|
2016. т. 11. №1
Тема номера: Глобальное управление в области энергетики
|
Вызовы глобального управления в области энергетики
|
7–27
|
История глобального управления свидетельствует о том, что несмотря на нефтяные шоки 1970-х гг. и наблюдаемую в настоящее время волатильность цен на ресурсы, эффективные глобальные механизмы кооперации между странами-производителями энергии и странами-потребителями до сих пор отсутствуют. Более того, в основе управления энергетикой лежат две противоречивые цели – обеспечение доступа к энергии для всех и переход к низкоуглеродному развитию. Согласно данной статье, современные институты глобального управления энергетикой недостаточно готовы к осуществлению стимулирования кооперации в сфере управления энергетикой, и решения определяются коллективной политической волей на уровне лидеров. «Группа двадцати» как экономический форум крупнейших в мире развитых и развивающихся стран, включая и производителей энергии, и потребителей, может стать одним из решений этой проблемы. Авторы проводят краткий анализ истории управления энергетикой и развития институтов во второй половине ХХ века. Рассмотрены, в том числе, в сравнении, сильные и слабые стороны каждой из этих организаций, включая такие солидные, как Международное энергетическое агентство (МЭА) и Организацию стран – экспортеров нефти (ОПЕК), а также появившиеся позже Международный энергетический форум (МЭФ) и Международное агентство по возобновляемой энергии (IRENA). Авторы показывают, как недостаточный прогресс в достижении глобальных целей способствовал возникновению интереса «Группы двадцати» к управлению энергетикой и каких результатов в сфере энергетического сотрудничества форум уже добился. В качестве таких результатов выступают, в частности, принятые в 2014 г. «Принципы «Группы двадцати» по сотрудничеству в сфере энергетики» и проведенная в 2015 г. встреча министров энергетики стран «Группы двадцати». Основное внимание в статье уделено тому, как «Группа двадцати» может добиться прогресса в сфере управления энергетикой, и какие прагматичные пути развития доступны ей. В особенности, мы поднимаем вопрос о том, как «Группа двадцати» может ускорить реформу МЭА, поддержать новые инициативы и создать внутри себя новую платформу для дискуссий.
|
|
28–47
|
В статье представлены результаты комплексного исследования текущего состояния рынка природного газа в Европе и перспектив его развития, с акцентом на энергетическую политику, спрос, конкурентоспособность различных поставщиков газа, динамику внешних поставок. Значительное внимание уделено влиянию текущего и перспективного регулирования на газовом рынке ЕС, которое, по сути, формирует принципиально новую его архитектуру, что меняет условия работы на этом рынке для всех поставщиков газа, включая Россию. Особый, в том числе и практический, интерес представляют прогнозные оценки изменения рыночной ситуации в Европе, выполненные с использованием экономико-математического оптимизационного моделирования. Для оценки устойчивости рынка рассмотрено влияние на него различных внешних и внутренних факторов. Результатами проведенного анализа являются выводы по приоритетным аспектам энергетической политики при поставках российского газа на европейском направлении. |
|
48–70
|
Окончание периода сырьевого бума в 2012 г. вновь подвергло Индонезию рискам ценовых колебаний на сырьевых рынках. В рамках данной работы рассматривается опыт Индонезии в сфере управления природными ресурсами как в период сырьевого бума 2001-2012 гг., так и в последующие годы. Наблюдается значительное сходство индонезийского пути развития с аналогичным опытом других стран с положительным энергобалансом, что в том числе проявляется в форме «вытеснения» несырьевых отраслей экономики, протекционизма в торговле, неэффективности фискальной политики, медленного развития человеческого капитала, растущего неравенства, а также ухудшения состояния окружающей среды. Торговые меры, принятые в период после глобального финансового кризиса 2008-2009 гг., были направлены на поддержку внутреннего рынка и отечественных производителей, а также на увеличение добавленной стоимости сырьевых товаров путем развития перерабатывающих мощностей. В частности, данный курс отражен в законах о торговле и о промышленности 2014 г. и запрете экспорта минерального сырья, принятом в 2009 г. и вступившем в силу в 2014 г. Индонезия должна перенимать опыт других стран в управлении доходами от экспорта природных ресурсов, в частности, посредством механизма товарного фонда с учетом национальной специфики. Также необходимо наращивать темпы реиндустриализации, производительность труда в сельскохозяйственном секторе (помимо добычи пальмового масла) и потенциал роста в сфере услуг, в том числе туризма и творческой индустрии, содействовать диверсификации производства и торговли. В рамках политики по управлению ресурсами необходимо предусмотреть более жесткие экологические нормы. DOI: http://dx.doi.org/10.17323/1996-7845/2016-01-48 |
|
71–91
|
В сфере обеспечения энергетической безопасности Китай по-прежнему отдает предпочтение двусторонней и региональной кооперации или геополитической стратегии; в то же время он ищет возможности повышения своего участия в глобальном управлении энергетикой и стремится к более активному участию в переговорах по глобальному изменению климата, а также с середины первой декады XXI века все больше сосредотачивается на развитии чистой и возобновляемой энергетики. Новая национальная стратегия Китая, инициатива «пояса и дороги», дополняет версию 2.0 современной геополитической стратегии обеспечения безопасности китайского импорта энергии. Слабое участие Китая в системе глобального управления энергетикой в настоящее время объясняется фрагментарностью, недостаточной влиятельностью и надежностью данной системы, а также недостаточным желанием и мотивацией к участию в глобальном управлении со стороны энергетических институтов страны. Принимая во внимание как проблемы, так и потенциал современного глобального управления энергетикой, автор считает целесообразным поиск узких целей для координации различных режимов, а не институтов принуждения в исследуемой сфере. Достижимые цели в глобальном управлении энергетикой в ближайшем будущем должны быть сосредоточены, прежде всего, на развитии прозрачного международного рынка, механизмов обмена данными между правительствами и межправительственными организациями, между производителями и потребителями. Также следует уделить внимание вопросам изменения климата и управлению чистой энергетикой, в соответствии с Рамочной конвенцией ООН об изменении климата (РКИК). «Группа двадцати», три важнейшие характеристики которой рассмотрены в данной статье, способна стать подходящей платформой для усиления роли Китая в глобальном управлении энергетикой. Китай должен больше участвовать и даже играть лидирующую роль в глобальном управлении энергетикой под эгидой «Группы двадцати», учитывая его положительное отношение к этому форуму и активное вовлечение в его работу, а также учитывая то, что в 2016 году Китай выступит в качестве принимающей стороны саммита форума.
|
Конкуренция и сотрудничество в Азиатско-Тихоокеанском регионе
|
92–125
|
В статье рассматривается взаимосвязь процессов институциональных изменений в сфере обеспечения безопасности и политики «умной силы» КНР в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР). Основной акцент сделан на «практическом» измерении «умной силы» КНР в рамках анализа внешней политики Китая в АТР после окончания «холодной войны». Ключевое место в исследовании занимает изучение многостороннего взаимодействия по проблемам безопасности в регионе на площадках Ассоциации государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН). Именно соответствующие многосторонние площадки с участием всех основных акторов являются базой и основным содержанием макрорегиональной архитектуры безопасности. Научная новизна настоящей статьи заключается в выявлении взаимовоздействия «умной силы» Китая и макрорегиональной институционализации в сфере безопасности. Теоретические аспекты концепции «умной силы» и ее связи с процессами институционализации и трансформации международных отношений были подробно рассмотрены автором в статье «Фактор “умной силы” в процессах институционализации международных отношений»2. Начало статьи посвящено эволюции ценностного и идеологического измерений внешней политики КНР с момента создания страны и до настоящего времени на основе ключевых концепций и идеологем, таких как «мирное возвышение Китая», «гармоничный мир», «китайская мечта». Автором подчеркивается, что для укрепления собственной «мягкой силы» власти КНР используют широкий спектр механизмов и средств, как экономического, так и социокультурного характера. В статье выделяются узловые проблемы традиционной и нетрадиционной безопасности, определяются основные модели сотрудничества по вопросам безопасности и применения политики «умной силы» КНР. Отмечается, что, несмотря на существенный прогресс в сотрудничестве по проблемам нетрадиционной безопасности, институциональная эффективность в отношении традиционных проблем безопасности остается весьма ограниченной. При этом стремление Китая использовать собственную «умную силу» для противодействия враждебному влиянию на площадках АСЕАН приводит к эрозии институтов и снижению общей безопасности в макрорегионе. Также автор обращает внимание на то, что «умная сила» всех азиатских стран АТР ограничивается фактором суверенитета. Его нарушение или угроза нарушения могут девальвировать все достижения сотрудничества по проблемам нетрадиционной безопасности. Соответственно, возникает необходимость в реформировании существующих многосторонних институтов взаимодействия по проблемам безопасности. |
Новый подход к оценке эффективности международных институтов
|
126–152
|
В последние десятилетия мы наблюдаем драматические изменения в системе международных отношений. Одной из основных тенденций является «быстрый рост и диверсификация акторов, форумов и способов их организации для ответа на глобальные вызовы», ведущих к так называемой фрагментации системы глобального управления. Однако «конкурентная многосторонность» имеет и позитивную сторону, поскольку появление новых многосторонних институтов, заявляющих о своей лидерской роли в определении повестки дня глобального управления, создает альтернативные источники обеспечения общих благ. Новые институты со временем обретают собственную идентичность (actorness) и занимают свое место в системе глобального управления. В определенных сферах наблюдается тенденция лидерства «многосторонних институтов высшего уровня». Три наиболее ярких примера включают такие институты как «Группа двадцати», БРИКС и АТЭС, влияние которого растет на региональном и глобальном уровне. Новые неформализованные клубы работают по своей повестке дня. Одновременно в ходе управления процессами глобального управления они взаимодействуют c другими международными организациями. Трансформационные тенденции в международных отношениях, появление новых акторов, напряженность в отношениях между инклюзивными и эксклюзивными клубами, требование к легитимности и эффективности международных институтов в совокупности определяют актуальность изучения, систематизации и сравнительного анализа моделей взаимодействия международных институтов и их эффективности. В данной статье для формирования аналитической парадигмы исследования реализованы три задачи. Во-первых, дается анализ основных понятий. Во-вторых, в качестве теоретической основы анализа обосновывается подход рационального выбора в институционализме. В-третьих, формулируются гипотезы исследования. Предполагается, что неформальные институты высшего уровня компенсируют свою неэффективность через взаимодействие с другими международными организациями, выбирая путь взаимодействия с существующими институтами в рамках модели, которую они считают наиболее эффективной для достижения своих целей. При этом модели взаимодействия неформальных институтов высшего уровня с международными организациями отражают их место и роль в архитектуре глобального управления, предназначенную им отцами-основателями при основании и закрепленную в ходе дальнейшей эволюции. Ожидается, что модель «управления в союзе с многосторонними организациями» повышает эффективность неформальных институтов высшего уровня, однако модели не являются взаимно исключающими, но сосуществуют в деятельности неформальных институтов. Их выбор зависит от сферы и организации. В заключении приводятся выводы по результатам апробации методологии на примере взаимодействия БРИКС с другими международными институтами в процессе осуществления многостороннего управления. Результаты апробации показывают, что БРИКС решает задачи повышения эффективности коллективных действий по приоритетам повестки дня на основе взаимодействия с международными институтами на различных уровнях. Для БРИКС характерны два типа взаимодействия с международными организациями: «каталитическое воздействие» (стимулирование или поддержка изменений и реформирования международных организаций) и «параллельное управление» (создание собственных механизмов). Создавая новые институты, БРИКС одновременно укрепляет сотрудничество с другими международными организациями. Выбор участниками объединения модели взаимодействия с международными организациями зависит от сферы и этапа становления сотрудничества, специфики организаций, которые они считают наиболее эффективными для достижения своих целей. Модели не являются взаимно исключающими, но сосуществуют и трансформируются в процессе взаимодействия. Так, с профильными организациями ООН и ВТО взаимодействие развивается по модели «каталитического воздействия», в то время как с «Группой двадцати» отмечается нереализованная тенденция к взаимодействию по модели «управление в союзе с многосторонними институтами». Создание и становление новых институтов позволяет прогнозировать включение в практику взаимодействия БРИКС с международными организациями по модели «управления в союзе с многосторонними организациями». |
|
|