Скрыть
Раскрыть
 
журнал
ВЕСТНИК
МЕЖДУНАРОДНЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ
Образование, наука, новая экономика

ISSN (Print) 1996-7845

ISSN (Online) 2542-2081



Контакты:

Почтовый адрес: 101000, Москва, ул. Мясницкая, д. 20
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Редакция журнала "Вестник международных организаций"

Фактический адрес: Малая Ордынка, 17, каб. 417.

Тел.: +7 495 772-95-90 добав. 23147 

E-mail: iorj@hse.ru


 

Индексирование

Ларионова М. В., Рахмангулов М. Р., Сафонкина Е. А., Сахаров А. Г., Шелепов А. В.

Председательство Российской Федерации в «Группе двадцати»: в поисках баланса и путей обеспечения фискальной устойчивости и уверенного роста

2013. Т. 8. № 4. С. 122–179 [содержание номера]

Ларионова Марина Владимировна – д.полит.н., директор Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) НИУ ВШЭ, Россия, Москва, Мясницкая, 20; E-mail: mlarionova@hse.ru

Рахмангулов Марк Ринадович – заместитель директора Центра исследований глобального управления ИМОМС НИУ ВШЭ, Россия, Москва, Мясницкая, 20; E-mail: mrakhmangulov@hse.ru

Сафонкина Елизавета Андреевна –м.н.с. Центра содействия международному развитию ИМОМС НИУ ВШЭ, Россия, Москва, Мясницкая, 20; E-mail: esafonkina@hse.ru

Сахаров Андрей Геннадьевич –м.н.с. Центра исследований глобального управления ИМОМС НИУ ВШЭ, Россия, Москва, Мясницкая, 20; E-mail: agsakharov@hse.ru

Шелепов Андрей Владимирович – м.н.с. Центра исследований глобального управления ИМОМС НИУ ВШЭ, аспирант кафедры международных валютно-финансовых отношений НИУ ВШЭ, Россия, Москва, ул. Мясницкая, 20; E-mail: ashelepov@hse.ru 

Аннотация

В статье представлен анализ результатов председательства России в «Группе двадцати» в 2013 г. Анализ осуществлен на основе модели обеспечения баланса внешних условий и национальных приоритетов страны-председателя для формирования предложений к повестке дня в неформальных институтах (модель «спрос-предложение»). Данный подход позволяет проследить, насколько председательству удалось обеспечить: 1) высокую степень отражения в повестке дня председательства и решений саммита ключевых проблем глобального управления; 2) сбалансированность в приоритетах председательства национальных интересов и интересов партнеров, 3) максимальное использование сложившегося потенциала института; 4) соответствия роли, выбранной страной-председателем (организатора, посредника, политического лидера, национального представителя) внешним условиям и внутренним обстоятельствам.

С 1 декабря 2012 г. Россия приняла на себя обязанность и ответственность по координации работы «Группы двадцати» в качестве страны-председателя этого ведущего форума международного экономического сотрудничества. Пятый год своей работы «двадцатка» встретила в условиях «двухскоростного восстановления», которое к марту 2013 г. стало «трехскоростным». Неуверенный и недостаточный рост мировой экономики, сохраняющиеся дисбалансы и риски ухудшения экономических показателей требовали концентрации усилий «форума крупнейших экономик мира на разработке мер по ключевым экономическим и финансовым проблемам, от которых зависит экономический рост и создание рабочих мест во всех странах мира» (Российское председательство в «Группе двадцати», 2013b). Эти приоритеты составили ядро Концепции председательства Российской Федерации, направленной на обеспечение устойчивого глобального роста и восстановления доверия между различными элементами мировой экономики как основной задачи глобального управления в соответствии с миссией и потенциалом «Группы двадцати».

Оставаясь в рамках ядра экономических и финансовых вопросов, «двадцатка» начала работу по поиску совместных решений по преодолению таких рисков, как увеличение неравенства доходов населения, хроническая неспособность в достаточной мере инвестировать, развивать и обеспечивать безопасность инфраструктуры, непредвиденные последствия регулирования.

Как показывает анализ решений «двадцатки» по основным приоритетам, в рамках российского председательства удалось обеспечить высокую степень отражения в повестке дня «двадцатки» и решениях саммита ключевых проблем глобального управления; баланс национальных приоритетов и приоритетов стран-партнеров по институту и использование сложившегося потенциала института. Выбор роли страны - председателя по конкретным приоритетам определялся сочетанием внешних условий и внутренних обстоятельств. Так, высокая степень остроты проблемы для всех участников определила запрос на выполнение председателем роли лидера при включении в повестку дня экономического форума и обсуждении возможностей мирного разрешения конфликта в Сирии. По занятости и социальной политике российское председательство, сочетая роли организатора и политического лидера, сумело вывести диалог на новый уровень качества.

Важным фактором успеха при обсуждении и принятии комплексного плана действий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли стала способность ОЭСР взять на себя ответственность по выработке проекта плана. При экспертном лидерстве ОЭСР, высокой степени остроты данной проблемы для всех участников, глубокой проработке вопросов, российское председательство сконцентрировалось на роли организатора.

По приоритетной для России и многих партнеров по «двадцатке» теме стимулирования долгосрочных инвестиций российскому председательству удалось за короткий период консолидировать усилия международных институтов. В работе по данному направлению, как и по сфере финансового регулирования, российское председательство успешно сочетало роль представителя национальных интересов с ролью организатора.

При разработке новой стратегии развития наиболее продуктивным оказался выбор роли посредника и организатора, в результате российское председательство сумело обеспечить согласование новой основы для сотрудничества «двадцатки» по развитию.

В части касающейся повышения уровня прозрачности, легитимности и эффективности сильной стороной председательства стала активная работа с международными организациями и социальными партнерами и использование их экспертного потенциала. Продолжилась линия по укреплению системы институтов самой «двадцатки»: развитие новых механизмов координации и усиление отчетности по принятым решениям.

В рамках российского председательства «Группа двадцати» подтвердила свою значимость как ведущего форума экономического сотрудничества. Сделав «акцент на восстановлении уверенного и всеобъемлющего роста и уровня занятости при одновременном обеспечении фискальной устойчивости», лидеры впервые подчеркнули, что во главе угла повестки дня роста должно стоять благополучие граждан. Это важный итог пяти лет работы «двадцатки», и возможно начало нового качества сотрудничества.

Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Разработка модели обеспечения баланса внешних условий и национальных приоритетов государства, председательствующего в “Группе восьми”, “Группе двадцати” и БРИКС, при формировании программы председательства на основе модели “спрос-предложение”»), проект № 12-03-00563.

Литература

Деловая двадцатка (2013) Партнерство «Деловой двадцатки» и «Группы двадцати» для роста и занятости». Рекомендации «Деловой двадцатки».

Лидеры «Группы восьми» (2013) Коммюнике лидеров «Группы восьми». Available at: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1483 (accessed 11 October 2013).

Лидеры «Группы двадцати» (2013a) Приложение по вопросам налогообложения к декларации лидеров стран “Группы двадцати”

Лидеры «Группы двадцати» (2013b) Санкт-Петербургская декларация лидеров «Группы двадцати».

Лидеры «Группы двадцати» (2013c) Санкт-Петербургский План действий. Available at: http://ru.g20russia.ru/load/783529890. (accessed 8 October 2013).

Лидеры «Группы двадцати» (2012) Итоговая декларация лидеров «Группы двадцати». 19.06.2012. Available at: http://news.kremlin.ru/ref_notes/1245. (accessed 8 October 2013).

Министры труда и занятости «Группы двадцати» (2013) Декларация министров труда и занятости стран «Группы двадцати». Москва. 18-19 июля.

Министры труда и занятости и министры финансов «Группы двадцати» (2013) Коммюнике министров труда и занятости и министров финансов «Группы двадцати». Москва. 19 июля.

Министры финансов и управляющие центральными банками «Группы двадцати» (2013a) Коммюнике встречи министров финансов и управляющих центральными банками стран «Группы двадцати». Москва, 15-16 февраля.

Министры финансов и управляющие центральными банками «Группы двадцати» (2013b) Коммюнике. Совещание министров финансов и управляющих центральных банков. Вашингтон. 18-19 апреля 2013 года. Available at: http://ru.g20russia.ru/load/781303570 (accessed 8 October 2013).

Министры финансов и управляющие центральными банками «Группы двадцати» (2013с) Коммюнике. Совещание министров финансов и управляющих центральных банков. Вашингтон. 11 октября. Available at: http://ru.g20russia.ru/load/783732124 (accessed 21 October 2013).

ОЭСР, G20 (2013) Принципы высокого уровня ОЭСР и Г20 по долгосрочному финансированию инвестиций для институциональных инвесторов. Available at: http://ru.g20russia.ru/load/782800841 (accessed 8 October 2013).

ОЭСР (2013а) Рассмотрение проблемы снижения налоговой базы и переноса прибыли.

Российское председательство в «Группе двадцати» (2013a) Дорожная карта «Группы двадцати» по усилению надзора и регулирования теневой банковской системы. Available at: http://ru.g20russia.ru/load/782788038 (accessed 11 October 2013).

Российское председательство в «Группе двадцати» (2013b) Концепция председательства России в «Группе двадцати». Available at: http://ru.g20russia.ru/docs/g20_russia/outline#1(accessed 8 October 2013).

Российское председательство в «Группе двадцати» (2013с). Мониторинговый отчет Рабочей группы по противодействию коррупции за 2013 год. Available at: http://ru.g20russia.ru/load/782787835 (accessed 11 October 2013).

Российское председательство в «Группе двадцати» (2013d) Рабочий план группы двадцати по финансированию инвестиций. Заключение исследовательской группы и перспективы. Available at: http://ru.g20russia.ru/load/782769040 (accessed 8 October 2013).

Российское председательство в «Группе двадцати» (2013e) Санкт-Петербургская стратегия развития. Available at: http://ru.g20russia.ru/load/782800206 (accessed 11 October 2013).

Российское председательство в «Группе двадцати» (2013f). Совершенствование транспарентности в РТС. Available at: http://ru.g20russia.ru/load/782787681 (accessed 11 October 2013).

Совет по финансовой стабильности (2013) Доклад Совета по финансовой стабильности о прогрессе в области финансовых реформ. Available at: http://ru.g20russia.ru/load/782800088 (accessed 8 October 2013).

BSBC (2013) Report to G20 Leaders on monitoring implementation of Basel III regulatory Reforms. Available at: http://en.g20russia.ru/load/782245437 (accessed 8 October 2013).

Civil 20 (2013) Civil 20 Proposals for Strong, Sustainable, Balanced and Inclusive Growth.

FSB (2013a) Capital Requirements for Banks’ Equity Investments in Funds. Available at: http://www.bis.org/publ/bcbs257.pdf (accessed 11 October 2013).

FSB (2013b) Credit Rating Agencies Reducing reliance and strengthening oversight. Available at: http://en.g20russia.ru/load/782245482 (accessed 8 October 2013).

FSB (2013c) FSB Chairman's Report on OTC Derivatives Reforms. Available at: http://www.financialstabilityboard.org/publications/r_130902a.htm (accessed 8 October 2013).

FSB (2013d) Overview of Progress in the Implementation of the G20 Recommendations on Strengthening Financial Stability. Available at: http://en.g20russia.ru/load/782244730 (accessed 8 October 2013).

FSB (2013e) Progress and Next Steps Towards Ending Too-Big-To-Fail (TBTF). Available at: http://en.g20russia.ru/load/782244919 (accessed 8 October 2013).

FSB (2013f) Progress in Implementing the G20 Recommendations on Financial Regulatory Reform. Available at: http://en.g20russia.ru/load/782244805 (accessed 8 October 2013).

FSB (2013g) Progress Report on the Oversight and Governance Framework for Financial Benchmark Reform. Available at: http://en.g20russia.ru/load/782245734 (accessed 8 October 2013).

FSB (2013h) Roadmap and workshop for reducing reliance on CRA ratings. Available at: http://www.financialstabilityboard.org/publications/r_121105b.pdf (accessed 8 October 2013).

FSB (2013i) Second Progress Report on Compensation Practices. Available at: http://www.financialstabilityboard.org/publications/r_130826.htm (accessed 8 October 2013).

FSB (2013j) Sixth Progress Report on OTC derivatives reform implementation. Available at: http://www.financialstabilityboard.org/publications/r_130902b.htm (accessed 8 October 2013).

FSB (2013k) Strengthening Oversight and Regulation of Shadow Banking. Policy Framework for Addressing Shadow Banking Risks in Securities Lending and Repos. Available at: http://www.financialstabilityboard.org/publications/r_130829b.pdf (accessed 11 October 2013).

FSB (2013l) Strengthening Oversight and Regulation of Shadow Banking. Policy Framework for Strengthening Oversight and Regulation of Shadow Banking Entities. http://www.financialstabilityboard.org/publications/r_130829 c.pdf (accessed 11 October 2013).

FSB (2013m) Strengthening Oversight and Regulation of Shadow Banking. An Overview of Policy Recommendations. Available at: http://ru.g20russia.ru/load/782246314 (accessed 11 October 2013).

FSB (2013n) Supervisory Framework for Measuring and Controlling Large Exposures. Available at: http://www.bis.org/publ/bcbs246.pdf (accessed 11 October 2013).

FSB (2013o) Thematic Review on FSB Principles for Reducing Reliance on Credit Rating Agency Ratings.Interim Report. Available at: http://www.financialstabilityboard.org/publications/r_130829e.pdf (accessed 8 October 2013).

FSB (2013p) Update on financial regulatory factors affecting the supply of long-term investment finance. Available at: http://ru.g20russia.ru/load/782246666 (accessed 11 October 2013).

G20 Information Centre (2013) Communiqué of Meeting of G20 Finance Ministers and Central Bank Governors. Available at: http://www.g20.utoronto.ca/2012/2012-121105-finance-en.html (accessed 8 October 2013).

GPFI (2013a) G20 Financial Inclusion Indicators. Available at: http://www.gpfi.org/sites/default/files/G20%20Set%20of%20Financial%20Inclusion%20Indicators.pdf (accessed 11 October 2013).

GPFI (2013b) The Global Partnership for Financial Inclusion Report to the G20 Leaders. Available at: http://www.gpfi.org/sites/default/files/documents/GPFI%20Report%20to%20the%20Leaders.pdf (accessed 11 October 2013).

HSE, University of Toronto (2013) Tracking Progress on the G20 Development Commitments http://www.hse.ru/en/org/hse/iori/news/75196733.html (accessed 11 October 2013).

IEA, IEF, OPEC (2013) Report on Practical Recommendations for Increasing Transparency in International Gas and Coal Markets. Available at: http://ru.g20russia.ru/load/783530611 (accessed 11 October 2013).

ILO (2013) World of Work Report. Repairing the Economic and Social Fabric.

ILO, OECD (2013a) Addressing Employment, Labour Market and Social Protection Challenges in G20 Countries: Key Measures since 2010. G20 Task Force on Employment.

ILO, OECD (2013b) Short-term Labour Market Outlook and Key Challenges in G20 Countries.

IMF (2013a) IMF Note on Global Prospects and Policy Challenges, February 15-16, 2013. Available at: http://www.imf.org/external/np/g20/022113.htm (accessed 18 September 2013).

IMF (2013b) IMF Note on Global Prospects and Policy Challenges, April 18-19, 2013. Available at: http://www.imf.org/external/np/g20/041813.htm (accessed 18 September 2013).

IMF (2013c) IMF Note on Global Prospects and Policy Challenges, July 19–20. 2013. Available at: http://www.imf.org/external/np/g20/071913.htm (accessed 18 September 2013).

IMF (2013d) IMF Note on Global Prospects and Policy Challenges. September 5-6 2013. Available at: http://www.imf.org/external/np/g20/090513.htm (accessed: 18 September 2013)

IMF (2013e) IMF Policy Paper. Quota Formula - Data Update and Further Considerations. July 23 2013. Available at: http://www.imf.org/external/pp/longres.aspx?id=4785. (accessed 8 October 2013).

IMF (2013f) Intergovernmental Group of Twenty-Four on International Monetary Affairs and Development Communiqué. April 18 2013. Available at: http://www.imf.org/external/np/cm/2013/041813.htm. (accessed 8 October 2013).

IMF (2013g) Outcome of the Quota Formula Review - Report of the Executive Board to the Board of Governors. January 30. 2013 Available at: http://www.imf.org/external/pp/longres.aspx?id=4730. (accessed 8 October 2013).

IMF (2013h) Report of the Executive Board to the Board of Governors on the Outcome of the Quota Formula Review.

IMF (2013i) Update of Staff Sustainability Assessments for G20 Mutual Assessment Process (MAP). Available at: http://www.imf.org/external/np/g20/map2013.htm (accessed 18 September 2013).

IMF (2013k) World Economic Outlook (WEO) - Hopes, Realities, and Risks. April 2013. Available at: http://www.imf.org/external/pubs/ft/weo/2013/01/index.htm (accessed 8 October 2013).

IOSCO (2013a) Global Development in Securitization Regulation. Available at: http://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD394.pdf (accessed 11 October 2013).

IOSCO (2013b) Policy Recommendations for Money Market Funds. Available at: http://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD392.pdf (accessed 11 October 2013).

IOSCO (2013c) Principles for Financial Benchmarks. Available at: http://www.iosco.org/library/pubdocs/pdf/IOSCOPD415.pdf (accessed 8 October 2013).

IOSCO (2013d) Transparency and Competition Among Credit Rating Agencies. Available at: http://www.iosco.org/library/briefing_notes/pdf/IOSCOBN01-13.pdf (accessed 8 October 2013).

Keohane R.O. (2002) Global Governance and Democratic Accountability // Taming Globalization: Frontiers of Governance / D. Held, M. Koenig-Archibugi (eds.). Oxford: Polity Press.

Moody’s Investors Service (2013) US Fed Tapering: Effects Likely to be Relatively Limited and Temporary. Available at: http://www.alacrastore.com/research/moodys-global-credit-research-US_Fed_Tapering_Effects_Likely_to_be_Relatively_Limited_and_Temporary-PBC_158800 (accessed 8 October 2013).

ODRG (2013) OTC Derivatives Regulators Group Report on Agreed Understandings to Resolving Cross-Border Conflicts, Inconsistencies, Gaps and Duplicative Requirements. Available at: http://en.g20russia.ru/load/782245314 (accessed 8 October 2013).

OECD (2013a) Activation Strategies for Stronger and More Inclusive Labour Markets in G20 Countries: Key Policy Challenges and Good Practices.

OECD (2013b) Advancing National Strategies for Financial Education: Summary of the Joint Russia‘s G20 Presidency and OECD Publication. Available at: http://en.g20russia.ru/load/782248073 (accessed 11 October 2013).

OECD (2013c) Economic Policy Reforms. Going for Growth 2013. Available at: http://www.oecd.org/inclusive-growth/Economic%20Policy%20Reforms%202013%20Going%20for%20Growth.pdf (accessed 11 October 2013).

OECD (2013d) Issues Paper On Corruption and Economic Growth. Available at: http://www.oecd.org/g20/topics/anti-corruption/Issue-Paper-Corruption-and-Economic-Growth.pdf (accessed 11 October 2013).

OECD (2013e) OECD Secretary-General Report to the G20 Finance Ministers. Available at: http://www.oecd.org/tax/2013-OECD-SG-Report-to-G20-Heads-of-Government.pdf (accessed: 18 September 2013).

OECD (2013f) OECD Secretary-General Report to the G20 Finance Ministers and Central Bank Governors. Available at: http://www.oecd.org/g20/topics/taxation/OECD-tax-report-G20.pdf (accessed 11 October 2013).

OECD (2013g) OECD Secretary-General Tax Report to G20. Available at: http://www.oecd.org/g20/topics/taxation/SG-report-G20-Leaders-StPetersburg.pdf (accessed 18 September 2013).

OECD (2013h) Policy Guidance for Investment in Clean Energy Infrastructure, OECD August 2013. Available at: http://www.oecd.org/daf/inv/investment-policy/CleanEnergyInfrastructure.pdf (accessed 11 October 2013).

OECD (2013i) Summary Report on Effective Approaches to Support the Implementation of the G20 High-Level Principles on Financial Consumer Protection. Available at: http://en.g20russia.ru/load/782248245 (accessed 11 October 2013).

OECD, INFE (2013a) Evaluating Financial Education Programmes: OECD/INFE Survey, Policy Framework and Instruments. Available at: http://en.g20russia.ru/load/781681097 (accessed 11 October 2013).

OECD, INFE (2013b) OECD/INFE Toolkit to Measure Financial Literacy and Financial Inclusion: Guidance, Core Questionnaire and Supplementary Questions. Available at: http://en.g20russia.ru/load/781680623 (accessed 11 October 2013).

OECD, World Bank (2013) Tools to Promote Financial Education. Progress Report to the G20. Available at: http://en.g20russia.ru/load/781680678 (accessed 11 October 2013).

Russia’s G20 Presidency (2013a) Annex 3: MAP Policy Templates for all G20 countries. Available at: http://ru.g20russia.ru/load/783165721 (accessed 11 October 2013).

Russia’s G20 Presidency (2013b) Annex 4: The Accountability Assessment. Available at: http://en.g20russia.ru/load/783047169/ (accessed 8 October 2013).

Russia’s G20 Presidency (2013c) Сommunique of Finance Ministers and Central Bank Governors. 16 February 2013. Available at: http://en.g20russia.ru/load/781209773 (accessed 11 October 2013).

Russia’s G20 Presidency (2013d) G20 Action Plan on the Development of Local Currency Bond Markets. Implementation Report to G20 Ministers and Central Bank Governors. Available at: http://en.g20russia.ru/load/783432293 (accessed 8 October 2013).

Russia’s G20 Presidency (2013e) Implications of Global Value Chains for Trade, Investment, Development and Jobs. Available at: http://ru.g20russia.ru/news/20130724/781685237.html (accessed 18 September 2013).

Russia’s G20 Presidency (2013f) Job Creation and Labor Activation Policies in G20 countries (G20 Countries database). G20 Task Force on Employment.

UN (2013) A Life of Dignity for all: accelerating progress towards the MDGs and advancing the UN development agenda beyond 2015. Report of the Secretary-General to the 68th UN General Assembly.

World Bank (2013a) Addressing the Jobs Challenge in G20 Countries. An Overview of Recent Labor Market Trends and Policies.

World Bank (2013b) Long-Term Investment Financing for Growth and Development: Umbrella Paper. Available at: http://ru.g20russia.ru/load/781245667 (accessed 8 October 2013).

World Bank (2013с) Recent Developments in Local Currency Bond Markets (LCBMs). October 2013. Available at: http://en.g20russia.ru/load/783687600 (accessed 21 October 2013).

World Bank, OECD (2013) Pursuing Strong, Sustainable and Balanced Growth: A Note on G20 Structural Reform Commitments. Available at: http://ru.g20russia.ru/load/782248406 (accessed 11 October 2013).

World Bank, OECD, INFE (2013a) Women and Finance. Progress Report to the G20. Available at: http://en.g20russia.ru/load/781680452 (accessed 11 October 2013).

World Bank, OECD, INFE (2013b) Women and Financial Education: Evidence, Policy Reponses and Guidance. Available at: http://en.g20russia.ru/load/781681097 (accessed 11 October 2013).

BiBTeX
RIS
 
Rambler's Top100 rss