|
2025. т. 20. №2
Тема номера: Вызовы, противоречия и решения для справедливого перехода и устойчивого развития
|
|
|
Приоритеты устойчивого развития сохраняют свою актуальность и в сложный для России период внешних ограничений и санкционного давления. В период с начала пандемии COVID-19 был принят ряд мер, закладывающих основу для долгосрочного роста. Политика по обеспечению основ долгосрочного устойчивого развития продолжается – в 2024 г. с указом Президента начался новый цикл работы по достижению национальных целей развития – принят Единый план по их достижению, дорабатываются существующие и запускаются новые государственные программы и национальные проекты. В настоящей статье действующие меры государственной политики РФ рассматриваются на предмет соответствия целям и задачам Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 г. (Повестка 2030). Автор анализирует документы стратегического планирования и национальные проекты РФ, а также динамику статистических показателей по ключевым направлениям устойчивости – социальному, экономическому и экологическому Данная статья подготовлена в рамках государственного задания РАНХиГС
Статья поступила 03.03.2025.
|
|
|
В статье рассматривается проблема оценки с правовой точки зрения значимости международных договоров в сфере экономического развития для России в текущих условиях. Для целей исследования круг рассматриваемых международных договоров ограничен многосторонними договорами (соглашениями, рекомендациями и т.д.), принятыми в рамках работы ООН и 27 связанных с ней международных организаций. Из 225 международных договоров, отобранных для оценки по методике, описанной в статье, значимыми признаны 58 договоров. Данные договоры собраны в блоки по схожести регулируемых отношений (защита капиталовложений, налоговое административное сотрудничество и т.д.) и отобраны для последующего детального анализа и формирования рекомендаций для российских органов власти по мерам совершенствования российского правового регулирования и формирования международно-правовых инструментов, направленных на дальнейшее развитие экономического сотрудничества с дружественными странами.
Статья поступила 06.08.2024 |
|
|
В статье рассматривается каким образом финансовые кризисы и катаклизмы, имевшие место в первой четверти XXI века, которые носили глобальный характер, повлияли на систему корпоративных финансов. Рассмотрены такие аспекты корпоративных финансов, как таких областях корпоративных финансов, как система внутреннего контроля, принципы корпоративного управления, оценка рисков, управленческая и финансовая отчетность. На основании анализа аналитической информации, публично доступных статистических данных и нормативных документов, выведены основные изменения в упомянутых выше областях корпоративных финансов, которые имели место после банкротства компании Enron в 2001 году, кризиса на рынке ипотечного кредитования в США и последовавшего за ним финансового кризиса 2008 года, влияние инструмента санкционных ограничений начиная с 2014 года, а также последствия пандемии COVID-19 в 2019 году. Среди ключевых факторов, оказавших влияние на систему корпоративных финансов, выделяются такие, как рост количества и разнообразия регуляторных требований и ограничений (управление и мониторинг регуляторного комплаенса стало отдельным и важным направлением в корпоративных финансах); существенное повышение сложности и многофакторности финансовых моделей и различных форм отчетности ; сокращение «горизонта планирования», и рост скорость реакции бизнеса и готовность к постоянным и неожиданным изменениям в стратегии, операционном управлении, перестройке и быстрой адаптации существующих бизнес-процессов и систем.
Статья поступила 19.07.2024
|
|
|
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) выступают одним из ключевых факторов социально-экономического развития в глобальном масштабе. Ключевую роль в их внедрении и распространении играют инфотехнологические компании из развитых государств, а также крупнейших развивающихся стран (в первую очередь, КНР и Индии), которые активно продвигают свои товары и услуги на внешние рынки. Эту экспансию, однако, сдерживают политические риски различного происхождения.В статье на базе широкого круга источников раскрывается специфика политических рисков для транснациональных ИКТ-корпораций, действующих в развивающихся странах, а также практика использования инструментов официального содействия международному развитию (СМР) западными донорами и Китайской Народной Республикой для минимизации этих рисков. Установлено, что в секторе ИКТ политические риски носят преимущественно «легально-правительственный» характер и генерируются действиями властей принимающих стран в четырех ключевых областях: инфраструктурная политика; политика в области трансфера технологий; торговая политика; политика в области налогообложения и распределения доходов. Для минимизации этих рисков власти стран происхождения ИКТ-корпораций используют широкий набор инструментов содействия развитию, который не ограничивается грантами и кредитами разной степени льготности, но также включает в себя гарантийные и страховые инструменты. Обозначены три ключевые пути минимизации рисков: 1) обеспечение безрисковых поставок товаров и услуг в развивающиеся страны в рамках проектов СМР; 2) минимизация политических рисков посредством воздействия на факторы их возникновения в стране-реципиенте; 3) прямое страхование правительствами государств-доноров транснациональных ИКТ-компаний от возможных потерь. Приведены примеры конкретных мер, предпринимаемых по этим трем направлениям как на двусторонней основе, так и с задействованием каналов многосторонних организаций. В ходе анализа выявлен заметный рост политизации дискурса по вопросам развития ИКТ и обострение конкуренции между КНР и западными странами, в первую очередь, США. Это приводит к возникновению опасной ситуации, при которой усилия по снижению политических рисков для национальных компаний одними государствами создают прямые политические риски для компаний из других государств, осложняя реализацию повестки устойчивого цифрового развития. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23–28–01060, https://rscf.ru/project/23–28–01060/.
Статья поступила 18.07.2024
|
|
|
В условиях цифровизации проблематика обеспечения безопасности личности и государства от угроз, связанных с неправомерным использованием возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), приобрела особую важность. Несмотря на предпринимаемые меры, направленные на предотвращение и смягчение последствий инцидентов, связанных со злонамеренным применением ИКТ, на международном и национальном уровнях, а также распространением навыков и практик защиты от цифровых угроз на уровне отдельных хозяйствующих субъектов и индивидов, год от года количество фиксируемых киберинцидентов и издержки от них неуклонно растут. Все чаще в заявлениях представителей государственной власти и академического сообщества звучат опасения относительно возможностей ИКТ в части оказания деструктивного информационно-психологического воздействия, а также угрозы милитаризации ИКТ и киберпространства. Важной характеристикой комплекса современных цифровых угроз является их способность к практически моментальному распространению в огромных масштабах, что переводит их в разряд угроз глобального характера и требует принятия соответствующих мер. Россия является одним из ключевых акторов формирующегося международного режима обеспечения информационной безопасности (МИБ). Именно Россией выдвинута инициатива о начале многосторонних переговоров по обеспечению МИБ на платформе ООН. Россия также успешно транслирует свое восприятие МИБ в институтах глобального управления, где пользуется значительным влиянием, в частности в международном объединении БРИКС. В свете расширения состава членов БРИКС вопрос о сопоставимости продвигаемых странами-членами объединения приоритетах в области МИБ приобретает особую актуальность. Исходя из восприятия положения объединения БРИКС в системе глобального управления вызовами МИБ как одной из ключевых неформальных переговорных платформ, автор поставил следующую исследовательскую цель – сформулировать перечень рекомендаций, направленных на более полное использование переговорного потенциала расширенного БРИКС в процессе формирования международного режима обеспечения информационной безопасности. В процессе подготовки статьи автором проведен качественный анализ содержания выступлений представителей стран-членов БРИКС в ходе встреч Рабочей группы открытого состава ООН за период с 2021 – 2025 гг., являющейся на сегодняшний день наиболее представительной переговорной площадкой по вопросам МИБ. На основе результатов проведенного анализа определены совпадающие и расходящиеся позиции членов БРИКС по ключевым аспектам дискуссии по вопросам МИБ. Эти заключения дополняется анализом позиций стран-членов БРИКС по вопросам, связанным с принятием Конвенции ООН по киберпреступности. В настоящей статье также представлены результаты качественного ретроспективного анализа коллективных решений БРИКС по вопросам МИБ. Решения лидеров БРИКС, принятые консенсусом и зафиксированные в итоговых декларациях, классифицированы в соответствии с тематической структурой переговоров на площадке РГОС, что позволило автору определить наиболее востребованные и проблемные направления сотрудничества объединения в тематическом поле МИБ. Разработанные в ходе проведенного исследования рекомендации приведены в заключении настоящей работы. Данная статья подготовлена в рамках государственного задания РАНХиГССтатья поступила 29.11.2024 |
|
|
Настоящая статья представляет результаты исследования практики медиа-сопровождения председательства Индонезии в «Группе двадцати» в 2022 г. Автором был сделан акцент на вопросе о сбалансированности представления в медиа национальных и персональных (про-правительственных) политических интересов. В рамках исследования был осуществлен контент-анализа статей, опубликованных в сети Интернет, семи крупнейших индонезийских СМИ — Antara, CNBC Indonesia, CNN Indonesia, Detik, Kompas, Republika и Tempo. В ходе работы были выявлены закономерности в медиа-представлении и приоритезации вопросов. Выборка материалов изначально составила 753 статьи, из которых после тщательного отбора были проанализированы 724. Ручное кодирование было произведено при помощи пакета программного обеспечения MS Office (MS Excel). Контент-анализ показал, что Antara, государственное СМИ, выпустило наибольшее количество статей о «Группе двадцати» среди выбранных изданий. Материалы издания Antara были преимущественно посвящены экономическим и социокультурным вопросам, в то время как проблемы, имеющие прямое отношение к общественным интересам, такие как инфляция и социальное благосостояние, освещались в меньшей степени. Проведенное исследование показывает, как посредством медиа нарративов представляются национальные интересы. Данные нарративы сосредоточены на положительных кейсах предпринятых государством мер, в то время как сохраняющиеся внутренние проблемы получают меньше внимания. Исследование позволило выявить наличие взаимосвязи между заявлениями правительства и динамикой публикаций в медиа, что особенно характерно для правительственных СМИ. Данное наблюдение вызывает опасения относительно возможного присутствия в индонезийском публичном дискурсе политического давления, предвзятости и намеренного ограничения свободы выражения мнений. Исследование позволило достичь более глубокого понимания характера влияния медиа на восприятие обществом национальных интересов в контексте международных событий, особенно в случаях, когда имеет место политическое давление на медиа.
Статья поступила 05.09.2024
|
|
|
Мир проходит этап «де-глобализации», изменения относительного баланса сил и характера отношений между государствами, ослабления международных организаций в результате изменения интересов ключевых членов в отношении действующих соглашений, роста недоверия к способности многосторонних институтов функционировать рационально и независимо от основных акционеров и возможности их трансформации. Глобальная конкуренция значительно усилилась, идет период болезненной реструктуризации, меняются оценки и подходы к сотрудничеству. Ведущие экономики мира реализуют наступательную политику защиты своей конкурентоспособности и лидерства в определении правил нового экономического порядка, действуя на основе логики реализма, при этом сохраняя и усиливая риторику либерализма. Потребность в модернизации системы глобального экономического управления объективна и общепризнана, в том числе, в документах ООН, «Группы двадцати», БРИКС, ШОС, АТЭС и многих других организаций. Вопрос в том, будет ли обновленная система способствовать созданию справедливого и эффективного экономического порядка и инклюзивному сотрудничеству для созидания глобальных общественных благ; или это будет механизмом влияния и принуждения в интересах отдельных стран или их коалиций. Цель работы – проанализировать международные инициативы «Группы семи», реализуемые в интересах экономической безопасности членов для модернизации правил существующих многосторонних организаций, выстраивания новых механизмов сотрудничества с единомышленниками и противодействия противникам; выявить связанные с этими процессами риски для формирования многополярного мира и справедливой системы управления; сформулировать варианты будущего экономического управления и рекомендации для многостороннего сотрудничества в интересах инклюзивного экономического управления. В рамках работы использованы методы контент анализа ключевых документов «Группы семи» и официальных документов и выступлений официальных лиц членов «семерки», экспертной оценки и субъективного прогнозирования на основе экспертной оценки. Данная статья подготовлена в рамках государственного задания РАНХиГССтатья поступила 14.10.2024 |
|
|
Индо-Тихоокеанская экономическая структура для процветания (Indo-Pacific Economic Framework for Prosperity, IPEF), о создании которой было объявлено президентом Джо Байденом в мае 2022 года, представляет собой стратегическую инициативу Соединенных Штатов, направленную на укрепление экономического лидерства страны в Индо-Тихоокеанском регионе. IPEF сфокусирована на четырех основных сферах: торговле, цепочках поставок, чистой энергии и цифровой экономике, и призвана содействовать сотрудничеству и устойчивому развитию участвующих стран. Через этот механизм США стремятся не только снизить зависимость от Китая, но и изменить глобальную экономическую архитектуру, создавая новую модель экономического сотрудничества, в которой доминируют Соединенные Штаты, способствующую продвижению их торговых стандартов и устойчивого развития. В настоящем исследовании проанализированы характеристики, сущность и стратегическое значение IPEF, а также приведены оценки влияния платформы на Китай — ключевого игрока в рамках экономической и геополитической структуры региона.
Статья поступила 02.08.2024 |
|
|
В настоящей статье рассматривается потенциал концепции «открытой стратегической автономии» (ОСА) как ориентира для промышленной политики, следование которому призвано способствовать укреплению конкурентоспособности и экономическому росту Европейского союза (ЕС). В работе анализируются изменения в глобальной экономике и международном порядке с особым вниманием к двум ключевым явлениям: переконфигурации глобализации в сторону модели «выигрыш – проигрыш» и возрождению «конфронтационных» государств, для которых характерно мышление в логике интервенционизма, усиления национального суверенитета, технонационализма и игры с нулевой суммой. В данном контексте формируется «новая промышленная политика», движимая фокусом на обеспечении экономической автономии и безопасности. В статье рассматриваются стратегии развития промышленности и законодательные инициативы, принимаемые ведущими мировыми державами, которые в значительной степени направлены на использование экономической политики как инструментов давления в международных отношениях, включая применение симметричных ответных мер по принципу «око за око». Исследование помещает ЕС в данный контекст, а также ставит вопрос о совместимости и согласованности новых европейских инициатив, вдохновленных геодирижизмом, с принципами открытой экономики и многостороннего сотрудничества. В заключение предлагаются критерии для оценки того, станет ли ОСА конструктивным ориентиром для промышленной политики или, напротив, окажется деструктивным фактором.
Sergio Mariotti (2024) “Open strategic autonomy” as an industrial policy compass for the EU competitiveness and growth: The good, the bad, or the ugly? Journal of Industrial and Business Economics. https://doi.org/10.1007/s40812-024-00327-y Статья Серджио Мариотти (Sergio Mariotti) “Open strategic autonomy” as an industrial policy compass for the EU competitiveness and growth: The good, the bad, or the ugly? опубликована на английском языке в журнале Journal of Industrial and Business Economics издательством Springer и распространяется по лицензии Creative Commons Attribution (CC BY 4.0). Согласно условиям данной лицензии, любой желающий может воспроизводить, распространять, переводить и создавать производные работы на основе этой статьи (как в коммерческих, так и в некоммерческих целях) при условии полной ссылки на оригинальную публикацию и авторов. С полными условиями лицензии CC BY 4.0 можно ознакомиться по адресу: http://creativecommons. org/licences/by/4.0/legalcode |
|
|
Противостояние с Россией в связи с конфликтом на Украине привело Евросоюз к усилению зависимости от НАТО и доминирующих в блоке США. Вместе с тем, в ЕС активизировалось течение, выступающее за его «стратегическую самостоятельность» на международной арене. Ряд представителей данного течения, идут дальше и призывают построить «державу Европу», которая могла бы стать мировым центром силы, наряду с Соединенными Штатами и Китаем. Особое внимание в этой связи уделяется созданию в ЕС собственного военного потенциала, который был бы сравним с его экономическими и финансовыми возможностями. К такому потенциалу должно привести развитие «европейской автономной обороны», начало которой было положено Маастрихтским договором 1992 года. В статье затрагиваются ее исторические и концептуальные аспекты, а также достаточно скромные структурные элементы, созданные в 1990-е и 2000-е годы. Отмечается, что даже они не появились бы, если бы не усилия Франции, наиболее приверженной «европеисткой идее», и осторожная, но реальная поддержка ее курса со стороны ФРГ. Президент Э .Макрон зарекомендовал себя наиболее последовательным лоббистом как упомянутой «обороны», так и идеи «державы Европы». Нынешняя ситуация на континенте прибавила ему сторонников в ЕС, однако перспективы достижения последним сплоченности, необходимой для реализации данной идеи, остаются туманными.
Материал поступила 27.11.2024. |
|
|