@ARTICLE{26583242_103578315_2013, author = {М. В. Ларионова and М. Р. Рахмангулов and Е. А. Сафонкина and А. Г. Сахаров and А. В. Шелепов}, keywords = {, энергетика, БРИКС, содействие международному развитию, борьба с коррупцией, реформа международных финансовых институтов, занятость, «Группа двадцати», многосторонняя торговля, экономический рост, финансовое регулирование, структурные реформы, расширение доступа к финансовым услугам, Сирия, размывание налогооблагаемой базы и перемещение прибылиинфраструктура}, title = {Председательство Российской Федерации в «Группе двадцати»: в поисках баланса и путей обеспечения фискальной устойчивости и уверенного роста}, journal = {Вестник международных организаций}, year = {2013}, volume = {8}, number = {4}, pages = {122-179}, url = {https://iorj.hse.ru/2013-8-4/103578315.html}, publisher = {}, abstract = {Ларионова Марина Владимировна - д.полит.н., директор Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) НИУ ВШЭ, Россия, Москва, Мясницкая, 20; E-mail: mlarionova@hse.ruРахмангулов Марк Ринадович - заместитель директора Центра исследований глобального управления ИМОМС НИУ ВШЭ, Россия, Москва, Мясницкая, 20; E-mail: mrakhmangulov@hse.ruСафонкина Елизавета Андреевна -м.н.с. Центра содействия международному развитию ИМОМС НИУ ВШЭ, Россия, Москва, Мясницкая, 20; E-mail: esafonkina@hse.ruСахаров Андрей Геннадьевич -м.н.с. Центра исследований глобального управления ИМОМС НИУ ВШЭ, Россия, Москва, Мясницкая, 20; E-mail: agsakharov@hse.ruШелепов Андрей Владимирович - м.н.с. Центра исследований глобального управления ИМОМС НИУ ВШЭ, аспирант кафедры международных валютно-финансовых отношений НИУ ВШЭ, Россия, Москва, ул. Мясницкая, 20; E-mail: ashelepov@hse.ru АннотацияВ статье представлен анализ результатов председательства России в «Группе двадцати» в 2013 г. Анализ осуществлен на основе модели обеспечения баланса внешних условий и национальных приоритетов страны-председателя для формирования предложений к повестке дня в неформальных институтах (модель «спрос-предложение»). Данный подход позволяет проследить, насколько председательству удалось обеспечить: 1) высокую степень отражения в повестке дня председательства и решений саммита ключевых проблем глобального управления; 2) сбалансированность в приоритетах председательства национальных интересов и интересов партнеров, 3) максимальное использование сложившегося потенциала института; 4) соответствия роли, выбранной страной-председателем (организатора, посредника, политического лидера, национального представителя) внешним условиям и внутренним обстоятельствам.С 1 декабря 2012 г. Россия приняла на себя обязанность и ответственность по координации работы «Группы двадцати» в качестве страны-председателя этого ведущего форума международного экономического сотрудничества. Пятый год своей работы «двадцатка» встретила в условиях «двухскоростного восстановления», которое к марту 2013 г. стало «трехскоростным». Неуверенный и недостаточный рост мировой экономики, сохраняющиеся дисбалансы и риски ухудшения экономических показателей требовали концентрации усилий «форума крупнейших экономик мира на разработке мер по ключевым экономическим и финансовым проблемам, от которых зависит экономический рост и создание рабочих мест во всех странах мира» (Российское председательство в «Группе двадцати», 2013b). Эти приоритеты составили ядро Концепции председательства Российской Федерации, направленной на обеспечение устойчивого глобального роста и восстановления доверия между различными элементами мировой экономики как основной задачи глобального управления в соответствии с миссией и потенциалом «Группы двадцати».Оставаясь в рамках ядра экономических и финансовых вопросов, «двадцатка» начала работу по поиску совместных решений по преодолению таких рисков, как увеличение неравенства доходов населения, хроническая неспособность в достаточной мере инвестировать, развивать и обеспечивать безопасность инфраструктуры, непредвиденные последствия регулирования.Как показывает анализ решений «двадцатки» по основным приоритетам, в рамках российского председательства удалось обеспечить высокую степень отражения в повестке дня «двадцатки» и решениях саммита ключевых проблем глобального управления; баланс национальных приоритетов и приоритетов стран-партнеров по институту и использование сложившегося потенциала института. Выбор роли страны - председателя по конкретным приоритетам определялся сочетанием внешних условий и внутренних обстоятельств. Так, высокая степень остроты проблемы для всех участников определила запрос на выполнение председателем роли лидера при включении в повестку дня экономического форума и обсуждении возможностей мирного разрешения конфликта в Сирии. По занятости и социальной политике российское председательство, сочетая роли организатора и политического лидера, сумело вывести диалог на новый уровень качества.Важным фактором успеха при обсуждении и принятии комплексного плана действий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли стала способность ОЭСР взять на себя ответственность по выработке проекта плана. При экспертном лидерстве ОЭСР, высокой степени остроты данной проблемы для всех участников, глубокой проработке вопросов, российское председательство сконцентрировалось на роли организатора.По приоритетной для России и многих партнеров по «двадцатке» теме стимулирования долгосрочных инвестиций российскому председательству удалось за короткий период консолидировать усилия международных институтов. В работе по данному направлению, как и по сфере финансового регулирования, российское председательство успешно сочетало роль представителя национальных интересов с ролью организатора.При разработке новой стратегии развития наиболее продуктивным оказался выбор роли посредника и организатора, в результате российское председательство сумело обеспечить согласование новой основы для сотрудничества «двадцатки» по развитию.В части касающейся повышения уровня прозрачности, легитимности и эффективности сильной стороной председательства стала активная работа с международными организациями и социальными партнерами и использование их экспертного потенциала. Продолжилась линия по укреплению системы институтов самой «двадцатки»: развитие новых механизмов координации и усиление отчетности по принятым решениям.В рамках российского председательства «Группа двадцати» подтвердила свою значимость как ведущего форума экономического сотрудничества. Сделав «акцент на восстановлении уверенного и всеобъемлющего роста и уровня занятости при одновременном обеспечении фискальной устойчивости», лидеры впервые подчеркнули, что во главе угла повестки дня роста должно стоять благополучие граждан. Это важный итог пяти лет работы «двадцатки», и возможно начало нового качества сотрудничества.Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Разработка модели обеспечения баланса внешних условий и национальных приоритетов государства, председательствующего в "Группе восьми", "Группе двадцати" и БРИКС, при формировании программы председательства на основе модели "спрос-предложение"»), проект № 12-03-00563.}, annote = {Ларионова Марина Владимировна - д.полит.н., директор Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) НИУ ВШЭ, Россия, Москва, Мясницкая, 20; E-mail: mlarionova@hse.ruРахмангулов Марк Ринадович - заместитель директора Центра исследований глобального управления ИМОМС НИУ ВШЭ, Россия, Москва, Мясницкая, 20; E-mail: mrakhmangulov@hse.ruСафонкина Елизавета Андреевна -м.н.с. Центра содействия международному развитию ИМОМС НИУ ВШЭ, Россия, Москва, Мясницкая, 20; E-mail: esafonkina@hse.ruСахаров Андрей Геннадьевич -м.н.с. Центра исследований глобального управления ИМОМС НИУ ВШЭ, Россия, Москва, Мясницкая, 20; E-mail: agsakharov@hse.ruШелепов Андрей Владимирович - м.н.с. Центра исследований глобального управления ИМОМС НИУ ВШЭ, аспирант кафедры международных валютно-финансовых отношений НИУ ВШЭ, Россия, Москва, ул. Мясницкая, 20; E-mail: ashelepov@hse.ru АннотацияВ статье представлен анализ результатов председательства России в «Группе двадцати» в 2013 г. Анализ осуществлен на основе модели обеспечения баланса внешних условий и национальных приоритетов страны-председателя для формирования предложений к повестке дня в неформальных институтах (модель «спрос-предложение»). Данный подход позволяет проследить, насколько председательству удалось обеспечить: 1) высокую степень отражения в повестке дня председательства и решений саммита ключевых проблем глобального управления; 2) сбалансированность в приоритетах председательства национальных интересов и интересов партнеров, 3) максимальное использование сложившегося потенциала института; 4) соответствия роли, выбранной страной-председателем (организатора, посредника, политического лидера, национального представителя) внешним условиям и внутренним обстоятельствам.С 1 декабря 2012 г. Россия приняла на себя обязанность и ответственность по координации работы «Группы двадцати» в качестве страны-председателя этого ведущего форума международного экономического сотрудничества. Пятый год своей работы «двадцатка» встретила в условиях «двухскоростного восстановления», которое к марту 2013 г. стало «трехскоростным». Неуверенный и недостаточный рост мировой экономики, сохраняющиеся дисбалансы и риски ухудшения экономических показателей требовали концентрации усилий «форума крупнейших экономик мира на разработке мер по ключевым экономическим и финансовым проблемам, от которых зависит экономический рост и создание рабочих мест во всех странах мира» (Российское председательство в «Группе двадцати», 2013b). Эти приоритеты составили ядро Концепции председательства Российской Федерации, направленной на обеспечение устойчивого глобального роста и восстановления доверия между различными элементами мировой экономики как основной задачи глобального управления в соответствии с миссией и потенциалом «Группы двадцати».Оставаясь в рамках ядра экономических и финансовых вопросов, «двадцатка» начала работу по поиску совместных решений по преодолению таких рисков, как увеличение неравенства доходов населения, хроническая неспособность в достаточной мере инвестировать, развивать и обеспечивать безопасность инфраструктуры, непредвиденные последствия регулирования.Как показывает анализ решений «двадцатки» по основным приоритетам, в рамках российского председательства удалось обеспечить высокую степень отражения в повестке дня «двадцатки» и решениях саммита ключевых проблем глобального управления; баланс национальных приоритетов и приоритетов стран-партнеров по институту и использование сложившегося потенциала института. Выбор роли страны - председателя по конкретным приоритетам определялся сочетанием внешних условий и внутренних обстоятельств. Так, высокая степень остроты проблемы для всех участников определила запрос на выполнение председателем роли лидера при включении в повестку дня экономического форума и обсуждении возможностей мирного разрешения конфликта в Сирии. По занятости и социальной политике российское председательство, сочетая роли организатора и политического лидера, сумело вывести диалог на новый уровень качества.Важным фактором успеха при обсуждении и принятии комплексного плана действий по противодействию размыванию налогооблагаемой базы и перемещению прибыли стала способность ОЭСР взять на себя ответственность по выработке проекта плана. При экспертном лидерстве ОЭСР, высокой степени остроты данной проблемы для всех участников, глубокой проработке вопросов, российское председательство сконцентрировалось на роли организатора.По приоритетной для России и многих партнеров по «двадцатке» теме стимулирования долгосрочных инвестиций российскому председательству удалось за короткий период консолидировать усилия международных институтов. В работе по данному направлению, как и по сфере финансового регулирования, российское председательство успешно сочетало роль представителя национальных интересов с ролью организатора.При разработке новой стратегии развития наиболее продуктивным оказался выбор роли посредника и организатора, в результате российское председательство сумело обеспечить согласование новой основы для сотрудничества «двадцатки» по развитию.В части касающейся повышения уровня прозрачности, легитимности и эффективности сильной стороной председательства стала активная работа с международными организациями и социальными партнерами и использование их экспертного потенциала. Продолжилась линия по укреплению системы институтов самой «двадцатки»: развитие новых механизмов координации и усиление отчетности по принятым решениям.В рамках российского председательства «Группа двадцати» подтвердила свою значимость как ведущего форума экономического сотрудничества. Сделав «акцент на восстановлении уверенного и всеобъемлющего роста и уровня занятости при одновременном обеспечении фискальной устойчивости», лидеры впервые подчеркнули, что во главе угла повестки дня роста должно стоять благополучие граждан. Это важный итог пяти лет работы «двадцатки», и возможно начало нового качества сотрудничества.Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Разработка модели обеспечения баланса внешних условий и национальных приоритетов государства, председательствующего в "Группе восьми", "Группе двадцати" и БРИКС, при формировании программы председательства на основе модели "спрос-предложение"»), проект № 12-03-00563.} }