Шелепов Андрей Владимирович – м.н.с. Центра исследований глобального управления Института международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) НИУ ВШЭ, аспирант кафедры международных валютно-финансовых отношений НИУ ВШЭ, Россия, Москва, ул. Мясницкая, 20; E-mail:ashelepov@hse.ru
Аннотация
В статье представлен анализ результатов председательства Мексики в «Группе двадцати» в 2012 г. Анализ осуществлен на основе модели обеспечения баланса внешних условий и национальных приоритетов страны-председателя для формирования предложений к повестке дня в неформальных институтах (модель «спрос-предложение»). В статье прослеживается, насколько мексиканскому председательству удалось обеспечить: 1) высокую степень отражения в повестке дня председательства и решений саммита ключевых проблем глобального управления; 2) сбалансированность в приоритетах председательства национальных интересов и интересов партнеров, 3) максимальное использование сложившегося потенциала института; 4) соответствия роли, выбранной страной- председателем (организатора, посредника, политического лидера, национального представителя) внешним условиям и внутренним обстоятельствам.
Для определения ключевых проблем глобального управления был выполнен анализ глобальных рисков предстоящего десятилетия по данным ежегодных докладов Всемирного экономического форума и других международных организаций; осуществлен анализ их значимости для 10 стран-членов «двадцатки», включая Мексику; уровня отражения ключевых проблем в документах и решениях «двадцатки» в 2008-2011 гг.; и уровня отражения в документах председательства. Оценка проводилась на основе корреляции результатов анализа уровня значимости для членов «двадцатки» проблем глобального управления; уровня значимости проблем глобального управления для Мексики; уровня отражения проблем в документах и решениях «двадцатки» в 2008-2011 гг.; а также уровня отражения проблем в документах и решениях саммита 2012 года. При этом соотношение первых трех факторов позволяет в рамках модели «спрос-предложение» определить наиболее подходящую для страны-председателя роль в отношении каждой из рассматриваемых проблем, а уровень отражения проблем в документах и решениях саммита 2012 года свидетельствует о фактически выбранной роли.
Результаты анализа позволили сделать вывод, что выбор мексиканского председательства в пользу роли организатора и посредника при формировании повестки дня и выработке решений «двадцатки» позволил обеспечить преемственность повестки дня и относительный баланс внутреннего спроса и приоритетов стран-партнеров по ключевым проблемам глобального управления. Однако по ряду вопросов, например, экономического блока председательство не смогло реализовать роль лидера, использовать сложившийся потенциал института, обеспечивающий возможность принятия прорывных решений, и вывести сотрудничество на новый уровень качества. Это касается проблем растущей волатильности цен на энергоносители и сельскохозяйственные товары, неравенства доходов населения и непредвиденных негативных последствий регулирования, в которых сохраняется необходимость поиска решений «с наиболее высоким общим знаменателем».
Результаты апробации позволяют сделать вывод о том, что осуществление опережающего анализа факторов внутреннего и внешнего спроса, а также сложившегося потенциала института на основе модели «спрос – предложение», может способствовать повышению эффективности председательства в неформальных институтах глобального управления.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Разработка модели обеспечения баланса внешних условий и национальных приоритетов государства, председательствующего в “Группе восьми”, “Группе двадцати” и БРИКС, при формировании программы председательства на основе модели “спрос-предложение”»), проект № 12-03-00563.
Литература
Energy and Growth Subgroup - C3E Experts Group (2012)Clean Energy and Energy Efficiency Technologies // G20 Countries Report. Available at:http://en.g20russia.ru/load/780983147 (accessed 1 October 2013).
FSB (2012) Identifying the Effects of Regulatory Reforms on Emerging Market and Developing Economies: A Review of Potential Unintended Consequences. Available at:http://www.financialstabilityboard.org/publications/r_120619e.pdf (accessed 1 October 2013).
G20, OECD (2012a) G20/OECD Methodological Framework on Disaster Risk Assessment and Risk Financing. Available at:http://www.oecd.org/gov/riskmanagement/G20disasterriskmanagement.pdf (accessed 1 October 2013).
G20, OECD (2012b) Policy Note on Pension Fund Financing for Green Infrastructure and Initiatives. Available at:http://en.g20russia.ru/load/780984205 (accessed 1 October 2013).
G20 Study Group on Climate Finance (2012) Progress Report. Available at:http://en.g20russia.ru/load/780983065 (accessed 1 October 2013).
The Government of Mexico, World Bank (2012) Improving the Assessment of Disaster Risks to Strengthen Financial Resilience. Available at:http://www.gfdrr.org/sites/gfdrr.org/files/GFDRR_G20_Low_June13.pdf (accessed 1 October 2013).
IFC (2012) Private Investment in Inclusive Green Growth and Climate-related Activities: Key Messages from the Literature and Bibliography. Available at:http://en.g20russia.ru/load/780983334 (accessed 1 October 2013).
ILO, OECD, IMF, World Bank (2012) Boosting jobs and living standards in G20 countries. Available at:http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---dgreports/---dcomm/documents/publication/wcms_183705.pdf (accessed 1 October 2013).
IMF (2012) Macroeconomic Policy Challenges from Commodity Price Volatility. Available at:http://www.g20.org/load/780978425 (accessed 1 October 2013).
IWGA (2012) Promoting Responsible Investment for Sustainable Development and Job Creation. Available at:http://g20mexico.org/images/stories/docs/canalsherpas/summarep.pdf (accessed 1 October 2013).
MDB Working Group (2012) Infrastructure Action Plan 2012 Follow-up Report. Available at:http://g20.org/load/780987101 (accessed 1 October 2013).
UNCTAD (2012)Excessive commodity price volatility: Macroeconomic effects on growth and policy options. Contribution from the UNCTAD secretariat to the G20 Commodity Markets Working Group. Available at:http://www.g20.org/load/780978827 (accessed 1 October 2013).
World Bank, ADB (2012) Urban Mass Transport Infrastructure in Medium and Large Cities in Developing Countries. URL:http://en.g20russia.ru/load/780983684 (accessed 1 October 2013).
Roland Berger Strategy Consultants (2012) Misperception of Risk and Return in Low Income Countries report (MDBs). Available at:http://www.rolandberger.com/GlobalTopics/media/pdf/130612_G20reportfinal.pdf (accessed 1 October 2013).
World Bank (2012a) Facilitating Short and Longer-term Supply Response to Higher and More Volatile Food Prices. Contribution from the World Bank to the G20 Commodity Markets Sub Working Group. Available at:http://www.g20.org/load/780978677 (accessed 1 October 2013).
World Bank (2012b) Market-Based Approaches to Managing Commodity Price Risk. Available at:http://www.g20.org/load/780978573 (accessed 1 October 2013).
World Bank (2012c) Reducing Distortions in International Commodity Markets: An Agenda for Multilateral Cooperation. Available at:http://www.g20.org/load/780978614 (accessed 1 October 2013).