Текущий, 2006, год является заключительным этапом реализации шестилетнего цикла Программы международной оценки образовательных достижений учащихся PISA, ориентированного на оценку уровня грамотности 15-ти летних школьников в естественно-научных дисциплинах. Также как и два предыдущих этапа программы, PISA-2006 обращается к вопросам соответствия уровня получаемых школьниками знаний и компетенций современным экономическим и социокультурным условиям для максимально эффективной и по возможности безболезненной интеграции во взрослую жизнь.
В период реализации этапа PISA-2006 секретариат ОЭСР совместно с Правлением программы подготовили методологическое руководство «Assessing Scientific, Reading and Mathematical Literacy: A Framework for PISA-2006», представляющее концептуальную основу этапа 2006 года и содержащее переработанную и расширенную программу (рамку) оценки естественно-научной грамотности школьников, инновационный компонент оценки отношения школьников к естественно-научным дисциплинам и науке в целом, методологию оценки грамотности школьников в чтении и математике. Для каждой области знания, выбранной для изучения в 2006 г., руководство определяет содержание приобретаемых знаний, описывает ожидаемые результаты и формулирует контекст и сферы применения получаемых школьниками знаний и навыков.
PISA-2006, ориентируясь на возможность практического применения приобретаемых знаний и навыков для решения повседневных задач и ситуаций взрослой жизни, придает большое значение оценке междисциплинарных компетенций, складывающихся из комплексных знаний и навыков в области математики, чтения, науки.
В отношении методики проведения оценки образовательных достижений учащихся в 2006 году, согласно подготовленному руководству, не произошло значительных изменений. Для получения результатов по приоритетным направлениям оценки в рамках PISA-2006 будет использован инструментарий, сопровождавший два предыдущих этапа исследования, а именно анкета, содержащая комплекс заданий и тестов, для письменного заполнения школьниками, рассчитанная на два часа, и вопросник, затрагивающий основные социально-экономические характеристики школьников и их семей.
Оценка образовательных достижений школьников, основанная на методологии PISA, позволит получить несколько типов результатов по завершению полевого этапа PISA-2006. Во-первых, перечень основных параметров оценки знаний и навыков школьников; во-вторых, перечень так называемых контекстуальных показателей, отражающих взаимосвязь уровня образовательных достижений школьников с такими значимыми переменными, как пол, возраст, образовательный уровень родителей и семьи в целом, экономическое положение семьи, социальный статус семьи; в-третьих, информация о текущих и ожидаемых изменениях/ тенденциях в уровне результативности школьников и самих образовательных учреждений.
Важным для реализации нового этапа PISA с методологической точки зрения является уточнение основных определений, прежде всего, грамотности школьников в естественно-научных дисциплинах, в чтении и математике. Определения, содержащиеся в руководстве, описывают комплекс функциональных знаний и навыков, обеспечивающих активное участие индивида в обществе. Активное участие предполагает нечто большее, чем просто наличие у индивида способностей выполнять задачи, сформулированные извне, например, непосредственным работодателем. Оно также подразумевает наличие у индивида инструментов, позволяющих ему принимать решения, а также брать на себя ответственность и контроль над ситуацией.
Грамотность в естественно-научных дисциплинах понимается как комплекс знаний индивида в области науки и естественно-научных дисциплинах и его способность использовать полученные знания для постановки интересующих вопросов, приобретения нового знания, объяснения естественно-научных и природных явлений, выведения обоснованных заключений по вопросам, связанным с наукой, понимания науки как одной из форм знания, произведенного человеком; а также как осведомленность индивида о способах, с помощью которых наука и технологии детерминируют сферу материального, интеллектуального и культурного, и готовность индивида включаться в решение научных вопросов с позиции мыслящего и заинтересованного участника.
Грамотность в чтении подразумевает способность индивида понимать, применять и критически осмысливать (рефлексировать) текстовую информацию в соответствии с имеющимися целями индивидуального развития, обновления и приобретения новых знаний и для полноценного участия в обществе.
Математическая грамотность рассматривается как способность индивида распознавать и понимать роль математики в мире, выносить обоснованные суждения, применять и интегрировать в повседневную жизнь математические модели для достижения целей и удовлетворения потребностей, как творческой, заинтересованной и критически настроенной (рефлексирующей) личности.
Методика оценки уровня грамотности школьников стран-членов и стран-партнеров ОЭСР в естественно-научных дисциплинах раскрывается в рамках первой главы подготовленного руководства, и опирается на комплекс показателей, таких как:
- научные знания и способность применять научные понятия в различных контекстах;
- способность к восприятию, интерпретации и осмыслению научного знания/ знаний о природных явлениях/;
- контекстуальное применение научного знания.
Для оценки грамотности школьников в чтении в рамках PISA-2006 во второй главе руководства предлагается использовать показатели, разработанные для Международного исследования грамотности взрослых (IALS), но с интегрированным «активным» компонентом PISA, предусматривающим помимо понимания текста его осмысление на основании имеющихся идей и опыта. Грамотность школьников в чтении в рамках очередного этапа программы будет оценена на основании их способностей к восприятию и работе с различными текстовыми формами (например, тексты бланков, списки, тексты, заключенные в диаграммы и графы) и различными формами изложения текстов (такими как повествование, аргументация и описание), чаще всего используемыми во взрослой жизни; на основании общих компетенций школьника в чтении, включающих навыки ситуативного вычленения и использования текстов.
Методологическая рамка для оценки математической грамотности школьников, представленная в третьей главе руководства, также предполагает несколько направлений оценки, среди которых: использование математических моделей в соответствии с условиями контекста, общие компетенции школьников в области математики, сводимые к владению математическим языком, моделированию и разрешению жизненных ситуации с помощью математических моделей, а также навыки использования математических моделей в пяти типах ситуаций (личная, образовательная, профессиональная, общественная и научная).
Помимо повышения эффективности процедур измерения разработка методологической рамки, конструирующей и обосновывающей основные области измерения, обеспечивает всестороннее понимание объекта измерения и взаимосвязь процедур оценки и научно-исследовательских разработок с государственной политикой в области образования, усиливающей практическую значимость собираемых данных.
***
Более подробно о методологическом руководстве для реализации PISA-2006 можно ознакомиться здесь