|
2025. т. 20. №1
Тема номера: Сотрудничество и конкуренция в трансформации глобального управления для меняющегося мира
|
|
7–30
|
Торговое противостояние США и Китая внесло решающий вклад в формирование феномена геоэкономической фрагментации как процесса нарушения сложившихся торгово-экономических связей между государствами, начавшегося в результате мирового финансового кризиса 2008–2009 гг. Однако проблемы, возникающие в связи с эволюцией данного явления, его возможные формы и последствия для экономического мироустройства остаются малоизученными. Цель данного исследования заключается в оценке влияния фактора экономической безопасности в торговой политике США и Китая на формирование феномена геоэкономической фрагментации, а также динамики развития данного феномена вне рамок противостояния США и КНР. В ходе исследования для формализации торгового аспекта геоэкономической фрагментации использовалась процедура построения композитного индекса. Данные, отобранные в рамках методологии исследования, содержат торговые показатели для 120 стран с 2008 по 2022 г. Авторы пришли к выводу, что фактор экономической безопасности в торговой политике США и КНР действительно стал катализатором геоэкономической фрагментации, и, несмотря на снижение его влияния на данный процесс в период с 2018 по 2020 г., в настоящий момент страны остального мира про- должают играть меньшую роль в его эволюции и развитии. Авторы надеются, что их исследование будет способствовать лучшему пониманию концепции геоэкономической фрагментации и привлечет внимание политиков и экономистов к необходимости реформирования многосторонних институтов Статья поступила 07.10.2024, принята к публикации 28.01.2025 |
|
31–45
|
Эксперты Международного валютного фонда назвали геоэкономической фрагментацией рискованный разворот процесса глобализации экономики, выполняемый ведущими мировыми игроками. В статье в данном контексте рассмотрены инструменты экономической политики Европейского союза. Цель исследования – опровергнуть формируемое в официальных документах ЕС представление об экстренном характере европейского протекционизма и расширить понимание проблемы неприятия государствами-членами экономической политики ЕС, несмотря на ее одобрение де-юре. Опорой в достижении цели служит ретроспективный метод, помогающий целостному видению феномена наднационального регулирования с учетом его прошлого и настоящего. Автор использует знания, накопленные в отечественной европеистике, относя решения последних лет к закономерным проявлениям глубинной протекционистской сути ЕС. В первой части дана характеристика недавним политико-правовым актам Европейского союза, регулирующим его внешнеэкономические связи. Во второй части рассмотрены свежие документы об обустройстве в пределах единого внутреннего рынка ЕС, призванные к тому же нивелировать протекционистский уклон внешнеэкономической политики. Собранные экспертные оценки, в том числе из специальных номеров журналов, предложивших тематику к обсуждению, акцентируют внимание на неблагоприятных последствиях проведения нынешнего курса для экономики ЕС; среди них искажение конкуренции, сырьевой голод, вероятность нового долгового кризиса, консервация территориальных диспропорций. Автор попутно упоминает о механизме финансовых сделок между наднациональным уровнем власти и государствами-членами, характеризуя его как эффективный способ достичь одобрения экономической политики ЕС, но неэффективный для спасения от отрицательных результатов в ходе ее реализации. Анализ документов, подкрепленный отсылками на события из прошлого европейской интеграции, приводит автора к выводу о сопротивлении государств-членов укреплению единства европейского рынка и другим мерам наднациональной экономической политики как способе снизить риски для национальной экономики. Тем самым на современном материале автор подтверждает еще один вывод, полученный ранее отечественными и зарубежными исследователями европейской интеграции, об извечной борьбе противоположностей в ЕС – наднационального уровня власти и партизанского протекционизма государств-членов. Статья подготовлена при поддержке гранта Министерства науки и высшего образо-вания Российской Федерации на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития № 075-15-2024-551 «Глобальные и региональные центрысилы в формирующемся мироустройстве».
Статья поступила 20.07.2024 |
|
46–74
|
По мере таяния арктических льдов, вызванного глобальным потеплением, экономический потенциал и стратегическая значимость Северного морского пути (СМП) как нового маршрута, соединяющего Азию и Европу, становятся все более очевидными. В этом контексте сотрудничество между Китаем и Россией в Арктике является одним из ключевых направлений экономического и стратегического партнерства двух стран. В статье применена модель SWOT-анализа для всестороннего изучения текущего состояния и перспектив экономического сотрудничества Китая и России на арктическом маршруте. Основное внимание уделено экономическому потенциалу и стратегической важности СМП в связи с изменением ледовой обстановки в Арктике и геополитической трансформацией. В качестве значимого фонового фактора рассмотрены политические позиции обеих стран, определены общие интересы и существующие проблемы. В статье анализируются данные и конкретные кейсы для оценки возможностей и потенциальных рисков сотрудничества. На основании официальных данных о судоходстве рассматриваются совместные усилия Китая и России по развитию СМП как жизнеспособного морского коридора, при этом подчеркивается, что Китай – ключевой игрок в развитии СМП. Детальное изучение кейсов с помощью метода pre-mortem- анализа (метод применяется в планировании для заблаговременного учета возможных рисков; по аналогии с post-mortem-методом («после смерти» (лат.)) – заключение о причинах смерти), объясняющим причины неудачи проекта по факту их свершения. – Примеч. пер.) позволяет выявить потенциальные риски для сотрудничества: риски зависимости, принуждения и угрозы кибербезопасности. Исходя из текущего состояния и перспектив сотрудничества предлагается долгосрочная стратегия совместного развития (проектов в рамках СМП. – Примеч. пер.) на период от 10 до 20 лет, сфокусированная на укреплении доверия, проведении совместных исследований для подготовки технико-экономических обоснований проектов и их поэтапной реализации. Основная цель такой стратегии заключается в создании устойчивого и взаимовыгодного партнерства, в рамках которого будет достигнут баланс между вопросами безопасности и экономического развития в Арктике. Успешное сотрудничество Китая и России в данном регионе, демонстрирующее потенциал международного взаимодействия в области арктической логистики и развития инфраструктуры, можно рассматривать как модель для других стран, заинтересованных в использовании СМП.
Публикация была подготовлена в рамках XI Российско-китайской летней школы помеждународным отношениям в НИУ ВШЭ. Авторы благодарны анонимным рецензентам за конструктивные предложения
Статья поступила 22.07.2024 |
|
75–88
|
Цель данной статьи – выявить и систематизировать площадки и каналы, которые Пекин использует для трансляции своих идей иностранной аудитории, и таким образом внести вклад в исследования дискурсивной силы КНР. Теоретической основой исследования является концепция стратегических нарративов, которая среди прочего обращает внимание на процесс проецирования нарративов и подчеркивает важность инфраструктуры, используемой для трансляции идей иностранной аудитории. В эмпирической части систематизируется информация о четырех группах каналов трансляции китайских нарративов, к которым относятся средства массовой информации, социальные сети, международные форумы и организации, а также мозговые центры. Эти каналы оцениваются и сравниваются по следующим критериям: целевая аудитория, тип контента, посредством которого Китай транслирует свои идеи, и степень контроля над каналами со стороны КПК. В статье показано, что Китай применяет многосторонний подход: использует как существующие платформы, так и создает свои собственные, чтобы преодолеть имеющиеся ограничения и получить возможность устанавливать правила игры. Разнообразие каналов трансляции китайских идей свидетельствует о том, что Китай старается охватить различные группы внутри очень фрагментированной международной аудитории. Кроме этого, разные каналы зачастую служат разным стратегическим целям. Например, в случае международных организаций и форумов стратегической целью является влияние на политические элиты для обеспечения поддержки китайских проектов как на глобальном уровне, так и на локальном. Нарративы, распространяемые через средства массовой информации и социальные сети, ориентированы на широкую общественность, их цель – создание благоприятной среды для прокитайской политики и оспаривание гегемонистского дискурса о «китайской угрозе». В статье делается вывод о том, что помимо национальных интересов КНР на китайскую стратегию внешней коммуникации оказывают влияние глобальная информационная и институциональная среда и фрагментация иностранной аудитории.
Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда № 23-28-00994,https://rscf.ru/project/23-28-00994/
Статья поступила 28.05.2024 |
|
89–105
|
В последние годы дискурс вокруг изменений в мировом порядке, факторов, определяющих изменения в политической, экономической и культурной сферах, и их последствий для разных стран стали важными темами в области исследований внешней политики и международных отношений. Трансформация оценивается на глобальном уровне с акцентом на том, как страны взаимодействуют друг с другом и как разрешаются международные конфликты. Кроме того, наблюдается усиление политики, способствующей выравниванию и разделению мира на восточный и западный лагерь. Изменения, которые оцениваются на глобальном уровне, вызвали изменения в способе взаимодействия стран друг с другом, а также изменения в способе разрешения международных конфликтов. С другой стороны, они спровоцировали появление осей и разделение мира на восточный и западный лагерь. Действительно, сближение в рамках восточного лагеря, включающего Китай, Россию и Индию, и западного лагеря, включающего Соединенные Штаты и их западных союзников, по-видимому, закладывает основу для возникновения новой международной системы. В этой ситуации, выстраивая стратегию ориентации на восток и пытаясь обеспечить больший баланс в своих внешних отношениях, Иран пытался увеличить свою мощь во внешней политике на различных военных и политических аренах и оказывал влияние на других акторов. Более того, отношения между Россией и Ираном всегда носили дружественный характер, особенно в последние годы, и развивались без особых взлетов и падений. Лидеры обеих стран разделяют мнение о несправедливости нынешней однополярной системы, одностороннего и ориентированного на санкции подхода Соединенных Штатов и решительно отстаивают необходимость изменения международной системы отношений и создания нового мирового порядка. В статье сделана попытка рассмотреть проблему изменения мирового порядка с помощью аналитического подхода, сосредоточившись на возможностях, которые новый мировой порядок дает Ирану и России
Статья поступила в редакцию 03.07.2024 |
|
106–119
|
Многосторонняя повестка международных отношений в современных условиях крайне фрагментарна. Вместе с тем тематика устойчивого развития остается одним из немногих вопросов, по которому все еще удается нащупать консенсус. Достижение целей устойчивого развития и одновременно технологической трансформации экономики, столь необходимой на фоне многочисленных вызовов, наилучшим образом происходит при взаимодополняющей комбинации конкурентных рыночных механизмов и проконкурентного государственного регулирования. В статье предпринимается попытка обобщить теоретические и практические подходы к интеграции задач экономики устойчивого развития и конкурентной (антимонопольной) политики сквозь призму правового регулирования. Сделано предположение о том, что непосредственное участие в данной работе следует принимать конкурентным ведомствам, формируя баланс между применением норм антимонопольного законодательства и деятельностью бизнеса по достижению «устойчивости». Изучено нормативное регулирование и «мягкое право» на различных уровнях. Также проанализирована правоприменительная деятельность антимонопольных органов. Отдельное внимание уделено практике международных организаций и интеграционных объединений (ООН, ЕС, АСЕАН, ЮНКТАД, ОЭСР, МТП). Установлено, что одной из наиболее рациональных форм достижения синергии вопросов устойчивого развития и конкуренции как способов достижения технологической трансформации экономики является гармонизация подходов на региональном уровне, например в рамках деятельности интеграционных объединений и международных организаций. В этой связи разработаны некоторые пути применения изученного опыта в Евразийском экономическом союзе.
Статья поступила 28.08.2024
|
|
120–138
|
В отношении Северной Кореи на протяжении длительного времени действуют многочисленные односторонние и международные ограничительные меры (санкции). США, будучи ключевым инициатором односторонних мер, ведут политику санкций в отношении КНДР с 1950 г. На фоне развития ракетно-ядерной программы Северной Кореи произошла интернационализация режима санкций. С 2006 по 2017 г. Совет Безопасности ООН принял 10 резолюций, последовательно ужесточавших ограничительные меры против КНДР. В мире нет ни одной страны, в отношении которой действовал бы столь жесткий, долгосрочный и комбинированный режим односторонних и международных санкций. Тем не менее КНДР сумела превратиться в де-факто ракетно-ядерную державу. Случай КНДР вновь ставит вопрос, который давно стал сквозным для исследований политики санкций: почему в одним случаях санкции приводят к достижению целей стран-инициаторов, а в других терпят неудачу? Применительно к Северной Корее – почему Пхеньян выдержал давление ограничительных мер и в конечном итоге добился своих целей, несмотря на беспрецедентное давление? Существующая литература дает ряд объяснений неудачи санкций, однако случай КНДР вписывается в данные модели лишь частично. Цель статьи – анализ политики санкций в отношении КНДР и причин их провала. Неудача политики санкций против Северной Кореи объясняется спецификой дипломатии Пхеньяна, сумевшей затянуть переговоры, выиграть время для развития ракетно-ядерной программы, обеспечить страну зарубежной помощью. Среди иных факторов – отношения с так называемыми «черными рыцарями» – странами, сохранившими экономические отношения с КНДР; относительная умеренность вторичных санкций США; политика властей КНДР, направленная на адаптацию к режиму санкций.
Статья поступила в редакцию 08.11.2024 |
|
139–156
|
Актуальность исследования определяется тем, что согласование подходов по вопросам справедливого перехода в рамках «Группы двадцати» с учетом позиции как развитых, так и развивающихся стран может обеспечить выработку более эффективных инструментов обеспечения климатического и энергетического перехода при максимизации преимуществ и минимизации рисков и негативных последствий для всех, включая наиболее уязвимые слои населения и страны. Целью исследования является выделение основных аспектов повестки справедливого перехода в «двадцатке» и этапов ее трансформации. По результатам исследования автор приходит к следующему выводу: несмотря на то что сам термин «справедливый переход» закрепился в повестке «Группы двадцати» только в 2021 г., целый ряд решений отражали его важнейшие аспекты до этого. Появление термина в итоговых документах итальянского председательства отражает противоречия, которые обостряются между развитыми и развивающимися экономиками, входящими в институт. Развитые страны стремятся заставить развивающиеся идти тем же путем декарбонизации, обеспечивая ее теми же инструментами, вне зависимости от экономической модели и располагаемых ресурсов. Развивающиеся страны хотят добиться исполнения обязательств, принятых в РКИК и Парижском соглашении, по финансированию, технологиям и учета их национальных условий и возможности хотя бы догоняющего развития с опорой на свои преимущества, равного права в определении правил и неиспользования климата как предлога для протекционизма и защиты своих экономик. В качестве компромисса формулировка о справедливом переходе вошла в итоговые документы саммита в Риме. С 2022 г. развивающиеся страны сделали справедливость энергетического и климатического переходов одним из главных приоритетов института.
Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС
Статья поступила в редакцию 08.11.2024 |
|
157–175
|
На фоне ограниченности масштабов реформирования международной валютно-финансовой системы (МВФС) и многосторонних финансовых институтов (МФИ), постоянных задержек реформ, а так- же вводимых с 2014 г. ограничений, которые привели к фактической остановке взаимодействия России с Бреттон-Вудскими институтами, растет актуальность укрепления взаимодействия государств БРИКС на профильных многосторонних площадках, включая МВФ и Группу Всемирного банка, и, соответственно, повышения роли БРИКС в международной валютно-финансовой системе, что в том числе нашло отражение в приоритетах российского председательства в объединении в 2024 г. Цель данной статьи – оценка вызовов и перспектив укрепления сотрудничества БРИКС по реформированию МВФС и ее институтов в условиях расширения объединения. По результатам обзора динамики институциональной повестки БРИКС по реформе МВФС и трудностей на пути ее реализации, анализа вызовов и возможностей, связанных с приоритетами отдельных государств БРИКС по рассматриваемым проблемам, представлены выводы и рекомендации. Показано, что реформирование МФИ невозможно без развития сотрудничества со странами – партнерами в смежных сферах – усиления роли национальных валют и создания механизмов обеспечения валютной ликвидности, формирования платежной инфраструктуры и т.д. При этом интересы России и других государств БРИКС по указанным вопросам в значительной степени совпадают, однако страновая специфика и сравнительно более низкий экономический потенциал не позволяют некоторым из присоединившихся к БРИКС в 2024 г. странам, в частности Эфиопии и Египту, действовать в полной мере независимо по отношению к источникам внешнего капитала и финансовой помощи, включая МВФ, Всемирный банк и другие финансовые институты, контролируемые развитыми государствами. По результатам анализа представлены рекомендации по дальнейшему укреплению сотрудничества БРИКС в финансово-экономической сфере, в том числе по валютной диверсификации и развитию платежных систем, а также созданию собственной расчетной единицы.
Данная статья подготовлена в рамках государственного задания РАНХиГС
Статья поступила 17.12.2024 |
|
176–201
|
Межгосударственное объединение стран с динамично развивающимися экономиками БРИКС с 2024 г. является площадкой для развития многостороннего и взаимовыгодного сотрудничества России, Китая, Бразилии, Индии, Южно-Африканской Республики (ЮАР), Ирана, ОЭА, Эфиопии, Египта, а в 2025 г. к составу БРИКС добавилась и Индонезия. Саудовская Аравия также проявляла интерес к данному объединению. Вторая волна расширения по треку «Юг – Юг» (первая волна – присоединение ЮАР) привела к установлению нового формата взаимодействия в рамках расширенного состава БРИКС. Учитывая присоединение к объединению Эфиопии, Египта, Ирана, Индонезии и ОАЭ, можно прогнозировать интенсификацию взаимодействия в рамках объединения еще большего числа стран в будущем. И в этой связи возникает вопрос поиска возможных перспективных направлений для сотрудничества стран в рамках расширенного состава БРИКС, одним из которых может стать сотрудничество в области Арктики как стратегического для многих стран региона, климатические изменения в котором затрагивают интересы и, казалось бы, максимально далеких от региона Крайнего Севера стран. В условиях снижения эффективности регуляторной функции Арктического совета на повестку дня выходят вопросы поиска и исследования новых международных гибких форматов для сотрудничества стран в регионе. И в этом контексте формат БРИКС видится достаточно перспективным для исследования в вышеназванном ключе. В данной статье сквозь призму ключевых научных работ и документов рассматриваются интересы стран БРИКС в Арктике с акцентом на новые страны-члены посредством анализа их существующих или формирующихся арктических повесток, выявлены перспективные направления для их сотрудничества в регионе и сформулирован вывод о том, может ли формат БРИКС способствовать развитию кооперации в Арктическом регионе, в особенности с учетом расширения его состава в контексте трансформации глобального управления в новых геополитических реалиях и очевидного снижения эффективности выполнения Арктическим советом своих функций. Статья поступила 05.07.2024 |
|
202–228
|
В условиях стремительной цифровизации государства и объединения решают задачи формирования норм, институтов и стандартов регулирования разработки и применения цифровых технологий. Параметры будущего цифрового управления будут иметь долгосрочные экономические и политические последствия и определять баланс сил в будущей системе геополитических и экономических отношений. Соответственно, растет конкуренция за влияние на процессы построения глобального цифрового управления. Эта конкуренция проявилась в переговорах и итоговом тексте Глобального цифрового договора. Построение справедливой и эффективной архитектуры цифрового управления на основе целостного и инклюзивного подхода имеет решающее значение для создания многостороннего миропорядка. Одним из вызовов является стремление «Группы семи» и ее «единомышленников» сформировать систему управления цифровой экономикой, обеспечивающую интересы и влияние членов «Группы семи» и их партнеров. В то же время развивающиеся страны, несмотря на близкие подходы, не имеют консолидирующей платформы. Цель статьи – проанализировать инициативы «Группы семи» по формированию управления цифровой экономикой. В фокусе внимания решения и действия «семерки», нормы и правила, продвигаемые членами группы через ОЭСР, и влияние на цифровую повестку «Группы двадцати», в которой БРИКС и «семерка» составляют два ядра, представляющие интересы стран с формирующимися рынками и развитых стран соответственно. На основе анализа документов «Группы двадцати», «Группы семи», ОЭСР и БРИКС сформулированы выводы о тенденциях влияния «семерки» на процессы создания новых правил и институтов и рисках закрепления влияния и конкурентных преимуществ развитых стран в глобальном управлении. Предложены рекомендации для коллективных действий БРИКС, направленных на построение действительно многосторонней, справедливой и эффективной архитектуры цифрового управления в интересах мирового большинства на основе целостного и инклюзивного подхода Данный обзор подготовлен в рамках государственного задания РАНХиГС
Обзор поступил 02.12.2024
|
|
|