|
2024. т. 19. №4
Тема номера: Сотрудничество в условиях множественных кризисов
|
|
7–22
|
В статье анализируется роль современной геополитической фрагментации в регионализации глобального экономического пространства. Логика исследования построена на анализе изменений в теории регионализации в связи с тектоническими трансформациями в мировой экономике и политике. Выделен новый этап в развитии регионализма, который назван геополитическим регионализмом, и уточнена методология выделения типов регионализации мировой экономики. Более подробно рассматриваются такие типы как традиционная регионализация, основанная на прямых договорных форматах экономической интеграции (интеграционная регионализация), которая обусловлена прежде всего экономическими факторами; регионализация, базирующаяся на макрорегионах и субрегионах (макрорегиональная регионализация), в которой доминирующим фактором является географическое положение; фрагментация, обусловленная политическими факторами (геополитическая фрагментация) и ведущая к разделению глобального экономического пространства на отдельные противоборствующие блоки государств. Рассматриваются различные методологические подходы к выделению геополитических блоков, включая использование нового критерия – геополитическое расстояние, которое показывает прежде всегостепень внешнеполитической близости или удалённости междувходящими в анализируемую группу государствами. В отличие от других типов регионализации геополитическая фрагментация является серьезным вызовом для мировой экономики, так как ведет к сворачиванию глобальных связей, кардинальному изменению сложившихся глобальных цепочек стоимости и ослаблению системы международного регулирования. Это требует постоянного мониторинга геополитической фрагментации и анализа ее новых проявлений. а также взвешенной научной дискуссии по данной проблематике.
Статья поступила в редакцию 11.07.2024. |
|
23–39
|
В статье анализируются актуальные изменения, связанные с международным регулированием цифровойторговли.В условиях технологической трансформации понятие цифровой торговли расширяется. Под воздей-ствием политических решений, а также приоритетов крупных компаний в нее включается все более ши-рокий круг вопросов, что усложняет выработку международных правил.За последние несколько лет цифровая экономика заняла важное место в повестке переговоров по за-ключению соглашений о свободной торговле. При этом наблюдается рост договоренностей нового типа –соглашений по цифровой торговле, включающих положения по электронной коммерции и перемещениюданных. Их совместимость с правилами Всемирной торговой организации (ВТО) в части преференциаль-ных режимов вызывает объективные сомнения.Ключевые участники международной цифровой торговли (ЕС, США и Китай) по-разному подходятк формированию международных правил. Вместе с тем их позиции по отдельным вопросам могут пере-сматриваться и сближаться. В последние годы все большую активность в разработке международныхдоговоренностей по цифровой экономике проявляет Сингапур, стремящийся стать глобальным хабом нетолько в физической, но и в цифровой торговле.Действующие соглашения Всемирной торговой организации разрабатывались еще до бурного разви-тия Интернета, поэтому условия ведения цифровой торговли и обязательства стран в ней во многомне урегулированы. В настоящее время проведение в организации торговых переговоров в многостороннемформате затруднено. В этой связи разработка правил электронной коммерции происходит в рамках плю-рилатерального формата – Совместной инициативы.Делается вывод, что будущее этих договоренностей остается неопределенным как из-за политиче-ских разногласий, так и вследствие кризиса организации, несмотря на «стабилизацию» текста соглаше-ния по электронной коммерции в ВТО. В данной научной работе использованы результаты проекта «Трансформация парадигмы регулирования международной торговли в условиях санкций», выполненного в рамках программы исследований факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ в 2024 году.
Статья поступила в редакцию 26.05.2024. |
|
40–60
|
Миграция и связанные с этим явлением вопросы политики в отношении беженцев и лиц, обращающихся за убежищем, занимают ключевое место в повестке дня как на национальном, так и на международном уровнях. Настоящая статья представляет результаты комплексного анализа правового и политического аспектов политики экстернализации, миграционной политики и политики предоставления убежища Европейского союза (ЕС), а также отдельных стран-членов Союза. Опираясь на комплексную методологию, авторы анализируют актуальные события в рассматриваемой области, в частности принятый в мае 2024 г. новый Пакт о миграции и предоставлении убежища ЕС. Авторы проводят сравнение положений Протокола об усилении сотрудничества по вопросам миграции, подписанный между правительствами Албании и Италии, сопоставляя их с международным правом и политикой ЕС в отношении предоставления убежища и иммиграции. Авторы также критически рассматривают заключение Конституционного суда Албании относительно соответствия Протокола Конституции страны и международным стандартам в сфере прав человека. Авторы утверждают, что упомянутый Протокол с юридической точки зрения служит укреплению сотрудничества двух стран по вопросам миграции. Однако более глубокий анализ положений Протокола показывает, что он переводит часть территории Албании под юрисдикцию Республики Италия, где она получает право размещать лиц, запрашивающих убежище, тем самым ограничивая возможность их перемещения вглубь итальянской территории. Это один из наиболее актуальных примеров того, как страны-члены ЕС пытаются задерживать беженцев на территории более бедных стран. Это следует рассматривать не как способ разрешения острой проблемы миграции, но как меру внутренней политики. В заключении авторы приводят несколько выводов касательно развития европейского законодательства и политики в вопросах миграции и предоставления убежища и их влияния на отношения между членами ЕС и другими странами. Авторы также формулируют несколько рекомендаций касательно соблюдения международных стандартов в сфере прав человека Статья поступила в редакцию 20.06.2024. |
|
61–74
|
Наращение санкционных усилий европейской дипломатии в последние годы формирует новый угол зрения наполитику соседства Европейского союза, поскольку одним из параметров результативности санкционнойполитики ЕС является так называемое региональное лидерство – факт присоединения к санкционным ре-жимам Союза стран вне ЕС. Сложившийся в Европе академический дискурс по теме оценивает результа-тивность санкционной политики по этому параметру крайне высоко. Однако что, в сущности, находитсяза фасадом постулируемых успехов регионального лидерства? В настоящей статье автор задает этотвопрос применительно к Исландии – стране, которая обладает повышенной уязвимостью перед лицомвнешних вызовов и которая понесла несопоставимо высокие издержки от гармонизации своей внешней по-литики с антироссийскими санкциями Европейского союза.Опираясь на теоретико-методологические рамки теории убежища, данное исследование докумен-тирует негативные политические и экономические последствия, с которыми столкнулась Исландия, ипоказывает, что в целеполагании санкционной политики ЕС нет таких категорий, как учет и нивелиро-вание возможных издержек для аффилированных стран. В исландском случае это, в свою очередь, ведетк переформатированию и поляризации сложившейся экосистемы взаимоотношений в Евроатлантике,поскольку издержки, которые несет Исландия от гармонизации с политикой ЕС, большей частью ком-пенсируются Соединенными Штатами, хотя традиционно США несли ответственность за военную, ане экономическую протекцию Исландии. Сложившаяся в условиях санкций международно-политическаяситуация закладывает предпосылки для возможной напряженности в отношениях Исландии с ЕС и уси-ления американского направления в ее внешней политике, выстраиваемой на балансировании между ЕС иСША. Тем не менее, несмотря на эту напряженность, Исландия продолжит синхронизацию с санкционны-ми режимами Европейского союза, поскольку другие опции либо чреваты еще большими издержками (син-хронизация с санкционной политикой США, которая существенно жестче, чем в ЕС), либо нереализуемы вмеждународных реалиях после начала СВО (выработка собственного санкционного режима). Статья поступила в редакцию 14.04.2024. |
|
75–93
|
В статье исследуются основные подходы к водному управлению в Африке в контексте реализации правана чистую воду и санитарию. Показаны особенности как государственного, так и частного управленияводным хозяйством, а также государственно-частного подхода. Представлены попытки найти «третийпуть» посредством децентрализации системы управления с опорой на теоретические наработки нобелев-ского лауреата Э. Остром, представителя Блумингтонской школы. Показаны различия в управлении во-дными ресурсами в урбанизированных районах и в сельской местности стран Африки. В последнем случаеважную роль играют нормативно-ценностные установки общины, а вода является не только важнымэкономическим ресурсом, но и имеет большое социокультурное значение. На примере опыта Буркина-Фасопродемонстрирована ключевая роль государственного оператора в области водоснабжения, в целом сохра-нившаяся, несмотря на программы структурной адаптации 1990-х годов. В работе представлены главныеособенности приватизации водного хозяйства в странах Глобального Юга и набиравшая обороты в этойсвязи экспертная критика. В середине 2000-х годов она отошла от антиприватизационной повестки исфокусировалась на продвижении права человека на чистую воду. Анализируется процесс принятия 28 июля2010 г. резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 64/292 «Право человека на воду и санитарию» и механизмыего имплементации, в том числе в рамках Целей устойчивого развития (ЦУР 6), а также место водной про-блематики в обсуждаемом проекте Международного пакта о праве на развитие. Представлены основныезаинтересованные стороны механизмов глобального управления водным хозяйством в рамках ООН, Всемир-ного банка, при этом выделена особая роль ведущих водных ТНК и специализированных консультационныхфирм, а также Франции.Особое внимание уделяется имплементации права на воду на Черном континенте, в том числе врамках Руководящих принципов по праву на воду в Африке 2019 г., «Повестки дня 2063» и матрицы резуль-татов, а также в национальном законодательстве (на примере ЮАР). В заключительной части статьисделаны выводы о том, как в настоящий момент реализуется право на чистую воду в Африке. Статья подготовлена в рамках проекта «Проект “Чистая вода” как важнейшая составляющая сотрудничества РФ со странами Глобального Юга: социально-экономическое и технологическое измерения» по гранту Министерства науки и высшего образования РФ на проведение крупных научных проектов по приоритетным направлениям научно-технологического развития (Соглашение № 075-15-2024-546). Статья поступила в редакцию 10.06.2024. |
|
94–105
|
Системы торговли квотами на выбросы парниковых газов в атмосферу исключительно важны для борьбы сизменением климата и энергетического перехода, так как именно они формируют стимулы для ограничениявыбросов и контроля за ними. Однако одновременно существует мнение, что налогообложение загрязняющихвеществ является более эффективным способом ограничения их выбросов, чем установление ограничений наобъемы загрязнений. Таким образом, происходит определенная двусмысленность, при которой использованиесистемы налогообложения позволяет предсказать стоимость коллективных действий, но не объемы вы-бросов. Введение же ограничений делает объем загрязнений поддающимся количественной оценке, но не егостоимости. Система торговли выбросами, которая устанавливает потолок для загрязняющих веществ, нопозволяет компаниям устанавливать цену на рынке, торгуя квотами в пределах этих ограничений, сталаальтернативой двусмысленности. Тем не менее проблема справедливого распределения квот для развиваю-щихся стран и самых уязвимых стран сохраняется. Важность квот имеет прямое отношение к политическойстабильности, так как государственные органы внедряют меры и инструменты по регулированию оборотапарниковых газов, включая способы стимулирования, финансового поощрения и ответственности. В целомквотирование выбросов не менее политическая задача, чем экономическая, так как борьба с потеплениемявляется глобальным общественным благом и не укладывается в стандартные рыночные механизмы.Цель исследования заключается в разработке модели распределения квот частного математиче-ского расчета, которая учитывает страновые переменные и позволяет, опираясь на уровень развитияпромышленности, рассчитывать квоты, а также экологичность факторов производства.Методология представлена методами математического моделирования через создание равновесноймодели расчета распределения квот на выбросы.В результате исследования авторами разработана многокомпонентная гетерогенная равновесная мо-дель расчета распределения квот на выбросы парниковых газов, учитывающая не только объемы ВВП стра-ны, но также объемы ВВП на душу населения, что позволяет не допустить излишнего недоквотированияразвивающихся стран, а также отдельно регулировать систему квот для самых малообеспеченных стран.
Статья поступила в редакцию 20.02.2024.
|
|
106–123
|
Расширение принимаемых странами в национальных законодательствах мер по декарбонизации и адап-тации к изменению климата, в том числе обязательства по сокращению парниковых газов по определяе-мым странами вкладам, оказывает воздействие на интеграционные процессы, поскольку климатическиеобязательства связаны в первую очередь с реализацией коллективных действий международным сообще-ством. Например, ВТО в своем отчете о взаимодействии вопросов климата и торговли (Trade and ClimateChange, 2022) указывает 4355 торговых мер стран в соглашениях, которые направлены на достижениеклиматических целей.Тема изменения климата особенно влияет на отрасли энергоресурсов и металлов, в которых Рос-сия на данный момент является ключевым экспортером. Например, изменение климата актуализиро-вало вопрос обеспечения стабильных поставок странами необходимого для энергоперехода критическогосырья. Так как Россия в настоящее время является ключевым экспортером отдельных товаров, на которыераспространяются климатические меры, представляется актуальным рассмотреть вопрос о том, какклиматические действия российских импортеров будут влиять на позиционирование России во внешнейторговле в условиях международных санкций.По результатам проведенного исследования авторы формулируют предложения для России по при-нятию национальных мер с учетом переориентации экспорта на новые рынки сбыта. Статья подготовлена в рамках выполнения научно-исследовательской работы государственного задания РАНХиГС. Статья поступила в редакцию 14.06.2024. |
|
124–143
|
В статье анализируется стратегическое планирование в области экспорта высшего образования Россий-ской Федерации и перспективы его реализации в условиях продолжающейся фрагментации международно-го пространства. Целью исследования является оценка того, насколько изменились приоритеты страны вобласти экспорта образования и как это отразилось на его целеполагании и географических ориентирах.В статье использовался полидисциплинарный подход, так как проблема экспорта образования на-ходится на пересечении двух предметных исследовательских полей: международные отношения и внешняяполитика, высшее образование и интернационализация высшего образования. Эмпирический материал ис-следования включает стратегические документы, регламентирующие внешнюю политику и экспорт об-разования; документы министерств и ведомств России, принимающих участие в реализации экспортаобразования; статистические данные о состоянии высшего образования в России. В исследовании былипроанализированы научные публикации, аналитические доклады и другие материалы по указанной теме.Вывод, который следует из доступных официальных документов, заключается в том, что экспортвысшего образования стал рассматриваться российским правительством как важное направление внеш-ней политики после введения санкций против России в 2014 г. и фактического разрыва институциональ-ного сотрудничества с западными университетами. Географическая переориентация академического со-трудничества России на незападные страны меняет приоритеты экспорта образования, усиливая в нихполитическую составляющую, отодвигая на второй план декларируемую экономическую составляющую.Доступная официальная статистика по реальному объему получаемых средств от экспорта российскоговысшего образования как «несырьевого» затрудняет оценку экономической эффективности данного видадеятельности России на глобальном рынке. Согласно докладу Минобрнауки России за 2023 г., заявленныеколичественные цели экспорта высшего образования не были достигнуты, хотя и продолжается деятель-ность, направленная на преодоление тех проблем, которые его затрудняют. Результаты были получены в рамках выполнения государственного задания Минобрнауки России, проект № FSWM-2024-0008 Статья поступила в редакцию 13.06.2024. |
|
144–171
|
Цель исследования. После десятилетий бурного роста с момента мирового финансового кризиса 2008 г.глобализация замедлилась, а ее ключевые двигатели (международная торговля и прямые иностранные ин-вестиции (ПИИ)) отчасти лишились своей мощи. Данное исследование пытается критически осмыслитьтекущий этап глобализации, определяемый в статье как «глобализация по модели игры с нулевойсуммой» («выигрыш – проигрыш»). Этот этап характеризуется конкуренцией на уровне компаний, всеболее переплетающейся с соперничеством между национальными государствами, стремящимися выйтипобедителями в неких локальных спорах даже в ущерб прогрессу в интересах каждого по глобальным про-блемам. В качестве «стратегов» государства реализуют такую политику, которая превращает экономи-ческую взаимозависимость в оружие, что и анализируется в настоящей статье.Методология/подход. Предложенный в статье подход в большей степени характеризируется по-становкой проблемы, а не поиском решений. В последнем случае должны предлагаться четко сформулиро-ванные решения, что требует однозначности определений, которая, в свою очередь, маскирует сложностьпроблем. Настоящий этап глобализации настолько многогранен, что сама «проблематизация» становит-ся сложной исследовательской проблемой. В этой связи, чтобы продвинуть науку вперед, акцент делаетсяна политиках национальных государств: регулировании ПИИ и политизации международных торговыхотношений; протекционизме; злоупотреблениях антимонопольным регулированием Результаты. Усиление конкуренции на уровне компаний / на уровне государств, стремящихся к по-лучению непропорциональных преимуществ перед конкурентами, стало результатом противоречий и не-удовлетворенности, копившихся долгие годы в рамках глобализационных процессов, выгоды от которыхраспределялись неравномерно. Конфликтность в международных экономических отношениях неизбеж-но будет нарастать, и возвращение к «глобализации по модели игры с ненулевой суммой» («выигрыш –выигрыш») маловероятно. Остро востребована такая смена вектора международного сотрудничества,которая позволит укрепить существующие и создать новые наднациональные институты управления. Ихдеятельность будет направлена на инклюзивное обеспечение глобальными благами.Оригинальность/ценность. Статья объединяет дискуссии о будущем глобализации в международ-ном бизнесе с интерпретациями из исследований промышленной политики и теории международных от-ношений. Это позволяет предложить рекомендации для лиц, принимающих решения, руководителей ком-паний и исследователей. Mariotti S. “Win-lose” globalization and the weaponization of economic policies by nationstates //Critical Perspectives on International Business. 2024. Vol. 20. No 5. P. 638–659. https://doi.org/10.1108/cpoib-09-2023-0089Статья Серджио Мариотти (Sergio Mariotti) “ W̒ in-loseʼ globalization and the weaponization of economicpolicies by nation-states” опубликована на английском языке в журнале Critical Perspectives on InternationalBusiness издательством Emerald Publishing Limited по лицензии Creative Commons Attribution(CC BY 4.0). Согласно условиям данной лицензии, любой желающий может воспроизводить, распро-странять, переводить и создавать производные работы на основе этой статьи (как в коммерческих,так и в некоммерческих целях) при условии полной ссылки на оригинальную публикацию и авторов.С полными условиями лицензии CC BY 4.0 можно ознакомиться по адресу: http://creativecommons.org/licences/by/4.0/legalcodeКонфликт интересов: автор заявляет об отсутствии таковых. |
|
|