|
2012. т. 7. №4
Тема номера: Модель «спроса и предложения» в глобальном управлении
|
От редактора
Модель «спроса и предложения» в глобальном управлении
|
7–17
|
В статье предложена модель обеспечения баланса внешних условий и национальных приоритетов страны-председателя для формирования предложений к повестке дня в неформальных институтах, таких как «двадцатка», «восьмерка» и БРИКС. В предложенной модели эффективность председательства рассматривается как результат способности председателя обеспечить: 1) высокую степень отражения в повестке дня председательства и решений саммита ключевых проблем глобального управления; 2) баланс внутреннего спроса (собственных приоритетов и интересов) и внешнего спроса (проблемы глобального управления и приоритеты стран-партнеров по институту); 3) максимальное использование сложившегося потенциала института; 4) соответствие выбранной роли страны- председателя (организатора, посредника, политического лидера, национального представителя) внешним условиям и внутренним обстоятельствам. Модель может быть использована как при планировании и подготовке председательства, так и при последующей оценке его эффективности. Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта проведения научных исследований («Разработка модели обеспечения баланса внешних условий и национальных приоритетов государства, председательствующего в «Группе восьми», «Группе двадцати» и БРИКС, при формировании программы председательства на основе модели «спрос-предложение»»), проект .№12-03-00563. |
Приоритеты стран-членов «Группы двадцати» по ключевым проблемам глобального управления
|
18–32
|
Данная статья посвящена рассмотрению позиций Австралии по ключевым проблемам глобального управления. Данная тема приобретает повышенное значение в свете предстоящего в 2014 г. председательства этой страны в «Группе двадцати». Исходя из особенностей, присущих Австралии на современном этапе ее развития, и позиций руководства страны в отношении существующих проблем глобального управления, наиболее актуальными для нее представляются пункты повестки дня «двадцатки», касающиеся тематики содействия международному развитию, энергетики, а также структурных реформ, и, в частности, развития транспортной инфраструктуры. Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в “Группе двадцати”, “Группе восьми” и БРИКС». |
|
33–58
|
Особенность Бразилии в вопросах противодействия рискам глобального развития связана с двойственным характером стоящих перед ней целей национального порядка. С одной стороны? Бразилия стремится стать лидером среди стран Латинской Америки и говорить с международным сообществом, представляя данный регион. С другой стороны, цель Бразилии – участие в системе международного сотрудничества, как государства-лидера, члена БРИКС. Двойственность целей требует от страны гибкого, но последовательного продвижения своих интересов в аспекте противодействия рискам глобального развития. Сложность в реализации выбранного курса сопряжена с недостаточно высоким уровнем социально-экономического развития данного государства. Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в “Группе двадцати”, “Группе восьми” и БРИКС». |
|
59–73
|
Великобритания относится к числу наиболее развитых в экономическом, политическом и социальном плане государств мира. Успехи властей страны в решении внутренних проблем в сочетании с активным участием в международных процессах предопределяют растущую актуальность для Великобритании ключевых глобальных рисков. При этом особую важность в силу продолжающегося влияния последствий глобального кризиса приобретает принятие мер в отношении рисков экономического блока. Именно решение соответствующих проблем рассматривается властями Великобритании в качестве приоритета участия страны в системе глобального управления, прежде всего в деятельности «Группы двадцати». Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в “Группе двадцати”, “Группе восьми” и БРИКС». |
|
74–84
|
Для Индии как одной из важнейших растущих экономик мира актуальными являются различные глобальные риски. В то же время, очевидный акцент в действиях руководства страны направлен на приоритетное решение внутренних проблем, связанных с социальным и экономическим неравенством, неразвитостью инфраструктуры, рисками природных катастроф. В результате риски экономического блока являются важными с точки зрения индийских властей наравне с другими кластерами, и поиск путей принятия мер в отношении различных рисков приводит к заинтересованности в участии не только в «Группе двадцати», ответственной, прежде всего, за реформы финансово-экономического характера, но и в других институтах глобального управления, в частности, БРИКС. Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в “Группе двадцати”, “Группе восьми” и БРИКС». |
|
85–96
|
Данная статья посвящена рассмотрению позиций Канады по ключевым проблемам глобального управления. Исходя из особенностей, присущих Канаде на современном этапе ее развития, и позиций руководства страны в отношении существующих проблем глобального управления, наиболее актуальными для нее представляются пункты повестки дня «двадцатки», касающиеся тематик содействия международному развитию, «зеленого роста», а также осуществления структурных реформ. Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в “Группе двадцати”, “Группе восьми” и БРИКС». |
|
97–108
|
Китай занимает лидирующие позиции в мире по темпам экономического развития, численности населения и ряду других важнейших социально-экономических показателей. В то же время, в стране остается нерешенным целый комплекс проблем, присущих развивающимся странам. В результате практически все глобальные риски с точки зрения властей КНР имеют высокую степень актуальности. Принятие мер в отношении них рассматривается, с одной стороны, как способ укрепления позиций страны в мире, с другой, – как инструмент внутреннего развития, дающий возможность поддержания высоких темпов роста. Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в “Группе двадцати”, “Группе восьми” и БРИКС». |
|
109–124
|
С момента становления «Группы двадцати» как полноценного актора системы глобального управления, Мексика активно участвует в деятельности этого международного института. Председательство страны в «двадцатке» в 2012 г. позволило Мексике реализовать свои национальные приоритеты по ключевым проблемам глобального управления, а также продолжить диалог с партнерами по «двадцатке» в рамках традиционной повестки дня института. В данной статье представлен анализ позиций Мексики по основным проблемам глобального управления. Анализ осуществлен на основе документов «Группы двадцати» и национальных документов (законов, национальных программ, заявлений президента страны и т.д.). В результате были выявлены ключевые приоритеты Мексики, которые в значительной степени определяют ее позицию в «Группе двадцати» и других международных институтах. Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в “Группе двадцати”, “Группе восьми” и БРИКС». |
|
125–150
|
Являясь единственным государством, одновременно входящим в «Группу восьми», и БРИКС, которые представляют позиции различных групп стран, а также являясь постоянным членом Совета Безопасности ООН, Россия имеет значительные возможности по продвижению своих интересов через институты глобального управления. Последовательное председательство в трёх важных неформальных международных институтах: «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИКС, в 2012 – 2015 г., не только предоставляет уникальные возможности внести серьёзный вклад в формирование решений по ключевым глобальным проблемам, но и потребует серьёзных усилий для выработки связанных программ председательства. Россия признаёт важность большинства проблем глобального управления и имеет сформированные позиции по их решению. В рамках своего председательства в «двадцатке» Россия сохранит фокус повестки дня на экономических вопросах, в том числе на продолжении фискальной консолидации, реформе международных финансовых институтов, повышении финансовой грамотности и расширении доступа к финансовым ресурсам. Учитывая специфику повестки дня «двадцатки», рассмотрение проблем геополитического кластера, за исключением коррупции и борьбы с отмыванием денег и финансированием терроризма, в рамках данного форума не представляется целесообразным, что соответствует позиции российских властей. Принимая во внимание глобальный характер российских геополитических интересов, рассмотрение новых вопросов такого рода возможно в «восьмёрке» и БРИКС. Проблемы природного кластера имеют высокий потенциал включения в повестку дня «двадцатки», учитывая важность участия в климатических соглашениях крупнейших эмитентов парниковых газов. России было бы выгодно формирование устойчивых партнёрств по развитию энергоэффективности, в том числе для привлечения новых технологий в страну. Энергетическая проблематика могла бы быть расширена за счёт включения вопросов инфраструктуры, надёжности поставок и расширения доступа к энергии. Упор в рамках технологического кластера может быть сделан на развитии инфраструктуры, в том числе в развитых странах через принятие индивидуальных обязательств. Наименьший потенциал включения в повестку дня «двадцатки» имеют проблемы социального кластера за исключением нехватки водных ресурсов, некоторые аспекты которой уже рассматриваются форумом. Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в “Группе двадцати”, “Группе восьми” и БРИКС». |
|
151–170
|
Обладая большим экономическим потенциалом и политическим влиянием, США исторически играли одну из ведущих ролей в таких важных неформальных международных институтах, как «Группа восьми» и «Группа двадцати». В 2012 г. эта страна внесла особенно существенный вклад в формирование решений «Группы восьми», так как она являлась председателем этого форума. Принимая во внимание то, что последствия глобального экономического кризиса не устранены до сих пор, а также то, что в последнее время существенную конкуренцию США составляют другие страны, в том числе, развивающиеся, такие как Китай, интересы США сосредоточены на восстановлении экономики и удержании мирового лидерства. Для США характерен комплексный подход к решению проблем глобального управления: при поддержке мер в какой-либо сфере учитывается то, как они скажутся на других сферах, прежде всего, на экономике. Более того, при реализации мер в области противодействия социальным и технологическим рискам США стремятся также добиться косвенного положительного экономического эффекта. Таким образом, интересы США в настоящий момент сосредоточены на устойчивом экономическом росте в условиях энергетической и геополитической безопасности. В ближайшем будущем среди возможных приоритетов США в повестках дня международных форумов можно выделить меры по борьбе с последствиями кризиса, включая меры по повышению прозрачности и ответственности на мировых финансовых рынках, меры по обеспечению продовольственной и энергетической безопасности, а также геополитической стабильности, в особенности, в странах Ближнего Востока, меры по поддержанию безопасности ядерных объектов и отражению кибератак, а также действия в области борьбы с коррупцией. Значительное внимание США продолжат уделять борьбе с мировым терроризмом и транснациональной преступностью, а также противодействию появления ядерного оружия у стран, которые ранее не располагали им. В решении конфликтов с другими странами США не исключают применения силы, однако это возможно лишь в случае исчерпания дипломатических механизмов урегулирования ситуации. Наименьший интерес для США представляет борьба с природными рисками, которая признается важной задачей, однако ее реализация не должна оказывать негативное влияние на развитие экономики, что не всегда возможно. В том числе, пока не привлекает должного внимания со стороны США проблема неустойчивого роста населения в развивающихся странах, однако США также признают важность ее решения. Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в “Группе двадцати”, “Группе восьми” и БРИКС». |
|
171–183
|
Данная статья посвящена рассмотрению позиций ЮАР по ключевым проблемам глобального управления. Исходя из особенностей, присущих ЮАР на современном этапе ее развития, и позиций руководства страны в отношении существующих проблем глобального управления, наиболее актуальными для нее представляются пункты повестки дня «двадцатки», касающиеся реформы международных финансовых институтов, структурных реформ, а также содействия международному развитию. Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в “Группе двадцати”, “Группе восьми” и БРИКС». |
|
184–198
|
Данная статья посвящена рассмотрению взаимосвязи вопросов экономического роста и вызовов, связанных с осуществлением структурных реформ, как в развивающихся, так и в развитых странах. Также, затронут ряд ключевых аспектов тематики структурных реформ, таких как инвестиционный климат, инфраструктура, создание рабочих мест, «зеленый рост» и торговая реформа. Кроме того, отмечается центральная роль структурных реформ для развивающихся стран в осуществлении перехода от среднего к высокому уровню доходов, а также важность мер налогово-бюджетной консолидации в развитых странах с последующим перераспределением части мировых накоплений в пользу осуществления инфраструктурных проектов. Выводы исследования подкреплены статистическими данными. |
Приоритеты стран-членов БРИКС по ключевым проблемам глобального управления
|
199–238
|
В статье предпринята попытка оценить возможности сотрудничества в БРИКС для формирования решений БРИКС и «двадцатки» по ключевым направлениям реформы международной финансово-экономической архитектуры в интересах России. С этой целью авторы материала проанализировали позиции стран БРИКС по ключевым направлениям реформы международной финансово-экономической архитектуры. В анализ были включены пять основных направлений реформы: 1) формирование новой глобальной системы резервных валют (изменения состава корзины валют специальных прав заимствования (СДР), изменение роли СДР в мировых финансах, изменение структуры валютных резервов, переход на расчеты в национальных валютах в рамках различных соглашений); 2) реформирование системы управления международными финансовыми учреждениями (реформирование системы представительства и голосов в Международном валютном фонде (МВФ) и Всемирном банке, пересмотр формулы расчета квот в МВФ); 3) увеличение ресурсов международных банков развития и создание новых коллективных инструментов финансовой защиты, создание Банка развития БРИКС); 4) обеспечение эффективного надзора за финансово-экономической политикой с учетом системного значения стран (МВФ, Совет по финансовой стабильности); 5) преодоление макроэкономических дисбалансов (платёжный баланс, государственный бюджет и национальный долг). Работа была выполнена преимущественно на основе документов национальных органов власти, либо официальных позиций, заявленных национальными органами власти в международных организациях. Учитывая, что целью проведенной работы является оценка возможностей сотрудничества для формирования решений БРИКС и «двадцатки» по ключевым направлениям реформы международной финансово-экономической архитектуры в интересах России, каждый блок начинается с анализа позиций России, затем рассматриваются позиции партнеров по БРИКС. Результаты анализа позволили выявить общие позиции стран БРИКС по ключевым направлениям реформы международной финансово-экономической архитектуры, соответствующие интересам России. По каждому блоку выделены направления дальнейшего сотрудничества. С целью оценки возможности влияния коллективных позиций БРИКС на решения «двадцатки» на основе документов БРИКС и «двадцатки» был осуществлен сравнительный анализ решений БРИКС и «двадцатки» по ключевым направлениям реформы международной финансово-экономической архитектуры. Выявлены поворотные моменты координации БРИКС для формирования решений «двадцатки» по ключевым направлениям реформы международной финансово-экономической архитектуры. Дана оценка потенциала влияния БРИКС на решения «двадцатки». По итогам анализа сформулированы рекомендации по использованию возможностей сотрудничества в БРИКС для формирования решений БРИКС и «двадцатки» по ключевым направлениям реформы международной финансово-экономической архитектуры в интересах России. Исследование выполнено в рамках проекта Российского совета по международным делам и ИМОМС НИУ ВШЭ «Повышение эффективности участия России в “Группе двадцати”, “Группе восьми” и БРИКС». |
|
239–247
|
В настоящей статье рассматриваются некоторые новеллы законодательства одной из стран БРИКС – Бразилии – в сфере антимонопольного законодательства. Предметом авторского внимания становятся вопросы защиты интеллектуальных прав, изменения порядка и способов исчисления штрафов за нарушения экономического порядка, а также сокращения числа рыночных действий, совершение которых требует одобрения антимонопольных органов Бразилии. |
Возможности экономической интеграции
|
248–253
|
Поставки природного газа являются одним из основных торговых потоков, связывающих Россию и другие страны Европы. Значительная доля российского газа в топливных балансах ведущих европейских стран и реализация крупных проектов, в которых российской стороне принадлежит лидирующая роль, обуславливают опасения ряда европейских политиков относительно возможности использования Россией своей газовой промышленности в качестве инструмента давления во внешней политике. В статье представлен анализ целесообразности и последствий использования отечественной газовой промышленности в качестве политического инструмента, а также рассматривается её экономический интеграционный потенциал. |
|
254–270
|
В течение последних десятилетий региональная архитектура Восточной Азии претерпела существенные изменения, особенно после Азиатского финансового кризиса 1997-1998 гг. В статье рассматривается формирование новой региональной структуры – Восточно-Азиатского саммита (ВАС). Проанализированы взгляды стран-участниц относительно возможностей нового интеграционного объединения и мотивы их вступления в ВАС. Отдельное внимание уделено вопросу взаимодействия различных организаций, создаваемых под эгидой АСЕАН, со структурами глобального управления и, в частности, с «Группой двадцати». В статье предпринята попытка определить основные тенденции регионализации в Восточной Азии и, насколько возможно, предсказать будущие контуры интеграционных структур. |
|
|