. Тем не менее «Группа двадцати» представ- ляется институтом, в наибольшей степени подходящим для решения этой задачи, поскольку, среди про- чих, включает страны БРИКС, которые могут стать основной движущей силой в процессе выработки взаимоприемлемых правил и основ глобальной архитектуры энергетического управления, базирующейся на существующих формальных институтах. |
|
159–181
|
Углубление экономической интеграции на евразийском пространстве актуализирует вопрос о соотноше- нии национальных приоритетов экономического развития и ставит задачу оценки влияния интеграцион- ных процессов на экономическое развитие отдельных стран. Цели экономического развития государств – членов Таможенного союза (Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации) определены в национальных стратегических документах. Сравнительный анализ долгосрочных целей экономического развития государств – членов Таможенного союза указывает на их концептуальную схожесть. При этом на сегодняшний день достижение государ- ствами – членами Таможенного союза всех установленных в национальных стратегических документах целей маловероятно. Таким образом, подтверждается целесообразность дальнейшего сотрудничества Беларуси, Казахстана и России уже в рамках Евразийского экономического союза. Реализация интегра- ционных мер может стать дополнительным фактором, способствующим достижению национальных целей экономического развития, за счет появления новых возможностей и конкурентных преимуществ у резидентов государств – членов интеграционного объединения. Авторами предложен перечень возможных интеграционных мер по основным направлениям экономического развития: улучшение делового и инвести- ционного климата, модернизация и внедрение инноваций, развитие экспортного потенциала, развитие энергетики, развитие транспорта, развитие международного сотрудничества. Несмотря на концептуальную схожесть целей экономического развития, в Беларуси, Казахстане и России в качестве индикаторов достижения целей экономического развития по ряду направлений использу- ются разные целевые ориентиры (показатели). Следовательно, для решения задачи сравнительной оценки вклада интеграционного фактора в экономическое развитие каждого из государств-членов и определения подходящих интеграционных мер необходимы разработка стратегии экономического развития Евразий- ского экономического союза в целом и включение сопоставимых целевых ориентиров в национальные стра- тегические документы. |
Обзоры и рецензии
|
182–188
|
Когда международные делегации встретились в Бреттон-Вудсе в 1944 г., чтобы подпи-сать соглашение о создании институтов сотрудничества в экономической и финансовойобластях, надежды на лучший мир были как никогда высоки. Однако на протяжениидесятилетий их работы «организации-глобализаторы» – Международный валютныйфонд, Всемирный банк и Всемирная торговая организация – подвергались непрерыв-ной критике. В частности, МВФ и Всемирный банк были и остаются центром между-народных споров в отношении эффективности их программ обусловленного кредито-вания и структурных реформ. Ускорение процессов глобализации и финансиализациив начале XX в. только накалило и без того оживленные дискуссии на тему необходи-мости введения более надежной и всеохватывающей системы глобального управле-ния. На фоне всех этих тенденций горячо приветствовался выход книг Нгайре Вудс иРичарда Пита по истории и роли глобальных организаций. Авторы внесли огромныйвклад в литературу по глобальному управлению, рассмотрев данные вопросы с разныхпозиций. |
___________________________________________________________
|
|
С тематикой и графиком выхода следующих номеров можно ознакомиться на странице
|
|