|
2010. т. 5. №4
|
Актуальная тема
|
4–10
|
Ляпичев Семен Александрович –3-й секретарь ДСПО МИД России, соискатель кафедры Дипломатии МГИМО МИД России; E-mail: s.lyapichev@gmail.com Статья посвящена проблеме голода в мире, причинам, приводящим к голоду, последствиям, к которым может привести голод, и основным тенденциям борьбы мирового сообщества с голодом посредством международных организаций. Особое внимание уделено угрозе возникновения «голодных» войн, напрямую связанных с ростом мировых цен на продовольствие. |
Аналитические материалы
|
10–21
|
Зуев Владимир Николаевич –к.э.н., профессор кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции факультета мировой экономики и мировой политики Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: vzuev@hse.ru В статье представлен анализ действия наднационального механизма регулирования экономических и политических отношений государств. Автор отмечает неоднозначность передачи национальными государствами функций регулирования на наднациональный уровень, в том числе и международным организациям: несмотря на то, что государства кажутся «пострадавшими» в таком процессе, на самом деле они возвращают себе контроль над теми сферами экономической деятельности, которые уже вышли за пределы национальных границ. Создание наднационального механизма регулирования свидетельствует о реальном процессе интеграции, что иллюстрируется на примере ЕС. |
|
21–29
|
Васильева Н.А. –д.филос.н., профессор кафедры мировой политики факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета; E-mail: nbasil@sir.edu Ван Чэньсин –магистрант факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного Университета; E-mail: bbob1027@gmail.com В последнее время вопросы: «Что такое научно-технический фактор в современных международных отношениях? Как научно-технический фактор влияет на развитие мировой политики и дипломатии?» стали одними из наиболее важных в проблематике международных отношений. Если вторая половина ХХ века характеризовалась глобальной борьбой за энергетические ресурсы, то ХХ1 век определяется «войной» между основными акторами мировой политики за интеллектуальный ресурс, научно-техническую собственность, инновационный потенциал и др. |
|
29–38
|
Шадрикова Арина Петровна –н.с. Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: shadrikova.piacquadio@gmail.com Статья посвящена анализу коллективных усилий по содействию развитию в образовании. Автором рассматривается эволюция проблематики образования в международных документах ХХ столетия, создание предпосылок и фундамента для включения образовательных целей в формлировку ЦРТ. Также рассматриваются и анализируются взаимосвязи между положениями международных документов в сфере образования, глобализацией, механизмами и формами коллективных усилий по реализации заявленных задач. Отмечается роль Российской Федерации в формировании повестки дня “Группы восьми” вопроса содействия развитию по сектору образования в глобальном масштабе. |
|
38–60
|
Гречухина Ирина Александровна –стажер-исследователь Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с «Группой восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: Igrechukhina@hse.ru В статье представлен анализ деятельности «Группы восьми» и «Группы двадцати» в сферах энергетики и изменения климата в период 2008-2010 гг. Выработка эффективного климатического режима на период после 2012 г., а также обеспечение глобальной энергетической безопасности (в широком смысле), по мнению автора, были ключевыми проблемами, определившими круг рассматриваемых вопросов в рамках энергетики и изменения климата на саммитах «восьмерки» и «двадцатки» в рассматриваемый период. Автор показывает эволюцию проблем в рамках одного института, а также прослеживает процесс разделения труда по проблемам между «Группой восьми» и «Группой двадцати». В статье делается вывод, что разделение труда «Группы восьми» и «Группы двадцати» должно определяться по принципу относительных преимуществ: вопрос следует включать в повестку дня того института, в рамках которого вероятность достижения эффективного решения по вопросу максимальна. В таком случае, в процессе осуществления функций глобального управления по вопросам энергетики и изменения климата «Группа восьми» и «Группа двадцати» будут взаимодополнять друг друга. |
Приглашение к дискуссии
|
60–87
|
Нагорнов Виталий Александрович –к.э.н., заместитель директора Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: VNagornov@hse.ru Перфильева Ольга Владимировна –к.соц.н., директор Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: Perfilieva@hse.ru В статье представлен анализ опыта взаимодействия российских федеральных университетов с региональным сообществом. На примере двух российских федеральных университетов, СФУ и ЮФУ, анализируются формы участия вузов в развитии региона, возможности построения нового уровня взаимоотношений между образовательными учреждениями, властью, бизнесом и обществом в ходе продолжающейся модернизации образования. Особое внимание уделяется общим чертам и существенным различиям моделей интеграции двух федеральных университетов в жизнь регионов, как в региональной, так и международной сопоставительной перспективе. В свете становления сети федеральных университетов в России предлагаются рекомендации по расширению возможностей использования их потенциала для достижения национальных приоритетов регионального развития. Статья подготовлена по итогам анализа социально-экономических эффектов реализации проектов по созданию федеральных университетов в интересах регионов, отраслей, системы образования, реализованной в рамках проекта Министерства образования и науки РФ «Организационно-аналитическое и экспертное сопровождение приоритетного национального проекта «Образование» по мероприятию «Развитие сети федеральных университетов»», осуществленного Национальным фондом подготовки кадров. |
Результаты творческого конкурса
|
87–91
|
Андреев Петр Сергеевич – студент 4 курса Иркутского государственного университета путей сообщения, победитель конкурса творческих эссе «Россия – ответственный участник международного развития?»; E-mail: fusuco@gmail.com В эссе демонстрируется, каким образом оказывается возможным решение глобальной проблемы изменения климата. Чтобы решение оказалось эффективным необходимо не только согласовать видение долгосрочных целей, но и выработать согласованную международную программу действий, в которой каждая страна сыграет свою роль для достижения общих целей. |
|
91–95
|
Спорышева Надежда Андреевна –студентка 2 курса Государственного университета – Высшей школы экономики, победитель конкурса творческих эссе «Россия – ответственный участник международного развития?»; E-mail: sporysheva.nadya@gmail.com Эссе обращается к проблеме развития устойчивых систем здравоохранения, особенно в беднейших странах мира, а также принимаемым мерам для ее решения. К данным мерам относятся три основных направления: охрана материнства, снижение детской смертности, борьба с ВИЧ/СПИД и другими серьезными заболеваниями. Автор уделяет особое внимание влиянию системы прав интеллектуальной собственности на возможности равного доступа для населения развивающихся стран к медицинским услугам. |
|
|