|
2008. т. 3. №2
|
Актуальная тема
|
4–8
|
Ларионова Марина Владимировна – д.полит.н., проректор, директор Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ В статье представлен обзор основных событий и достижений в европейской образовательной политики в период президентства Португалии в ЕС в июле-декабре 2007 года. Описывается ряд предпринятых политических шагов, направленных на содействие будущему развитию сферы высшего образования в Европе, а также некоторые достигнутые результаты, прежде всего, принятие Европейским парламентом и Советом Рекомендации для учреждения Европейской квалификационной рамки для обучения в течение всей жизни; принятие Европейским советом заключений по повышению качества преподавания и обучения, а также Резолюции Европейского совета об образовании и подготовке как ключевых факторах реализации Лиссабонской стратегии. Большое внимание в статье уделяется докладу 2008 года о «Развитии обучения в течение всей жизни для знаний, креативности и инноваций», резюмирующему результаты реализации программы «Образование и подготовка 2010» в 2008 году. А также подчеркиваются возможные перспективы сотрудничества Европейского союза с третьими странами в сфере образования и возможности для развития стратегического партнерства. |
Аналитические материалы
|
9–26
|
Горбунова Екатерина Михайловна – магистр социологии, директор Информационно-аналитического центра по сотрудничеству с «Группой восьми» Института международных организаций и международного сотрудничества ГУ-ВШЭ Подписав Болонскую декларацию в 2003 г. Россия приняла на себя обязательства по внедрению ее основных принципов и инструментов к 2010 г. Студенты и аспиранты - ключевые стороны, участвующие в реализации Болонского процесса, и получение обратной связи от них имеет решающее значение при организации и реформировании учебного процесса. В данной статье представлены результаты исследования «Болонья глазами студентов и аспирантов», направленного на изучение оценки уровня реализации принципов Болонского процесса в российских вузах; уровня информированности респондентов об основных Болонских принципах и инструментах; понимания студентами и аспирантами сути, целей и задач реализации принципов Болонского процесса; выявление опыта участия респондентов в реализации принципов Болонского процесса в вузе; выявление отношения, уровня поддержки принципов Болонского процесса; определение причин и мотивов того или иного отношения студентов и аспирантов российских вузов к внедрению основных принципов Болонской декларации. |
|
27–35
|
Железов Борис Валерьевич – к.полит.н., зам. директора по международным связям, начальник Управления международной академической мобильности ГУ-ВШЭ Публикуемый материал представляет собой реферативный обзор комплексного исследования основных направлений и результатов реформ в сфере управления высшим образованием стран ЕС. Исследование проводилось группой экспертов по заказу Еврокомиссии в 2006 г. Предметом исследования были изменения в определенных ключевых сферах, включающих условиях финансирования, механизмы принятия решений, обеспечения качества образования, как на национальном уровне, так и на уровне вузов, а также оценка этих изменений основными участниками образовательного процесса: руководством вузов, профессорско-преподавательским составом, студентами, работодателями и местными сообществами. Полученные результаты, а также апробация используемых в процессе исследования параметров и методов оценки могут стать основой для сопоставительного анализа международного опыта и российской образовательной политики. |
|
36–42
|
Злоказова Наталья Евгеньевна – к.эконом.н., доцент кафедры международных экономических организаций и европейской интеграции факультета международной экономики и международной политики ГУ-ВШЭ Обычно ООН ассоциируется с решением проблем мира и безопасности, гуманитарными акциями. При этом экономическая сторона деятельности этой организации, как правило, остается в тени. Однако ООН является структурой, потребляющей колоссальное количество разнообразных товаров и услуг. При этом основными поставщиками ООН являются не гигантские ТНК, а предприятия малого и среднего бизнеса. ООН сотрудничает с поставщиками всех стран мира, но наиболее активно работает в направлении увеличения закупок из развивающихся стран и стран с переходной экономикой. Вместе с тем в России учреждения этой организации зачастую не рассматриваются в качестве внешнеторговых партнеров. На текущий момент достаточно небольшое количество отечественных компаний пользуется этими возможностями, уступая их иностранным предпринимателям. Между тем ООН заинтересована в более широком участии российского бизнеса. Тем не менее, в этом направлении уже наметились положительные сдвиги. Все больше отечественных компаний начинает выходить на ооновский рынок. Однако большинство закупок, осуществляемых ООН в России, связано с миротворческой деятельностью Организации. Гражданские отрасли отечественной промышленности пока практически не используют возможности ооновского рынка. Между тем сотрудничество с такой авторитетной международной организацией как Организация Объединенных Наций несет отечественным фирмам массу преимуществ. В статье обозначены наиболее перспективные направления международного сотрудничества России с организациями системы ООН. |
Саммиты, конференции, семинары
|
43–44
|
Ежегодный, 10-й по счету, форум ОЭСР, который в 2008 г. будет посвящен теме «Климатические изменения, экономический рост и стабильность. Стоимость реформ и цена бездействия» пройдет в конференц-центре ОЭСР в Париже 3–4 июня 2008 г. |
|
45–47
|
Роль Интернета в развитии современной экономики и общественных процессов сегодня огромна. По сути, развитие Интернета прямо или косвенно влияет на все направления социально-экономической политики. Однако мировое сообщество только сейчас начинает использовать потенциал Интернета как мощного двигателя развития инноваций, устойчивого экономического роста и социального благосостояния. Перед министрами, высшими представителями органов власти и экспертами в области Интернета встает насущная задача разработки набора принципов, которые бы в ближайшее десятилетие регламентировали развитие интернет-экономики. Разработка общих подходов и принципов управления интернет-экономикой является основной целью Министерской встречи ОЭСР «Будущее интернет-экономики», которая состоится 17-18 июня 2008 г. в Сеуле (Корея). |
Обзор публикаций
|
48–49
|
Вестник международных организаций продолжает знакомить читателей с новыми публикациями, посвященными актуальным проблемам и современным тенденциям европейской интеграции. События последних четырех лет, связанные с расширением Европейского союза за счет присоединения новых стран, явились для Сообщества решающими для понимания своего будущего как многонационального и поликультурного объединения европейских государств, и обусловили необходимость переосмысления и более глубокого изучения места и роли человека, европейца, гражданина в новом системном мире и того, что называется европейской гражданственностью. В 2007 г. увидели свет сразу несколько публикаций, затрагивающих вопросы европейской гражданственности и роли граждан объединяющейся Европы. |
|
50–52
|
4 марта 2008 г. в ОЭСР состоялась пресс-конференция, на которой Генеральный секретарь ОЭСР Анхель Гуррия и руководитель Экономического департамента ОЭСР Йорген Елмесков представили основные результаты экономических реформ в странах ОЭСР за прошедший год, опубликованные в Ежегодном обзоре «Стремление к экономическому росту». Данный обзор является одной из основных экономических публикаций ОЭСР наряду с обзорами «Перспективы экономического развития» (OECD Economic Outlook) и обзорами национального экономического развития (OECD Economic Surveys). |
|
53–56
|
В преддверии ежегодного Форума, который в 2008 г. будет посвящен теме «Климатические зменения, экономический рост и стабильность», ОЭСР подготовила обзор «Перспективы окружающей среды до 2030 года» (OECD Environmental Outlook to 2030), основанный на анализе и прогнозе экономических и экологических тенденций, связанных с климатическими изменениями. |
Новые проекты
|
57–63
|
Международный проект «Совершенствуя систему школьного руководства» (Improving School Leadership) реализуется по инициативе Директората ОЭСР по образованию совместно с Комитетом ОЭСР по образовательной политике с 2006 г. |
|
|