|
2010. т. 5. №2
|
Актуальная тема
|
5–20
|
Ларионова Марина Владимировна –д.полит.н., директор Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики, директор международных программ Национального фонда подготовки кадров (НФПК) РФ; E-mail: mlarionova@hse.ru Рахмангулов Марк Ринадович –заместитель директора Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с «Группой восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики, аспирант Института США и Канады РАН; E-mail: MRakhmangulov@hse.ru В статье представлен анализ саммитов «Группы восьми» в Мускоке и «Группы двадцати» в Торонто, основанный на оценке основных документов и решений, принятых лидерами. Авторами рассматривается тенденция разделения труда между двумя институтами по приоритетам и функциям глобального управления, а также риски такого разделения. Анализ показывает, что пока члены «Группы восьми» несут на себе двойную ответственность за исполнение обязательств, принятых на саммитах «восьмерки» и «двадцатки», в условиях, когда члены «Группы восьми» передали значительную часть функций определения направлений действий и принятия решений «Группе двадцати». Можно предположить, что эта ситуация изменится на саммите в Сеуле. Тем не менее, в статье делается вывод, что если разделение функций, заложенное в Мускоке и Торонто, сохранится и упрочится, а уровень исполнения «двадцаткой» своих обязательств останется низким, то партнерство «Группы восьми» и «Группы двадцати» для глобального управления не будет ни устойчивым, ни эффективным. |
Аналитические материалы
Новые старые институты архитектуры глобального управления
|
21–51
|
Ларионова Марина Владимировна –д.полит.н., директор Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики, директор международных программ Национального фонда подготовки кадров (НФПК) РФ; E-mail: mlarionova@hse.ru Рахмангулов Марк Ринадович –заместитель директора Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с «Группой восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики, аспирант Института США и Канады РАН; E-mail: MRakhmangulov@hse.ru В статье анализируется деятельность «Группы восьми» и «Группы двадцати» в области содействия международному развитию. На основе специальной базы данных обязательств «Группы восьми», принятых на саммитах с 1975 по 2009 г., и «Группы двадцати» с момента первого саммита в 2008 г. оценивается место СМР в повестке дня институтов и их способность оперативно реагировать на изменение приоритетов глобальной повестки дня в сфере развития. На примере содействия развитию анализируются возможности взаимодействия «восьмерки» и «двадцатки» и «разделение труда» между ними. В свете предстоящего председательства России в «Группе восьми» в 2014 г. даются рекомендации по возможным приоритетам председательства и использованию возможностей «восьмерки» для продвижения национальных интересов РФ в области содействия развитию. |
|
52–71
|
Киртон Джон Джеймс –профессор, директор Исследовательского центра «Группы восьми» Университета Торонто, Университет Торонто, Канада; E-mail: john.kirton@utoronto.ca Представляем Вашему вниманию перевод статьи известного ученого и эксперта в области глобального управления и международных отношений, профессора Университета Торонто (Канада), директора Исследовательского центра «Группы восьми» Университета Торонто (Канада) Дж. Киртона. В статье проводится систематическое, аналитически обоснованное сопоставление саммитов «Группы восьми» и «Группы двадцати» для ответа на такие исследовательские вопросы, как: «Почему миру нужны саммиты «Группы восьми» и «Группы двадцати?» и «Какими станут их взаимоотношения?» в будущем. В предпринятом исследовании, во-первых, оба эволюционирующих института сопоставляются по таким параметрам, как способ учреждения, миссия, институционализация, членство, участие, повестка дня, механизмы подотчетности, продолжительность существования. Во-вторых, рассматривается, насколько эффективно функционировал каждый институт в рамках реализации собственной миссии, а также осуществления таких функций, как политическое управление на национальном уровне, обсуждение, определение направления действия, принятие решений, исполнение, а также содействие развитию глобального управления. В-третьих, статья определяет, какие именно задачи могут быть реализованы двумя институтами на саммитах в Мускоке 25-26 июня 2010 г., Торонто 26-27 июня 2010 г., и в Сеуле 11-12 ноября 2010 г. И, наконец, в-четвертых, в статье предпринимается прогноз развития отношений между двумя институтами в текущий период и после 2010 г. Подводя итог, статья резюмирует благоприятное развитие отношений между обоими институтами для создания глобального общественного блага. |
|
72–82
|
Зуев Владимир Николаевич –к.э.н., профессор кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: vzuev@hse.ru Заварыкина Кристина Олеговна –студентка факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: rinahunter@gmail.com Кучерявый Павел Вадимович –Советник Департамента международных финансовых отношений Министерства финансов Российской Федерации, аспирант кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: kucheryavyy@minfin.ru Немногим больше года прошло с момента учреждения лидерами стран «Группы двадцати» Совета по финансовой стабильности (СФС) в апреле 2009 г. в Лондоне. Несмотря на это, по мнению многих экспертов, уже сегодня СФС является одним из центральных форумов выработки новых принципов глобального управления мировой экономикой. В статье анализируются первые результаты работы СФС по интеллектуальному и аналитическому сопровождению деятельности «Группы двадцати» в направлении достижения глобальной финансовой стабильности, оцениваются перспективы принятия и адаптации новых экономических регуляторов в международной финансовой практике. |
|
83–102
|
Зайцев Юрий Константинович – заместитель директора Научно-исследовательского центра содействия международному развитию (НИЦ СМР) Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики, аспирант Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: yuriy.zaitsev@gmail.com В статье представлен анализ выполнения странами – членами «Группы двадцати» обязательств, принятых на саммите в Питтсбурге в 2009 г., построенный на основе результатов мониторинга исполнения решений стран «двадцатки» и Европейского союза. Сопоставляя уровень исполнения решений «Группы двадцати» с уровнем исполнения решений «Группы восьми», автор оценивает эффективность институтов при осуществлении функций глобального политического и экономического управления; осуществляет оценку рисков неисполнения обязательств «двадцаткой» и перезагруженности «восьмерки». |
Зайцев Ю. К.,
Ларионова М. В.,
Рахмангулов М. Р.,
Архипова П. С.,
Векшина А. Б.,
Злоказова Н. Е.,
Ланьшина Т. А.,
Масловская Е. С.,
Овчинникова Ю. И.,
Фролова Д. Н.,
Черепова П. А.,
Чуркина Н. М.
Ответственность за исполнение решений: год спустя после саммита «восьмерки» в Аквиле 2009 г.
|
103–110
|
Архипова Полина Сергеевна –стажер-исследователь Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: arkpolina@yandex.ru Векшина Анна Борисовна –аспирант Факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: avekshina@gmail.com Зайцев Юрий Константинович –заместитель директора Научно-исследовательского центра содействия международному развитию (НИЦ СМР) Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики, аспирант Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: yuriy.zaitsev@gmail.com Злоказова Наталья Евгеньевна –к.э.н., доцент кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции Факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: nzlokazova@hse.ru Ланьшина Татьяна Александровна –аспирант Факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: tatlan@yandex.ru Ларионова Марина Владимировна –д.полит.н., директор Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики, директор международных программ Национального фонда подготовки кадров (НФПК) РФ; E-mail: mlarionova@hse.ru Масловская Екатерина Сергеевна –стажер-исследователь Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с «Группой восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: ekaterina_hse@mail.ru Овчинникова Юлия Ивановна –стажер-исследователь Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: juls28@rambler.ru Рахмангулов Марк Ринадович –заместитель директора Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с «Группой восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики, аспирант Института США и Канады РАН; E-mail: MRakhmangulov@hse.ru Фролова Дарья Николаевна –стажер-исследователь Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: d.n.frolova@gmail.com Черепова Полина Александровна –аспирант Факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: pola_m@rambler.ru Чуркина Наталья Михайловна –м.н.с. Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: talyaskr@mail.ru В статье представлены результаты мониторинга исполнения Россией обязательств, принятых на саммите «Группы восьми» в Аквиле 2009 г., проведенного Институтом международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики (ИМОМС ГУ-ВШЭ) совместно с Исследовательской группой «Группы восьми» Университета Торонто (Полная версия доклада на английском языке). Представлен сопоставительный анализ мер, принятых Россией в период мониторинга, по пяти основным сферам коллективных действий. Даются рекомендации по повышению уровня исполнение обязательств и эффективности отчетности по принятым обязательствам. |
Международная архитектура содействия развитию
Ваз А. К.,
Иноу К. Ю.,
Агравал С.,
Чинь Г. Т.,
Фролик М. Б.,
Брод В.,
Тандраян П.,
Сидиропулус Э.
(Научный ред. перевода:
Перфильева О. В.,
Нагорнов В. А.)
Новые доноры содействия международному развитию – новые партнерства для развития. Бразилия, Индия, Китай, ЮАР
|
111–179
|
Бразилия (авторы оригинального текста А.К. Ваз, К.Ю.А. Иноу, перевод с англ. Е.А. Швец, под ред. О.В. Перфильевой) Индия (автор оригинального текста С. Агравал, перевод с англ. М.Р. Рахмагулова, под ред. О.В. Перфильевой) Китай (авторы оригинального текста Г.Т. Чинь, М.Б. Фролик, перевод с англ. Ю.К. Зайцева, под ред. В.А. Нагорнова) ЮАР (авторы оригинального текста В. Брод, П. Тандраян, Э. Сидиропулус, перевод с англ. А.П. Шадриковой, под ред. В.А. Нагорнова) Представляем Вашему вниманию перевод страновых обзоров политики новых доноров содействия международному развитию: Бразилии, Индии, Китая и ЮАР. Обзоры подготовлены в рамках проекта «Новые доноры в содействии международному развитию», реализованного канадским Исследовательским центром содействия международному развитию в 2007 г., и отражают роль развивающихся стран в финансировании международного развития. Детально рассматриваются история становления, структура и особенности реализации политики СМР на национальном уровне. Особенное внимание уделяется международному сотрудничеству новых доноров с развитыми странами, сотрудничеству Юг-Юг в целях развития, географическим приоритетам и секторальным преференциям политики содействия развитию новых доноров, а также становлению исследовательской сферы в области содействия развитию. |
|
179–185
|
Нуршаихова Алма Жаннуровна –PhD, факультет международных отношений, Казахский национальный университет им. аль-Фараби; E-mail: a.nurshaikhova@mail.ru В статье представлен обзор современной критики в адрес международного содействия развитию со стороны развивающихся стран, экономистов и гражданского общества. В частности, раскрываются три направления: критика концептуальных основ оказания помощи, критика внутренней среды страны-бенефициара и критика практики доноров. Автор также приводит мнения относительно современных инициатив донорского сообщества по повышению эффективности помощи, а также рассматривает особенности предоставления помощи «новыми» донорами. Завершая обзор, автор приходит к выводам о том, что содействие развитию должно быть направлено и учитывать реальные нужды принимающей страны в развитии, отвечать интересам всего ее населения, что возможно при соблюдении принципов равноправного партнерства и отчетности; «новым» донорам желательно присоединиться к инициативам традиционных доноров по повышению эффективности помощи, либо создать альтернативную платформу; повышение эффективности помощи может рассматриваться как процесс, который равным образом должен вовлекать все заинтересованные стороны и может оказаться продолжительным. |
|
186–195
|
Шадрикова Арина Петровна –м.н.с. Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: ashadrikova@hse.ru В статье представлен сопоставительный анализ роли институтов гражданского общества в содействии международному развитию. Опираясь на результаты международных исследований, автор раскрывает особенности функционирования современных НКО и НПО в сфере СМР, в частности в странах новых донорах (Бразилии, Индии, Китая, ЮАР). Особенное внимание уделяется проблемам взаимодействия с донорами (глобальные НПО, международные институты, правительства) и друг с другом, анализируются процессы сетевого взаимодействия организаций для более эффективного содействия развитию на глобальном и национальном уровнях. Подробно представлены определения НПО, принятые в странах, традиционных и новых донорах, для более глубоко понимания специфической роли третьего сектора в процессах содействия развитию. Представленные результаты экспертного опроса о роли российских НПО и факторах, влияющих на участие в СМР, позволяют автору сделать предварительные выводы о современной ситуации в России в контексте развития потенциала отечественных НКО для содействия развитию. |
Приглашение к дискуссии
|
196–215
|
Рахмангулов Марк Ринадович –заместитель директора Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с «Группой восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики, аспирант Института США и Канады РАН; E-mail: MRakhmangulov@hse.ru В статье анализируется становление и развитие системы содействия международному развитию (СМР) в России с 2005 г., когда в рамках подготовки к председательству в «Группе восьми» были определены основные приоритеты и существенно увеличены объемы внешней помощи. На основе анализа документов, выступлений официальных лиц и статистических данных, собранных из открытых источников, описывается структура управления, объемы выделяемой официальной помощи в целях развития (ОПР), основные и новые приоритеты финансирования в сфере СМР. Особое внимание уделяется участию России в международных организациях и институтах, занимающихся вопросами содействия развитию. Предлагается ряд рекомендаций по уточнению некоторых положений Концепции участия РФ в содействии международному развитию, более активному сотрудничеству с отечественными и зарубежными НПО и НКО, занимающимися указанной проблематикой. |
Результаты творческого конкурса
|
216–219
|
Ефремова Мария Викторовна –студентка 4 курса Ульяновского государственного университета, победитель конкурса творческих эссе «Россия – ответственный участник международного развития»; E-mail: m_efremova@list.ru В эссе представлена характеристика ситуации, сложившаяся к началу XXI в. в мировом сообществе в отношении содействия международному развитию (СМР), подчеркивается ответственность каждой страны за достижение целей развития тысячелетия. Россия как одна из крупнейших экономик мира должна активно участвовать в СМР. Однако на данном этапе национальная система СМР находится лишь на стадии формирования. В статье оцениваются основные проблемы, достижения и перспективы России как активного участника СМР. |
|
220–222
|
Морозова Елена Анатольевна –студентка 4 курса Института туризма и социальных технологий Поволжского государственного университета сервиса, победитель конкурса творческих эссе «Россия – ответственный участник международного развития»; E-mail: Luchien-tinuviel@yandex.ru Эссе обращается к вопросам участия России в процессах содействия международному развитию. Исходя из представлений о России как акторе, ответственном за преодоление проблем социального развития в глобальном контексте, автор рассматривает важные достижения страны в содействии развитию с 2006 г., года председательства в «Группе восьми». Намерение России не только не сокращать, но и усиливать потоки финансовой поддержки развивающихся стран в кризисный период оценивается автором как важный показатель реализации страны в качестве ответственного донора в краткосрочной и долгосрочной перспективе. |
|
|