|
2009. т. 4. №1
|
Актуальная тема
|
4–14
|
Вазякова Яна Александровна – стажер-исследователь Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики Мешкова Татьяна Анатольевна – кандидат политических наук, директор Информационно-координационного центра по взаимодействию с ОЭСР Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики В статье приводится оценка ОЭСР текущей и прогнозируемой ситуации в мировой экономике, ощущающей сегодня на себе последствия экономического и финансового кризиса, позиция ОЭСР по отношению к принятому Группой двадцати в ноябре 2008 г. Плану действий по повышению эффективности механизмов управления для восстановления экономического роста и достижения стабильности, а также возможный вклад ОЭСР в общие усилия по стабилизации мировой экономики, который может носить, в первую очередь, аналитический и рекомендательный характер. Рассматриваются основные подходы ОЭСР к стабилизации мировой экономики, обобщенные в документе «Стратегический ответ ОЭСР на финансовые и экономический кризис: вклад в глобальные усилия» и основывающиеся как на уже существующих правовых инструментах ОЭСР, так и на текущих результатах исследований и проектов различных комитетов ОЭСР и национальных ведомств стран-членов. Подробно рассматриваются два взаимосвязанных направления восстановления экономики, предусмотренные Стратегией ОЭСР. Первое направление включает политические меры (policy action), направленные на скорейшую стабилизацию экономики и ослабление влияния рецессии, в том числе: контроль финансового сектора, активизация взаимодействия финансовых институтов, поддержание конкуренции, инвестиционных потоков, повышение прозрачности налогов и эффективности управления. Второе направление - всесторонняя стратегия (comprehensive strategy) - предполагает принятие мер для поддержания устойчивого роста в долгосрочной перспективе, в том числе: стимулирование фискальной политики, поддержание открытости рынка и повышение эффективности проводимых реформ, развитие инновационной деятельности и увеличение инвестиций в человеческий капитал. Параллельно ОЭСР будет разрабатывать стратегии, помогающие правительствам постепенно ослаблять усилившееся в условиях кризиса государственное регулирование проблемных секторов экономики. |
Аналитические материалы
Возможности повышения конкурентоспособности
|
15–33
|
Салберг Паси - ведущий специалист по образованию Европейского фонда профессиональной подготовки (ETF) В результате глобализации возросла конкуренция как в отдельных странах, так и между странами и регионами. Экономическая конкурентоспособность обычно рассматривается как эффективный показатель уровня экономического процветания страны. Большинство недавних крупномасштабных образовательных реформ обосновывались срочной необходимостью повысить производительность труда и содействовать экономическому развитию и росту через расширение доступа и повышение качества образования. Широко разделяемый тезис заключается в том, что для повышения экономической конкурентоспособности страны граждане должны приобретать знания, навыки и установки, необходимые для гражданского успеха и развития общества, основанного на знаниях. В статье доказывается, что те действия, которые необходимо осуществлять школам для повышения экономической конкурентоспособности, как правило, противоречат общепринятым представлениям о глобальных образовательных реформах. Опыт многих стран показывает, что, например, возрастающая стандартизация преподавания и обучения может иметь противоположный ожидаемому эффект для превышения экономической конкурентоспособности. Вывод состоит в том, что для усиления экономической конкурентоспособности необходимы не конкуренция между образовательными системами, школами и учащимися, а построение социальных сетей (networking), более тесное сотрудничество и открытый обмен идеями на всех уровнях. Ключевыми характеристиками образовательных реформ, содействующими конкурентоспособности, являются повышение гибкости образовательных систем, креативности в школах и готовность рисковать без страха со стороны индивидов. |
|
34–70
|
Нильсон Джулия – эксперт отдела связей торговой политики Директората по торговле Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Таглиони Дария - эксперт отдела связей торговой политики Директората по торговле Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) Исследование по определению возможностей и преимуществ от процессов либерализации торговли услугами было проведено Джулией Нильсон и Дарией Таглиони для Департамента политики торговых связей Директората по торговле ОЭСР в 2003 году под руководством заместителя директора Директората Кена Хэйдона. По предложению Рабочей группы Комитета ОЭСР по торговле, поддержанному Генеральным секретарем ОЭСР, результаты исследования, до этого призванные служить внутренним инструментом работы Директората по торговли ОЭСР и других структурных подразделений организации, были обнародованы и получили признание широкой аудитории. Представляем Вашему вниманию перевод второй части доклада – «Моделирование экономических выгод от либерализации торговли услугами», раскрывающей последствия либерализации международной торговли услугами для развитых и развивающихся стран на основе обобщенного анализа результатов исследований, посвященных оценке количественных эффектов от либерализации торговли услугами. |
|
71–83
|
Вишневская Нина Тимофеевна – кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра трудовых исследований Государственного университета – Высшей школы экономики В середине 90-х годов Секретариатом ОЭСР были разработаны рекомендации по реформированию рынка труда. Статья содержит подробный анализ основных направлений реформ в странах – участницах. Активность отдельных стран по либерализации институтов рынка труда существенно различается. При этом лишь несколько стран (Дания, Финляндия и Нидерланды) провели комплексную ревизию институтов рынка труда, тогда как в большинстве стран ОЭСР реформа носила избирательный характер. Основное внимание было уделено реформированию активных программ занятости и налоговой системы. В то же время законодательство о защите занятости и система формирования заработной платы оказались практически вне зоны реформирования. Более того, либерализация одних институтов рынка труда зачастую соседствовала с ужесточением других. |
|
84–99
|
Соколов Александр Валентинович –магистр международных отношений, председатель Общероссийской ассоциации общественных объединений «Национальный совет детских и молодежных объединений России» В статье рассматривается процесс становления современной молодежной политики в Европе, раскрываются функции основных институтов европейской молодежной политики. Автор обращается к истории становления институтов европейской молодежной политики, демонстрируя эволюцию институтов, последовательное усиление их роли в развитии молодежной сферы в Европе и за ее пределами. Автором отмечаются основные принципы и нормативная база европейской молодежной политики, детально анализируются инструменты ее реализации, широко применяемые Советом Европы и Европейской комиссией. |
|
100–112
|
Харченко Виктория Владимировна - магистр международных отношений, аспирант кафедры политики и функционирования Европейского союза и Совета Европы Европейского учебного института при МГИМО (У) МИД России, заместитель председателя Общероссийской ассоциации общественных объединений «Национальный совет детских и молодежных объединений России» В статье представлен анализ современного состояния международного молодежного сотрудничества, существующих проблем и путей их преодоления на основе системного подхода. Актуальность затрагиваемых вопросов объясняется тем, что международное молодежное сотрудничество является колоссальным ресурсом деятельности как государственных органов, так и общественных объединений в развитии долгосрочного сотрудничества и взаимопонимания между странами. Ведь молодежь - это неотъемлемая часть развития общества и государства. От того, как будет выстроена работа с молодежью, зависит развитие государства в целом. В статье выявлены проблемы, с которыми сталкиваются сегодня государственные органы и молодежные организации при реализации международного молодежного сотрудничества, дано системное описание и анализ современного состояния и перспектив развития международного молодежного сотрудничества на государственном уровне. Впервые представлена попытка целостного описания международного молодежного сотрудничества России, комплексного определения проблем в этой сфере деятельности на основе анализа доступных отечественных и зарубежных источников, официальных публикаций, документов и отчетов межправительственных и международных организаций. Основными источниками информации для анализа явились материалы официальных сайтов Совета Европы (www.coe.int/youth), Европейского Союза (www.europa.eu.int), Совета Баренцева Евро-Арктического региона (www.beac.st) и Совета государств Балтийского моря (www.cbss.org). |
|
113–120
|
Золотов Владимир Александрович – аспирант Московского института экономики, менеджмента и права В статье рассматриваются проблемы развития свободных экономических зон в России. Мировой экономический кризис заставляет экономистов искать новые эффективные методы развития бизнеса. Идея создания особых экономических зон как специально выделенных территорий для формирования точек роста за счет привлечения инвестиций на льготных условиях в мировой практике достаточно актуальна. Цели создания свободных экономических зон могут быть различными, в зависимости от экономических, социальных, иногда политических условий той или иной страны. В научной статье рассматриваются принципы организации особых экономических зон в России в современных условиях. Одной из основных проблем функционирования свободных экономических зон в России является проблема несовпадения формулируемых целей, целям реально преследуемых при их создании, их противоречия, как интересам регионов, так и Федерации в целом. В условиях России создание СЭЗ может являться действенным орудием региональной политики, служить катализатором созидательных экономических процессов. |
Приглашение к дискуссии
|
121–128
|
Перевод с английского О.В. Перфильевой, под ред. Т.А. Мешковой Представляем Вашему вниманию перевод четырех сценариев будущего развития высшего образования, разработанные Центром исследований и инноваций в образовании ОЭСР как часть проекта, посвященного будущему высшего образования в странах-членах ОЭСР. Проект «Будущее университетов» направлен на содействие органам государственной власти и другим участникам, ответственным за политику в сфере высшего образования, в выработке стратегических решений по модернизации сферы высшего образования в странах-членах, а также в странах-партнерах ОЭСР. |
Новые проекты
|
129–132
|
В 2008 г. Европейский фонд образования (ETF, European Training Foundation) начал новый проект «Образование и профессиональная подготовка для обеспечения экономической конкурентоспособности», который реализуется в рамках Инновационной и образовательной программы ETF, направленной на содействие странам-партнерам ЕС в разработке эффективных стратегий развития человеческого капитала для обеспечения долгосрочного и устойчивого экономического развития. |
Обзор публикаций
|
133–139
|
В июле 2008 г. был опубликован 26-й выпуск Обзора «Перспективы занятости в странах ОЭСР», подготовленный Директоратом ОЭСР по вопросам занятости, труда и социальных отношений. В Обзоре представлен комплекс показателей, определяющих современный рынок труда и пути его развития в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР. В очередном номере рассматривается широкий круг вопросов: соответствие уровня подготовки выпускников требованиям рынка труда; проблемы неофициальной занятости в ряде стран ОЭСР; причины трудовой дискриминации по гендерному и этническому признакам; проблемы распространения психических заболеваний, обусловленных условиями работы, среди населения трудоспособного возраста; вопросы, касающиеся особенностей выплаты зарплаты в мультинациональных компаниях. |
|
140–144
|
Традиционно каждые полгода ОЭСР выпускает «Экономический обзор», в котором представлен комплекс сопоставимых в международном масштабе показателей, отражающих основные тенденции развития экономик стран-членов и стран-партнеров ОЭСР. В Обзоре представлены наиболее успешные методики, направленные на достижение устойчивого и стабильного роста экономики. Очередной 84-й выпуск «Экономического обзора», вышедший в ноябре 2008 г., включает прогноз экономической ситуации до конца 2010 г. Помимо тем, которые регулярно освещаются в сборнике (инфляция, безработица, финансовый баланс, текущий платежный баланс и др.), в номере содержатся дополнительные материалы о влиянии инфляционных шоков на экономическую деятельность ряда стран. И конечно, особое внимание в последнем выпуске Обзора уделяется проблеме мирового экономического и финансового кризиса, однако необходимо отметить, что все выводы, представленные в сборнике, основаны на информации, доступной на ноябрь 2008 г. |
|
|