@ARTICLE{26583242_204246438_2017, author = {Г. В. Торопчин}, keywords = {}, title = {

От Гоа до Сямэня. О некоторых аспектах политического сотрудничества в рамках БРИКС

}, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2017}, month = {март}, volume = {12}, number = {1}, pages = {174-188}, url = {https://iorj.hse.ru/2017-12-1/204246438.html}, publisher = {}, abstract = {Современное состояние системы международных отношений не предусматривает наличия сколько-нибудь универсальной, общепринятой модели мироустройства. Представления о нынешнем миропорядке разительно отличаются друг от друга: тезису об однополярном мире во главе с США и Североатлантическим блоком противопоставляется понятие мира многополюсного, с несколькими сопоставимыми центрами силы. Одним из феноменов, иллюстрирующих положение о полицентричном устройстве мира, стало появление в 2000-е гг. и дальнейшее оформление в 2010-е гг. группы БРИКС. Это и объясняет актуальность избранной проблематики.            В статье рассматриваются основные направления политического сотрудничества в рамках БРИКС. Автор анализирует итоговые документы последних саммитов БРИКС, в частности, в Форталезе (2014 г.), Уфе (2015 г.) и Гоа (2016 г.) в отношении расширения политической повестки дня, причины которого тоже определяются в работе.  Учитываются точки зрения ведущих отечественных и зарубежных экспертов, общественных и политических деятелей. Затрагиваются проблемы потенциального расширения БРИКС, функционирования в формате «outreach», а также возможной институционализации данного объединения. В то же время, принимается во внимание и неодинаковость подходов различных стран-участниц БРИКС к включению политических вопросов в повестку дня.            В настоящей работе применяется холистический подход к заявленной тематике: различные сферы деятельности объединения БРИКС рассматриваются в своей неразрывной взаимосвязи, как обусловливающие друг друга. На основании результатов применения метода контент-анализа выявляется корреляция между отношением страны-хозяйки саммита к вопросам политического сотрудничества и отражением политической повестки в декларации по итогам мероприятия.            Что касается выводов исследования, автор полагает, что общие идеологемы и цели, на которых строится функционирование БРИКС (принцип верховенства международного права, стремление к достижению многополярного мира, соблюдение принципов равноправного и взаимовыгодного сотрудничества и др.), послужили предпосылкой для реальной деятельности группы: создания финансовых институтов, проведения многочисленных встреч на различных уровнях, расширения двусторонних и многосторонних обменов. При этом экономический вектор развития не только не вступает в противоречие с обозначившимся политическим направлением, но и, напротив, становится катализатором для подобного расширения повестки дня. Это подтверждается последовательным увеличением количества аспектов, по которым проводится политическое взаимодействие между странами БРИКС в последние годы.}, annote = {Современное состояние системы международных отношений не предусматривает наличия сколько-нибудь универсальной, общепринятой модели мироустройства. Представления о нынешнем миропорядке разительно отличаются друг от друга: тезису об однополярном мире во главе с США и Североатлантическим блоком противопоставляется понятие мира многополюсного, с несколькими сопоставимыми центрами силы. Одним из феноменов, иллюстрирующих положение о полицентричном устройстве мира, стало появление в 2000-е гг. и дальнейшее оформление в 2010-е гг. группы БРИКС. Это и объясняет актуальность избранной проблематики.            В статье рассматриваются основные направления политического сотрудничества в рамках БРИКС. Автор анализирует итоговые документы последних саммитов БРИКС, в частности, в Форталезе (2014 г.), Уфе (2015 г.) и Гоа (2016 г.) в отношении расширения политической повестки дня, причины которого тоже определяются в работе.  Учитываются точки зрения ведущих отечественных и зарубежных экспертов, общественных и политических деятелей. Затрагиваются проблемы потенциального расширения БРИКС, функционирования в формате «outreach», а также возможной институционализации данного объединения. В то же время, принимается во внимание и неодинаковость подходов различных стран-участниц БРИКС к включению политических вопросов в повестку дня.            В настоящей работе применяется холистический подход к заявленной тематике: различные сферы деятельности объединения БРИКС рассматриваются в своей неразрывной взаимосвязи, как обусловливающие друг друга. На основании результатов применения метода контент-анализа выявляется корреляция между отношением страны-хозяйки саммита к вопросам политического сотрудничества и отражением политической повестки в декларации по итогам мероприятия.            Что касается выводов исследования, автор полагает, что общие идеологемы и цели, на которых строится функционирование БРИКС (принцип верховенства международного права, стремление к достижению многополярного мира, соблюдение принципов равноправного и взаимовыгодного сотрудничества и др.), послужили предпосылкой для реальной деятельности группы: создания финансовых институтов, проведения многочисленных встреч на различных уровнях, расширения двусторонних и многосторонних обменов. При этом экономический вектор развития не только не вступает в противоречие с обозначившимся политическим направлением, но и, напротив, становится катализатором для подобного расширения повестки дня. Это подтверждается последовательным увеличением количества аспектов, по которым проводится политическое взаимодействие между странами БРИКС в последние годы.} }