|
2011. т. 6. №4
Тема номера: Проблемы коллективного управления: от диалога к действиям
|
Актуальная тема
|
5–10
|
В статье представлен анализ итогов саммита «Группы двадцати», прошедшего в рамках председательства Франции в Каннах 3-4 ноября 2011 года. Автор анализирует программу саммита и решения, принятые лидерами, по ключевым сферам координации, в том числе, повышению уровня занятости и социальной защиты, реформе международной финансовой и валютной системы, преодолению глобальных дисбалансов, углублению реформ финансового сектора, борьбе с коррупцией, содействию развития. Особое внимание уделяется кризисной повестке дня саммита и вызовам, связанным с необходимостью реализации фактически двух повесток дня: плановой и антикризисной. В заключении даны оценки сильных и слабых сторон саммита «двадцатки» как форума глобального управления, характеристика процесса институционализации «Группы двадцати», прогноз последовательности председательств после 2015 года и рекомендации для председательства России в 2013 году. Публикация подготовлена в рамках совместного проекта Российского совета по международным делам и Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в «Группе восьми», «Группе двадцати» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ». |
|
11–19
|
Накануне саммита «двадцатки» в Каннах в своем анализе, автор предположил, что за исключением президента Франции Саркози никто не удивится, если результаты в Каннах всех разочаруют. С точки зрения автора это, конечно, не означает, что мировая экономика откажется от корректировки всего лишь из-за того, что «Группа двадцати» двадцатка не приняла решения. Дисбалансы в конечном итоге будут скорректированы экономическими силами. Если лидеры «двадцатки» не договорятся о значимом и срочном коллективном действии, миру придется проводить ребалансировку самостоятельно, и она окажется более хаотичной, и неизбежно усложнение ситуации друг для друга. В результате, мир увидит пример не коллективного лидерства, а совместного отказа от ответственности. Чтобы доказать свою полезность, «Группа двадцати» должна сделать нечто большее, чем просто позволить старым экономическим системам согласиться на несогласие. Автор считает, что если «двадцатка» не справиться с противоречиями, чтобы принять необходимые решения, появление новой группировки основных кредиторов – это лишь вопрос времени. Остается надеяться, что организация, которая придет на смену «Группе двадцати», появится вовремя и успеет предотвратить повторение 1930-х гг. Публикация подготовлена в рамках совместного проекта Российского совета по международным делам и Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в «Группе восьми», «Группе двадцати» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ». |
|
20–30
|
В данной статье автор говорит о текущих изменениях в международной среде, а именно некой перебалансировке международных отношений как между традиционными участниками, государствами и межгосударственными структурами, так и относительно новыми, нетрадиционными игроками с учетом как кризисной ситуации в финансово-экономической и военно-политической сферах, также как и создавшемся в мире своеобразном идеологическом вакууме. Ни для кого не секрет, что группа ранее периферийных стран - динамично развивающихся системно важных экономик, приобретает все большие возможности влияния на международные отношения, превращаясь в разработчиков новых правил игры мировой политики, с чем вынуждены считаться промышленно развитые страны Запада. Соответственно, сегодня важно посмотреть насколько существующие международные формальные и неформальные институты, в первую очередь созданная еще в середине 1970-х гг. «Группа восьми» отвечают новым политическим и экономическим реалиям и каким образом должны адаптироваться к изменяющимся условиями, а также какого вклада можно ожидать от подобных институтов с точки зрения реформы международных отношений. Публикация подготовлена в рамках совместного проекта Российского совета по международным делам и Института международных организаций и международного сотрудничества НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в «Группе восьми», «Группе двадцати» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ». |
|
31–39
|
В статье представлен анализ вклада «Группы двадцати» в процесс реформирования международной финансовой и валютной системы, в результате которого создаются новые и совершенствуются существующие институты, механизмы и формы коллективного регулирования. Автор рассматривает динамику развития форм коллективного регулирования за период с первого саммита «двадцатки» в Вашингтоне в2008 г. до саммита в Каннах в ноябре2011 г. Изменения в деятельности международных институтов (прежде всего, МВФ, Всемирного банка, Совета по финансовой стабильности и региональных банков развития) происходят в четырёх основных сферах: укрепление системы надзора за финансово-экономической политикой стран-членов, укрепление финансовых инструментов для поддержки экономики стран-членов, пополнение ресурсов организаций для осуществления их мандата, реформа структуры их управления. Автор считает, что значение вклада «Группы двадцати» в реформу международных финансовых институтов определяется сочетанием трех факторов: во-первых, «двадцатка» объединяет наиболее значимые для мировой экономики развитые и развивающиеся страны; во-вторых, эти страны имеют наибольшее влияние в международных институтах; и, в-третьих, неформальная природа форума лидеров позволяет в открытой форме обсуждать наиболее сложные проблемы. Несмотря на некоторые достижения в сфере реформирования основных международных финансовых институтов, отмеченные в статье, предстоит сделать еще многое, в том числе добиться реализации уже принятых обязательств. Эффективно действующая система международных институтов, которая позволит этого добиться, должна включать в себя «Группу двадцати». |
|
40–60
|
В статье представлен анализ развития механизмов глобального регулирования небанковского сегмента финансового сектора экономики. С начала мирового финансового и экономического кризиса в этой сфере произошли значительные изменения, обусловленные активизацией деятельности ключевых международных институтов. Целью исследования был мониторинг и анализ этих изменений, дающие возможность определить вероятные пути дальнейшего развития системы глобального регулирования. Рассматривались реформы по пяти направлениям: рынок внебиржевых производных финансовых инструментов, хедж-фонды, кредитно-рейтинговые агентства, Международные стандарты финансовой отчетности, системно значимые финансовые институты. Проведенный анализ свидетельствует, что в каждой из рассматриваемых областей небанковского сегмента разработка и внедрение новых механизмов сталкиваются с определенными трудностями. Тщательное рассмотрение и понимание причин этих трудностей, которые кроются как в недостаточных или несвоевременных действиях международных институтов, так и в ненадлежащем исполнении рекомендаций по использованию разрабатываемых инструментов на страновом уровне, позволяет сделать прогноз о том, по какому пути и в какие сроки будет происходить развитие глобального регулирования небанковского сегмента финансового сектора экономики. В данной статье использованы результаты проекта «Развитие форм глобального и регионального коллективного регулирования в системе международных организаций», выполненного в рамках программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ в 2011 году. |
|
61–67
|
В настоящей статье авторы обращаются к исследованию инвестиционной деятельности одного из крупнейших и старейших региональных банков развития - Азиатского банка развития. Особенное внимание в статье уделено мерам контрциклического регулирования, предпринятым банком во время глобального финансово-экономического кризиса 2008-2009 гг., а также природе происхождения возможностей для осуществления такого регулирования. |
|
68–91
|
Авторы статьи исследуют усилия российской власти по осуществлению модернизации в нескольких взаимосвязанных областях: технологической, экономической и политической. В работе анализируются механизмы, применяемые для технологической модернизации и реформирования политической системы. В статье также изучается роль партнерств с международными организациями в содействии процессам модернизации. |
|
92–117
|
В предлагаемой Вашему вниманию статье представлен анализ современных стратегических партнерств ЕС. Проведенный анализ стратегических партнерств базируется на формальных и неформальных документах ЕС и интервью, проведенных автором с официальными лицами ЕС и европейскими дипломатами. Автор подчеркивает необходимость перехода от декларативных партнерств к реальным партнерствам в условиях усиливающейся глобализации и мировой многополярности. В статье также даются рекомендации по созданию стратегических партнерств на краткосрочный и среднесрочный период. |
|
118–124
|
Представляем Вашему вниманию перевод 4 главы доклада Центра международных стратегических исследований «Мировые игроки в глобальном здравоохранении. Как Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка влияют на ситуацию в секторе?». В статье рассматривается политика России в области глобального и национального здравоохранения. Автор рассматривает философию построения российской ОПР, ее институциональные рамки, архитектуру на внутреннем уровне и взаимодействие с международными организациями, а также дальнейшие перспективы развития российской ОПР в сфере содействия глобальному здравоохранению. |
|
125–134
|
Предлагаем вашему вниманию перевод 5 главы доклада Центра стратегических и международных исследований «Мировые игроки в глобальном здравоохранении. Как Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка влияют на ситуацию в секторе?». В главе приводится анализ изменений политики управления системой здравоохранения Южной Африки в связи со сменой руководства страны и приходом к посту президента Джейкоба Зумы. В публикации автор отражает смещение фокуса внимания администрации президента в сторону первоочередного решения внутренних задач страны, прежде всего, задачи по борьбе с пандемией СПИД и ВИЧ, и отход от активного стиля ведения внешней политики. Тем не менее выделяется потенциальная роль Южной Африки как континентального лидера в решении задач здравоохранения и организации всеобъемлющего диалога как между странами Африки и другими развивающимися странами, так и в рамках международных организаций наравне с мировыми лидерами. В публикации также описывается тенденция изменения схемы сотрудничества стран-доноров и стран-реципиентов. Южная Африка становится одной из первых стран-получателей помощи, начинающей переход к самообеспечению в сфере здравоохранения и построению взаимовыгодных форм сотрудничества с международными партнерами. |
|
135–137
|
Представляем Вашему вниманию перевод 6 главы доклада Центра международных стратегических исследований «Мировые игроки в глобальном здравоохранении. Как Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка влияют на ситуацию в секторе?». В статье рассматривается роль и место Южной Кореи в международном содействии развитию, при этом особое внимание уделено сектору здравоохранения и продовольственной помощи. Автор подчеркивает уникальность Южной Кореи как государства с развивающейся экономикой, преобразовавшейся из страны-реципиента помощи в страну-донора. |
|
138–141
|
Предлагаем вашему вниманию перевод 7 главы доклада Центра стратегических и международных исследований «Мировые игроки в глобальном здравоохранении. Как Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка влияют на ситуацию в секторе?». Автор статьи проводит оценку деятельности Южной Кореи в сфере развития национального и глобального здравоохранения в контексте организации и проведения Южной Кореей в 2010 году саммита «Группы двадцати». Приводится анализ потенциального места вопросов здравоохранения в повестке дня саммита, возможности развития глобального здравоохранения по окончании переговоров, и роли, которую Южная Корея может играть в процессе достижения более равномерного развития в мире. |
|
142–145
|
Представляем Вашему вниманию перевод 8 главы доклада Центра международных стратегических исследований «Мировые игроки в глобальном здравоохранении. Как Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка влияют на ситуацию в секторе?». В статье показана эволюция стратегий и обязательств стран «Группы восьми» в отношении глобального здравоохранения. Авторы выделяют роль Франции в содействии глобальному здравоохранению, показывают приоритеты страны в области глобального здравоохранения, а также анализируют возможность перехода повестки по глобальному здравоохранению из «Группы восьми» в «Группу двадцати». |
|
|