|
2024. т. 19. №1
Тема номера: Многосторонние решения для преодоления общих вызовов
|
|
7–29
|
По мере распространения глобализации и технологических инноваций растущая комплексность глобаль-ных вызовов получила более широкий пространственно-временной размах. В сфере международных от-ношений наблюдается усиление влияния негосударственных акторов, создающих запрос на эффективныеи своевременные меры противодействия глобальным кризисам. Трансправительственное сетевое управле-ние, в осуществлении которого принимают участие негосударственные акторы, действующие в условияхдецентрализации и устойчивых центробежных тенденций, сформировалось как разноплановая и гибкаямодель управления, функционирующая за рамками сложившихся схем взаимодействия государств. Наблю-дается процесс формирования международных режимов, фактором чего является усиление сотрудниче-ства на уровне субъединиц. Несмотря на то что в некоторых сферах сохраняются управленческие лакуны,крупные международные игроки активно участвуют в формировании структур трансправительственно-го сетевого управления, утверждая свое положение в качестве ключевых акторов. Проведенное исследова-ние указывает на то, что в тех областях, в которых функционирует несколько трансправительственныхсетей управления, характер взаимодействия по вопросам управления может балансировать между со-трудничеством и конкуренцией, что представляет собой сущность модели соконкуренции в трансправи-тельственном сетевом управлении. На многих уровнях анализа подобные характеристики указывают назначительный потенциал для роста, экспансии и трансформации
Статья поступила в редакцию 28.09.2023 |
|
30–54
|
Задачи экономической интеграции предполагают общность подходов к их реализации. В частности, посткризисное восстановление продемонстрировало безальтернативность стандартов и рекомендаций «Базеля III» для защиты от внешних шоков и укрепления стрессоустойчивости банков. Кроме того, в межгосударственных объединениях интеграционного типа (например, в Европейском союзе (ЕС)) «Базель III» фактически стал основой унификации регулятивной политики. В ЕАЭС же интеграционные процессы пока еще не сопровождаются сближением в финансовой сфере. При этом разно режимность оказывает давление на потенциал интеграции и тормозит процесс формирования наднациональной регулятивной архитектуры, угрожая обострением системных рисков и в конечном итоге – эрозией стратегических ориентиров как в рамках формирования единого финансового рынка ЕАЭС, так и интеграции в целом. В статье предпринимается попытка сформулировать перспективы регулятивного сближения в ЕАЭС на основе «Базеля III» и достижения консенсуса в формате «мини-Базель III», который способствовал бы дальнейшему укреплению экономического базиса интеграционных процессов, включая минимизацию системных рисков и финансовую стабильность. На основе анализа стандартов банковского надзора в государствах – членах ЕАЭС и их количественных значений в 2015–2024 гг. (то есть с момента поэтапного внедрения «Базеля III» в ЕАЭС) мы пришли к выводу о разно режимности как основном источнике системных рисков, в то время как сближение способствует их минимизации при условии перехода к формату «мини-Базель III». Кроме того, с учетом возрастающей неопределенности и рискогенности на евразийском финансовом рынке нами сформулированы сценарии интеграционных процессов,основанных на «мини-Базеле III» и без него. В то же время превалирование неявных и зачастую мнимых преимуществ разнорежимности над «мини-Базелем III», а также санкционные ограничения в отношении России и угроза вторичных санкций в отношении остальных государств – членов ЕАЭС будут и впредь препятствовать переходу к «мини-Базелю III». Предложенная концепция «мини-Базеля III» может быть использована регуляторами для формирования наднационального механизма банковского регулирования в ЕАЭС, в том числе с целью регулирования будущего регионального банковского союза. Статья поступила в редакцию 20.09.2023Благодарности: данная работа подготовлена при грантовой поддержке факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ в рамках конкурса проектных групп в 2021 г. Авторы выражают благодарность участникам Проектной группы «”Мини-Базель III”: перспективы формирования наднационального механизма банковского регулирования в ЕАЭС в контексте финансовой стабильности» Евреевой Д.В. и Рожковой М.К. за проведенную работу в рамках исследования, а также кандидату экономических наук, начальнику отдела банковской политики Департамента финансовой политики Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) Ковалеву В.В. и кандидату экономических наук, доценту Департамента мировой экономики НИУ ВШЭ Подругиной А.В. за ценные замечания и комментарии при подготовке данной статьи. |
|
55–84
|
Порядка 10 лет назад мировое сообщество осознало, что прогресс в обеспечении устойчивого развития во многом зависит от мобилизации ресурсов частного сектора. Однако бизнес пока не готов взять на себя основную роль – особенно в проблемных юрисдикциях – в том числе из-за повышенных политических рисков. Цель статьи – выявить константы и переменные в восприятии деловыми кругами рисков в 2010-2020-е гг. с опорой на материалы серийных докладов, обобщающих результаты ежегодных опросов представителей бизнес-сообщества. В роли ключевых источников выступают прошедшие строгий отбор доклады «Барометр рисков» от страховой компании Allianz и доклады «Как ведущие компании управляют актуальными политическими рисками», которые консалтинговое агентство Oxford Analytica готовит по заказу страховой компании Willis, Tower & Watson (WTW)). В структурном плане статья cостоит из трех разделов. Первый посвящен выявлению долговременных паттернов и трендов, проявивших себя в 2010-е гг., второй и третий – анализу воздействия на них пандемии COVID-19 и ускорения глобальной турбулентности на фоне начала Россией специальной военной операции на Украине в феврале 2022 г. В ходе исследования подтверждена гипотеза о наличии определенных констант в восприятии бизнесом политических рисков, несмотря на постоянные изменения в их географии. В качестве устойчивых и одновременно парадоксальных особенностей восприятия определены: 1) явная недооценка политических рисков в сравнении с другими категориями; 2) деприоритизация рисков «экстра-легального» происхождения и межгосударственных конфликтов по отношению к «легально-правительственным» рискам, не связанным с применением вооруженного насилия; 3) слабая способность бизнеса предугадывать наиболее значимые политические риски любого типа. К слому этих паттернов не привели ни пандемия COVID-19, ни эскалация конфликта вокруг Украины и ее последствия. Объяснение этому можно искать как в сохраняющемся дефиците внутрикорпоративных компетенций в области политических рисков и недостаточном привлечении внешней экспертизы, так и в преобладании в пуле респондентов представителей развитых стран. Повышение качества управления политическими рисками и востребованности специализированных инструментов страхования со временем может повысить эффективность мобилизации частного капитала на цели развития. В то же время в условиях обострения межгосударственного соперничества более выраженная склонность бизнеса из конкурирующих держав к инвестициям в высокорисковые юрисдикции, будет создавать дополнительные узлы напряженности в странах Глобального Юга - так же как и увеличение объемов официального финансирования международного развития, Отдельно обозначены варианты масштабирования фундаментальных и прикладных исследований политических рисков (в том числе в их взаимосвязи с политикой содействия международному развитию) с использованием опросов представителей бизнеса для получения значимых для российской внешней и внешнеэкономической политики результатов.
Статья поступила в редакцию 09.11.2023
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-01060, https://rscf.ru/project/23-28-01060/
|
|
85–105
|
И в национальных целях по сокращению выбросов парниковых газов, и в рамках международного климатического режима учитываются выбросы по производсту (или территориальные выбросы). Такой подход к учету возлагает основную ответственность за глобальные выбросы на ведущие страны с развивающейся экономикой, где размещено большинство углеродоемких производств. Он также провоцирует утечку углерода: жесткая климатическая политика в одной юрисдикции может привести к переносу производства и соответствующих выбросов в другие страны, где компании несут меньшие издержки от климатического регулирования. Как следствие, возникает асимметрия: в то время как большинство развитых стран постепенно сокращают свои выбросы, в развивающихся странах они растут, при этом существенного прогресса в снижении глобальных выбросов не наблюдается. В данной статье рассматривается альтернативный способ учета выбросов – по потреблению. Так, выбросы соотносятся с потребителем готовой продукции, независимо от того, где именно географически эти выбросы были осуществлены. Такой способ учета предполагает, что выбросы крупных развивающихся экономик – это не их собственный выбор, а результат международного разделения труда и спроса на углеродоемкие товары, возникающего в крупных центрах потребления в развитых странах. Регулярный подсчет и раскрытие информации о выбросах по потреблению (наряду с выбросами по производству) и их постепенное включение в процесс установления целей по сокращению эмиссии i) позволит по-новому взглянуть на разделение ответственности за выбросы; ii) предотвратит утечку углерода и наглядно продемонстрирует необходимость международного климатического сотрудничества между экспортерами и импортерами углеродоемких товаров; iii) расширит охват выбросов, подпадающих под углеродное регулирование; iv) предоставит странам возможность использовать более широкий спектр инструментов декарбонизации. В частности, возникает возможность вовлечения домохозяйств в усилия по сокращению выбросов, а также использования таких инструментов, которые лучше увязывают цену на углерод с уровнем потребления домохозяйств, что важно для преодоления углеродного неравенства и обеспечения климатической справедливости
Статья поступила в редакцию 07.01.2024 г.
Статья подготовлена в рамках гранта, предоставленного Министерством науки и высшего образования Российской Федерации (№ соглашения о предоставлении гранта: 075-15-2022-325).
|
|
106–128
|
Страны БРИКС неоднократно выражали приверженность целям многосторонних договоренностей в сфере климата и экологии, таким как Рамочная конвенция ООН об изменении климата, Парижское соглашение, а также Повестка дня в сфере устойчивого развития ООН. Крупные развивающиеся экономики играют важную роль в глобальных усилиях в климатической сфере и их потенциальный вклад в эти усилия будет лишь расти по мере увеличения их доли в мировой экономике, структуре потребления ресурсов и выбросов парниковых газов. В статье проводится анализ повестки дня БРИКС и национальной политики пяти стран, входивших в объединение до расширения (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), в эколого-климатической сфере. Рассматривается как институциональный (коллективный), так и национальный вклад каждой из стран «пятерки» в сравнении с динамикой показателей в сфере экологии и климата, что позволило выявить как точки наибольшего прогресса, так и сферы, нуждающиеся в дополнительных усилиях, в том числе посредством расширения взаимодействия по линии БРИКС. Статья поступила 26.01.2024 Cтатья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС |
|
129–148
|
Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), созданная более двух десятилетий назад, на данный момент может считаться одной из важнейших международных организаций незападного мира. Притягивая интерес многих игроков в регионе, ШОС всё же находится в постоянном поиске направления своей деятельности, создавая новые форматы и подписывая новые документы. Особенно этот процесс стал актуален в текущей стремительно меняющейся геополитической обстановке, требующей всё более осмысленных ответов на ключевые вопросы безопасности, экономики, развития научной и социальной сферы и так далее. В данной статье авторы попытались выявить ключевые направления развития ШОС, к которым они относят трек обеспечения безопасности, блок развития экономики, проекты по укреплению сотрудничества в сфере энергетических ресурсов, сотрудничество в области культуры и образования, а также ряд направлений по общественному обеспечению деятельности организации, прежде всего, в научно-экспертной сфере. В статье также анализируется роль ШОС в становлении Большой Евразии. На основе анализа деятельности ШОС авторы приходят к выводу о том, что ШОС обладает значительным потенциалом на рассматриваемых направлениях, а на некоторых из них, прежде всего, в области обеспечения безопасности, достигла определённых успехов. В то же время организации не хватает качественного воплощения принятых ею документов и определённой слаженности в совместном исполнении решений. Несмотря на это, по мнению авторов, ШОС уже смогла стать важным инструментом не только взаимодействия между государствами-членами, но и поддержания безопасности в Евразии в целом.
Статья поступила 17.08.2023
Исследование в части А.В. Лукина выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект № 23-28-01830) |
|
149–175
|
Введение западными странами экономических санкций по отношению к России стимулировало процесс переориентации российских экономических связей на рынки партнеров, занявших нейтральную позицию, в частности, - в направлении Турции и Китая. Цель данного исследования состоит в том, чтобы оценить, насколько российско-турецкое сотрудничество становится более весомым фактором нейтрализации влияния санкций на российскую экономику, а также сравнить относительную значимость Турции и Китая как торговых партнеров для России в санкционный период. В статье раскрыт сравнительный потенциал российско-турецкого и российско-китайского сотрудничества. Китай и Турция играют роль ключевых партнеров России по преодолению негативных последствий санкций. Авторы пришли к выводу, что в начале периода применения жестких санкций в 2022-23 годах роль Турции во внешнеэкономических связях России росла более быстрыми темпами, чем роль Китая по целому ряду областей экономического взаимодействия. Это подтверждалось и более быстрыми темпами роста торгового оборота, и более активным сотрудничеством в области энергетики и туризма, и выходом Турции на сопоставимые с Китаем объемы прямых инвестиций. Несмотря на это Китай продолжает оставаться наиболее значимой страной внешнего контура экономических связей для России. К тому же, давление Запада на Китай в рамках политики санкций в области торговли в течение 2023-24 годов ощущалось в меньшей степени, чем в отношении Турции. Это привело к тому, что по итогам 2023 г. темпы прироста торговли Китая с Россией опять стали опережать соответствующие темпы роста торговли России с Турцией. В целом же, выстроенную анти-санкционную конструкцию внешних связей, в которой торговля с указанными странами играет значительно большую роль, чем инвестиции, можно характеризовать как относительно хрупкую, так как вероятность сворачивания связей под давлением стран Запада остается высокой, что частично подтверждается изменением динамики торгового оборота России с Турцией в 2023-24 году.
Статья поступила в редакцию 11.12.2023
Статья подготовлена при поддержке Факультета мировой экономики и мировой политики Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» |
|
176–200
|
За три десятилетия Китай ликвидировал абсолютную бедность и вышел на средний уровень развития. На этом пути он пересек границы ряда кластеров и обогнал такие страны, как ЮАР и Бразилия. Достижения Китая базировались на развитии рыночных институтов, возможностей мирового рынка и поддержании исключительно высокой нормы накопления в ВВП. Высокий темп изменений, демографическая политика, решение инфраструктурных задач создали определенные проблемы. Отметим значительное социальное неравенство, экологические проблемы, рост закредитованности семей, финансовые трудности в сфере недвижимости, которые в значительной мере представляют собой последствия огромной социальной программы. Переход к «новой нормальности» с пониженными (но высокими) темпами роста во многом напоминает известный эффект ловушки среднего уровня развития. Страна проходит ожидаемые этапы, но быстрее и по-своему. На горизонте 2035 г. Китай планирует войти в категорию развитых стран – достичь современного уровня стран Южной и Восточной Европы. Статья поступила в редакцию 27.02.2024Данная работа подготовлена при грантовой поддержке факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ в 2023 году. Авторы благодарят Андрея Евгеньевича Шаститко - профессора Экономического факультета МГУ за указание на недостаточную изученность институциональных аспектов развития Китая. |
|
201–219
|
Глобальное изменение климата – один из главных вызовов современности. Рост температур угрожает стабильности экологических, социально-экономических и политических систем государств мира. Страны Глобального Юга несут наибольшие материальные потери от изменения климата, не оказывая при этом существенного влияния на него. Высокая уязвимость группы наименее развитых стран (НРС) для климатических изменений вкупе с социальной и экономической отсталостью, бедностью населения, отсутствием средств для адаптации определяют ее особый ранг и статус в международной климатической политике. В ней группа НРС выступает единым актором. На протяжении более 30 лет существования климатической политики НРС инициировали принятие ряда важнейших документов и создание фундаментальных для международной климатической политики структур. Одновременно происходили заметные преобразования по адаптации и декарбонизации национальных структур НРС. Цель данной статьи – показать роль группы НРС в формировании климатической повестки ООН, институциональных структур и международных механизмов, их усилия по восстановлению глобальной климатической справедливости, а также охарактеризовать современную национальную климатическую политику по принятым в НРС нормативно-правовым документам. Методологическую основу образуют исторический, сравнительный подходы. Основной задачей статьи стало изучение траекторий климатической политики группы НРС, выделение этапов ее эволюции, демонстрация центр-периферических отношений по восстановлению климатической справедливости и внутренней политики государств НРС. Политические инициативы НРС сыграли непосредственную роль в формировании климатических финансовых фондов, группы экспертов по наименее развитым странам (ГЭН), национальных программ и планов по адаптации государств к климатическим изменениям. В заключительном разделе представлен вывод о наличии двух этапов развития климатической политики НРС, делается предположение, что использование международных механизмов по адаптации и декарбонизации может стать инструментом экономической и технологической модернизации НРС, достижения ими целей устойчивого развития – 2030. Главными препятствиями для этого являются недостаточное финансирование имеющихся фондов из стран Глобального Севера, высокие процентные ставки по кредитам и задолженность НРС.
Статья поступила в редакцию 18.09.2023
Исследование выполнено в рамках темы государственного задания ИГ РАН «Социально-экономическое пространство России в условиях глобальных трансформаций: внутренние и внешние вызовы», FMWS-2024-0008 |
Обзор публикаций
|
220–226
|
В настоящей работе авторы представляют обзор учебного пособия «Евразийская экономическая интеграция: теория и практика, подготовленного коллективом авторов Евразийской экономической комиссии (ЕЭК). Книга рассматривает содержит анализ различных аспектов евразийской экономический интеграции и нацелена на формирование комплексного представления у читателей о ключевых институтах и направлениях деятельности ЕАЭС. Мнение, представленное авторами в статье, не выступает в качестве официальной позиции их организаций
Материал поступил в редакцию 29.01.2024 |
|
|