|
||||
Контакты редакцииПочтовый адрес: Покровский бульвар, д.11, Москва, Россия, 109028 Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Редакция журнала "Вестник международных организаций" Фактический адрес: 117418, Москва, ул. Профсоюзная, д. 33, корп. 4, ком. 308 Тел.: +7 495 772-95-90 добав. 23150
|
Дискуссионный клуб ВШЭ и Сбера начал свою работу2021-04-19 20:22:00
Дискуссионный клуб ВШЭ и Сбера , который проходит в рамках XXII Апрельской международной научной конференции, начал свою работу. Первая сессия клуба была посвящена вызовам и трендам системы высшего образования. Эксперты пришли к выводу, что необходимо сделать её более клиентоориентированной, добиться, чтобы полученные навыки, в том числе умение принимать решения и нести за них ответственность, обеспечивали студентам дальнейший успех в жизни.
«Вызовы и тренды российского высшего образования: как обеспечить успех студентов?» — так сформулировали тему первой дискуссии организаторы Дискуссионного клуба ВШЭ и Сбера. Открывая мероприятие, Марина Ракова, вице-президент, директор дивизиона «Цифровые платформы образования» Сбербанка, предложила обсудить, какие уроки стоит извлечь из прошедшего пандемического года, что важно предпринять, чтобы обеспечить успех каждого студента, как вовлечь в процесс развития образовательной системы всех, кто в этом заинтересован, — от студента до инвестора. В дискуссии приняли участие: Дмитрий Афанасьев, заместитель министра науки и высшего образования России; Ярослав Кузьминов, ректор Высшей школы экономики; Исак Фрумин, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ; Игорь Реморенко, ректор Московского городского педагогического университета; Александр Климов, ректор Российского транспортного университета.
Самый главный вопрос: как обеспечить успех каждого студента? Одна из важных задач — научить школьников и студентов самостоятельно принимать решения и быть ответственными за них. Это является во всём мире одной из ключевых компетенций, обеспечивающих успешность человека. В России же до сих пор у детей не возникает возможности наработать навыки выбора и принятия решений. Школа и университет сквозным образом бесшовно должны вести ребёнка по пути приобретения навыков, критически важных для того, чтобы быть востребованным в жизни. Высшее образование — один из ключевых драйверов экономики и развития общества. И, чтобы это было гармонично и сбалансированно, должны быть вовлечены все стороны, которые являются как благополучателями от отрасли высшего образования, так и инвесторами, и заказчиками. Марина Ракова Вице-президент, директор дивизиона «Цифровые платформы образования» Сбербанка Нельзя игнорировать те возможности, которые создала новая реальность, мы должны их использовать. Но, помимо этого, мы должны отвечать на вызовы общества, в том числе используя технологии. Ключевая проблема в том, что большинство студентов не связывают своё видение профессиональной карьеры с тем набором курсов, которые они изучают в университете. Вуз рассматривается как некая полоса препятствий, но не как инвестиции в конкретные компетенции. Это было до пандемии, остаётся так и сейчас. Необходимо ввести гибкую систему, которая включает базовый бакалавриат и прикладной бакалавриат со включённым образовательным стандартом. После двух лет обучения студент должен иметь возможность поменять траекторию обучения, если он этого хочет, и при этом получить официальный документ. Сегодня существует колоссальный разрыв между запросом общества к системе образования и тем, что она ему предлагает. Систему с базовым и прикладным бакалавриатом поддерживает президент страны, но пока движения в этом направлении со стороны регулятора не видно. Ярослав КузьминовРектор Высшей школы экономики В последний год в мире происходит сдвиг в дискуссиях об образовательной политике — фокус переносится в значительной степени на успех каждого студента. Университет является источником долгосрочной генерации валового внутреннего продукта через разницу зарплаты людей с высшим образованием и без образования. Россия относится к странам с высокой отдачей на высшее образование, и в среднем эта разница составляет 50%. Модернизация системы образования ведёт к росту зарплатной премии большинства выпускников, а не только тех, кто учится в лучших вузах, увеличению количества и прибыльности технологических стартапов и повышению инвестиционной привлекательности регионов может дать 1,4‒1,5% ВВП к 2030 году. Исак ФруминНаучный руководитель Института образования НИУ ВШЭ
|
|||