|
2012. т. 7. №3
Тема номера: Сотрудничество в интересах роста и занятости
|
Вступительное слово
Итоги саммитов «Группы восьми» и «Группы двадцати»
|
7–24
|
Предлагаемая Вашему вниманию статья является переводом работы Дж. Киртона и Дж. Кулик «Саммит значительных успехов: результаты саммита “Группы восьми” в Кэмп-Дэвиде в мае2012 г.». Авторы статьи анализируют итоги саммита «восьмерки». 18–19 мая2012 г. президент США Б. Обама принимал в своей резиденции в Кэмп-Дэвиде 38-й ежегодный саммит «Группы восьми». Лидеры обсудили вопросы глобального экономического роста, развития, мира и безопасности, и менее чем через 24 часа обнародовали краткое пятистраничное коммюнике. Несмотря на это, Кэмп-Дэвидский саммит завершился успешно. В ходе встречи лидеры обсудили наиболее актуальные вопросы, задав в то же время направление последующим встречам, в том числе саммиту НАТО в Чикаго, «Группы двадцати» – в Лос-Кабосе и Рио+20 – в Рио-де-Жанейро. Этот успех был обусловлен рядом причин. Первой стала серия сильных глобальных потрясений, обсуждение которых было включено в повестку дня саммита. В их числе новый этап кризиса в еврозоне, высокие цены на нефть и продовольствие, а также эскалация конфликта в Сирии. Второй причиной стала неспособность других важнейших международных институтов решить эти проблемы. Третья причина – приверженность «восьмерки» продвижению демократии и ее роль в таких вопросах, как демократическая трансформация на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Четвертой причиной стало укрепление относительных возможностей стран «Группы восьми», поддержанное сильными позициями доллара США, японской иены и британского фунта. Пятая причина – наличие у присутствовавших лидеров политической власти, капитала, преемственности, компетенций и поддержки в их странах. Саммит в Кэмп-Дэвиде стал для ряда лидеров шестым или седьмым, а некоторые из них обладали поддержкой большинства граждан и контролем над законодательными собраниями своих стран. Наконец, еще одной причиной успеха стало ограниченное число участников саммита в Кэмп-Дэвиде, прошедшего в традиционной для «восьмерки» атмосфере уединенности, являющейся ее уникальным и оригинальным преимуществом и позволяющей лидерам общаться в более непринужденной обстановке. Совокупность этих факторов позволила «Группе восьми» вновь заявить о себе как о сильном центре эффективного глобального управления. |
|
25–41
|
В статье представлен анализ результатов саммита «Группы двадцати» в Лос-Кабосе. Автором рассматривается несколько аспектов. Первое, сбалансированность в приоритетах председательства национальных интересов и интересов партнеров, долгосрочных задач глобального управления и задач, требующих безотлагательных действий; преемственности и инновационности повестки дня. Второе, организация взаимодействия с партнерами по «двадцатке», другими странами, международными и региональными организациями, представителями гражданского общества, бизнес сообщества, экспертными организациями и академическими институтами, как в ходе подготовки, так и во время проведения саммита. Третье, качество реализации функций глобального управления, прежде всего, последовательное исполнение принятых решений и прозрачность оценки достигнутых результатов. Эти три измерения выбраны для оценки, поскольку они имеют безусловное значение для повышения эффективности и легитимности «двадцатки». В целом саммит в Лос-Кабосе оценивается как успешный. По каждому из трех аспектов оценки отмечаются достижения и неудачи. Председательству удалось обеспечить баланс национальных интересов и интересов партнеров, инновационности и преемственности повестки дня. Мексиканское председательство включило свои ключевые приоритеты в повестку дня саммита. По приоритету зеленого роста новых прорывных решений не принято. По туризму и управлению рисками катастроф сформулированы несколько пунктов, определяющих дальнейшие направления действий, но фактически нет обязательств. Наиболее полно проработан «новый» приоритет по расширению доступа к финансовым услугам и финансовой грамотности. В части организации взаимодействия с партнерами сильной стороной стала активная работа председательства с международными организациями; включение в программу новых форматов: встреч министров торговли, министров туризма; подготовка рабочей группой предложений по международной финансовой архитектуре; продвижение приоритетов Мексиканского председательства на многочисленных многосторонних форумах; интеграция в консультации стран Латинской Америки; создание возможностей для двусторонних встреч лидеров в ходе саммита. Однако значительный экспертный и организационный потенциал международных институтов не был полностью востребован. «Двадцатка» не смогла «переварить» подготовленные материалы и сформированные предложения. Предложения экспертного сообщества и гражданского общества также не нашли отражения в документах саммита. По реализации функций глобального управления саммит в Лос-Кабосе стал самым сбалансированным за всю историю «Группы двадцати». Значительно внимание было отведено реализации принятых решений, сделан еще один шаг по созданию механизмов самоотчетности. Автор считает, что эта работа должна быть продолжена, в том числе в рамках Российского председательства в «Группе двадцати» в 2013 году. Предлагаемая Вашему вниманию статья подготовлена в рамках проекта «Повышение эффективности участия России в «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ в сфере глобального управления и подготовка предложений для Председательства РФ в «Группе двадцати» в 2013 году», реализуемого совместно Российским советом по международным делам (РСМД) и Институтом международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2012 г. |
Сотрудничество для обеспечения глобального роста
|
42–91
|
Проблемы глобального управления формируют запрос на деятельность многосторонних международных институтов (спрос на глобальное управление), который могут или не могут удовлетворить международные институты (предложение). Приоритеты стран-членов многосторонних институтов также формируют запрос на их деятельность. Потенциал этих институтов по формированию консенсуса и выработке коллективных решений, приемлемых для стран-членов, может быть трансформирован в предложение. Страна-председатель при выработке повестки дня должна сопрягать оба типа спроса (глобальные риски и официальные позиции по ключевым приоритетам глобального управления стран-членов международных форумов)cпотенциалом института, в котором она председательствует, и своими приоритетами, интересами и возможностями; а также располагать сравнительной оценкой эффективности институтов для решения конкретных проблем глобальной повестки дня. Для России, которая будет председательствовать в 2013 году в «Группе двадцати», в 2014 – в «Группе восьми» и в 2015 – в БРИКС, последовательность трех председательств содержит уникальные возможности влияния на глобальные процессы на основе обеспечения баланса внешних условий и национальных приоритетов. Существует возможность для формирования инновационной повестки дня трех институтов на основе сравнительного анализа прогнозируемых вызовов глобального управления и потенциала «двадцатки», «восьмерки» и БРИКС. В статье представлена сравнительная оценка возможностей и соответствия миссии «двадцатки», «восьмерки» и БРИКС задачам преодоления ключевых рисков будущего десятилетия. Для оценки глобальных рисков предстоящего десятилетия были использованы данные докладов «Глобальные риски 2011» и «Глобальные риски 2012» Всемирного экономического форума. Анализ был проведён по пяти кластерам рисков: экономическому, социальному, геополитическому, технологическому и природному, и включал 25 рисков, имеющих наибольший показатель суммы вероятности и влияния. Оценка потенциала «двадцатки», «восьмерки» и БРИКС опиралась на анализ содержания документов и решений, принятых институтами на саммитах и в других форматах. На основе сопоставления полученных результатов были выделены наиболее соответствующие миссии и потенциалу каждого из институтов кластеры рисков. Работа позволила сформировать рекомендации для повестки дня «Группы двадцати», «Группы восьми» и БРИКС на основе модели спрос – предложение, то есть сопряжения проблем глобального управления (спрос на глобальное управление) и потенциала международных многосторонних институтов (предложение). При подготовке статьи с разрешения Всемирного экономического форума были использованы результаты доклада Инициативы экспертной сети по реагированию на глобальные риски «Глобальные риски 2012». Предлагаемая Вашему вниманию статья подготовлена в рамках проекта «Повышение эффективности участия России в «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ в сфере глобального управления и подготовка предложений для Председательства РФ в «Группе двадцати» в 2013 году», реализуемого совместно Российским советом по международным делам (РСМД) и Институтом международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2012 г. |
|
92–108
|
Необходимость вывода национальных экономик на траектории устойчивого роста после мирового кризиса определяет необходимость осуществлять комплекс мер по их структурной перестройке ведущими странами мира. В данной статье представлен анализ динамики обязательств по структурным реформам, принятых членами «Группы двадцати» начиная с саммита 2009 года в Питтсбурге. Автор исследует влияние экономических условий, в первую очередь состояния государственного бюджета, на выбор приоритетов структурных реформ и подходов к их реализации в странах-членах «двадцатки». На основе данных ОЭСР и других международных институтов, а также национальных источников осуществлен анализ эффективности реализации структурных преобразований в странах-членах «Группы двадцати». По результатам этого анализа и изучения рекомендаций «двадцатки» и ОЭСР автором предложена методика оценки вероятности включения новых приоритетов в повестку дня «Группы двадцати» по структурному реформированию. Использование этой методики позволяет сформировать прогноз относительно будущих направлений деятельности международных институтов в сфере стимулирования структурных реформ. Предлагаемая Вашему вниманию статья подготовлена в рамках проекта «Повышение эффективности участия России в «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ в сфере глобального управления и подготовка предложений для Председательства РФ в «Группе двадцати» в 2013 году», реализуемого совместно Российским советом по международным делам (РСМД) и Институтом международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2012 г. |
|
109–119
|
В статье рассматривается вклад «Группы двадцати» в преодоление дисбалансов в мировой экономике посредством реализации обязательства по фискальной консолидации. Обязательство, состоящее из двух частей: сокращение дефицита государственного бюджета к2013 г. и стабилизация или снижение уровня государственного долга к2016 г., было впервые принято развитыми странами-членами «двадцатки» на саммите в Торонто в2010 г. Принятие «Группой двадцати» обязательства по фискальной консолидации с конкретными параметрами позволило дополнить соответствующие национальные планы элементами международной координации, давления со стороны партнеров и влияния международных организаций. Предлагаемая Вашему вниманию статья подготовлена в рамках проекта «Повышение эффективности участия России в «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ в сфере глобального управления и подготовка предложений для Председательства РФ в «Группе двадцати» в 2013 году», реализуемого совместно Российским советом по международным делам (РСМД) и Институтом международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2012 г. |
|
120–131
|
В данной статье рассматривается исполнение «Группой двадцати» обязательств по отказу от мер протекционистского характера, принимавшихся на всех саммитах «двадцатки». В работе проводится анализ и сопоставление индивидуальных результатов членов «двадцатки» в различные периоды между встречами лидеров. Анализ производится на основе данных, представленных в докладах Всемирной торговой организации о торговых мерах стран «Группы двадцати». По мнению автора, несмотря на принятые обязательства, эффективность форума в данной сфере остается низкой, что подтверждается большим количеством протекционистских мер, принятых странами в период между саммитом в Вашингтоне в 2008 году и саммитом в Каннах в 2011 году. Предлагаемая Вашему вниманию статья подготовлена в рамках проекта «Повышение эффективности участия России в «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ в сфере глобального управления и подготовка предложений для Председательства РФ в «Группе двадцати» в 2013 году», реализуемого совместно Российским советом по международным делам (РСМД) и Институтом международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2012 г. |
|
132–146
|
В статье рассматривается исполнение «Группой двадцати» обязательства по поэтапному сокращению и рационализации неэффективных субсидий на производство и потребление ископаемых видов топлива. Анализ производится на основе докладов и исследований международных организаций, таких как ОЭСР, Международное энергетическое агентство, ОПЕК и Всемирный банк. В статье приводятся различные подходы к оценке эффективности и стоимости субсидий. Рассмотрение результатов заявленной реформы в сфере субсидий на ископаемые виды топлива позволяет сделать вывод о том, что в разных странах этот процесс идет с разной скоростью. По мнению автора, отсутствие общепринятых критериев эффективности топливных субсидий значительно затрудняет исполнение рассматриваемого обязательства «Группой двадцати» в целом. Предлагаемая Вашему вниманию статья подготовлена в рамках проекта «Повышение эффективности участия России в «Группе двадцати», «Группе восьми» и БРИКС в соответствии с приоритетами и национальными интересами РФ в сфере глобального управления и подготовка предложений для Председательства РФ в «Группе двадцати» в 2013 году», реализуемого совместно Российским советом по международным делам (РСМД) и Институтом международных организаций и международного сотрудничества (ИМОМС) Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» в 2012 г. |
|
147–183
|
Предлагаем Вашему вниманию перевод статьи Стивена Питерсона, посвященной проблеме достижения Целей развития тысячелетия в Африке. Данная статья является доработанной версией материала, подготовленного для встречи финансовых экспертов в Аддис-Абебе, Эфиопия 3-4 декабря2009 г. Статья послужила основой для готовящегося «Доклада о положении детей в Африке 2011: бюджетирование для благополучия детей» (The African Report on Child Wellbeing 2011: Budgeting for Children). Мировая экономика и особенно самые бедные страны находятся в очень тяжелой ситуации. На возникновение кризиса повлияли такие глобальные факторы, как: чрезмерный леверидж, дискредитировавшие себя финансовые институты, и эксперты с неопределенными прогнозами на неопределенное будущее. Беднейшие страны пострадали в результате кризиса больше всего, для того чтобы оправится от потрясения им потребуется немало времени. При сложившихся обстоятельствах Цели развития тысячелетия (ЦРТ) являются не лучшей стратегией развития для стран Африки. ЦРТ никогда не получали требуемой финансовой поддержки со стороны развитых стран, и их позиция вряд ли изменится в будущем, так как теперь перед ними стоят новые неотложные задачи: повышение социальных расходов, борьба с терроризмом, смягчение последствий изменения климата, стимулирование экономики, стабилизация финансовой системы. Как инвестиционная стратегия ЦРТ фокусируются на решении социальных, а не инфраструктурных задач развития, создавая дополнительную нагрузку на бюджет. Неспособность ЦРТ решить проблему мобилизации средств в государственный бюджет говорит о финансовой неустойчивости данной стратегии. Наиболее подходящей стратегией для оказания международной помощи представляется стратегия Целей десятилетия по развитию инфраструктуры, направленная на инвестирование в инфраструктуру (мобилизацию бюджетных доходов, строительство дорог, обеспечение электроэнергией и развитие сельского хозяйства), а не в социальную сферу. Оригинальный текст статьи, размещенный на веб-сайте Института государственного управления им. Джона Ф. Кеннеди Гарвардского университета, является рабочим документом и публикуется с согласия автора. Все права на статью принадлежат автору. |
В поисках дополнительных источников роста
|
184–198
|
В статье проводится анализ процесса строительства единого рынка электроэнергии в Европейском союзе, рассматриваются наднациональные инициативы по созданию и объединению конкурентных рынков электроэнергии государств-членов Евросоюза, а также раскрываются основные трудности, с которыми сталкиваются наднациональные органы, государства-члены и электроэнергетические компании Евросоюза в рамках строительства единого рынка электроэнергии. |
|
199–208
|
Российская газовая промышленность является одной из основных составляющих вторичного сектора российской экономики и обладает не только высоким потенциалом наращивания собственной конкурентоспособности, но в перспективе может оказывать положительные внешние эффекты на другие отрасли российской экономики. Вступление России в ВТО, председательство в ФСЭГ, а также лидирующие позиции на мировых рынках нефти и газа обуславливают актуальность исследования и определения конкурентных преимуществ российской газовой промышленности. Необходимо также отметить, что международные энергетические проекты являются областью взаимодействия крупнейших отечественных и зарубежных ТНК, в которой российским компаниям традиционно принадлежат лидирующие позиции. В статье представлен анализ ключевых для российских экспортёров аспектов европейского газового рынка, а также предложен способ использования естественного конкурентного преимущества российских газодобывающих компаний – доступа к отечественным запасам природного газа – для повышения экономической эффективности участия в международных проектах в области хранения газа. |
Вклад стран БРИКС в глобальный рост
|
209–236
|
Предлагаемая Вашему вниманию статья является переводом рабочего документа Международного валютного фонда и посвящена проблеме совершенствования бюджетной политики России. Хотя многие аспекты бюджетной политики России на бумаге соответствуют лучшим мировым стандартам, реальная практика последних лет перестает соответствовать передовому международному опыту. В частности, продолжающийся фокус на общий, а не на не нефтяной баланс, постоянное использование дополнительных бюджетов для расходования непредвиденных нефтяных доходов способствуют процикличности бюджетной политики России, приводящей к экономическим бумам переходящим в кризисы. В этой связи авторы статьи предлагают некоторые улучшения бюджетной политики страны. |
|
237–245
|
В статье рассматриваются подходы Бразилии к проблеме реформирования ООН как глобальной структуры, взаимозависимости между безопасностью и развитием, устойчивому развитию мира, влиянию последствий глобального финансового экономического кризиса на осуществление прав человека. Показаны взгляды страны на миротворческие операции, гуманитарные миссии, помощь в борьбе с голодом и нищетой. |
|
|