|
|
2025. т. 20. №2
Тема номера: Вызовы, противоречия и решения для справедливого перехода и устойчивого развития
|
|
|
7–20
|
Приоритеты устойчивого развития сохраняют свою актуальность и в сложный для России период внеш-них ограничений и санкционного давления. В период с начала пандемии COVID-19 был принят ряд мер,закладывающих основу для долгосрочного роста. Политика в области обеспечения основ долгосрочногоустойчивого развития продолжается – в 2024 г. с указа президента России В.В. Путина начался новыйцикл работы по достижению национальных целей развития: принят Единый план по достижению национальныхцелей развития, дорабатываются существующие и запускаются новые государственные про-граммы и национальные проекты.В настоящей статье действующие меры государственной политики России рассматриваются напредмет соответствия целям и задачам Повестки дня в области устойчивого развития до 2030 г. (По-вестка-2030). Автор анализирует документы стратегического планирования и национальные проектыРоссийской Федерации, а также динамику статистических показателей по ключевым направлениямустойчивости: социальному, экономическому и экологическому. Данная статья подготовлена в рамках государственного задания РАНХиГС
Статья поступила 03.03.2025.
|
|
|
21–38
|
В статье рассматривается проблема оценки с правовой точки зрения значимости международных договоров в сфере экономического развития для России в текущих условиях. Для целей исследования круг рассматриваемых международных договоров ограничен многосторонними договорами (соглашениями, рекомендациями и т.д.), принятыми в рамках работы ООН и 27 связанных с ней международных организаций. Из 225 международных договоров, отобранных для оценки по методике, описанной в статье, значимыми признаны 58 договоров. Данные договоры собраны в блоки по схожести регулируемых отношений (защита капиталовложений, налоговое административное сотрудничество и т.д.) и отобраны для последующего детального анализа и формирования рекомендаций для российских органов власти по мерам совершенствования российского правового регулирования и формирования международно-правовых инструментов, направленных на дальнейшее развитие экономического сотрудничества с дружественными странами. Статья поступила 06.08.2024
|
|
|
39–60
|
В статье анализируется влияние финансовых кризисов и глобальных катаклизмов первой четверти XXI в. на систему корпоративных финансов. Рассмотрены некоторые аспекты корпоративных финансов, в частности система внутреннего контроля, принципы корпоративного управления, оценка рисков, управленческая и финансовая отчетность. На основании анализа имеющейся информации, публично доступных статистических данных и нормативных документов сделаны выводы об основных изменениях в упомянутых выше областях корпоративных финансов, которые произошли после банкротства компании Enron в 2001 г., кризиса на рынке ипотечного кредитования в США и последовавшего за ним финансового кризиса2008 г., а также о влиянии инструмента санкционных ограничений начиная с 2014 г. и последствиях пандемии COVID-19. На систему корпоративных финансов оказали влияние несколько ключевых факторов, такие как рост количества и разнообразия регуляторных требований и ограничений (управление и мониторинг регуляторного комплаенса стали отдельным важным направлением в корпоративных финансах); существенное повышение сложности и многофакторности финансовых моделей и различных форм отчетности; сокращение «горизонта планирования», ускорение реакции бизнеса и готовность к постоянным и неожиданным изменениям в стратегии, операционном управлении, перестройке и быстрой адаптации существующих бизнес-процессов и систем. Статья поступила 19.07.2024 |
|
|
61–77
|
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – один из ключевых факторов социально-эконо-мического развития в глобальном масштабе. Ключевую роль в их внедрении и распространении играютИКТ-компании из развитых государств, а также крупнейших развивающихся стран, в первую очередьКНР и Индии, которые активно продвигают свои товары и услуги на внешние рынки. Эту экспансию,однако, сдерживают политические риски различного происхождения. В статье на базе широкого кругаисточников раскрывается специфика политических рисков для транснациональных ИКТ-корпораций, дей-ствующих в развивающихся странах, а также практика использования инструментов официального со-действия международному развитию (СМР) западными донорами и Китайской Народной Республикой дляминимизации этих рисков. Установлено, что в секторе ИКТ политические риски носят преимущественно «легально-прави-тельственный» характер и генерируются действиями властей принимающих стран в четырех ключевыхобластях: инфраструктурная политика; политика в области трансфера технологий; торговая полити-ка; политика в области налогообложения и распределения доходов. Для минимизации этих рисков властистран происхождения ИКТ-корпораций используют широкий набор инструментов содействия развитию,который не ограничивается грантами и кредитами разной степени льготности, но также включает га-рантийные и страховые инструменты. Обозначены также ключевые пути минимизации рисков: 1) обеспечение безрисковых поставок това-ров и услуг в развивающиеся страны в рамках проектов СМР; 2) минимизация политических рисков посред-ством воздействия на факторы их возникновения в стране-реципиенте; 3) прямое страхование прави-тельствами государств – доноров транснациональных ИКТ-компаний от возможных потерь. Приведеныпримеры конкретных мер, принимаемых по этим трем направлениям как на двусторонней основе, так и сзадействованием каналов многосторонних организаций. При анализе выявлен заметный рост политиза-ции дискурса по вопросам развития ИКТ и обострение конкуренции между КНР и западными странами, впервую очередь США. Это приводит к возникновению опасной ситуации, при которой усилия, направлен-ные на снижение политических рисков для национальных компаний одними государствами, создают пря-мые политические риски для компаний из других государств, осложняя реализацию повестки устойчивогоцифрового развития. Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23–28–01060, https://rscf.ru/project/23–28–01060/.
Статья поступила 18.07.2024
|
|
|
78–97
|
В условиях цифровизации проблематика обеспечения безопасности личности и государства от угроз, связанных с неправомерным использованием возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), приобрела особую важность. Несмотря на принимаемые меры, направленные на предотвращение и смягчение последствий инцидентов, связанных со злонамеренным применением ИКТ на международном и национальном уровнях, а также распространением навыков и практик защиты от цифровых угроз на уровне отдельных хозяйствующих субъектов и индивидов, год от года количество фиксируемых киберинцидентов и издержки от них неуклонно растут. Все чаще в заявлениях представителей государственной власти и академического сообщества звучат опасения относительно возможностей ИКТ в части оказания деструктивного информационно-психологического воздействия, а также угрозы милитаризации ИКТ и киберпространства. Важной характеристикой комплекса современных цифровых угроз является их способность к практически моментальному распространению в огромных масштабах, что переводит их в разряд угроз глобального характера и требует принятия соответствующих по масштабу мер. Россия является одним из ключевых акторов формирующегося международного режима обеспечения информационной безопасности (МИБ). Именно Россия выступила с инициативой о начале многосторонних переговоров по обеспечению МИБ на платформе ООН. Россия также успешно транслирует свое восприятие МИБ в институтах глобального управления, где пользуется значительным влиянием, в частности в международном объединении БРИКС. В свете расширения состава членов БРИКС вопрос о сопоставимости продвигаемых странами – членами объединения приоритетов в области МИБ приобретает особую актуальность. Исходя из восприятия положения объединения БРИКС в системе глобального управления вызовами МИБ как одной из ключевых неформальных переговорных платформ, автор поставил следующую исследовательскую цель – сформулировать перечень рекомендаций, направленных на более полное использование переговорного потенциала расширенного БРИКС в процессе формирования международного режима обеспечения информационной безопасности. В процессе подготовки статьи автором проведен качественный анализ содержания выступлений представителей стран – членов БРИКС в ходе встреч Рабочей группы открытого состава ООН за период с 2021 по 2025 г., являющейся на сегодняшний день наиболее представительной переговорной площадкой по вопросам МИБ. На основе результатов проведенного анализа определены совпадения и расхождения позиций членов БРИКС по ключевым аспектам дискуссии по вопросам МИБ. Эти заключения дополняются анализом позиций стран – членов БРИКС по вопросам, связанным с принятием Конвенции ООН по киберпреступности. В настоящей статье также представлены результаты качественного ретроспективного анализа коллективных решений БРИКС по вопросам МИБ. Решения лидеров БРИКС, принятые консенсусом и зафиксированные в итоговых декларациях, классифицированы в соответствии с тематической структурой переговоров на площадке РГОС, что позволило автору определить наиболее востребованные и проблемные направления сотрудничества объединения в тематическом поле МИБ. Разработанные в ходе проведенного исследования рекомендации приведены в заключительной части настоящей работы. Данная статья подготовлена в рамках государственного задания РАНХиГССтатья поступила 29.11.2024 |
|
|
98–122
|
Настоящая статья представляет результаты исследования практики медиа-сопровождения председательства Индонезии в «Группе двадцати» в 2022 г. Автором был сделан акцент на вопросе о сбалансированности представления в медиа национальных и персональных (про-правительственных) политических интересов. В рамках исследования был осуществлен контент-анализа статей, опубликованных в сети Интернет, семи крупнейших индонезийских СМИ — Antara, CNBC Indonesia, CNN Indonesia, Detik, Kompas, Republika и Tempo. В ходе работы были выявлены закономерности в медиа-представлении и приоритезации вопросов. Выборка материалов изначально составила 753 статьи, из которых после тщательного отбора были проанализированы 724. Ручное кодирование было произведено при помощи пакета программного обеспечения MS Office (MS Excel). Контент-анализ показал, что Antara, государственное СМИ, выпустило наибольшее количество статей о «Группе двадцати» среди выбранных изданий. Материалы издания Antara были преимущественно посвящены экономическим и социокультурным вопросам, в то время как проблемы, имеющие прямое отношение к общественным интересам, такие как инфляция и социальное благосостояние, освещались в меньшей степени. Проведенное исследование показывает, как посредством медиа нарративов представляются национальные интересы. Данные нарративы сосредоточены на положительных кейсах предпринятых государством мер, в то время как сохраняющиеся внутренние проблемы получают меньше внимания. Исследование позволило выявить наличие взаимосвязи между заявлениями правительства и динамикой публикаций в медиа, что особенно характерно для правительственных СМИ. Данное наблюдение вызывает опасения относительно возможного присутствия в индонезийском публичном дискурсе политического давления, предвзятости и намеренного ограничения свободы выражения мнений. Исследование позволило достичь более глубокого понимания характера влияния медиа на восприятие обществом национальных интересов в контексте международных событий, особенно в случаях, когда имеет место политическое давление на медиа.
Статья поступила 05.09.2024
|
|
|
123–143
|
Мир проходит этап деглобализации, изменения относительного баланса сил и характера отношений меж-ду государствами, ослабления международных организаций в результате изменения интересов ключевыхчленов в отношении действующих соглашений, роста недоверия к способности многосторонних институ-тов функционировать рационально и независимо от основных акционеров и возможности их трансформа-ции. Глобальная конкуренция значительно усилилась, идет период болезненной реструктуризации, меня-ются оценки и подходы к сотрудничеству. Ведущие экономики мира реализуют наступательную политикузащиты своей конкурентоспособности и лидерства в определении правил нового экономического порядка,действуя на основе логики реализма, при этом сохраняя и усиливая риторику либерализма. Потребность в модернизации системы глобального экономического управления объективна и обще-признанна, в том числе в документах ООН, «Группы двадцати», БРИКС, ШОС, АТЭС и многих другихорганизаций. Вопрос в том, будет ли обновленная система способствовать созданию справедливого иэффективного экономического порядка и инклюзивному сотрудничеству для созидания глобальных общественных благ, или она будет механизмом влияния и принуждения в интересах отдельных стран или их коалиций. Цель работы – проанализировать международные инициативы «Группы семи», реализуемые винтересах экономической безопасности стран-членов для модернизации правил существующих много-сторонних организаций, выстраивания новых механизмов сотрудничества с единомышленниками и про-тиводействия противникам; выявить связанные с этими процессами риски для формирования многополярного мира и справедливой системы управления; сформулировать варианты будущего экономическогоуправления и рекомендации для многостороннего сотрудничества в интересах инклюзивного экономического управления. В работе использованы методы контент-анализа ключевых документов «Группы семи» и документов и выступлений официальных представителей стран «семерки», экспертной оценки и субъективного прогнозирования на основе экспертной оценки. Данная статья подготовлена в рамках государственного задания РАНХиГССтатья поступила 14.10.2024 |
|
|
144–159
|
В мае 2022 г. американский президент Джо Байден объявил о создании Индо-Тихоокеанской экономиче-ской структуры для процветания (Indo-Pacific Economic Framework for Prosperity, IPEF). Эта стратеги-ческая инициатива Соединенных Штатов направлена на укрепление экономического лидерства страны вИндо-Тихоокеанском регионе. IPEF охватывает четыре основные сферы – торговля, цепочки поставок,чистая энергия и цифровая экономика – и призвана содействовать сотрудничеству и устойчивому раз-витию участвующих стран. Через этот механизм США стремятся не только снизить зависимость отКитая, но и изменить глобальную экономическую архитектуру, создавая новую модель экономического со-трудничества, в которой доминируют Соединенные Штаты, способствующую продвижению их торго-вых стандартов и устойчивого развития. В настоящем исследовании проанализированы характеристики,сущность и стратегическое значение IPEF, а также приведены оценки влияния платформы на Китай испрогнозированы возможные изменения в IPEF на фоне повторного избрания Д. Трампа президентом США.
Статья поступила 02.08.2024 |
|
|
160–188
|
В статье рассматривается потенциал концепции открытой стратегической автономии (ОСА) как ориентира для промышленной политики, следование которому призвано способствовать укреплению конкурентоспособности и экономическому росту Европейского союза (ЕС). Анализируются изменения в глобальной экономике и международном порядке с особым вниманием к двум ключевым явлениям: пере- конфигурации глобализации в сторону модели «выигрыш – проигрыш» и возрождению «конфронтационных» государств, для которых характерно мышление в логике интервенционизма, усиления национального суверенитета, технонационализма и игры с нулевой суммой. В данном контексте формируется «новая промышленная политика», движимая фокусом на обеспечение экономической автономии и безопасности. В статье рассматриваются стратегии развития промышленности и законодательные инициативы ведущих мировых держав, которые в значительной степени направлены на использование экономической политики как инструмента давления в международных отношениях, включая применение симметричных ответных мер по принципу «око за око». Исследование помещает ЕС в данный контекст, а также рассматривает вопрос о совместимости и согласованности новых европейских инициатив, вдохновленных геодирижизмом, с принципами открытой экономики и многостороннего сотрудничества. В заключительном разделе предлагаются критерии для оценки того, станет ли ОСА конструктивным ориентиром для промышленной политики или, напротив, окажется деструктивным фактором.
Sergio Mariotti (2024) “Open strategic autonomy” as an industrial policy compass for the EU competitiveness and growth: The good, the bad, or the ugly? Journal of Industrial and Business Economics. https://doi.org/10.1007/s40812-024-00327-y Статья Серджио Мариотти (Sergio Mariotti) “Open strategic autonomy” as an industrial policy compass for the EU competitiveness and growth: The good, the bad, or the ugly? опубликована на английском языке в журнале Journal of Industrial and Business Economics издательством Springer и распространяется по лицензии Creative Commons Attribution (CC BY 4.0). Согласно условиям данной лицензии, любой желающий может воспроизводить, распространять, переводить и создавать производные работы на основе этой статьи (как в коммерческих, так и в некоммерческих целях) при условии полной ссылки на оригинальную публикацию и авторов. С полными условиями лицензии CC BY 4.0 можно ознакомиться по адресу: http://creativecommons. org/licences/by/4.0/legalcode |
Эссе
|
|
189–199
|
Противостояние с Россией в связи с конфликтом на Украине привело Евросоюз к усилению зависимости от НАТО и доминирующих в блоке США. Вместе с тем в ЕС активизировалось течение, выступающее за его «стратегическую самостоятельность» на международной арене. Ряд представителей данного течения идут дальше и призывают построить «державу Европу», которая могла бы стать мировым центром силы наряду с Соединенными Штатами и Китаем. Особое внимание в этой связи уделяется созданию в ЕС собственного военного потенциала, который был бы сравним с его экономическими и финансовыми возможностями. К такому потенциалу должно привести развитие «европейской автономной обороны», начало которой было положено Маастрихтским договором 1992 г. В статье затрагиваются ее исторические и концептуальные аспекты, а также достаточно скромные структурные элементы, созданные в 1990-е и 2000-е годы. Отмечается, что даже они не появились бы, если бы не усилия Франции, наиболее приверженной «европеистской идее», и осторожная, но реальная поддержка ее курса со стороны ФРГ. Президент Э. Макрон зарекомендовал себя наиболее последовательным лоббистом как упомянутой «обороны», так и идеи «державы Европы». Нынешняя ситуация на континенте прибавила ему сторонников в ЕС, однако перспективы достижения последним сплоченности, необходимой для реализации данной идеи, остаются туманными.
Материал поступила 27.11.2024. |
|
|