|
2011. т. 6. №3
Тема номера: Испытания политического лидерства
|
Актуальная тема
|
4–9
|
В статье представлен анализ докладов «подотчетности», опубликованных в контексте деятельности «Группы вось- ми» и «Группы двадцати» с 2008 г. Задача исследования заключалась в выявлении степени влияния этих докладов на четыре аспекта подотчетности: прозрачность, консультации, оценка и исправление (корректировка). Несколько аспектов докладов были выделены в качестве параметров, характеризующих их качество. Представление базовых или первичных данных для каждого из членов института, а не в агрегированной форме, способствует повышению прозрачности. Рекомендации со стороны авторов создают возможности для осуществления взаимодействия и консультаций. Количественные показатели оценки или рейтинги формируют ясные сигналы относительно резуль- татов оценивания. Качество каждого доклада было проанализировано относительно трех указанных функций: по одному баллу доклад получал за прозрачность, наличие оценок, предоставление рекомендаций. Так как осущест- вление корректировки является прерогативой акторов, которые оказывают влияние, по этому параметру доклады не оценивались. Результаты анализа не позволяют дать однозначно утвердительный ответ на четыре вопроса о качестве си- стем. Насколько прозрачно «Группа восьми» и «Группа двадцати» реализуют решения по созданию глобального общественного блага в рамках своей миссии? Насколько обеспечен уровень взаимодействия и консультаций в политических процессах институтов по предоставлению глобальных публичных благ? Насколько хорошо оценива- ется исполнение ими обязательств? Насколько хорошо они корректируют недостатки в деятельности? Автор счи- тает, что ответ на все эти вопросы: «недостаточно». В статье предлагаются рекомендации по повышению качества отчетности и мерам, направленным на создание плюралистической системы подотчетности институтов «Группы восьми» и «Группы двадцати». |
Аналитические материалы
|
10–19
|
Статья посвящена феномену большой правозащитной игры как выражению использования правозащитной тема- тики в международных политических и экономических отношениях. Права человека стали инструментом расчле- нения «неугодных» государств, поводом для применения силы, военного вторжения, введения санкций и навязы- вания «демократического» внутреннего распорядка. Автор уделяет особое внимание проблеме реформирования правозащитного сектора ООН и создания Совета ООН по правам человека. Большая правозащитная игра, пред- ставляющая собой манипуляцию отдельными положениями концепции прав человека в сфере политической и экономической борьбы различных государств мира, сегодня разыгрывается в арабском мире в целом и Ливии в частности. |
|
20–26
|
Российскому обществу необходим поворот от социального пессимизма к социальному оптимизму: оттолкнувшись от ностальгии по советской сверхдержавности, устремиться к завоеванию современной Россией реальных вы- сот мирополитической значимости. Авторам представляется, что державный статус России ХХI в. должен опре- деляться новой геополитической ролью Севера (и Арктики в частности) в глобальном политико-экономическом развитии. Однако при этом необходимо учитывать конкурентные позиции глобальных участников «арктической гонки», в частности Китая. |
|
27–36
|
Ресурсы международных организаций создают для России серьезные возможности для развития сотрудничества в Арктике как сегодня, так и в обозримом будущем. Наиболее полезными являются Арктический совет (АС) и Со- вет Баренцева/Евроарктического региона (СБЕР). При этом АС должен быть реформирован таким образом, чтобы он превратился в ключевую международную организацию региона, принимающую обязательные для исполнения решения. СБЕР позволяет улучшать дву- и многостороннее сотрудничество на региональном уровне (включая сферу «мягкой» безопасности), а также развивать арктические районы России. Единственным исключением сле- дует считать НАТО, чьи действия в Арктике имеют явно антироссийский характер. |
|
37–50
|
В последние годы одной из самых обсуждаемых проблем в зарубежной политологии стал феномен секьюритиза- ции сферы содействия международному развитию – подчинение процесса структурирования, обоснования, раз- работки и реализации политики СМР императивам безопасности, в основе которых лежит восприятие отставания в развитии как угрозы. По мнению экспертов, этот феномен проявляется на трех различных уровнях: в дискурсе политических лидеров и языке документов международных организаций (макроуровень); в изменениях институ- циональной структуры, объема и направленности потоков помощи развитию (мезоуровень) и на уровне планиро- вания и реализации конкретных программ и проектов (микроуровень). Цель статьи – изучить проявления секью- ритизации сферы СМР на макроуровне, обозначить ключевые элементы «акта секьюритизации» как дискурсивной практики и поставить вопрос о перспективах сохранения указанной тенденции. |
|
51–82
|
Представляем Вашему вниманию неофициальный перевод краткого обзора доклада по результатам Форсайт- проекта, подготовленного департаментом науки Министерства бизнеса, инноваций и профессиональных навыков Великобритании при поддержке Министерства сельского хозяйства и Министерства международного развития. Краткий обзор освещает основные положения Форсайт-доклада о текущей ситуации в системе продоволь- ствия, обращает внимание на нерациональное использование части природных ресурсов, приводящее к недоеда- нию и голоду более чем 1 млрд человек по всему миру. В кратком обзоре представлены политические реко- мендации по широкому спектру вопросов, таких как развитие, инвестиции, наука и торговля для преодоления существующих проблем в сфере продовольствия и фермерства. Доклад будет интересен широкому кругу профес- сионалов и исследователей, чьи интересы связаны с различными аспектами системы продовольствия, в том числе с управлением системой на различных уровнях, производством и поставкой продовольствия, спросом и поведе- нием потребителей. Он также актуален для должностных лиц, чьи интересы связаны со сферой продовольствия и смежными областями, такими как изменение климата, землепользование, потребление воды и энергии. |
|
83–95
|
Предлагаем вашему вниманию перевод 1-й главы доклада Центра стратегических и международных исследований «Мировые игроки в глобальном здравоохранении. Как Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка влияют на ситуацию в секторе?». В статье рассматривается политика Бразилии в области глобального здравоохранения. Анализируются особенности бразильской политики в глобальном здравоохранении и содействии международ- ному развитию, взаимосвязь внутренней и внешней политики в секторе здравоохранения. Автор подчеркивает лидирующую роль Бразилии в продвижении инициатив Юг – Юг, переговорах об уступках в Соглашении по связан- ным с торговлей аспектам прав интеллектуальной собственности, переговорах по Рамочной конвенции по борьбе против табака. В статье также анализируются перспективы дальнейшего участия Бразилии в содействии между- народному развитию в секторе здравоохранения. |
|
96–104
|
Представляем Вашему вниманию перевод 3-й главы доклада Центра международных стратегических исследо- ваний «Мировые игроки в глобальном здравоохранении. Как Бразилия, Россия, Индия, Китай и Южная Африка влияют на ситуацию в секторе?». В статье рассматривается политика Индии в области глобального и националь- ного здравоохранения. Автор отмечает парадокс Индии, состоящий в том, что страна, испытывающая серьезные проблемы в области национального здравоохранения, делает ставку на активное участие в международной помо- щи развитию в области здравоохранения и добивается серьезных результатов в качестве нового донора. Именно такой подход позволяет Индии найти инновационные решения для преодоления национальных проблем в секторе здравоохранения. |
|
105–118
|
В статье анализируются основные теоретические подходы к пониманию эффектов воздействия потоков помощи на развитие беднейших стран. Представлен обзор исследований в сфере содействия развитию в контексте поло- жения беднейших стран в мировой экономике и эволюции политики сообщества доноров в отношении содействия международному развитию. В заключение автор приходит к выводу, что помощь – это мера временного характера, а ее эффективность зависит от других факторов развития, в том числе действий национальных правительств раз- вивающихся стран. |
|
|