|
2006. т. 1. №4
|
Актуальная тема
|
4–7
|
Сегодня повышение качества, доступности и эффективности высшего образования становится стратегическим приоритетом образовательной политики, важным направлением государственной политики, оказывается в центре общественного внимания на региональном, национальном и глобальном уровнях. Неслучайно вопросы высшего образования впервые будут основной темой повестки дня встречи министров образования стран-членов и стран-партнеров ОЭСР, которая пройдет 27−28 июня 2006 г. в Афинах. Программа встречи отражает наиболее дискуссионные вопросы, стоящие сегодня на повестке дня в области высшего образования. |
Аналитические материалы
|
7–15
|
Идея энергетического диалога РФ −ЕС впервые возникла в 1986 г., когда премьер-министр Голландии Р. Любберс предложил включить СССР в энергетический сектор Европы, что позднее нашло отражение в принятой в 1991 г. Европейской энергетической хартии. В 1997 г. Россия и ЕС подписали Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), которое затем стало правовой основой для энергодиалога между Россией и ЕС. 11 февраля 1999 г. С. Генералов, министр топлива и энергетики Российской Федерации, и К. Папуцис, представитель Европейской комиссии, ответственный за энергетику, подписали Меморандум1, в котором поддерживалась инициатива промышленного сотрудничества в нергетическом секторе, однако стороны не брали на себя никаких конкретных обязательств. Постоянную основу энергетический диалог РФ −ЕС получил лишь в 2000 г. на саммите ЕС − Россия в Париже, когда была одобрена инициатива главы Европейской комиссии Р. Проди об увеличении поставок энергоносителей из России в 1,5 раза в обмен на инвестиции и технологии. Главной целью энергетического диалога стало создание стабильного партнерства и обеспечение устойчивости поставок нефти и газа. На данный момент энергетический диалог также включает в себя сотрудничество в области объединения электросетей России и ЕС и торговли ядерными материалами. Энергетический диалог между Россией и ЕС создает правовую основу для расширения торгового оборота и инвестиционных потоков в области энергоресурсов, а также является основой «дорожной карты», направленной на создание общего экономического пространства между Россией и ЕС, которая была одобрена в мае 2005 г. |
|
15–28
|
На 2224-м заседании Совета по образованию 26 ноября 1999 г. состоялась открытая дискуссия о роли образования и подготовки в следующем тысячелетии, в результате которой было принято Решение Совета о новых рабочих процедурах для развития сотрудничества в сфере образования и подготовки, закрепленное Резолюцией Совета от 17 декабря 1999 г. «В новое тысячелетие: новые рабочие процедуры для европейского сотрудничества в сфере образования и подготовки». |
|
28–42
|
В условиях глобализации наиболее важным приоритетом ОЭСР становится содействие своим странам-членам в их политике, направленной одновременно на внутренний экономический рост и на более эффективный вклад в глобальное экономический рост и развитие. |
|
42–47
|
В докладе дано описание методики анализа исполнения странами-членами «Группы восьми» принятых в рамках саммитов обязательств2. Представлены промежуточные результаты обязательств3, принятых странами-членами на саммите в 2005 г. На основе эмпирических данных автор пытается ответить на три вопроса: • В какой степени и при каких условиях страны-члены «Группы восьми» осуществляют решения, принятые в рамках саммитов? • Каким образом изменяется модель реализации обязательств в зависимости от сферы принятия решений и времени их осуществления? • Каковы причины высокого или низкого уровня исполнения обязательств? Результаты исследования позволяют автору сделать некоторые выводы относительно эффективности выполнения принятых обязательств. Прежде всего, прямое включение лидеров в процесс выработки и принятия решений является решающим фактором его реализации. Наличие (или создание) специальной структуры на национальном уровне и ее способность к действию также считается важным условием осуществления обязательств государствами-членами «Группы восьми». Более высокий уровень исполнения также наблюдается в тех случаях, когда страны-участницы, являясь влиятельными членами существующих международных институтов (например, Всемирного банка, Международного валютного фонда), оказывают соответствующее политическое и финансовое воздействие, включая принятые обязательства, на программы работы этих организаций. Четвертым важным фактором повышения уровня исполнения решений является работа многочисленных специальных групп и официальных структур, которые принимают на себя ответственность за подготовительную работу, что дает возможность лидерам сосредоточиться на выработке консенсуса по главным вопросам. В докладе представлен сопоставительный анализ промежуточных итогов выполнения принятых в Глениглсе решений странами-членами «Группы восьми»: наиболее высокие результаты у США – 71%, Великобритания − 67%, Япония и Канада – 52%, Франция – 48%, Италия и Германия – 48% и 33% соответственно. Негативный промежуточный результат у России – 14%. Представляется, что включение в исследование российских экспертов позволит расширить базу данных источников для объективного анализа и отражения исполнения принятых обязательств Российской Федерацией. М.В. Ларионова |
Саммиты, конференции, семинары
|
47–52
|
23-24 марта 2006 г.в Сиднее прошла 87-я сессия Комитета ОЭСР по научно-технической политике, в ходе которой были намечены основные направления дальнейшего изучения вопросов, связанных с эффективностью научно-технической политики в странах-членах и странах-партнерах ОЭСР. |
|
52–54
|
Внимание мирового сообщества к образовательной тематике и стремление консолидировать усилия различных международных и неправительственных институтов в обеспечении качественного и доступного высшего образования обусловлены его растущим влиянием на глобальное, национальное и региональное социально-экономическое развитие, обеспечение благосостояния граждан и содействие социальной целостности и сплоченности. |
|
54–56
|
Семинар «В поисках координат для общеевропейского пространства высшего образования: развитие стратегий повышения привлекательности» состоится в Афинах (24−26 июня 2006 г.) непосредственно перед Встречей министров образования стран-членов и стран-партнеров ОЭСР. Семинар организован Министерством по национальному образованию и религии Греции при содействии Ассоциации академического сотрудничества и Агентства по обеспечению качества Греции. Семинар является частью программы официальных семинаров, проводимых Группой по внешнему измерению (External Dimension Group), которая должна разработать рекомендации для Конференции министров, ответственных за образование, в Лондоне в мае 2007 г. и для формирования Европейской стратегии внешнего измерения Болонского процесса. |
|
56–57
|
Университетская ассоциация современных европейских исследований (УАСЕИ) на протяжении 30 лет ведет активную работу по усилению международного взаимодействия в сфере развития европейских исследований, обеспечивая основу для сбора, классификации и распространения информации по вопросам европейской интеграции, играя важную роль в развитии исследовательской базы, создании преподавательских и исследовательских сетей. |
Обзор публикаций
|
57–58
|
В книге Л. Цукалиса, переизданной в издательстве Oxford University Pressв 2005 г., предпринята попытка объяснить основные проблемы дальнейшего развития Европы как регионально-экономического и политического объединения. Основные вопросы, на которые пытается ответить автор, – «Какую Европу мы хотим? Какое общество мы хотим?». Данная книга не является академической работой в узком смысле слова: в ее основе лежит богатый многолетний опыт автора, его коллег и просто граждан Европейского союза. |
|
58–63
|
Директорат ОЭСР по статистике подготовил к публикации новый выпуск Статистического справочника основных экономических показателей ОЭСР (OECD Main Economic Indicators, MEI), вышедший в свет в апреле 2006 г. В очередной раз важной составляющей справочника стала глава, отражающая основные показатели краткосрочного экономического развития стран-не-членов ОЭСР: Бразилии, Китая, Индии, Индонезии, Южной Африки и России. Основу справочника составляют следующие показатели экономического развития: поквартальное состояние национальных счетов; основные показатели хозяйственной деятельности; индексы изменения объема продаж в сфере розничной торговли; показатели промышленного производства, строительства; индексы потребительских цен; уровень занятости/безработицы; индексы внутренних и внешних финансовых ресурсов; основные показатели внешней торговли и др. |
|
|