|
2006. т. 1. №1
|
Актуальная тема
|
5–6
|
В 2006 г. впервые в истории России и Группы Восьми Российская Федерация выполняет обязательства председателя Группы Восьми. Миссия почетная и ответственная. Группа Восьми — неформальный институт взаимодействия развитых демократических государств для объединения усилий в области политического руководства и коллективного управления мировой экономикой1. Впервые главы государств и правительств ведущих индустриальных держав — США, Великобритании, ФРГ, Италии и Японии — собрались в ноябре 1975 г. в Рамбуйе (Франция) по приглашению президента Франции Жискара д’ Эстена для обсуждения путей преодоления последствий энергетического кризиса 1973 — 1974 гг. В 1976 г. членом клуба стала Канада. В 1991 г. Россия впервые приняла участие в диалоге со странами Группы Семи на саммите в Лондоне в ходе обсуждения проблем, связанных с энергетической эффективностью. Важным этапом в трансформации статуса России от «гостевого» к статусу полноправного участника политической Восьмерки стало подписание в рамках саммита по ядерной безопасности Московской декларации о ядерной безопасности. В 1998 г. на саммите в Бирмингеме Россия участвует в качестве члена клуба. На саммите в Кананаскисе в 2002 г., в связи с принятием решения о председательстве России в Группе Восьми в 2006 г., завершилось преобразование Группы Семи в Большую Восьмерку. Это историческое решение значительно повлияло на дальнейшее развитие Группы Восьми как глобального экономического и политического института. |
Аналитические материалы
|
6–13
|
Период президентства Великобритании в Европейском союзе (июль — декабрь 2005 г.) был особенно сложным для ЕС и странKчленов. Негативные итоги референдумов во Франции (29 мая 2005 г.) и Нидерландах (1 июня 2005 г.) по проекту Договора по Конституции; рост евроскептицизма; задача согласования и достижения согласия по бюджету на финансовую перспективу 2007—2013 гг.; массовые волнения во Франции, Германии и некоторых других странах ЕС; террористические атаки в столице самой Великобритании; низкие темпы экономического роста и падение конкурентоспособности (по конкурентоспособности ЕС занимает 14-е место в мире между Чили и Бахрейном) оказали заметное влияние на программу президентства и ее результаты. |
|
13–20
|
Анализ систем высшего образования в странах ОЭСР предполагает различение двух моделей: «континентальной» (Франция, Германия, Нидерланды) и «атлантической» (Великобритания, Ирландия и США). Канадской системе высшего образования свойственны черты атлантической» модели. По ценностям, стратегиям и доминирующим ориентациям она в сильной степени напоминает британскую систему высшего образования. Исторически сложилось, что традиции британских университетов были во многом переняты ведущими канадскими вузами. Тем не менее, развитие системы высшего образования Канады происходило в особом географическом и политическом контексте, в условиях культурного многообразия и лингвистической дуальности. Это обусловило отличия канадской системы высшего образования от близких ей систем «атлантической» модели. |
|
21–37
|
Национальные квалификационные системы являются важным инструментом в создании системы обучения в течение всей жизни, оказывая влияние на объем, распределение, качество и эффективность образования, а также использование его результатов. |
Саммиты, конференции, семинары
Обзор публикаций
|
44–46
|
«Развитие образования для взрослых» — опубликованный отчет Комитета ОЭСР по образованию, отражающий основные результаты международного проекта по подготовке Тематического обзора по образованию для взрослых, реализованного в период с 1994 по 2004 гг. в 17 странах ОЭСР: Австрии, Канаде, Дании, Финляндии, Германии, Венгрии, Корее, Мексике, Нидерландах, Норвегии, Польше, Португалии, Испании, Швеции, Швейцарии, Великобритании и США. |
Новые проекты
|
46–48
|
Развитие современных информационно-коммуникационных технологий заставляет мировое научное сообщество пересмотреть парадигму производства научного знания, обратить внимание на формирование качественно новых способов передачи и использования научной информации. Под воздействием глобализационных процессов меняется научное мировоззрение, в том числе и подход к использованию результатов научных исследований. Открытый и беспрепятственный доступ к результатам научных исследований — вопрос, обсуждаемый на международном уровне и представляющий живой интерес для международного научного сообщества, рассматривающего глобализацию как неиссякаемый источник развития научного знания. ОЭСР, понимая актуальность и практическую значимость данного вопроса для становления информационного общества, предложила проект по разработке практических рекомендаций и общих принципов обеспечения открытого доступа к результатам научных исследований в странах ОЭСР. |
|
48–50
|
В 2003 г. на очередном заседании Глобального научного форума Комитет ОЭСР по образованию выступил с инициативой проведения широкомасштабного проекта по выявлению причин снижения у молодых людей интереса к изучению естественно-научных дисциплин на различных уровнях образования в странах-членах ОЭСР и некоторых странах ЕС. В 2004 г. в рамках Министерской встречи представителей стран, имеющих в Комитете ОЭСР по научно-технической политике статус наблюдателя, проблема сокращения численности студентов, изучающих естественно-научные дисциплины, была вынесена на рассмотрение в качестве основного приоритета Секретариата ОЭСР в контексте проблематики сохранения и развития человеческих ресурсов в научно-исследовательской сфере. |
|
|