|
2014. т. 9. №4
Тема номера: Глобальные вызовы и управление ими
|
Вступительное слово
Глобальное управление в сфере экономики
|
11–21
|
Миру необходима эффективная, работоспособная «Группа двадцати» (G20). После раннего периода ее развития как форума министров финансов и управляющих центральных банков «Группа двадцати» была выведена на уровень лидеров с целью регулирования аппарата глобального управления во времена великой неопределенности после 2008 г. Этому периоду неопределенности был присущ особенно сложный комплекс проблем, включая финансовый кризис, смещение экономической силы и растущие экологические угрозы. Результаты деятельности «Группы двадцати» после 2008 г. включают ряд достижений, в частности, например, организация предпринимала оперативные действия по стимулированию глобальной экономики, чтобы избежать превращения рецессии в депрессию, однако в целом результаты деятельности «Группы двадцати» пока разочаровывают, в частности, организация не может выбраться из ловушки так называемой «фискальной консолидации, способствующей росту». На встрече в сентябре 2013 г. в Санкт-Петербурге основное внимание неожиданно было уделено кризису в Сирии, и это в дальнейшем способствовало формированию доминирующего в настоящее время мнения о растущей неэффективности «Группы двадцати» как агента глобального управления. Учитывая это, на Австралию возлагается большая ответственность по проведению успешного саммита в ноябре 2014 г. Также очевидно, что «Группа двадцати» нуждается в проведении существенных институциональных реформ с целью снижения «нерегулярности» ее сегодняшнего режима работы и для более гармоничного встраивания данной организации в работу других глобальных экономических организаций, а также в деятельность глобального гражданского общества. |
|
22–39
|
После финансовых потрясений 2008 г. денежно-кредитная политика находится в состоянии застоя, характеризующемся отсутствием каких-либо изменений и развития и фактической фиксацией ее параметров. Процентные ставки остаются на низких уровнях в течение значительного периода времени, в то время как инфляция постоянно оказывается выше или ниже целевых показателей. В то же время применяются различные инструменты нетрадиционной денежно-кредитной политики, основанные на покупке активов и предоставлении ликвидности. Различные субъекты, в том числе международные организации, подняли вопрос об обоснованности и устойчивости существующих подходов к денежно-кредитной политике, не в последнюю очередь потому, что инфляционное таргетирование перестало выступать в качестве надежного ориентира для такой политики еще шесть лет назад. Несмотря на это, центральные банки не желают участвовать в обсуждении перехода к новой формальной парадигме этой политики. В данной статье утверждается, что только лидеры «Группы двадцати», являющейся политическим форумом высокого уровня, имеют достаточно политической власти для того, чтобы призвать центральные банки к ответственности и инициировать масштабное обсуждение будущей денежно-кредитной политики. Приводятся аргументы в пользу создания рабочей группы по монетарной политике для обсуждения ряда позиций, включая взгляды Банка международных расчетов и МВФ, и выработки соответствующих рекомендаций. Основной аргумент заключается в том, что «Группа двадцати» наиболее успешно выполняет роль лидера в реформировании международной финансовой системы в тех случаях, когда создает специализированные рабочие группы и использует результаты их работы в своей деятельности. |
|
40–54
|
В данной статье анализируются недавние инициативы «Группы двадцати» в сфере налогообложения, а точнее – в отношении «размывания налогооблагаемой базы и перемещения прибыли» (BEPS) в области налогообложения корпораций, а также введенный «двадцаткой» новый стандарт автоматического обмена налоговой информацией (AEoI) применительно к иностранным счетам. Немного поразмышляв об особых отношениях между «Группой двадцати» и ОЭСР, автор переходит к рассмотрению вышеупомянутой темы сквозь призму исполнения обязательств, отчетности и легитимности. «Двадцатка» все еще находится на стадии выполнения своих обещаний в отношении установления глобальных стандартов. Как ожидается, государства – члены «Группы двадцати» (и третьи страны) должны начать соблюдать эти стандарты в ближайшие годы. Что касается отчетности, «двадцатка» и ОЭСР уже имеют весьма обширный опыт независимой экспертизы и оповещения общественности о принятом ими стандарте обмена налоговой информацией по запросу. ОЭСР будет также являться основным институтом, осуществляющим контроль за исполнением обязательств в отношении AEoI и BEPS. При этом обе рассматриваемые инициативы, которые представляют собой попытку создания глобальной системы управления в налоговой сфере, сталкиваются с проблемами, связанными с легитимностью, поскольку в состав «двадцатки» и ОЭСР не входит большинство развивающихся стран. Кроме того, непосредственные результаты проводимой политики совсем не обязательно корректируются в соответствии с нуждами и интересами этих стран. Вот уже несколько лет и «Группа двадцати», и ОЭСР пытаются решить эту проблему посредством временных мер институционального характера и широких консультаций с представителями развивающихся стран, а также путем внесения в инициативы содержательных изменений. |
Глобальное управление в социальной сфере
|
55–86
|
Согласно прогнозам, совокупные эффекты быстро изменяющегося климата будут иметь катастрофические последствия для естественных мест обитания во всем мире, кроме того, прогнозируется существенное увеличение масштабов и вероятности вооруженных конфликтов на глобальном уровне, особенно в точках с высокой плотностью населения, уровнем урбанизации и бедности. Поэтому сдерживание последствий изменения климата является важным для достижения различных социальных задач, в том числе относящихся к равномерному устойчивому развитию, здоровью граждан, биоразнообразию, продовольственной безопасности и доступу к надежным энергетическим ресурсам. В статье утверждается, что «Группа семи/восьми» осуществляла глобальное управление в сфере изменения климата таким способом, каким это в существенной степени не удалось другим международным институтам, занимающимся вопросами окружающей среды. В значительной степени это происходило благодаря включению вопроса охраны климата в число ключевых политических задач, наряду с целями в сфере экономики, здравоохранения, энергетики и безопасности и сохранения консенсуса между лидерами относительно важности стабилизации выбросов посредством энергоэффективности, сохранения энергии, инвестиций и технологических инноваций. Кроме того, автор полагает, что потенциал института, ограниченный состав его участников, демократическое сходство и политическое единство, как и совокупное воздействие глобальных потрясений, положительно повлияли на успех «Группы семи/восьми» в смягчении последствий изменения климата. После детального экскурса в 40-летнюю историю, в которой прослеживаются явные всплески и спады активности «семерки/восьмерки» в рассмотрении вопросов экологии, статья завершается оценкой подотчетности «Группы семи/восьми» в сфере смягчения последствий изменения климата. В Заключении также выделяется ряд нормативных рекомендаций, позволяющих обеспечить более ощутимый, последовательный, ориентированный на результат процесс подотчетности для глобального управления в сфере изменения климата. |
|
87–101
|
Всемирные неформальные объединения, среди которых ведущую роль играют «Группа восьми» и «Группа двадцати», могут оказать важное содействие в деле развития инновационных, интегративных, локально ориентированных и включающих деловое сообщество методов управления в области продовольственной политики, сельского хозяйства, питания, здравоохранения и благосостояния. Регулярные саммиты этих объединений собирают вместе лидеров ведущих стран мира и отличаются всесторонней, синергичной повесткой, способностью задавать импульс развития и в то же время достаточной гибкостью и полномочиями, чтобы по-новому увязывать между собой различные вопросы, факторы и действующие силы. «Восьмерка» в последние годы все более активно занимается вопросами продовольственной политики, сельского хозяйства, питания и здравоохранения, а также вопросами взаимосвязи между этими направлениями. Привлекая к сотрудничеству представителей делового сообщества, гражданского общества и стран с низким уровнем доходов, «восьмерка» приняла ряд решений, призванных оказать положительное влияние на жизнь беднейших слоев населения во многих уголках земного шара. Аналогичный вклад в определенной степени внесла и деятельность «двадцатки». Наиболее перспективными представляются созданный под эгидой «восьмерки» в мае 2012 г. «Новый альянс в области продовольственной безопасности и питания», а также программа AgResults, запущенная в рамках «двадцатки» в соответствии с обязательствами ее членов, принятыми в июне 2010 г. Тем не менее обоим этим объединениям еще многое нужно будет предпринять, чтобы до наступления следующего продовольственного кризиса найти решения для сложного комплекса продовольственных, экономических, социальных и медицинских проблем, стоящих сегодня перед международным сообществом. |
|
102–125
|
Здравоохранение является незаменимым общественным благом. На национальном уровне признание ценности здоровья как общественного блага выражается в приверженности правительств стран БРИКС и других государств целям повышения объемов финансирования здравоохранения. На глобальном уровне об этом свидетельствует работа международного сообщества, направленная на достижение трех Целей развития тысячелетия в сфере здравоохранения, все более усложняющаяся глобальная архитектура здравоохранения и поступательный рост расходов на охрану здоровья, наблюдавшийся в предшествующие кризису годы. Однако, несмотря на успехи в борьбе с инфекционными заболеваниями, детской и материнской смертностью, сохраняются существующие риски, отмечается появление новых вызовов в результате финансового кризиса 2008 г., низких темпов экономического роста и увеличивающегося неравенства. Страны БРИКС сталкиваются с этими вызовами и уже начали взаимодействие с целью их преодоления. Повестка дня форума находится в стадии становления. Представляется важным, чтобы в процессе формирования повестки дня форума, наряду с учетом вышеизложенных проблем, была обеспечена приверженность стран принципам устойчивости принимаемых решений и сотрудничества с другими акторами для реализации эффективной модели глобального управления в сфере здравоохранения. В статье представлены результаты анализа потенциала БРИКС по развитию глобального управления в сфере здравоохранения, рассматривается сотрудничество между странами БРИКС (институционализация, дискурс, взаимодействие с другими международными институтами). Представлен сравнительный анализ сотрудничества в сфере здравоохранения с другими областями взаимодействия стран – членов БРИКС. Затем авторы дают краткий обзор национальных систем здравоохранения стран БРИКС, а также стоящих перед ними вызовов и задач. В Заключении делается вывод о том, что поскольку страны БРИКС сталкиваются с общими рисками на национальном и глобальном уровне, формируемая повестка дня в области здравоохранения должна стать ответом на запрос как собственных систем здравоохранения, так и вызовов глобального управления в данной сфере. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Разработка модели обеспечения баланса внешних условий и национальных приоритетов государства, председательствующего в «Группе восьми», «Группе двадцати» и БРИКС, при формировании программы председательства на основе модели “спрос-предложение”» № 12-03-00563. |
Глобальное управление в области безопасности
|
126–159
|
Почему в одних региональных конфликтах члены «Группы восьми» одобряют использование материальных санкций, а в других – применение военной силы? Будучи неформальным институтом безопасности, состоящим из крупнейших демократических сил Северной Америки, Европы и Азии, «Группа восьми» часто делала выбор в пользу применения санкций, в частности, в отношении Ирана в 1980 г., Афганистана в 1980 г., Судана в 2004 г., Северной Кореи в 2006 г. и Сирии в 2011 г. Также в последнее время организация все чаще делала выбор в пользу применения военной силы – так было в Ираке в 1990 г., в Косово в 1999 г., в Афганистане в 2001 г., в Ливии в 2011 г. и в Мали в 2013 г. При этом выбор «Группы восьми», основания, приверженность обязательствам и их исполнение, а также внедрение и эффективность как санкций, так и военных операций каждый раз были разными. Военная сила выбиралась и эффективно использовалась лишь после «холодной войны», прежде всего, когда страна-объект была близка к Южной Европе. Высокое сравнительное превосходство членов «Группы восьми» над странами-объектами оказывает сильное влияние на выбор «Группы восьми» в пользу применения военной силы, а высокая, прямая, смертельная угроза, исходящая от стран-объектов в отношении стран «Группы восьми», не оказывает такого влияния. Географическая приближенность и взаимосвязь, оставшаяся от бывших колониальных отношений между членами «Группы восьми» и страной-объектом, слабо обуславливают выбор силы «Группой восьми». Поддержка со стороны наиболее влиятельной региональной организации – НАТО, а также поддержка со стороны ООН в форме принятия резолюции Советом безопасности ООН или Генеральной Ассамблеей ООН имеют сильное и позитивное влияние на выбор силы «Группой восьми». Сопутствующие механизмы подотчетности со стороны самой «Группы восьми» имеют неоднозначное влияние, поскольку проработка проблем лидерами на последующих саммитах не улучшает выполнение обязательств «Группы восьми» по связанным с применением силы вопросам, однако последующее обсуждение проблем министрами иностранных дел в значительной степени оказывает положительное воздействие. |
|
160–176
|
Согласно Концепции участия России в БРИКС, основными целями Российской Федерации и ее партнеров по данному объединению в сфере международной безопасности являются: согласование позиций в сфере международной безопасности, выработка и согласование единых или близких подходов к противодейст вию международному терроризму и незаконному обороту наркотиков, сотрудничество в интересах обеспечения международной информационной безопасности, борьба с морским пиратством и нелегальной миграцией. В статье ставится задача определения актуальных для всех стран БРИКС угроз международной безопасности и последовательно рассматриваются позиции каждой из стран – членов БРИКС в отношении перечисленных угроз, в частности в отношении угрозы терроризма: рассматривается степень актуальности угрозы терроризма для стран – членов БРИКС, общность целей террористических групп, опасность соседства со странами с высокой террористической активностью, изучается поддержка террористических групп. В отношении незаконного оборота наркотиков анализируется опасность соседства с наркопроизводящими странами и транзит наркотиков через страны БРИКС, изучается производство, потребление и изъятие наркотиков. В отношении киберугроз изучается актуальность киберугроз для стран БРИКС и вредоносная активность, исходящая из самих стран БРИКС. В статье также изучается актуальность морского пиратства для сран БРИКС и эффективность борьбы с ней. В отношении нелегальной миграции в статье показывается общность угроз нелегальной миграции для стран БРИКС, распространение националистических настроений в связи с активными миграционными потоками и проблема миграционных потоков между самими странами БРИКС. |
Политологический анализ
|
177–195
|
В статье исследуется проблема перспектив неоимперской политики в XXI в. ведущих развивающихся государств, стремящихся определить собственную модель политического и социально-экономического развития с сочетанием традиционных (в том числе авторитарных) политических форм и элементов западной модернизации. Представлена и обоснована позиция, согласно которой политическое влияние в мире будет разделено между региональными союзами, объединяющими гетерогенные периферии вокруг господствующего центра, оправдывающее такое объединение идеологией, связанной с реализацией той или иной социально-политической модели развития, т.е. действующей в рамках имперской парадигмы. Одной из основных политических характеристик таких неоимперских центров выступает незавершенность процесса образования национального государства и, как следствие, отсутствие прочных институциональных оснований для развития демократической политической системы. Проведен анализ неоимперской политики ведущих государств арабо-мусульманского мира (Турции, Саудовской Аравии и Ирана), которую можно представить в качестве различного сочетания цивилизационного универсализма и этнорелигиозной гетерогенности, а также элементов модернизации с распространением влияния в условиях политической нестабильности региона Ближнего Востока. Обосновано, что каждое из рассматриваемых в статье государств обладает собственными великодержавными амбициями и способно предложить свой опыт сочетания модернизационных изменений с мусульманским традиционализмом. Турция представляет пример наибольшей внедренности политических модернизационных практик и связанной с этим вестернизации, Саудовская Аравия предлагает авторитарную монархическую модель, основанную на ваххабизме, наиболее близкую к традициям имперской власти, Иранский неотеократический проект связан с господством шиитских богословов. При этом каждое из государств по-своему чуждо в этническом и (или) религиозном плане большинству арабо-мусульманского мира, приверженному суннизму. Сделан вывод о том, что в регионе, вероятно, будут нарастать политические противоречия между рассмотренными державами, так как каждая из них имеет собственные великодержавные амбиции и способна предложить другим государствам арабо-мусульманского мира свой опыт сочетания модернизационных изменений с мусульманским традиционализмом. |
Обзоры книг и статей
|
196–197
|
Мир страдает от хаоса и требует наведения порядка – с этим тезисом согласны практически все. Еще недавно казалось, что политические и экономические катаклизмы остались в прошлом, но и финансовый кризис 2008 г., и последовавшие за ним кризис европейских долгов, замедление роста мировой экономики вновь возвращают человечество к вопросу, как справляться с такими напастями. Одним из популярных ответов на этот вызов является концепция глобального экономического управления, предполагающая выстраивание системы сотрудничества ведущих экономик мира в целях решения общих проблем в области экономики, финансов и развития. Книга Д. Киртона посвящена деятельности одного из самых известных институтов глобального экономического управления – «Большой двадцатке». |
|
198–204
|
Доклад Стийна Классенса и Лоры Кодрес «Финансовое регулирование: некоторые неусвоенные уроки глобального кризиса» посвящен анализу вызовов, с которыми сталкиваются реформы, направленные на укрепление стабильности и повышение эффективности глобальной финансовой системы. Основными из таких вызовов, по мнению авторов, являются отсутствие системного восприятия рисков, возникающих в финансовой системе, и адекватной политики, направленной на их преодоление. В значительной степени актуальность этих вызовов проявилась в период глобального экономического кризиса. |
|
205–209
|
В статье «Препятствия на пути международной координации политики и пути их преодоления» Дж. Остри и А.Р. Гош рассматривают опыт международного сотрудничества в процессе выработки коллективных решений, обосновывают необходимость подобного сотрудничества, выявляют факторы, препятствующие координации, а также предлагают возможные пути их преодоления. Авторы предлагают рассмотреть возможности для углубления межгосударственной координации в целях повышения эффективности механизмов глобального управления и реагирования на кризисные ситуации. |
|
|