Hide
Раскрыть
 
INTERNATIONAL
ORGANISATIONS
RESEARCH
JOURNAL

ISSN (Print) 1996-7845

ISSN (Online) 2542-2081



Contacts:

Postal address:  20, Myasnitskaya str., Moscow, Russia 10100
National Research University Higher School of Economics
International Organisations Research Journal (IORJ) editors office

Tel.: +7 495 772-95-90 ext. 23147 
E-mail: iorj@hse.ru   

 
Journal's Indexing






Gleb Toropchin  

From Goa to Xiamen. On Some Aspects of Political Cooperation within BRICS

2017. Vol. 12. No. 1. P. 174–188 [issue contents]

International relations system under contemporary conditions does not presuppose existence of a universal, generally accepted world order model. Concepts of the modern global order can stand in marked contrast to each other: the idea of a unipolar world led by the U.S. and the North Atlantic Community is opposed to the notion of a multipolar world with several equatable force poles. One of the phenomena illustrating the polycentrical world narrative is the emergence of BRIC group in the 2000s and its further evolution as BRICS in the 2010s. This explains the relevance of the chosen problem.

            The article considers major tracks of political cooperation within BRICS. The author analyses final documents of the latest BRICS summits, namely, in Fortaleza (2014), Ufa (2015) and Goa (2016) in terms of extension of the political agenda, also defining its reasons. Points of view expressed by both leading Russian and foreign experts, civic leaders and policymakers are taken into account. The work touches upon the problem of potential enlargement of BRICS, its functioning in the outreach format, as well as possibilities of institutionalisation of the grouping. At the same time, we also bear in mind the difference in approaches of the BRICS countries towards the inclusion of political issues to the agenda.

            In this piece, we utilise holistic approach to the chosen topic: various fields of activity within BRICS are scrutinised in their inextricable connection, as they determine one another. Thanks to the application of content analysis as a scientific method and the results obtained, it became possible to define the correlation between the attitude of the summit host country to the issues of political cooperation and reflection of the political agenda in the final declaration of the event.

            As for the conclusions of the research paper, the author presumes that common ideologemes and principles defining BRICS performance (such as supremacy of international law, pursuance of multipolar world, adherence to equal and mutually beneficial cooperation etc.) served as a prerequisite for actual work of the group: creation of the financial institutions, holding multiple meetings at different levels, expansion of bilateral and multilateral exchange. Along with that, not only is the economic vector compatible with the political track but it also becomes the catalyst for the expansion of the agenda. This can be confirmed through consistent increase of the number of political aspects of interaction among the BRICS countries in recent years.

Citation:
Toropchin G. (2017) From Goa to Xiamen. On Some Aspects of Political Cooperation within BRICS. International Organisations Research Journal, vol. 12, no 1, pp. 174–188 (in Russian). DOI: 10.17323/1996-7845-2017-01-174.
BiBTeX
RIS
 
Rambler's Top100 rss

Скрыть
Раскрыть
 
журнал
ВЕСТНИК
МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Образование, наука, новая экономика

ISSN (Print) 1996-7845

ISSN (Online) 2542-2081



Контакты:

Почтовый адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Редакция журнала "Вестник международных организаций"
Тел.: +7 495 772-95-90 добав. 23147 
E-mail: iorj@hse.ru


 
Индексирование журнала









Торопчин Г. В. 

От Гоа до Сямэня. О некоторых аспектах политического сотрудничества в рамках БРИКС

2017. Т. 12. № 1. С. 174–188 [содержание номера]

Современное состояние системы международных отношений не предусматривает наличия сколько-нибудь универсальной, общепринятой модели мироустройства. Представления о нынешнем миропорядке разительно отличаются друг от друга: тезису об однополярном мире во главе с США и Североатлантическим блоком противопоставляется понятие мира многополюсного, с несколькими сопоставимыми центрами силы. Одним из феноменов, иллюстрирующих положение о полицентричном устройстве мира, стало появление в 2000-е гг. и дальнейшее оформление в 2010-е гг. группы БРИКС. Это и объясняет актуальность избранной проблематики.

            В статье рассматриваются основные направления политического сотрудничества в рамках БРИКС. Автор анализирует итоговые документы последних саммитов БРИКС, в частности, в Форталезе (2014 г.), Уфе (2015 г.) и Гоа (2016 г.) в отношении расширения политической повестки дня, причины которого тоже определяются в работе.  Учитываются точки зрения ведущих отечественных и зарубежных экспертов, общественных и политических деятелей. Затрагиваются проблемы потенциального расширения БРИКС, функционирования в формате «outreach», а также возможной институционализации данного объединения. В то же время, принимается во внимание и неодинаковость подходов различных стран-участниц БРИКС к включению политических вопросов в повестку дня.

            В настоящей работе применяется холистический подход к заявленной тематике: различные сферы деятельности объединения БРИКС рассматриваются в своей неразрывной взаимосвязи, как обусловливающие друг друга. На основании результатов применения метода контент-анализа выявляется корреляция между отношением страны-хозяйки саммита к вопросам политического сотрудничества и отражением политической повестки в декларации по итогам мероприятия.

            Что касается выводов исследования, автор полагает, что общие идеологемы и цели, на которых строится функционирование БРИКС (принцип верховенства международного права, стремление к достижению многополярного мира, соблюдение принципов равноправного и взаимовыгодного сотрудничества и др.), послужили предпосылкой для реальной деятельности группы: создания финансовых институтов, проведения многочисленных встреч на различных уровнях, расширения двусторонних и многосторонних обменов. При этом экономический вектор развития не только не вступает в противоречие с обозначившимся политическим направлением, но и, напротив, становится катализатором для подобного расширения повестки дня. Это подтверждается последовательным увеличением количества аспектов, по которым проводится политическое взаимодействие между странами БРИКС в последние годы.

Библиографическое описание:
Торопчин Г.В. От Гоа до Сямэня. О некоторых аспектах политического сотрудничества в рамках БРИКС // Вестник международных организаций. 2017. Т. 12. №1. С. 174–188. DOI:10.17323/1996-7845-2017-01-174.
BiBTeX
RIS
 
Rambler's Top100 rss