|
2010. т. 5. №3
|
Актуальная тема
|
4–11
|
Аржанова Ирина Вадимовна –исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров; E-mail: info@ntf.ru Современные процессы развития продолжают изменять повседневные практики давно сложившихся социальных институтов, заставляют вырабатывать новые механизмы и модели развития для более успешного функционирования и адаптации к быстро меняющимся условиям. Справедливо это и для российской системы высшего образования, где в течение последних нескольких лет происходят заметные структурные и содержательные изменения, появляются новые основания для дифференциации и последующей стратификации институтов высшего образования. Одновременно происходит укрепление позиций вузов, и прежде всего университетов, в системе общественных и политических отношений на национальном и международном уровне. В частности, ведущие российские университеты выходят на передовую общественной жизни, внося вклад в развитие страны и отдельных ее регионов. О задачах, новых условиях функционирования, формах взаимодействия и перспективах развития российской высшей школы рассказывает исполнительный директор Национального фонда подготовки кадров Ирина Вадимовна Аржанова. |
Аналитические материалы
|
11–21
|
Перфильева Ольга Владимировна –к.соц.н., директор Центра международных сопоставительных исследований Института международных организаций и международного сотрудничества Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: Perfilieva@hse.ru В статье представлено описание методологии исследования по оценке социально-экономических эффектов реализации проекта по созданию федеральных университетов в интересах регионов, отраслей и системы образования на основе международной методики оценки роли вузов в регионально развитии Программы институционального управления в сфере высшего образования ОЭСР. Исследование выполнено в рамках проекта «Образование» по мероприятиям «Развитие сети федеральных университетов» и «Развитие сети национальных исследовательских университетов» в период с сентября по октябрь 2010 г. Дается подробное описание результатов адаптации международной методики оценки роли вузов в региональном развитии к российским условиям, в частности становления и укрепления позиций федеральных университетов. А также программа социологического исследования, реализованного в двух федеральных университетах, ЮФУ и СФУ, основные методы сбора социологических данных, ожидаемые результаты. |
|
21–33
|
Коклан Дермот –директор департамента непрерывного образования Университета Лимерик, Ирландия; E-mail: lifelonglearning@ul.ie О’Коннел Дженис –B.Sc Grad. Dip. MSc, старший преподаватель, директор департамента информационных технологий Школы естественных наук Университета Лимерик, Ирландия Мерфи Имон –профессор, директор Центра исследований бизнеса Университета Лимерик, Ирландия; E-mail: Eamonn.Murphy@ul.ie Представляем Вашему вниманию перевод статьи “Knowledge, Innovation and Creativity” директора департамента непрерывного образования Университета Лимерик Дермота Коклана и директора департамента информационных технологий Университета Лимерик Дженис О’Коннел. В статье рассмотрена проблема влияния знаний и инноваций на бизнес-процессы. Автор делает обзор различных стратегий менеджмента, анализирует роль знаний, основанных на этих знаниях инновациях. Описана взаимосвязь между современными методами ведения бизнеса, творческим, предпринимательским потенциалом и экономикой знаний. Особое внимание придается человеческому капиталу в стратегиях преобразования. |
|
33–45
|
Меликян Алиса Валерьевна –преподаватель кафедры архитектуры программных систем факультета бизнес-информатики Государственного университета – Высшей школы экономики, начальник отдела организации академической мобильности Государственного университета – Высшей школы экономики; E-mail: amelikyan@hse.ru В сентябре 2008 г. были опубликованы результаты четырехлетнего проекта ОЭСР «Тематический обзор по высшему образованию», в котором приняли участие 24 страны, в том числе Российская Федерация. Итогом проекта стала публикация обзора «Роль высшего образования в экономике знаний» (Tertiary Education for the Knowledge Society ), представляющего собой комплексное и широкомасштабное исследование ключевых тенденций и направлений политики в области высшего образования в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР. По сути, публикация результатов проекта является своего рода «международной энциклопедией высшего образования», поскольку охватывает все основные направления политики в области высшего образования, а также обобщает опыт стран, существенно различающихся как по уровню социально-экономического развития, так и по подходам к образовательной политике . Особую ценность для специалистов, занимающихся разработкой и реализацией образовательной политики, представляют практические рекомендации, выработанные экспертами ОЭСР на основе проведенного межстранового сравнительного исследования и выявления наиболее успешных политических практик, позволяющих странам эффективно отвечать на современные вызовы, с которыми сталкиваются их образовательные системы. В то же время, представляя результаты проекта, эксперты ОЭСР подчеркивают, что использование всего комплекса предложенных рекомендаций, а также конкретных инструментов их реализации на национальном уровне, требует тщательного анализа и обсуждения с участием различных заинтересованных сторон: общенациональных и региональных органов управления образованием, агентств по обеспечению качества образования, вузов, ассоциаций работодателей, студенческих союзов, - с учетом особенностей национального контекста, традиций и особенностей развития образования. Анализ приоритетов и наиболее успешных практик образовательной политики стран ОЭСР и оценка возможностей их использования для развития российского образования было одной из задач проекта «Аналитическое исследование возможностей использования опыта образовательной политики стран ОЭСР на основе анализа «дорожной карты» в свете поставленной задачи присоединения к ОЭСР», реализованного Институтом международных организаций и международного сотрудничества в 2008 г. по заказу Федерального агентства по образованию. Данный материал посвящен рассмотрению вопроса достижения справедливости в высшем образовании, поскольку в последнее время эта проблема вызывает повышенный интерес со стороны правительств многих стран мира, которые акцентируют внимание на оказании помощи учащимся, имеющим ограниченные возможности доступа и последующего обучения в высшем образовательном секторе, обусловленные обстоятельствами, не связанными с их личными способностями. Эта тенденция вызвана стремлением к достижению соответствия между социальным составом студенчества и общества в целом. В публикуемом материале представлены основные тенденции в отношении вопроса справедливости в высшем образовании, наблюдаемые в странах-членах ОЭСР, факторы, оказывающие влияние на решение этого вопроса, успешные практики других стран, рекомендации ОЭСР и анализ возможностей их реализации для обеспечения справедливости в высшем образовании Российской Федерации. |
|
45–86
|
Маргинсон Саймон –исследователь Центра исследований высшего образования, Университет Мельбурна; E-mail: s.marginson@unimelb.edu.au Марийк ван дер Венде –исследователь Центра исследований политики в области высшего образования, Университета Твенте, Университет Амстердама Представляем Вашему вниманию перевод 1 главы сборника ОЭСР «Высшее образование на пути к 2030 г. Часть 2: Глобализация». В главе представлена концептуальная рамка, объясняющая динамику между высшим образованием и глобализацией. Также рассматривается ряд стратегических элементов, свойственных как странам, так и институтам высшего образования. Описано глобальное положение различных систем высшего образования с акцентом на исследовательский потенциал вузов и их способности к результативной деятельности. В заключении рассматриваются вопросы влияния глобализации на изменение традиционных отношений между высшим образованием и национальной средой. |
|
86–110
|
Винсен-Ланкран Стефан –аналитик Центра исследований и инноваций в области образования, Директорат по образованию ОЭСР; E-mail: stephan.vincent-lancrin@oecd.org Представляем Вашему вниманию перевод 2 главы сборника ОЭСР «Высшее образование на пути к 2030 г. Часть 2: Глобализация». В главе анализируется будущее трансграничных систем высшего образования, особенно студенческая мобильность. После рассмотрения некоторых основных тенденций развития трансграничного высшего образования и описания ключевых стратегий интернационализации, обосновывается развитие международной студенческой мобильности в среднесрочной перспективе, высказывается предложение по дальнейшему изучению и оценке национальных стратегий интернационализации, принятых в практике стран и институтов, анализируются, в частности, возможности их конвергенции и сохраняющееся разнообразие подходов. |
|
110–169
|
Карин Тремблэй –старший менеджер по проведению исследований, Директорат по образованию ОЭСР; E-mail: ahelo@oecd.org Представляем Вашему вниманию перевод 10 главы сборника ОЭСР «Высшее образование для общества, основанного на знании. Часть 2: Особенности высшего образования: равенство, инновации, рынок труда, интернационализация». В главе представлен обзор интернационализации в сфере высшего образования. Внимание уделяется концепциям и формам интернационализации, рассматриваются тенденции и процесс развития в интернационализации высшего образования. Обсуждаются основные проблемы и связанные с ними политические вызовы. Также глава описывает политические инициативы стран, участвующих в интернационализации, и возможности политического выбора государств в их национальном контексте. |
Приглашение к дискуссии
|
169–174
|
Морозов Андрей Геннадьевич –президент Ассоциации CBOSS; E-mail: email@cboss.ru Последние изменения в политике в сфере высшего образования предлагают новые возможности для развития современных университетов на основе взаимодействия и формирования новых партнерств с различными участниками социально-экономического развития в России. Одно из важнейших направлений представляет выстраивание взаимодействия российских университетов с частным сектором, с бизнес сообществом, для достижения взаимных преимуществ на основе взаимовыгодного сотрудничества. Практики взаимодействия российских университетов с частным сектором существуют давно, принимая различные формы, от спонсорской поддержки до разработки специальных программ дополнительной профессиональной подготовки. Сегодня складываются новые формы взаимодействия высшей школы с бизнесом, ориентированные на поиск новых механизмов сотрудничества для обеспечения конкурентоспособности. О том, какие специфические формы взаимодействия с университетами избирают для себя российские компании для повышения своей конкурентоспособности, рассказывает президент компании CBOSS Андрей Геннадьевич Морозов. |
|
|